Ассоциация: виды в психологии

Что такое ассоциация – определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация – значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно. Попробуйте подобрать ассоциации к слову дом.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми.

Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Признаки креативного человека

Креативный человек – создатель инновационных идей, такое определение отражает способность формировать принципиально новые способы решения задач, что указывает на наличие одаренности и незаурядного интеллекта. Индивид, обладающий креативными способностями, полагается на знания, опыт, интуицию. Он демонстрирует умение взглянуть на ситуацию под необычным углом, что позволяет замечать возможности для модернизации, улучшения существующих механизмов. Признаки креативности мышления:

  1. Умение найти новое решение в рамках стандартных условий.
  2. Устранение проблем необычным способом.
  3. Поиск альтернативных вариантов выполнения типовых заданий.
  4. Гибкость мышления, оригинальность выводов.
  5. Умение анализировать, интегрировать нововведения, синтезировать уникальные продукты.
  6. Развитая интуиция, которая направляет движение мысли в правильное русло.
  7. Продуктивность, умение беспрестанно генерировать идеи.

Это свойство личности ассоциируется с умением жить весело, интересно, увлекательно. Благодаря этому качеству самореализация индивида проходит в разных направлениях и сферах. Обычно креативные люди отличаются широким кругозором, активны, энергичны, коммуникабельны и жизнерадостны. Они легко становятся «душой компании», инициируют и организуют совместные мероприятия.

Американский психолог Дж. Гилфорд в рамках понятия креативности предложил концепцию дивергентного мышления – типа мыслительной деятельности разновекторного, разностороннего направления. Гилфорд выделил параметры креативности, которые являются маркерами наличия подобного свойства. Чтобы понять, насколько вы креативны следует выяснить наличие соответствий с предложенными критериями:

  • Умение ставить задачу и обнаруживать проблему.
  • Способность разрабатывать большое количество идей.
  • Гибкость мышления предполагает генерирование альтернативных вариантов идей в рамках одинаковых условий.
  • Оригинальность предусматривает умение реагировать на изменение внешних условий нестандартно.
  • Наличие навыков совершенствования объекта с присовокуплением дополнительных свойств и деталей.
  • Умение анализировать ситуацию и делать объективные выводы.

Этот своеобразный тест на креативность показывает наличие и степень выраженности творческих способностей. По данным исследований, способность к дивергентному мышлению коррелирует с уровнем интеллекта. Логичный вывод: чтобы креативность развивалась, нужно повышать интеллектуальный уровень.

8 простых способов развить в себе фантазию и креативность

Существует несколько способов, как развить креативность мышления:

1. Ограничивайте варианты

Существует мнение, что при обилии вариантов, мозг начинает путаться и не может сфокусироваться на задаче. Ограничьте себя в ресурсах. Выберете для работы несколько инструментов и придумывайте, как использовать их с пользой для дела.

2. Не пытайтесь поймать музу

В слишком долгом его ожидании музы нет ничего хорошего. Многие творческие люди нередко сетуют на покинувшее их вдохновение в попытке оправдать свое бездействие. Планомерно начинайте работу, даже если кажется, что процесс не идет. Научитесь переживать этот упадок сил, дисциплинируйте себя. Муза приходит вовремя работы. Успешные люди не добились бы своих успехов, если бы сидели в ожидании творческого прилива.

3. Составьте план действий

Упорство – это хорошо. Но слепо бежать вперед к намеченной цели не следует. Двигаясь к результату, вы словно идете по навигатору в незнакомом городе. Нужно правильно выбрать маршрут, четко следовать ему. Не забывайте оглядываться в этот момент по сторонам.

Вы можете заметить что-нибудь важное для сокращения пути.

4. Найдите баланс между конкретным и абстрактным

Иногда важно взглянуть на задачу не только под другим углом, но и на другом расстоянии. Каждый раз, когда вы детально прорабатываете решение проблемы, стоит взглянуть на нее издалека, обобщить.

Попробуйте представить ее чем-то удаленным. Это поможет снять напряжение и увидеть новые пути решения.

5. Уделите внимание физической активности. Всем давно известно, что наше физическое состояние напрямую зависит от психического, и наоборот.

Регулярные физические нагрузки помогают избавиться от стресса, повышают концентрацию и внимание, ваш организм становится выносливее, а мозг работает лучше. Попробуйте пробежать пару километров и заметите, как ваш разум освобождается от ненужных мыслей, оставляя только важную информацию, компонуя ее в единое целое.

Всем давно известно, что наше физическое состояние напрямую зависит от психического, и наоборот.

Регулярные физические нагрузки помогают избавиться от стресса, повышают концентрацию и внимание, ваш организм становится выносливее, а мозг работает лучше. Попробуйте пробежать пару километров и заметите, как ваш разум освобождается от ненужных мыслей, оставляя только важную информацию, компонуя ее в единое целое.

6. Сделайте конец вашей отправной точкой.

Иногда лучшая отправная точка — это конечный результат. Разрабатывая какой-либо проект все начинается с наметки того, что в конце концов должно получиться. Некоторые писатели пользуются таким приемом в своей работе. Сначала пишут концовку и затем придумывают остальную историю. Если знаешь, к чему идти, то дорога кажется проще.

7. Откажитесь на время от гаджетов

Что-то не знаем, появился вопрос и сразу же рука тянется к компьютеру или смартфону. Безусловно, развитие современных технологий улучшает нашу жизнь и теперь знания даются нам проще, чем даже 20 лет назад. Но полезно устраивать так называемые разгрузочные дни. Отложить все свои гаджеты подальше и попробуйте найти ответы без подключения к интернету. Вы удивитесь, как в этот момент разовьется креативность. Вы сразу начнете искать альтернативу любимому браузеру.

8. Замечайте детали

Лишняя суета, создаваемая нынешним ритмом жизни, слишком отвлекает наше внимание. Мы постоянно бежим в погоне за чем-то, торопимся, не успеваем.

И совершенно не замечаем, что окружает нас. Отправляясь на работу и убегая на обед, остановитесь хотя бы на мгновение. Отдышитесь и оглянитесь. Обратите внимание на то, что кажется вы видите каждый день. Научитесь подмечать детали, и возможно именно в этот момент ваш творческий потенциал раскроется и вас посетит гениальная мысль.

Креативность и творческое мышление возможно развить как угодно. Главное помните, что этим никогда не поздно заниматься.

Неважно, сколько вам лет, чем вы занимаетесь и что изучаете. Терпеливо, шаг за шагом, начинайте тренировки своего воображения, используйте известные способы или придумывайте свои, и результат не заставит вас долго ждать.

Помните, что в вас уже заложен потенциал творческого человека. Вам нужно только дать волю. Все возможно, если у вас есть на это желание.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений

Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так  и взрослым.

Ассоциации

Это упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова «попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий №1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а река – нет.

Критерий №2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления. Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия преступления.

Вопросы

Метод вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все: опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому? Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор, уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда, если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты исчезают в зародыше.  Задача – снять этот барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а затем  уже переходить к серьезным задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации. Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности, соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Не ждите, пока появится вдохновение

Творите прямо сейчас. Человек, который сидит сложа руки в ожидании, что на него снизойдет вдохновение, не лучший пример для того, кто хочет развить свою креативность. То, что творцы называют вдохновением, на самом деле является продуктом долгой внутренней подготовительной работы над предметом своего творчества. И в какой-то момент действительно наступает озарение. Но его едва ли возможно дождаться, не будучи в созидательном процессе. Поэтому, если вы хотите, пробуйте, не думая о том, окажется это гениальным или посредственным, придет к вам вдохновение или нет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий