Изготовление
Прежде чем перейти к плетению ковра, подготавливают сырье – окрашивают нити, обрабатывают специальным образом для большей эластичности.
Есть несколько способов производства индийских ковров:
- Ручной.
- Механизированный.
На больших фабриках производство ковров построено по принципу конвейера. Изделия изготавливаются быстро, имеется несколько моделей с одинаковым рисунком и аналогичным размером, которые дублируются день ото дня, а потом поступают в продажу на местный и международный рынки.
Ручная же работа высоко ценится и имеет ряд особенностей. Для создания шедевра используется ткацкий станок, он может быть горизонтальным или вертикальным. Более популярный – вертикальный станок.
- На его раму от верхней грани до нижней продольно натягиваются толстые, прочные нити основы. Чтобы ковер был крепкий, натягивают их плотно друг к другу.
- Затем, для того чтобы ковер имел форму и не расползался во время плетения, плетут кромку в несколько рядов.
- После этого мастер начинает создавать неповторимый узор узелковым способом. Каждый узелок вручную завязывается на продольных нитях очень близко друг к другу до тех пор, пока не закончится горизонтальный ряд.
- Далее, для придания прочности изделия ворс приглаживают дафтуном.
Ряд за рядом на свет рождается шедевр из Индии.
Важно, чтобы узелки располагались плотно к основе, это важное условие для того, чтобы изделие служило долго и не расползлось в процессе использования. Плетут ковры в среднем от трех месяцев до трех лет
Зависит это от размеров, а также от ворса: шерстяной более толстый, такие изделия рождаются быстрее.
Каждый день мастер делает 5000-6000 узлов. Над одним ковром трудятся сразу несколько умельцев, что сокращает время плетения. После того как плетение завершено, ворс обрезают по необходимой длине.
Одна ошибка и изделие испорчено, а ведь на его создание ушел не один месяц. Шерстяной ковер более податлив, так как ворс толще, чем у шелковых ковров. Теперь индийский ковер готов!
История ковров в Индии
История индийских ковров, особенно шерстяных ковров, относится к периоду еще в 500 г. до н. э. Ссылки на самые ранние тканые коврики и напольные покрытия можно найти в древней и средневековой индийской литературе.
История индийских ковров начинается с того, что, когда Бабур приехал в Индию, он был разочарован отсутствием здесь роскоши. Он видел роскошь Персии, которая включала персидский ковер, и таким образом Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии в 1580 году нашей эры в своем дворце в Агре. Он установил центры ткацких изделий ковра в Агре, Дели и Лахоре, чтобы облегчить производство персидских стилизованных ковров, которые были вдохновлены проектами Кирмана, Кашана, Исфахана и так далее. Моголы не только использовали персидскую технику ковроткачества, но и традиционные узоры и мотивы из Персии. Могольские ковры были столь же неясны, как и их миниатюры, и обычно изображали придворную жизнь, животных и цветочные украшения. Могольские ковры были ярко окрашены, а шелковые ковры с ручным узлом имели 4224 узла на квадратный дюйм. Однако самым известным видом индийских ковров был ворсовый ковер, который пришел в Индию в царствование Акбара в 16 веке. В 1580 году Акбар привез некоторых персидских ткачей ковра в Индию. Искусство росло и процветало здесь, и оно было модифицировано в соответствии с королевскими вкусами и смешано с индийским искусством. Персидские ковры были воссозданы в индийских формах. Эти ковры распространяются на весь субконтинент с каждой областью, имеющей собственные особенности.
С самого начала шерсть или шелк были основным материалом вязанных ковров. Шерсть может иметь разнообразное происхождение в зависимости от типа ковра. Шелковые узлы также используются в Кашмирском регионе. Узоры индийских ковров варьировались от виноградных лоз и цветочных узоров, фигур животных и птиц до геометрических и каллиграфических узоров. Ковры из эпохи царствования Акбара (1556-1605) использовали хлопчатобумажную основу и шерстяной ворс, а разнообразная цветовая гамма имела несколько оттенков зелени и других цветов на красной и персиковой основе. Узоры были переработаны под копию персидского стиля, но позже изменены на индийский вкус.
Индийские ковры во времена правления Джахангира (1605-27) продолжили набирать свою популярность. Использовались такие материалы, как шелк и пашмины, что позволяло включать большее количество узлов в произведения искусства. Узоры этих индийских ковров напоминали миниатюрные картины. Тонкие градации и затенения с нитями были сами по себе художественными. Узоры этих ковров были отражением рукописной живописи. История индийских ковров показывает технически изысканный вкус как в дизайне, так и в ткачестве. Ковры имели изображения виноградных лоз, цветущих растений и более натуралистичных животных в живописном или общем узоре.
