Пигменты для красок – разновидности, классификация

Что регламентируют стандарты

Марки масляных составов зависят от разновидности применяемой олифы.

Производители выпускают густотертые масляные составы, которые надо перед работой разводить олифой и жидкие – уже готовые к применению.

Некоторые положения документов

ГоСТ 8292 85 на масляные цветные густотертые краски определяет такие их марки:

  • МА-021- на натуральной олифе;
  • МА-015 и МА-025 – на комбинированном либо натуральном пленкообразующем веществе;
  • ГФ-023 – на глифталевой олифе;
  • ПФ-024 – на пентафталевом аналоге.

Основные характеристики густотертых масляных ЛКМ должны соответствовать данному ГОСТу.

Густотертые краски перед их использованием следует разбавлять.

  1. Марки МА-015 и 025 – 20/30% олифы от общего объема материала. Состав МА-15 на пигментах «железный сурик», «мумия» и «охра» разводится 30/40% пленкообразователя.
  2. Краски МА-015 на всех разновидностях колеров разбавляют натуральными олифами либо комбинированными аналогами К/3 и К/5.
  3. Составы МА-025 разводятся натуральной олифой, «Оксоль» либо комбинированными маслами К/2, К/3 и К/5.
  4. Аналоги марок ГФ и ПФ разводят до нужной консистенции соответствующими пленкообразователями.
  5. Краска масляная по ГоСТу 8292 85, после ее разведения олифой, по мере необходимости может разбавляться и растворителем. Его объем должен составлять не больше 5% от массы ЛКМ.

Некоторые из характеристик составов, согласно стандарту.

Важнейшие характеристики материала

На фото краска, сделанная по межгосударственному стандарту.

Чтоб подобрать краску грамотно, нужно руководствоваться ее техническими характеристиками. Следует учитывать, что с 2003 года на территории РФ действует ГоСТ 30884 2003 на масляные краски, готовые к использованию.

Данный стандарт является межгосударственным, т.е. он принят во всех странах СНГ.

  1. Массовая доля пленкообразователя в ЛКМ должна быть не меньше 26%. Данный компонент определяет способность отделки создавать монолитное покрытие при ее нанесении на основание. Чем больше пленкообразователя, тем краска будет лучше удерживаться на поверхности. Однако это и усложняет ее сохранение.

Если краска закрыта в банке герметично, стоять она способна годами. После же контактирования с воздухом, хранить ее долго нельзя. Состав быстро отвердеет.

  1. Доля летучих субстанций в краске не должна составлять более 10 процентов. Данные компоненты испаряются при режиме температур выше +20 градусов. Такие вещества обладают резким запахом и вредны для нашего здоровья.
  2. Степень перетира составляющих краски. От нее зависят особенности отделки. Можно при этом своими руками создать две разновидности покрытия: гладкое (перетир компонентов менее 90 мкм) и мелкозернистый аналог (все частицы краски имеют диаметр менее 90 мкм).

Вязкость краски можно проверить капиллярным вискозиметром.

  1. Вязкость красителя оказывает влияние на ее текучесть и период высыхания. Первый показатель должен составлять 65/140 ед. Максимальный период, в течение которого застывают краски масляные по ГоСТу, должен равняться одним суткам.
  2. Важнейшая характеристика – это твердость окрасочного покрытия. Данная величина определяет способность пленки препятствовать проникновению вглубь ее твердых предметов и тел. Масляные густотертые краски по ГоСТу должны иметь данный показатель не менее 0.13 ед.
  3. Отдельный пункт характеристик – гигроскопичность покрытия, т.е. его способность пропускать влагу (в связи с ней – устойчивость краски к воде).

Для составов, предназначаемых для внешних работ, величина должна приближаться к нулю. Уровень стойкости 0.5/1 допустим для составов, которые служат для внутренних отделочных работ.

Непрерывное крашение.

Непрерывное крашение лучше всего подходит для тканых изделий. Большинство установок непрерывного крашения предназначено для окрашивания материалов, сотканных из смеси полиэфирных и хлопковых волокон. Найлоновые ковры иногда окрашиваются непрерывным способом, однако предназначенные для этого аппараты конструктивно отличаются от аппаратов для крашения безворсовых материалов. Оборудование для непрерывного крашения эффективно и экономично при крашении длинных полос тканей с целью получения определенного однородного цвета (гладкое крашение). Поскольку для загрузки установки непрерывного крашения требуется 450–720 м ткани, этот способ не подходит для коротких полос. Установка непрерывного крашения окрашивает до 9000 м ткани в час. Допуск на изменение цвета должен быть больше для непрерывного крашения, чем для периодического, ввиду большей скорости процесса и большего числа переменных, влияющих на нанесение красителя. Смешанная полиэфирно-хлопковая ткань может быть окрашена за один проход. Полиэфирные волокна окрашиваются в первых ступенях установки посредством процесса термофиксации (при высокой температуре); хлопковые и вискозные волокна окрашиваются в последующих ступенях с использованием пара для закрепления красителя. Незакрепленный краситель и вспомогательные химические препараты вымываются из ткани после окончания процесса. Обычно ткань сушится на горячих каландрах перед выводом из красильного аппарата.

Пигментные вещества

Одним из важных составляющих компонентов минеральных красок являются пигментные вещества. Некоторые свойства пигментов во многом оказывают влияние на характеристики минерального лакокрасочного материала. Чтобы получить натуральные, природные минеральные пигменты, при помощи специального оборудования измельчают до состояния порошка подходящие минералы, камни и породы, иногда эти материалы нагревают до очень высокой температуры. Натуральные пигменты можно получить из продукции горнодобывающей отрасли.

Вот перечень популярных, часто используемых природных пигментных веществ:

  •  мел – это один из лучших пигментов белого цвета. Его используют во многих разновидностях красок, включая клеевые, силикатные и водные растворы. Он является одним из основных наполнителей в различных замазках и шпаклевках, его можно смешивать с любым видом краски;
  •  охра имеет несколько оттенков, она может быть желтой, красной и коричневой. Ее используют в разных составах красителей. Если придать охру термической обработке, она становится жженой, приобретает красно-коричневый оттенок, при этом увеличивается ее плотность и усиливается укрывистость красящей смеси. Охра является устойчивой к воздействию щелочей;
  •  мумия представляет собой желто-коричневый или красный материал. Он бывает темного и светлого оттенка, часто добавляется в устойчивые к свету клеевые составы и масляные краски;
  •  сиена – это натуральное вещество оранжевого или серо-коричневого оттенка. Если ее сильно нагреть, то получается жженая сиена, которая приобретает каштановый цвет. У этого вещества слабая укрывистость, покрытие получается прозрачным, устойчивым к кислотам;
  •  железный сурик – это красно-коричневый пигмент. Он выпускается в разных модификациях, для применения в различных лакокрасочных материалах. Сурик имеет хорошую устойчивость к атмосферным явлениям, обладает хорошим показателем укрывистости для любых видов поверхностей, так как в его составе имеется глина;
  •  серый графит – это минерал, который может быть черным или темно-серым. Данное вещество имеет отличную красящую способность, покрытие получается огнеупорным, устойчивым к свету, обладает химической стойкостью, поэтому часто его используют как антикоррозионный защитный слой.

Взгляд в историю

Окунемся немного в историю.

Растительные и масляные краски

Красками люди пользуются с давних пор. Еще в каменном веке пещерные люди делали рисунки растительными красками, которые сохранились до наших дней. Древние люди пользовались тем материалом, который предлагала им природа – охра и уголь. Позже в них стали добавлять жир убитых животных, чтобы материал дольше держался на стенах пещер.  С развитием цивилизации появлялись новые виды красок. Средние века познакомили человечество с масляными вариантами. На протяжении длительного периода изобретателем масляных красок считали голландца по имени Ян Ван Эйк, а его последователями стали великие художники итальянской и нидерландской школы живописи. Материалы той эпохи производились на основе растительных масел и яичных желтков с примесью некоторых веществ, которые пока не удалось установить. Примером могут служить норвежские иконы, относящиеся ко второй половине 13 века.

Но найденные уже в двадцать первом веке исторические документы, говорят о том, что краски были изобретены задолго до великого голландца. В 2001 году в ходе боевых действий в Афганистане были разрушены огромные статуи Будды и пострадали пещеры

В связи с этим к пещерам было привлечено внимание ученых, которые обнаружили на их стенах картины, выполненные масляными веществами. Возраст рисунков ученые относят к середине седьмого века  до нашей эры

Это опережает возникновение европейских масляных красок, на несколько веков.

История довольна занимательна. Одни красящие вещества стоили не очень дорого, но были и такие, использование которых было возможным, только если заказчик картины или портрета заранее оплачивал ее стоимость. Например, синяя (ультрамарин) в Европу привозилась из Ирана или Афганистана.

В начале 17 века  Дисбах путем химических опытов получил синюю краску под названием «берлинская лазурь», которая заменила дорогой ультрамарин. Через сто с небольшим лет французский химик Жан Батист Жиме изобрел «французский ультрамарин», который был самым дешевым материалом.

Но беда искусственных веществ состояла в том, что некоторые  из них были опасны для здоровья людей. Особенно этим отличалась краска изумрудно зеленая, которую производили из уксуса, мышьяка и окиси меди. Она использовалась при отделке стен домика на острове Святой Елены, в котором жил Наполеон Бонапарт после изгнания его из Франции. Есть мнение, что именно это вещество стала причиной быстрой смерти великого полководца.

Расцвет и упадок масляных красок

Еще в прошлом веке для отделки  помещений повсеместно использовалась  масляная краска. Качественных обоев  и кафельной плитки было очень немного, и масляные применялись практически везде – в общественных, производственных и жилых помещениях, даже для отделки фасадов зданий. Естественно, что масляная краска той поры не отличалась высокой стойкостью к погодным условиям, приходилось постоянно проводить ремонт фасадов. В помещениях с повышенной влажностью масляные также не служили долго. Таким образом, они постепенно стали вытесняться более качественными и стойкими материалами.

Появились  новые отделочные материалы  для декорирования поверхностей и  масляные уступили место обоям, кафельной плитке и другим декоративным  покрытиям.

Виды перманентного макияжа

Татуаж – процедура, основанная на разрыве верхнего кожного покрова, в связи с чем после ее завершения в течение некоторого времени могут доставлять неудобства неприятные ощущения – покалывание, жжение, покраснение. Устранить их можно при помощи обезболивающих средств. Полностью микроскопические ранки заживают за три-пять дней.

3D-татуаж бровей выполняют небольшими аккуратными штрихами, которые имитируют настоящие волоски. Рисунок в такой технике выглядит очень естественно и практически не заметен.

Татуаж контура глаз: тонкая линия проводится между натуральными ресницами, что придает взгляду глубины и визуально делает ресницы более густыми.

Перманентный татуаж губ выполняется несколькими способами – объемной либо сплошной растушевкой. Краситель наносится на всю видимую часть губ, что придает объем и чувственность.

После окончания процедуры кожа может покраснеть. Наибольший отек бывает, как правило, на губах: их оттенок будет более ярким, чем в последующее время. В большинстве случаев пигмент после татуажа со временем светлеет и выцветает.

На поверхности кожи спустя 20-24 часа образовываются корочки, которые отпадают по истечении 2-3 дней. В этот период используют специальные мази и стараются не прибегать к декоративной косметике, загару и прочим процедурам.

Требования к качеству ЛКМ

Стандарты качества материалов прописаны в нескольких нормативных актах. Они основаны на нескольких параметрах:

  1. Вязкость. Показатель измеряется с использованием вискозиметров. Качественный состав обладает оптимальной консистенцией, которая соответствует условиям применения ЛКМ и не создает дискомфорт при распределении.
  2. Дисперсность. Определяется величиной самых крупных включений. Чем мельче компоненты, тем лучше распределяется краска и ниже ее расход.
  3. Кроющие свойства. Требования указаны в ГОСТ 8784, ISO 6504 и ISO 2814.


В ГОСТ 19007 прописана продолжительность высыхания краски.

Особенности хранения

Правила хранения органоразбавляемых ЛКМ подразумевают использование сухих, неотапливаемых помещений с температурой -40… +40°C. Составы не должны находиться рядом с нагревательным оборудованием, щелочными веществами, кислотами и прочими химикатами.

Водно-дисперсионные смеси в холодный период хранятся в отапливаемых постройках с температурой выше 0°C.

Продукцию, расфасованную в пластиковые емкости, можно держать в штабелях высотой до 3 м на поддонах из дерева.

Разрешается хранить ЛКМ в таре на открытом пространстве при комплектации отгрузки, но не дольше 3 суток.

Если для состава требуются особые условия хранения, они должны указываться на упаковке или в нормативно-технической документации.

Струйное печатание.

Данный метод, известный также как краскоструйное печатание, используется главным образом для печатания ковров. Рисунки создаются путем нанесения мельчайших капель красителя на ковер по предварительно составленной программе. Применяются два основных способа. В одном из них форсунки, которые быстро открываются и закрываются по команде компьютера, выбрасывают мельчайшие капли краски на ковер. В другой технологии струя красителя вытекает из резервуара и, дробясь на капли под действием воздушных струй, падает на ковер. Компьютер управляет струями воздуха, распределяющими капли красителя по поверхности ковра. Когда печатание не требуется, струи воздуха направляют капли в ловушку.

Специальные красители

Для окраски фасадов и выполнения декоративных работ используют специальные эмали, позволяющие получить рельефную поверхность. Существуют краски с узким предназначением (например, для получения оттисков печатей либо для нанесения рисунков типографским способом на одежду или бумагу). При подборе специальных красителей следует учитывать специфику выполняемых работ.

Структурные

Структурные эмали содержат загустители и нерастворимые порошки, позволяющие формировать шероховатое покрытие (например, имитирующее структуру дерева или рябь на поверхности воды). После полимеризации поверхность покрывают красителями на базе латекса и акрила, обеспечивающими требуемую цветовую гамму.

Декоративные

Декоративные краски предназначены для имитации специального покрытия (например, из кожи, старого дерева либо натурального камня). Введенные в состав пигменты могут иметь перламутровый или металлический эффект либо переливаться несколькими оттенками. Отличаются высокой ценой и требовательны к квалификации маляра, эмали применяют внутри помещений. При нанесении на внешних частях домов быстро теряют первоначальный облик (недостаток частично компенсируют слоем глянцевого синтетического лака, выдерживающего климатические воздействия).


Декоративные краски предназначены для создания имитационных поверхностей.

Штемпельная

Материалы содержат пигменты, глицерин и растворитель (воду, спирты или сольвент). Используются для нанесения печатей на бумагу, хорошо проникают в поверхностные слои, чем усложняют процедуру вытравливания. Штемпельные краски наносят на специальные поролоновые подушки, которые устанавливают в лоток штампа. В состав материалов не входят агрессивные компоненты, разрушающие клише.

Для фасада

материалы защищают стены от механических повреждений, атмосферных осадков, придают зданию оригинальное оформление. Эмали могут базироваться на силикатной, резиновой, эмульсионной или акриловой основе. Покрытие не должно разрушаться под воздействием ультрафиолетового излучения, обладает максимальным сроком службы (от 7 до 20 лет).

Аэрозольная

Для ускоренного нанесения используют эмали на водной или синтетической основе, расфасованные в аэрозольные баллоны емкостью до 1 л. Перед применением необходимо энергично встряхивать резервуар на протяжении 2-3 минут, а затем распылить материал на поверхность на расстоянии 200-300 мм. Для получения равномерного покрытия рекомендуется наносить 2-3 слоя, для дополнительной защиты применяют глянцевый или матовый лак.


Аэрозольная краска незаменима при окрашивании небольших деталей и труднодоступных поверхностей.

Флексокраска

Материалы предназначены для печати на бумажной, металлической или тканевой поверхностях, в качестве растворителя применяют воду, спирты (например, изопропанол, которым заменяется этанол) или сольвент. В состав входят красящие присадки, связующие вещества и присадки для корректировки характеристик слоя (например, эластичности или устойчивости к перепадам температуры). Материалы содержат полиамидные либо полиуретановые смолы или нитроцеллюлозу, некоторые эмали являются огнеопасными.

Добавка пигмента на этапе приготовления бетонной массы

Плюсы процесса производства цветного бетона:

  • сразу окрашивается весь массив бетонной смеси;
  • при истирании поверхности бетона не нужно прибегать к ее обновлению.

Красящие пигменты дорогие. Но это не останавливает хозяев, и технология применяется при заливке дорожек, площадок бетоном, для изготовления плитки и бордюр.

Пробный небольшой замес раствора поможет установить количество красителя, которое нужно для создания оттенка. Увеличивая объем раствора, соблюдается соотношение элементов бетонного состава. Тогда цвет не поменяется.

Цвет и качество бетона диктуется долевым содержанием красителя в массе цемента. Так колер для цемента составляет в среднем 5-6 % от его массы. Если доля увеличится, то бетонная конструкция потеряет прочность и морозостойкость.

В зависимости от того на сколько насыщенный оттенок хочется получить, приобретается объем красителя:

  • пастельные тона и полутона – до 2 кг КМ;
  • средняя интенсивность оттенка – не превышает 4 кг;
  • яркий оттенок – 4-6 кг КМ.

Увеличение концентрации красителя повышает яркость оттенка.

Интересное видео по теме:

Безопасны ли красители для татуажа?

Безвредность пигментов для перманентного макияжа – весьма острый вопрос, который решается разными специалистами. Некоторые из них придерживаются мнения, что подобные процедуры наносят вред коже, а вводимые вещества могут стать причиной развития онкологических и аллергических заболеваний. Другие специалисты говорят о том, что вред пигментов слишком преувеличен, приводя свои доказательства и аргументы.

Состав любой краски представляет собой смесь различных химических компонентов, которые вступают во взаимодействие не только друг с другом, но и со средой, в которой они находятся. Идеальная краска для перманентного макияжа, конечно же, должна быть нетоксичной и обладать определенными свойствами. Главные из них – устойчивость и стабильность, которые не дадут ей распадаться на составляющие. Инертность пигмента не позволяет ему вступать в реакции с различными жидкостями, в том числе с кровью.

Полезные советы для работы с масляными красками

Сегодня популярным эффектом является матовый цвет. Достичь этой цели довольно просто, добавьте в краску 40 % раствор обычного хозяйственного мыла в пропорциях 100 грамм мыла на 3 литра краски. Мыло натирается на терке, заливается водой, греется на плите до растворения и смешивается с красящим составом.
Многие сталкиваются с образованием пленки в краске. Нет необходимости от нее избавляться, процеживая жидкость. Используйте капроновую ткань, окуните ее в сосуд и макайте кисть прямо через нее.
Перед покраской стен необходимо полностью убрать старую краску, используя шпатель и смочив поверхность водой. Когда пройдет процесс высыхания, замажьте все трещины и хорошо прогрунтуйте в обоих направлениях. Чтобы подобрать нужный цвет и оттенок подойдет стекло. Для того чтобы высветлить темный цвет можно добавить немного мела, а для светлого цвета используйте цветные пигменты.
Водный раствор с питьевой содой и нашатырным спиртом – хорошее средство для мытья окрашенной поверхности. Раствор должен быть комнатной температуры, а в завершении протирается мягкой тканью насухо.
Абсолютно все сталкиваются с проблемой попадания вещества на пол. Избежать этого поможет груша от спринцовки. Наденьте ее на ручку от кисти, и у Вас больше не появится такой проблемы лишней работы.
Следующая неприятность это резкий, вредный запах краски. Избавиться от него помогут несколько емкостей с соленой водой, расставленных по комнате.
Удаление пленки с краски размешиванием никогда не завершится успехом. Наилучшим вариантом будет аккуратное удаление вручную, но если в процессе она повредилась Вам поможет небольшой кусочек марли. Поместите ее в емкость сверху красящего материала

В процессе покраски марля погрузится на дно вместе с пленкой.
Использование подсолнечного масла поможет надолго сохранить масляную краску, налейте его на верх внутри банки.
Кисточку с краской после использования окуните в тару с водой.
Еще одна предосторожность, которая поможет Вам сохранить пол в чистоте, это обработка поверхности мыльным раствором. И если капли краски попадут на покрытие пола, то они легко снимутся с него.
Замотайте неиспользованные кисти шпагатом перед использованием на небольшую часть кисточки.
Если подержать новую кисточку несколько дней в воде, то Вы намного увеличите срок службы, и отсрочите процесс выпадения волос.
Различные растворители, например, керосин, скипидар и нашатырный спирт помогут легко убрать засохшую масляную краску с кисточки

Достаточно поставить их в раствор на некоторое время.

Виды и марки масляных красок

Масляные краски применяются при внутренних и наружных малярных работах. Ими покрывают металл, древесину и штукатурку. Краски, изготовленные на основе свинца, токсичны, поэтому их используют только при наружной отделке.

При производстве масляных красок используется следующая маркировка:

  • МА-025 (на комбинированной олифе);
  • ПФ-024 (на пентафталевой олифе);
  • МА-021 (на натуральной олифе);
  • ГФ-023 (на глифталевой олифе).

Цифра 2 в марке краски указывает на то, что состав был произведен с использованием олифы и может применяться для окрашивания любых поверхностей.

Масляные краски изготавливаются в заводских условиях путем смешивания олифы и сухих пигментов. Затем состав неоднократно перетирается на вальцовых краскотерках. Если краскотерка не использовалась, краска получается низкого качества.

Цветные алкидные и масляные краски производятся в густотертом виде (пастообразной консистенции) и могут использоваться только внутри помещений. Густотертые краски разводятся олифой до нужной консистенции и наносятся с помощью кисти, валика или специального краскопульта.

Какие бывают масляные краски для выполнения малярных работ? Густотертые краски могут быть следующими:

  • МА-021 (на натуральной олифе);
  • ПФ-024 (на пентафталевой олифе с 50% растворителя);
  • МА-025 (на комбинированной олифе с 30% растворителя).

Густотертые краски марок МА-025 и МА-021 разводятся алкидной, оксолевой и натуральной олифой, а марок ГФ-023 и ПФ-024 соединимы с оксолью или алкидной олифой.

Густотертые алкидные и масляные цветные краски для наружных работ представляют собой суспензию наполнителей и пигментов, полученных на базе олифы с добавками или без них. Краска разводится до нужной консистенции, после чего может быть использована для наружных малярных работ. Для нанесения такой краски применяют кисть, валик или краскораспылитель.

Если наносить ее в два слоя, ее защитные свойства сохраняются в течение 18 месяцев. Для высыхания красок для наружных работ требуется 48 часов. Гарантия на них составляет 1 год.

Вся поступающая в продажу краска расфасована в емкости объемом до 3 л, и на этикетках содержится информация от производителя о назначении краски, возможности ее разбавления и расходе (как правило, на 1 м2).

Методики окрашивания

Тротуарная брусчатка может окрашиваться уже после укладки – поверхностно и в массе – при изготовлении.

Допускается окраска уже уложенной плитки

Поверхностное окрашивание

Покрасить плитку можно, когда она уже уложена. Цели этого шага таковы:

Расчет тротуарной плитки

  • изменение внешнего вида плитки;
  • снижение скольжения.

В этом случае применяют алкидный или полиуретановый колер, который предназначен специально для бетонных поверхностей. Если эксплуатация поверхности интенсивная, краску придется время от времени обновлять. Подобные красители содержат натуральные компоненты, ведь они лучше покрывают бетон и дольше держатся на поверхности. Этот способ продлевает эксплуатацию покрытия, ведь бетонная плитка не так подвергается негативным атмосферным факторам.

Окрашивание в массе

Окрашивание бетонной смеси при изготовлении плитки выгоднее. Расход красящего пигмента в этом случае меньше, так как обновлять колер не понадобится, он хорошо закрепляется при высыхании брусчатки. Но далеко не любой краситель допускается использовать для окрашивания бетона. Критерии к составу:

  1. Отсутствие содержания в нем тяжелых металлов (цинка, свинца) и солей. Они негативно сказываются на застывание плитки.
  2. Стойкость к УФ лучам, инертность к щелочам.
  3. Максимально мелкий помол, что гарантирует высокую покрывающую способность.

Стоит заметить, что дозировка красителя к сухой цементной смеси должна быть не более 5%, в противном случае прочность готовой плитки уменьшится.

Так выглядит изготовленная своими рукам разноцветная плитка

Другие важные условия:

  • Взвесить все ингредиенты для замешивания, что обеспечит соблюдение пропорции.
  • Использовать для добавления одинаковое количество и цвет пигмента.
  • Соблюдать время перемешивания бетона.
  • Применять для замеса чистую воду, ее количество должно соответствовать массе пигмента и песка, ведь они набирают в себя жидкость, тем самым провоцируя растрескивание плитки.
  • Добавки, которые могут повлиять на цвет, вносить аккуратно, сколько их можно использовать, стоит уточнить у продавца.
  • Перед тем как добавить пигмент другого цвета, тщательно очистить инвентарь, ведь смешение может дать неожиданный и, мягко говоря, некрасивый цвет.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий