Как удалить старую краску с батареи
Часто вопрос стоит не в том, как красить, а в том, как удалить старую краску. Есть несколько способов.
Механический
Снять краску с радиатора можно при помощи дрели и специальной насадки. Еще к механическим способам относится обработка радиатора наждачной бумагой. Но это очень длительный процесс, который отберет массу времени и не меньше сил. Если дрели нет, можно заплатить за ее аренду, и за несколько часов снять все слои краски до металла. Вручную придется потратить на это целый день, а может и не один — зависит от размеров батареи и количества краски на ней.
Для обработки радиатора наждачной бумагой нужно немалое терпение
Химический
Часто используется специальная паста для удаления краски. Она имеет вид геля. Берете чистую кисточку и наносите состав на все поверхности. Если краски много, обработку через 20 минут нужно повторить (прямо поверх предыдущего слоя). Потом радиатор рекомендуют прикрыть пленкой — так воздействие будет более интенсивным. Подождав указанный в инструкции промежуток времени, надеваете маску, перчатки, вооружаетесь шпателем и щеткой с металлической щетиной. Сначала снимаете краску шпателем, затем зачищаете остатки щеткой. Особо «вредные» или труднодоступные места можно затереть наждачной бумагой.
Это смывки для краски и результат их работы
Термический способ
Лакокрасочное покрытие на батареях наносится термически стойкое, но и оно при определенных температурах начинает отслаиваться. Потому, чтобы удалить старую краску с радиатора, его нужно нагреть.
Металлический радиатор достаточно будет нагреть строительным феном или паяльной лампой. Когда температура металла превысит критическую для краски точку (это 120-140oC обычно), она вздуется и начнет пузыриться. Вот тут и нужно снимать ее шпателем.
Чугунную батарею придется таким способом греть долго, времени уйдет масса, а эффект будет незначительным. Очень большая теплоемкость у чугуна, нагреть его строительным феном до 120-140oC очень сложно. Как вариант: частично использовать химический метод, частично — термический, местами зачищая руками или дрелью.
Иногда помочь может только высокая температура
Есть один способ, но только для старых «гармошек». Он по совместительству уберет все отложения, которые накопились внутри. Но для этого батарею нужно будет снять, а потом полностью перепаковать. И сразу о грустном: при использовании этого метода могут вскрыться недостатки литья. В процессе очистки отваливаются проржавевшие частицы и могут появиться свищи. Но с другой стороны, лучше сразу исключить все прохудившиеся секции, чем потом устранять повреждения во время отопительного сезона. Тем более что все равно придется перебирать весь радиатор.
Теперь о самом методе. Снимаете радиатор, и бросаете его в костер. Вся краска обгорает, вам остается только зачистить поверхность металлической щеткой или дрелью с насадкой. Остывшую батарею нужно разобрать на секции, удалить прогоревшие прокладки на коллекторах. Потом каждую секцию простучать киянкой и высыпать весь мусор, который там накопился за годы. При сборке ставите новые прокладки, можно воспользоваться новыми ниппелями, а можно поставить старые, если они в нормальном состоянии. Собранную батарею опрессовывают, а потом красят. Времени уходит много, но это не только покраска, а и «генеральная чистка».
Как покрасить чугунный радиатор
После того, как старая краска удалена, батарею зачщают до металлического блеска (дрелью с корд-щеткой). Потом тщательно, обрабатывают «нежирным» растворителем, например, ацетоном или чистым бензином. Протирать все нужно до тех пор, пока тряпка, намоченная в растворителе, не будет чистой.
После высыхания покрыть всю поверхность и внутри и снаружи грунтовкой. Для чугунной батареи обязательно брать состав, который обеспечивает антикоррозионную защиту. Иначе через некоторое время на поверхности появятся ржавые пятна и потеки. Можно (и даже нужно) использовать грунтовки для авто. Они обеспечивают качественную защиту. Методика нанесения краски описана выше: начинаем с внутренних частей, причем стартуем сверху, двигаемся вниз. Потом по такому же принципу обрабатываем наружные поверхности. Слои наносим тонкие. Каждый раз ждем, пока полностью высохнет. Подчищаем огрехи, потом проходим второй, и если нужно, третий раз. Только так можно добиться качественной окраски.
Красить чугунный радиатор можно любым способом
Способы удаления краски
Химический вариант
В продаже представлен широкий ассортимент химических средств для очистки поверхности от старой краски.
Химикаты выпускаются в разных концентрациях, однако условно все жидкости можно разделить на 2 типа:
- аэрозоли;
- жидкие составы.
Для пластинчатых радиаторов рекомендуется использовать жидкие смывки. Вначале на радиатор наносят смывку на 15 – 20 минут. Когда покрытие начнет пузыриться, шпателем удаляют эмаль, а затем металлической щеткой отчищаются остатки. В завершении поверхность тщательно протирают ветошью.
Химические смывки эффективны, только если речь идет о радиаторах, окрашенных 1 – 2 слоями. Если же на металле имеется 8 – 10 слоев, то каждый слой понадобится удалять по отдельности. Нужно будет много времени и усилий, чтобы получить результат.
Учитывая опасность работы с химикатами, рекомендуется отказаться от химической очистки, когда речь идет о многослойных покрытиях.
Еще одна особенность работы со смывками — составы могут разрушить резиновые межсекционные прокладки. В результате радиатор станет протекать. Исходя из сказанного, не следует обрабатывать стыки растворителем.
Аэрозоли
Аэрозоли относятся к химическим средствам удаления краски. Аэрозольные химикаты практичнее всего использовать для очистки чугунных батарей. Распыление позволяет добраться до труднодоступных поверхностей.
Инструкция по очистке металла аэрозолем:
- Распылить аэрозоль по поверхности. Для обработки радиатора (его внешней и наружной части) достаточно одного баллончика.
- Примерно спустя 15 – 30 минут отделочный слой покроется пузырями. Скорость реакции зависит от температуры воздуха.
- Удалить рыхлый слой краски с батареи. Очистить батареи от старой рыхлой краски проще всего металлической щеткой.
Если лакокрасочный слой не удалось убрать после первой процедуры, спустя какое-то время рекомендуется повторить очистку.
Термический способ
Методика базируется на нагреве эмалевого слоя горячим воздухом из промышленного фена. Вследствие нагревания покрытие отслаивается от металла. Полуразрушенное покрытие удаляется с помощью шпателя или металлической щетки.
Однако если нужно удалить несколько слоев краски, фен — не лучший вариант. В таком случае рекомендуется применить паяльную лампу, которая быстро нагреет старый слой краски до температуры кипения. В окружающую среду будут выделяться опасные вещества, поэтому работу нужно проводить на свежем воздухе и в защитной экипировке.
Механический способ
Данный способ очистки самый простой в исполнении, но в то же время трудоемкий, занимающий много времени. В особенности тяжело отчищать остатки краски в труднодоступных местах, например, на ребрах батарей.
Механическая очистка состоит в снятии эмалевого слоя с помощью металлического инструмента (шпатель, щетка, электрическая дрель, угловая шлифовальная машина). Используется и крупнозернистая наждачка.
Рельефные поверхности на чугунных батареях рекомендуется отчищать с помощью особых приспособлений (например, проволочной щеточки для дрели).
Перед началом работ по механической очистке рекомендуется позаботиться о собственной безопасности. Во время очистки от покрытия отделяется большое количество мелких частиц и пыли. Чтобы защититься, следует надеть специальные очки, перчатки и респиратор. Желательно закрыть все двери в соседние помещения и открыть окна в комнате.
Удаление порошковых красок
Если с чугунной батареи старую краску убрать не так уж и сложно, то удалить порошковое покрытие намного труднее. Гладкая полимерная поверхность будет явно препятствовать хорошей адгезии с новой краской.
Для решения проблемы подойдет только один способ:
- Частичное удаление лакокрасочного покрытия с помощью крупнозернистой наждачки.
- Грунтование поверхности.
Когда будет снято глянцевое покрытие, поверхность нужно обезжирить Уайт-спиритом или любым другим растворителем. Последующие действия зависят от разновидности нового покрытия. К примеру, силиконовые или термостойкие эмали можно наносить на голую металлическую основу, а вот для алкидных и акриловых красок нужна хорошо подготовленная основа, чтобы обеспечить адгезию.
Самая популярная марка грунтовки — ГФ-021. Такой грунт используют перед нанесением красок на основе акрилатов и алкидных смол. ГФ-021 чаще всего красно-коричневого цвета, но встречается и серая грунтовка этой марки.
Подготовка радиатора к покраске
Перед тем, как приступить к нанесению краски на радиатор отопления, его поверхность необходимо предварительно подготовить к покраске. Процесс подготовки может занять больше времени, чем сама покраска, однако это обеспечит более качественную окраску.
Старую, потрескавшуюся краску и ржавчину необходимо удалить при помощи металлической щетки, наждачной бумаги с крупным зерном или специальных растворов, которые размягчают краску и ослабляют ее соединение с поверхностью батареи. Удаление старой краски и ржавчины создает шероховатость поверхности, что обеспечивает лучшее соединение новой краски с поверхностью радиатора.
Щетка крацовка дисковая.
Использование ручных механических средств очистки (металлическая щетка, наждачная бумага) является долгим и трудоемким процессом, который можно ускорить при помощи электроинструмента. Наиболее подходящим инструментом в этом случае является болгарка со специальным зачистным кругом или щеткой-крацовкой. Однако применяя болгарку, необходимо знать меру и не переусердствовать, т.к
большие обороты вращения позволяют быстро удалять краску и ржавчину, после чего можно по неосторожности начать стирать поверхность самого радиатора (в случае использования зачистного круга), чего делать разумеется не следует
Применение растворителей для снятия краски (так называемых смывок) является самым быстрым способом удаления старой краски, но в то же самое время и самым «вредным».
Важно! Специальные растворители для снятия краски представляют опасность для здоровья человека. Поэтому, при их использовании, обязательным является хорошее проветривание помещения и применение индивидуальных защитных средств (очки, перчатки, респиратор или маска).
Эмаль акриловая «Радуга» для металла и радиаторов отопления
Эмаль акриловая «Радуга» для металла и радиаторов отопления
Эмаль акриловая «Радуга» для металла и радиаторов отопления.
Существует 2 основные разновидности смывок:
- В жидкой форме;
- В аэрозольной форме.
Смывка на жидкой основе наносится при помощи кисточки (в этом заключается их основной недостаток: сложность нанесения на внутренние части радиатора), по прошествии 10-15 мин. краска размякнет и ее можно удалять шпателем или металлической щеткой. После этого, при помощи губки необходимо с мылом помыть обрабатываемую поверхность.
Раствор с жидкостью находиться в высокопрочной емкости, поэтому запрещается ее переливание в другую емкость. На 6-ти секционный чугунный радиатор требуется около 0,5 л. смывки.
Смывка на аэрозольной основе распыляется на поверхность радиатора из баллончика. Преимуществом аэрозоля является то, что его можно нанести на самые труднодоступные части отопительного прибора. Как правило, аэрозольные смывки являются универсальными средствами и подходят для удаления любого вида красок для радиатора отопления, вне зависимости от того, на какой основе они сделаны.
Перед распылением необходимо тщательно закрыть все рядом стоящие предметы интерьера, пол и стену за радиатором. Через 15-40 минут после нанесения аэрозоля, краска смягчается и ее легко удалить любыми подручными средствами (шпатель, металлическая щетка и т.д.).
Водостойкая эмаль для радиаторов VGT супербелая. Масса: 0,5 кг, хватает на 5 м².
Совет! В качестве антикоррозийного средства можно дополнительно использовать ингибиторы коррозии, которые замедляют или полностью останавливают процесс коррозии металлических изделий. Высококачественные ингибиторы способны проникать к металлу радиатора даже через толстые слои коррозии. Это позволяет добраться до самых отдаленных участков отопительного прибора (засоры в соединениях).
Удаление краски при помощи ее нагрева
Во время термической обработки радиатора выделяются вредные вещества, поэтому для работы понадобятся индивидуальные средства защиты (респиратор, резиновые перчатки, очки), помимо этого работы лучше проводить на улице, в крайнем случае в хорошо проветриваемом помещении.
Для работы понадобится строительный фен, металлическая щетка и шпатель. При помощи строительного фена осуществляется нагрев поверхности радиатора до тех пор, пока старая краска не начнет вздуваться. В этот момент можно приступать к ее удалению. К недостаткам термического способа удаления краски относиться то, что высокие температуры могут повредить межсекционные прокладки радиатора.
Аэрозоль для радиаторов. Белый полуглянцевый. 1 баллон на 8 секций. С запахом. Время высыхания 2 часа.
Химическая смывка
Одним из традиционных и наиболее простых способов удаления старого лакокрасочного покрытия с поверхности батареи является смывка химическим средством и кисточкой. Однако этот способ обладает достаточно серьезным недостатком — иногда очень сложно и неудобно нанести действующий состав и удалить краску с внутренних поверхностей радиатора.
Сам процесс смывки производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:
- Прямо из заводской тары вещество набирается на кисть.
- На поверхность радиатора состав наносится широкими мазками.
- В зависимости от срока существования покрытия и его слоистости, химическая реакция происходит в течение 5-15 минут.
- Не дожидаясь высыхания краски, ее необходимо удалить с поверхности при помощи шпателя или щетки с металлической щетиной.
- Поверхность очищенной батареи промывается мыльным раствором комнатной температуры.
Как быстро очистить батарею?
Химическая смывка для краски Для очистки чугунных радиаторов можно применять все известные химические смывки. Это самый легкий способ избавления от множества слоев краски. Но среди химикатов существуют специальные средства для удаления нитроэмалей и масляных составов, эпоксидных или полиуретановых разновидностей. Их применение может оказаться неэффективным для красок другого вида.
Чаще всего нет никакой возможности выяснить, чем именно покрашена батарея. Поэтому приходится приобретать универсальные препараты, которые могут растворять несколько видов эмали. В недалеком прошлом для ремонтных работ чаще всего применяли нитрокраску и масляную эмаль. Оба вида хорошо удаляет смывка АФТ.
Состав Paint & Varnish Stripper на водной основе не стекает с вертикальных поверхностей и экономичен. Для обработки отопительной батареи из 12 секций достаточно примерно 1 л смывки. Действует она уже через 15 минут.
Для работы потребуется:
- химическая смывка для краски;
- плоская малярная кисть среднего размера.
Смывку можно нанести малярной кистью, стараясь равномерно смочить составом все поверхности батареи отопления. Если жидкость в аэрозольном баллоне, то ее распыляют, согласно инструкции. Состав действует в течение 30-60 минут. При этом старая краска вздувается и размягчается. Ее можно довольно легко снять шпателем или ножом. Места, не поддавшиеся обработке, покрыть смывкой еще раз.
Предлагаем ознакомиться Кирпичная кладка на монтажную пену
После удаления краски радиатор промыть теплой мыльной водой. Внутренние поверхности секций удобно ополаскивать из бытового распылителя. Чистую батарею протереть тряпкой и просушить перед окрашиванием.
Снятие краски промышленным феном
Если радиатор не закреплен на стене, а уже приобретен в снятом виде, то очистить его проще всего при помощи огня. Для этого потребуется:
- паяльная лампа (горелка, строительный фен);
- шпатель;
- щетка со стальной щетиной;
- растворитель для красок универсальный.
Работу лучше производить с помощником, так как придется практически одновременно нагревать краску и удалять ее. Глаза и органы дыхания защитить очками и респиратором, надеть перчатки. Работы проводятся только на открытом воздухе, в местах, безопасных с пожарной точки зрения.
Когда батарея остынет, остатки краски тщательно удалить металлической щеткой. Нанести слой растворителя, протереть поверхность радиатора. После этого оценить качество проделанной работы. При необходимости процесс можно повторить или улучшить результат, обрабатывая поверхности шлифовальной машиной.
Батареи, очищенные с помощью огня или жесткой щетки, покрыты слоем пыли. Этот налет нужно тщательно удалить перед покраской, используя мыльную теплую воду. После удаления пыли радиатор нужно высушить в течение 24 часов, а затем декорировать по собственному вкусу.
Способы и средства удаления краски с металла
Химические
Аэрозоли
Имеющиеся в продаже средства являются универсальными, так как предназначены для размягчения практически любого грунта, лакокрасочного состава, а некоторые – и для удаления ржавчины. Примерно через полчаса (±10 мин, в зависимости от производителя) вспученную массу краски несложно удалить механическим способом. Например, шпателем, ножом, стамеской.
Цена – от 188 руб/балл. (0,5 мл).
Смывки
Такие средства так и называются. В отличие от аэрозолей, они не распыляются, а наносятся кисточкой. Процесс обработки более длительный, но как показывает практика, их расход в итоге значительно ниже.
Цена – от 258 руб/л.
Растворители
Конкретное средство выбирается в зависимости от вида краски. Такая методика применима для удаления старого слоя лишь на отдельных участках, и то, если его толщина незначительная. Не отличается высокой эффективностью и используется реже.
Механический
Выбор инструментов и приспособлений ограничивается лишь наличием того, что есть в доме.
- Эл/дрель (перфоратор, «болгарка») с насадкой (такие насадки описаны здесь). Целесообразно использовать, если необходимо снять краску с трубы на довольно большом (по протяженности) участке.
- Щетка с металлическими «ворсинками».
- Напильник с крупными зубьями (например, рашпиль).
- Бумага наждачная с крупными фракциями абразива.
Термический
Смысл такой технологической операции – в разогреве металла, после чего размягченный лакокрасочный слой удаляется механическим способом
В основном для этого применяется фен (строительный), реже (с некоторыми мерами предосторожности) – паяльная лампа
Практические рекомендации по удалению краски
Используя механические методы очистки труб от краски, ржавчины, не следует прилагать значительных усилий. «Режим» обработки поверхностей должен быть щадящим. Почему? Визуально трудно, тем более под слоем лакокрасочного состава, определить степень изношенности металла. Следовательно, излишнее рвение может привести к появлению трещин, разгерметизации стыков. Итог – возникновение (может быть, и спустя некоторое время) протечек и новый, но уже более объемный и сложный ремонт.
Такая подстраховка лишней не будет, так как неизвестно, как поведет себя «химия» при контакте с напольным покрытием, отделкой стен, плинтусами (особенно если они из новомодного пластика).
Смотрите видео по удалению краски с радиатора отопления и труб:
Как убрать?
На сегодняшний день имеется немало способов, позволяющих без особого труда снять застарелую краску с отопительных радиаторов.
К наиболее эффективным относятся следующие из них:
- химический;
- механический;
- термический.
У любого из способов имеются свои достоинства и недостатки. В связи с этим, прежде, чем начинать приступать к процедуре, следует ознакомиться со всеми методами.
Химические смывки
При помощи этого метода производится устранение старой эмали путем воздействия химического состава. В хозяйственных магазинах можно приобрети специализированный состав, смывку. Он выпускается в виде спрея и геля.
Гель
К наиболее распространенному виду относятся смывки в виде геля. Они состоят из компонентов, действие которых направлено на разрушение облицовочного слоя.
После воздействия геля происходит процесс отслаивания застарелого слоя лакокрасочной поверхности. В результате краска размягчается, стает тонкой, отслаивается и легко снимается шпателем. Для работы лучше использовать смывку-гель, не стекающую с вертикальной поверхности.
При очистке старого покрытия химическим составом в виде геля сложно обрабатывать внутреннюю часть отопительной батареи
Процедура нанесения смывки производится с осторожностью. Состав должен находиться в специальной таре, изготовленной из материала, отличающегося повышенной прочностью
Инструкция по очистке отопительного радиатора при помощи химического вещества в виде геля:
Инструкция по очистке отопительного радиатора при помощи химического вещества в виде геля:
Химическое средство наносится на изделие при помощи кисти из заводской емкости. Батарея обрабатывается при помощи широких мазков. Состав наносится на радиатор на 5-15 минут. Время контакта зависит от состояния поверхности и агрессивности смывки. Старый слой покрытия удаляется металлическим шпателем или щеткой
Важно проследить, чтобы состав не успел высохнуть. Отопительная батарея промывается мыльным раствором, просушивается. Если все сделать в соответствии с инструкцией по применению, на изделии не остается следов старой краски
Если все сделать в соответствии с инструкцией по применению, на изделии не остается следов старой краски.
Выполнение процедуры очистки должно проводиться с осторожностью. Чтобы не нанести химическими средствами вред здоровью, следует воспользоваться защитными очками, перчатками, респиратором
Аэрозоль
Смывки-аэрозоли подходят для устранения любого лакокрасочного покрытия, не наносят вред изделию. Использовать данный вид средства необходимо с учетом следующих правил безопасности:
- очистка проводится в хорошо проветриваемом помещении;
- напольное покрытие, мебель следует защитить от попадания аэрозоля;
- работа проводится в резиновых перчатках, герметичных очках, респираторе.
Инструкция по устранению застарелой краски с отопительных батарей при помощи аэрозоля:
- Распылить на изделие аэрозоль. Один баллончик рассчитан на обработку чугунной батареи.
- Спустя 15-30 минут происходит вздутие старой краски.
- Дальнейшая обработка производится шпателем.
Возможно после проведения процедуры не получится полностью удалить старую краску. В этом случае спустя 2 часа следует повторить обработку.
Как произвести снятие старой краски с батареи при помощи смывки, расскажет видео:
Механический метод
Механический способ является наиболее тяжелым, но не требует денежных затрат.
Для работы потребуется следующий набор инструментов:
- для устранения больших вздутий лучше воспользоваться дрелью с металлической щеткой;
- можно воспользоваться болгаркой с крацовкой, дрелью с насадкой или шлифовальной машинкой с абразивным кругом.
После обработки остается незначительное количество лакокрасочного покрытия. Оно несложно удаляется крупнозернистой наждачной бумагой, острым шпателем, металлической губкой, напильником.
Как удалить термическим способом?
Можно удалить застарелую краску с чугунной батареи термическим способом. Для проведения данной процедуры необходимо подготовить следующий набор приспособлений:
- паяльную лампу или строительный фен;
- металлическую щетку;
- шпатель;
- ветошь.
Перед тем, как начинать воздействие строительным феном, необходимо защитить стены картоном от термического воздействия.
Перед термической обработкой рекомендуется снять отопительные батареи.
Инструкция по устранению лакокрасочного покрытия:
- Нагреть обрабатываемую поверхность, чтобы начала отслаиваться застарелая краска.
- Пока покрытие не остыло, его следует удалить при помощи шпателя, влажной ветошью.
- Если на радиаторе остался след краски, процедуру следует повторить.
К сведению, работа с паяльной лампой должна проводиться на улице.
Способ №2
Снятие старого слоя краски с отопительных чугунных труб может осуществляться специальным химическим составом – смывкой.
Смывка наноситься на всю поверхность и через определенный промежуток времени снимается. Первый признак того, что краска готова к снятию, – это образования пузырей и «морщин».
Удалять вздутый слой краски можно шпателем или щеткой по металлу. Если после первичной обработки краска осталась на поверхности, то необходимо повторить процедуру с нанесением нового слоя смывки. В заключение поверхность зачищается наждачной бумагой или строительной шлифовальной сеткой.
После обработки поверхности смывкой, необходимо хорошо промыть трубы водой с добавлением щелочных средств, дабы нейтрализовать кислоту. Затем обработать поверхность грунтовым составом и нанести новый слой краски.
Сложности покраски батареи в квартире
Нередко при обновлении радиаторов отопления появляются проблемы, но все они имеют решение:
- Бывает, что красящая эмульсия намазывается неровно. В таком случае работу требуется прервать. Когда уже нанесённая эмульсия засохнет, процесс надо возобновить, начав с забытого этапа — удаления старого слоя и обработки батареи растворителем;
- Некоторые элементы радиатора отопления зачастую не прокрашиваются. С этой проблемой можно столкнуться, используя неподходящие инструменты. Труднодоступные места покрывают не поролоновым валиком или обычной кистью, а специальной изогнутой кисточкой небольшого размера. Ещё для окрашивания внутренних элементов батареи подходит простая зубная щётка;
- Обновлять покрытие радиатора отопления всегда неудобно. Дабы полностью облегчить задачу, стоит демонтировать окрашиваемый предмет. Такая хитрость позволит попасть обмакнутой в краску кистью абсолютно во все места, казавшиеся недоступными. Но это совсем не значит, что батарею обязательно надо снимать со стены. В этом деле следует ориентироваться на форму радиатора и сложность демонтажа;
- Краска может не ложиться на поверхность аккуратным слоем, образуя разводы, или пузыриться. Такая проблема часто бывает вызвана окрашиванием горячего радиатора отопления. Чтобы новое покрытие было ровным, нужно обновлять только холодную батарею. Если ремонт радиатора отопления пришёлся на зиму, надо перекрыть доступ нагретой воды в него и подождать, когда он станет холодным.
Следует сразу отметить, что не всегда есть смысл покрывать батарею новым слоем красящей эмульсии. Заняться обновлением радиатора отопления стоит в том случае, если он создан из чугуна. Будучи облупленным и блёклым, такое отопительное оборудование отрицательно повлияет на качество теплоотдачи. Также рекомендуется периодически окрашивать конвекторы, имеющие вид закруглённой трубы, подающей горячую воду, с добавленными к ней ребристыми элементами.
К покраске батареи не стоит приступать, если она алюминиевая. Покрытие на радиаторе отопления из такого металла вряд ли получится обновить аккуратно. Заводской способ окрашивания отопительного оборудования не сравнится с нанесением эмульсии обычной кистью. Поэтому алюминиевый радиатор отопления, краска на котором от времени потрескалась и поблёкла, целесообразнее накрыть декоративным элементом.
Механическое удаление старой краски
Снять краску с батареи можно с помощью «болгарки».
Ручным механическим способом краску с батареи снять достаточно сложно, но результат обычно очень эффективен. Это возможно в случаях, когда она почти отвалилась, пузырится и имеет мало слоев. Иногда такой способ применяют, если устраивает неполное очищение батареи от старой краски, так как она подлежит декорированию.
Крупные пузыри можно отбить механически перфоратором с насадкой в виде лопатки или молоточком.
Для дальнейшей очистки используют напильники, цикли, шпатели, скребки, рашпили, наждачную бумагу.
Зачистить окрашенную поверхность можно также с помощью «болгарки» – угловой шлифовальной машины. Для этого диск заменяется на крацовку – проволочную щетку.
Для очистки поверхностей от краски на УШМ крепят крацовку.
Заменить болгарку может дрель, в патроне которой зажимается стальная щетка.
Шлифовальной машинкой со специальной насадкой (напыление средней жесткости) поверхность тщательно обрабатывается. При необходимости насадку меняют. Закончив обработку, поверхность протирают ветошью, смоченной в растворителе.
Необходимые инструменты для покраски батареи
Для покраски радиатора отопления вам понадобятся:
- Кисти с натуральным ворсом — прямая и небольшая изогнутая.
- Наждачная бумага.
- Болгарка или дрель с проволочной щеткой-насадкой.
- Шпатель.
- Смывка.
- Средство для смывания смывки.
- Грунтовка.
- Щетка по металлу с металлической щетиной.
- Краска.
- Возможно, краскопульт.
- Средства ИЗ — костюм, респиратор, очки, перчатки.
- Ветошь.
Подготовительный этап
Качество окраски батареи в первую очередь зависит от подготовки поверхности. До нанесения грунтовки необходимо выключить отопление, своими руками очистить радиатор от старой краски, пыли, грязи и тщательно обезжирить. Участки старой краски, которые очень прочно сцеплены с поверхностью, не отслоились и не потрескались, удалять необязательно.
Методы удаления пыли и жира
Бывший в употреблении радиатор отопления необходимо тщательно помыть и обезжирить. Обработать теплой водой, если есть пятна бытового жира — помыть с хорошим средством для посуды. Иногда в труднодоступных местах можно удалить грязь пылесосом, но прилипшие пылинки с батареи он вряд ли удалит.
Особое внимание пятнам всевозможных технических масел (батарея лежала в гараже, капнули при транспортировке) — такие разводы убираются только растворителями, уайт-спиритом, ацетоном, бензином. До нанесения грунтовки поверхность должна хорошо высохнуть
Очистка от старых покрытий краски механическим способом
Механическое удаление старой краски — удаление краски с батареи вручную с помощи наждачной бумаги, щетки по металлу или с помощью дрели/болгарки со специальными насадками. В некоторых местах батареи до краски дотянуться сложно, очистка хотя бы одного радиатора своими руками занимает много времени и терпения, поэтому чаще используют химический способ.
Самый лучший способ избавиться от старой краски на приборах отопления — пескоструйная обработка. Некоторые фирмы, занимающиеся отоплением, такие услуги как раз и оказывают.
Как избавиться от старой краски химическими средствами
Химический метод удаления старого покрытия с прибора отопления убыстряет и облегчает подготовку радиатора к грунтовке и покраске.
Существует большое количество эффективных разновидностей смывок для всех разновидностей красок:
- Алкидных.
- Масляных.
- Перхлорвиниловых.
- Битумных.
- Полиуретановых.
- Эпоксидных.
- Латексных и многих других составов.
- Для снятия порошковых составов с металла.
- Универсальные средства.
Следует иметь в виду, что почти все эти средства не очень безопасны, часто горючи и не предназначены для использования в доме или квартире. Все работы по очистке, грунтовке и покраске батареи лучше выполнять за пределами жилья — в гараже, сарае или под навесом.
При расчете количества средства на одну батарею отопления следует иметь в виду, что один слой размягчает 1-2 слоя краски, и если их много, то и средства понадобится много. Площадь секции чугунного радиатора равна 0,244 м².
Для размягчения краски на поверхность радиатора наносят смывку и закрывают полиэтиленом. Выдерживают нужное количество времени согласно инструкции, аккуратно счищают краску шпателем, затем щеткой. Если слоев краски много, то операцию придется повторить несколько раз.
Затем поверхность батареи обрабатывают указанным в инструкции средством, протирают, промывают, сушат.
Термический способ
При этом способе применяют нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена. На металле такой способ практически не работает.
Правила грунтования поверхности
Перед грунтованием поверхности прибора отопления необходимо тщательно убрать смывку для краски с помощью предусмотренного в инструкции средства, смыть пыль и лоскутки краски и тщательно высушить радиатор. Затем специальной шпаклевкой заделывают дефекты и грунтуют. Имейте в виду, что и шпаклевка, и грунтовка, и каждый слой краски уменьшает теплоотдачу радиатора при последующем включении отопления.
Для чугуна и стали выбирают средство для металла с антикоррозионными добавками и подходящее в качестве основы для краски.