Во время правления Шахджахана (1628-1658) искусство индийских ковров достигло новых высот. Плетение включало около 2000 узлов на квадратный дюйм. Шелк или ворс пашмины дали коврам бархатистую текстуру. Затенение пряжи было таким же стильным, как и в правление Джахангира. Цветы по-прежнему были основными элементами дизайна. В эту эпоху узоры были в основном цветочными, иногда с геометрической или каллиграфической отделкой. Китайские и европейские узоры также повлияли на историю индийских ковров. Каллиграфия повлияла на ковровое ремесло, как и другие ремесла в Индии. Хотя, как и все другие ремесла, ковроткачество также видело падение на некоторое время, но ремесло поддерживается в традиционных семьях и сегодня.
Индийские ковры считаются наиболее технически умелым классическим ремеслом. Ткачи ковра Индии известны их изящными проектами, элегантностью, привлекательными цветами и мастерством. В 1958 году было 14 заводов с 350 ткацкими станками и 80 коттеджных единиц с 400 ткацкими станками. Согласно опросу, проведенному в Индии, в 1974 году насчитывалось около 3500 ткачей ковров. К концу восьмидесятых их общая численность достигла около 48000 человек. Это замечательное расширение ковровой промышленности в основном связано с программой массового обучения, введенной и спонсируемой Индийским Советом по ремеслам. В рамках этой программы были подготовлены многочисленные группы девушек, которые начали новую разработку на рынке труда Кашмира. Еще одним здоровым признаком роста ковровой промышленности стало ее перемещение из города Сринагар в сельские и полугородские районы.
Как отличить от подделки?
Итак, вы захотели приобрести роскошный рукотворный ковер из Индии. Теперь предстоит самое сложное – выяснить, оригинальное ли это изделие или более дешевая копия. Учитывая современные технологии производства и великое разнообразие товаров на рынке, не сложно запутаться. Однако распознать подделку все-таки можно. Для этого возьмите на заметку следующие советы:
Обращайте внимание на стоимость. Очевидно, что настоящий индийский ковер ручной работы не может стоить слишком дешево
Если вы видите пестрящие объявления о грандиозных скидках на подобные товары – не спешите совершать покупку. Далеко не всегда представленная продукция является подлинной. Первоклассные ковры из Индии не нуждаются в громкой рекламе и распродажах, поскольку спрос на них и без того высок во все времена.
- Оцените структуру. Настоящий шелк при скручивании не надламывается, не деформируется и не трескается, в отличие от дешевой синтетики. Поэтому перед покупкой проделайте несложный эксперимент – просто скрутите полотно в рулон и проанализируйте результат. Доверьтесь своим тактильным ощущениям. Настоящий шелк на ощупь чрезвычайно мягкий, нежный и приятный. Он очень эластичный, однако при этом легко становится мятым.
- Потрите волокна. Если потереть натуральный шелк, то он нагреется. Но стоит отметить, что такой способ выявления подделки не является стопроцентным. Так, вискоза при трении тоже нагревается. И именно вискозу чаще всего довольно легко спутать с шелком.
Уникальность и отличительные особенности
Полотно индийского ковра необычайно легкое, пестрое, яркое, с необычным рисунком, приятное на ощупь. Также изделие отличается прочностью и долговечностью. Приобретая такой ковер, можете быть уверенным в том, что он оправдает вложенные деньги, так как будет служить верой и правдой не одно поколение, а своей ценности не потеряет.
Традиционное исполнение ковров подразумевает использование нитей разнообразных цветов – серебристых и золотых, желтых, пурпурных, небесно-голубых и темно-синих, зеленых, коричневых и белых. Такое разнообразие отражает внутренний и внешний мир всей Индии, ведь природа страны такая интересная и пестрая.
7фотографий
В наше время производство ковров в Индии имеет глобальный масштаб, но сохранились еще умельцы, которые ткут изделия вручную. Такой ковер действительно можно назвать уникальным произведением искусства.
В интерьере
Индийский ковер – вещь универсальная для любого интерьера. Конечно, учитывая происхождение изделия, самым уместным будет дизайн, выполненный в восточном стиле. Его отличает насыщенность красок, большое количество элементов из ткани, таких как мягкие пуфы, подушки разных цветов и размеров, настенных панно, пышных и роскошных штор и занавесок, даже стены драпируются тканью. Также восточный дизайн ассоциируется с изобилием кружевной резьбы и необычных орнаментов, а в архитектурном плане – с высокими сводчатыми потолками и арками.
Но изделие отлично подойдет и к строгой классике, достаточно выбрать более умеренную цветовую гамму, гармонично впишется в интерьер в стиле шебби-шик, а для ценителей показной роскоши и богатства станет находкой для помещения, обставленного и отделанного в стиле лакшери.
Далее смотрите обзор индийских шелковых ковров.
Особенности
Традиционные изделия представляют собой уникальные композиции из переплетения нитей ярких и живых оттенков: золотых, серебристых, желтых, красных, голубых, розовых и т. д. Узоры и орнаменты, которые мастера наносят на полотна, воплощают богатство растительного и животного мира страны: экзотических деревьев, цветов, растений и животных. Все это символизирует здоровье, удачу и обновление. Уникальная техника плетения позволяет рисунку быть многогранным, и под каждым углом вы будете видеть узор по особому.
Такое изделие – уникальное произведение искусства ручной работы. На изготовление одного ковра требуется примерно год работы. Над полотном одновременно трудятся от четырех до двадцати мастеров, в зависимости от размеров ковра и сложности рисунка. Именно этим обоснована немаленькая стоимость такого товара
Однако если принять во внимание все перечисленные характеристики изделия, цена уже совсем не кажется завышенной. К тому же ковер ручной работы – отличное вложение денег, поскольку ценность такого изделия с годами только повышается
Более того, многие экземпляры тканого искусства украшают галереи и частные владения известных коллекционеров.
Место в интерьере
Несмотря на то, что индийские ковры очень яркие и красочные, они идеально вписываются в любой интерьер. Вовсе не обязательно, чтобы помещение было оформлено в восточном стиле.
Красивый ковер будет отлично смотреться в гостиной в стиле кантри, контемпорари, классическом и скандинавском дизайнах.
Натуральное полотно из Индии украсит модную квартиру в стиле лофт и помещение, оформленное под ретро. Причем ковер располагают не только на полу, но и на стенах. И это отнюдь не выглядит старомодно, напротив, придает интерьеру особую изысканность и самобытность.
Такая универсальность и гармоничность изделия с любым дизайном интерьера связана с большим художественным уровнем выполнения изделия. Ведь на индийских коврах мастера делают не просто незначительные узоры. Зачастую это настоящие картины, вызывающие настоящее восхищение.
О том, в каком интрерьере лучшего всего будет выглядеть индийский ковер, вы узнаете в следующем видео.
Материалы изготовления
Наиболее распространенными материалами для ковроткачества в Индии являются шерсть местных коз и овец, холопок, кашемир, а также шелк индийского тутового шелкопряда. Встречаются и комбинированные варианты, например, шерсть с шелком или холопок и шерсть. Главное, чтобы материалы были исключительно натуральными и очень хорошими по качеству.
Первоклассные индийские товары поражают свои великолепием и самобытностью. Они сохраняют свой первозданный вид на протяжении многих лет. Хотя стоит отметить, что в современном производстве индийских ковров иногда применяют синтетические материалы, такие как полиамид, акрил и другие. Но такие изделия существенно отличаются от традиционных ковров.
Гибкость, прочность и тонкость ковра зависят от количества узелков и рядов, которые создаются при изготовлении изделия. Существует множество техник производства и обработки нитей. И чтобы изучить их все, понадобится очень много времени.
Состав
Индийские ковры плетутся из нескольких видов материала: шерсть и шелк:
- Шерсть используется в основном овечья, козья, верблюжья, а иногда смешивают несколько видов. Такой материал очень эластичный, но его внешний вид и износостойкость зависят от внешних факторов: даже от большой влажности полотно может деформироваться.
- Шелк или артшелк – это особое бамбуковое волокно, в котором смешан природный шелк и мерсеризованный хлопок. Материал очень дорогой, ковры из шелка – верх изыска, стоят дорого и очень ценятся.
Основа ковра может быть шерстяной, хлопковой или шелковой. Крупные производители на фабриках добавляют синтетические нити в изделие, при этом ковер становится более эластичным и дешевым, но элитные восточные ковры плетутся исключительно из натуральных материалов.
Разновидности
В основном все ковры классифицируются по составу, по длине ворса, происхождению. По длине ворса ковры бывают:
- Безворсовые (дарри или дурри).
- Коротковорсовые (до 5 мм).
- Средневорсовые (до 15 мм).
- Длинноворсовые (свыше 15 мм).
Разный по длине ворс отличается по свойствам, внешнему виду и особенностям ухода. В Индии преобладают коротковорсовые ковровые покрытия. Жаркий климат предполагает отсутствие в быту элементов, которые бы сильно нагревали помещение. К тому же уникальный узор просматривается только при ворсе до 5 мм.
Безворсовые ковры можно сравнить с циновкой. Они используются для бытовых нужд самых индусов, иногда идут на экспорт. Очень часто хлопковые безворсовые изделия украшают вышивкой, элементами индийского народного творчества. Такую вещь можно повесить на стену или использовать в качестве покрывала на кровать.
История
Ковры в Индии ткутся начиная с XI века нашей эры. Индусы переняли ковроткачество из древней Персии. Только по прошествии нескольких столетий оно стало самостоятельным и приобрело черты, свойственные стране. Индийские ковры можно выделить под отдельный вид искусства, ведь ткутся они в основном вручную, а каждое изделие имеет свой неповторимый цвет, рисунок или орнамент.
Таким вниманием ковры в Индии обязаны тем, что местные жители исторически не имели большого количества мебели, так как не нуждались в ней благодаря благоприятному климату, а принимали пищу, спали и общались между собой, сидя на полу. Большое влияние на искусство ковроткачества в Индии оказали в Средние века мусульманские завоеватели
Благодаря им в стране появились ворсовые ковры.
Со временем технологии распространились по всей стране, а наше время существует несколько особо крупных регионов, где сосредоточены наиболее известные производства: Джайпур – столица Раджастхана, Агра, штат Уттар-Прадеш и другие города южной Индии.