Что делает учитель-дефектолог?

 
 

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь. Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, такие цели дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков , кроме этого путает звуки заменяет звук на звук . При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки и .

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Медленно думает. Плохо понимает причинно-следственные связи

Нормальное развитие ребенка напрямую зависит от полученного опыта. Когда родители развивают ребенка, рассказывая ему, как устроен мир и причины тех или иных действий — расширяют кругозор, а затем дают посильные задания, ребенок приобретает опыт и развивает мышление.

Требуется помощь, если:

  • ребенок закатывает истерики при непонятной ему ситуации, вопросе
  • во время занятий или игр, при старой инструкции, но новых предметах, не понимает, что нужно делать. Приходиться заново объяснять правила
  • плохо отвечает на вопросы
  • ребенок нервничает, не может выразить свои эмоции
  • давая задание ребенку, требуется пауза, чтобы ребенок осознал, понял задание. А так же повторение несколько раз одного и того же, т. к. большая часть информации «пролетит мимо ушей»
  • ребенок постоянно просит помощи, не хочет проявлять самостоятельности

Рекомендации дефектолога

Рекомендации дефектолога родителям выглядят следующим образом:

Постоянно разговаривайте с детьми. Обсуждайте каждое действие и помогайте малышу говорить о том, что он видит, какие люди его окружают, чем они занимаются в данное время. Общайтесь с ребенком спокойно. Проговаривайте фразы с интонацией и старайтесь всегда произносить предложения на 1-2 слова длиннее, чем малыш. Задавайте прямые вопросы и выдерживайте паузу, позволяя ребенку обдумать ответ и произнести его. Если кроха затрудняется ответить, задавайте вопрос с союзом «или». Например: «Девочка бежит или идет?». Так ребенку будет проще выбрать ответ. Слушайте звуки вместе с ребенком. Проговаривайте что вы слышите: лай собаки, шум листьев, дождя, ветра

А после задайте вопрос: «Что слышишь ты?». Развивайте вместе память и внимание. Расскажите ребенку небольшую историю, а после попросите пересказать услышанный рассказ. Всегда проводите занятия в спокойной обстановке и игровой форме

Это позволит малышу расслабиться, развить память и сосредоточить внимание.

Диагностика развития ребенка

На первичный прием дефектолога рекомендуем взять с собой:

  • медицинскую карту;
  • профильные обследования (если проводились) — УЗИ, допплерография, ЭЭГ, НСГ;
  • заключения невролога (если проводились).

Дефектолог начинает свою работу с изучения анамнеза ребёнка, сбора информации о том, как протекали беременность и роды у матери, после чего обязательно проводится комплексная диагностика развития ребёнка по психическим функциям (желательно проведение диагностики в паре или тройке с другими специалистами — детским психотерапевтом и/или психологом): поведение и привычки, вступление в контакт, понимание речи, говорение, чтение и письмо (в соответствии с возрастом и диагнозом), память, внимание, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Проводится анализ типа семейного воспитания и соответствия уровня развития возрастным нормам

 

После тщательной диагностики, определения ресурсов ребёнка и тех функций, которые необходимо скорректировать, формируется индивидуальный коррекционный маршрут занятий, а также даются рекомендации родителям для занятий дома. В том случае, если диагностика проводилась в комплексной форме несколькими специалистами — после обработки всех данных родителям выдается на руки заключение на фирменном бланке центра со всеми рекомендациями. В некоторых случаях специалисты выдают направления на дополнительные клинические обследования — УЗИ головного мозга, допплерографию, НСГ, ЭЭГ и другие.

Как стать дефектологом

Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.

В программу обязательно включают следующие дисциплины: 

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
  • речевые практики;
  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • генетика;
  • психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.

Необходимые качества специалиста

Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.

Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:

  • имеют организаторские способности;
  • умеют быстро принимать решения;
  • внимательны и терпеливы;
  • психологически устойчивы;
  • любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
  • могут проявить строгость, когда это необходимо;
  • коммуникабельны;
  • неравнодушны к чужим проблемам.

Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.

Кому противопоказана специальность

У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:

  • нарушениями зрения, слуха или речи;
  • психическими расстройствами;
  • заболеваниями ЦНС;
  • судорогами или потерей сознания;
  • проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.

Условия труда

Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.

Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.

Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.

Рабочее место

Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:

  • школы;
  • детские дома, сады и интернаты;
  • медицинские и реабилитационные центры;
  • санатории.

Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу. 

Плюсы и минусы профессии

Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • оказание помощи другим людям;
  • работа с детьми;
  • востребованность специальности;
  • возможность карьерного роста;
  • многогранность дефектологии как науки.

Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:

  • постоянные психоэмоциональные нагрузки;
  • успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
  • небольшая заработная плата;
  • много должностных обязанностей;
  • ежедневное общение с людьми;
  • возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.

Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.

Не умеет играть. Зацикленность

К трем годам, при нормальном развитии, ребенок накапливает большой опыт. Он может различать характеристику предметов: их цвет, материал, размер и другие детали. Так же может по разному играть с одним и тем же предметом — придумывать правила, сюжет, роль. Понимает правила и получает удовольствие от совместных игр с другими детьми и взрослыми.

Требуется помощь, если:

ребенок не может концентрироваться на какой-то деятельности более 2-3 минут действия носят цикличный характер: стучит, бросает предметы, расставляет в ряд попытки взрослых переключить внимание на другую игру встречаются плачем и криком ребенок не хочет играть по правилам, ждать своей очереди в процессе игры — не рассматривает предметы, а ломает, бросает или ставит их в ряд 

 
 

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта

Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

Особенности

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Специфика коррекции речевых нарушений

В каждом возрасте тренировки с логопедом-дефектологом имеют свою специфику, решают различные задачи:

от 1,5 до 3 лет. Работа специалиста направлена на нормализацию поведенческой сферы, формирование игровой деятельности (сначала предметно-манипулятивной, потом сюжетно-ролевой игры). У малыша развиваются высшие психические функции, слуховое, зрительное, тактильное восприятие; от 3 до 5 лет. Занятия с дефектологом ориентированы на коррекцию проблемного, нежелательного поведения

Большое внимание уделяется развитию у ребенка высших психических функций, в том числе памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, конструктивного праксиса, логического мышления. от 6 до 9 лет. На уроках пополняются и актуализируются знания об окружающем мире

Развиваются оптико-пространственные ориентировки. Осуществляется профилактика трудностей при школьном обучении: формируются элементарные математические представления, навыки правильного чтения, письма и счета.

Наши специалисты занимаются с маленькими пациентами в теплой и дружеской атмосфере. Уроки проходят в увлекательной игровой форме. Такая обстановка способствует скорейшему достижению и закреплению положительных результатов терапии.

Речевые нарушения нередко сопровождают ту или иную неврологическую патологию. Для профилактики развития осложнений мы рекомендуем ежегодно проходить обследования. Чем раньше выявлено нарушение, тем легче оно поддается коррекции и тем выше шанс полностью избавиться от проблемы. Если дефект речи только назревает, мы поможем его вовремя предотвратить.

Основные направления деятельности дефектолога при различных нарушениях развития:

  • ЗПР — развитие психических функций, формирование игровой деятельности, накопление знаний об окружающем мире;
  • аутизм — тренировка моторной и сенсорной сферы, формирование пространственных представлений, помощь в обучении действиям по алгоритмам;
  • умственная отсталость — практически ориентированная деятельность, которая носит прикладной характер;
  • синдром Дауна — развитие познавательной активности, формирование социально-приемлемых форм поведения, преодоление вторичных отклонений.

В нашем центре дефектолог работает в слаженной команде с невропатологом, психологом, фонопедом. Комплексный системный подход на занятиях значительно улучшает результаты у ребенка. Мы не только работаем над речью, но и занимаемся логоритмикой, прорабатываем дыхание.

В некоторых случаях показан такой метод коррекционно-педагогического воздействия, как логопедический массаж. Воздействие направлено на решение широкого спектра задач:

  • нормализацию мышечного тонуса мимической, артикуляционной и общей мускулатуры;
  • минимизацию проявлений парезов и параличей артикулярных мышц;
  • стимуляцию чувствительности мышц и т. д. 
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий