Как пользоваться манометрической станцией, чтобы заправить кондиционер
Первый раз рекомендуется посмотреть, как измеряет давление манометром специалист, а затем заполняет систему фреоном. Без опыта не стоит браться за подобную работу.
При дозаправке нужно соблюдать правила:
- если в системе осталось не менее 30 – 50% хладагента, вакуумирование можно не проводить, если меньше указанного количества – процедура проводится полностью – сначала осушается система, затем вакуумируется, затем заполняется;
- после дозаправки проверяется на герметичность и опрессовывается азотом (прибора для этой цели может не быть у рядового гражданина);
- если нужно добавить масло, то его рассчитывают по весу – не больше и не меньше, чтобы не изменять химические характеристики хладагента;
- если проверять количество заправленной жидкости по температуре, нужно иметь специальный прибор, который стоит достаточно дорого, чтобы покупать его на один раз;
- одновентильным манометром, измеряющим всасывание, пользуются только при включенном компрессоре.
Этапы работы:
- При помощи баллона с жидким азотом осушают систему.
- Вакуумным насосом удаляют остатки влаги и азота.
- В специальные весы через манометрическую станцию заправлют необходимое количество фреона (сколько и какой марки – написано в инструкции).
- Включают и ждут, пока жидкость закачается в магистраль.
Чтобы проверить фильтр в автомобильном кондиционере, степень засорения испарителя, работу компрессора используют метрологическую станцию и подключают магистраль высокого давления. Для простой дозаправки подключать станцию высокого давления необязательно.
Какие бывают манометрические станции
Существует два вида коллекторов:
- Имеющие один кран, 2 шланга и синий манометр. Другими словами – одновентильный. Для ремонта холодильников такого прибора вполне хватает. Он измеряет уровень всасывания охлаждающей жидкости. Соединение между шлангами изолируется вентилем.
- Имеющие 2 крана, 2 манометра и три шланга. Это двухвентильные приборы, которые способны измерять давление в двух направлениях. Красный манометр определяет давление нагнетания, синий – всасывания. Данное оборудование используется как для дозаправки фреоном магистралей кондиционеров и холодильной техники, так и для вакуумирования системы труб после утилизации хладагента. Воздух в систему во время работы подключенного прибора прекращает поступать.
Есть еще четырехвентильные и шестивентильные, но для обслуживания сплит систем достаточно одно- или двухвентильного прибора.
Подразделяются по классу точности от 0,2 до 4,0. Чем меньше коэффициент, тем более точным считается оборудование. Для обслуживания в условиях вибрации применяют виброустойчивые модели манометров.
В свою очередь для проверки корректной работы манометров используются эталонные приборы. Если есть сомнения, что манометрическая станция показывает неверные значения, его нужно проверить другим манометром.
В зависимости от назначения приборы подразделяются на несколько видов, но при работе с климатической техникой применяют пружинный принцип измерения давления в магистрали. Находящаяся внутри пружина под воздействием давления деформируется. Степень деформации служит мерой определения на манометрическом экране, который бывает жидкокристаллический или аналоговый.
Дело в том, что потенциальное давление в системе, заполненной более экологичными жидкостями, выше, чем устаревшими запрещенными фреонами. Поэтому, чтобы не вывести из строя манометр, его подбирают по типу фреона в системе.
Оборудование для заправки кондиционеров
Комплект инструментов для заправки кондиционера
Комплект оборудования для заправки кондиционеров позволяет сэкономить на оплате услуг представителя сервиса и выполнить работу самостоятельно. Ручная станция позволяет осуществить диагностику сплит-системы и заполнить контур хладагентом. Автоматические и полуавтоматические станки для заправки кондиционеров автомобилей отличаются высокой стоимостью и используются в коммерческих целях. Бытовые и полупромышленные климатические системы обслуживаются с применением стандартного переносного комплекта. В его составе:
- манометрический коллектор;
- вакуумный насос;
- заправочные шланги;
- переходники и адаптеры для фреона R410;
- шаровой кран;
- электронные весы.
Комплект помещается в удобный кейс, для работы с ним прилагается руководство по эксплуатации.
Производители манометрического оборудования
Вторым производителем, выпускающим измерительные приборы, является Китай. Многие мастера предпочитают китайскую продукцию за ее дешевизну. Покупая дешевые приборы для каждодневного использования, можно ошибиться и приобрести подделку, которая не доработает до окончания гарантийного срока. Устройство может не показывать правильные величины – из-за этого у клиентов возникнут проблемы с работой климатического оборудования, что повлечет за собой жалобы и разбирательства.
Среди китайских моделей есть действительно хорошие производители, поэтому нужно знать, у кого покупать профессиональный прибор для работы.
Что такое манометрическая станция (коллектор)
Двухвентильный манометрический коллектор
Давление хладагента в системе кондиционирования – важнейший параметр работы сплит системы. Если в высоком или низком контуре давление повышено, это приводит к усиленной работе компрессора и его быстрому выходу со строя. При низком давлении оборудование работает слабо и не до конца выполняет свои функции. Для измерения уровня давления фреона применяются манометрические коллекторы или станции. Применяют устройства для дозаправки климатических установок фреоном и маслом.
Манометрическая станция со шлангами для заправки кондиционеров применяются в автомобильных системах охлаждения воздуха. В автосервисах применяют стационарные устройства с удлиненными шлангами, позволяющие контролировать давление. Мастера сервисного обслуживания настенных сплит систем имеют при себе переносные компактные устройства.
Шланг с манометром Masuma
Заправочный шланг для фреона предназначен для самостоятельной дозаправки автомобильного кондиционера. Полностью совместим с баллоном хладагента Masuma HFC-134a.
Шланг оснащён вентилем-проколкой для баллона с резьбой М14×1,25 мм, манометром для контроля давления фреона и быстросъёмным адаптером для подключения к магистрали низкого давления кондиционера.
Шланг можно использовать с хладагентами: R134A, R12, R22.
Инструкция по самостоятельной дозаправке кондиционера
Шаг 1. Готовим баллон и шланг
- Установите входящие в комплект быстросъёмный адаптер и вентиль-проколку на концы шланга. Полностью откройте вентиль, вращая его ручку-барашек против часовой стрелки, чтобы не проколоть баллон раньше времени.
- Накрутите баллон с хладагентом на вентиль-проколку до упора. После этого полностью закройте вентиль, вращая барашек по часовой стрелке, чтобы его игла внутри максимально выдвинулась и проколола баллон.
- Встряхните баллон и приоткройте вентиль на 1 оборот ручки. Слегка открутите быстросъёмный адаптер на другом конце шланга (но не снимайте его полностью) и подождите 2–3 секунды, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга. Закрутите адаптер обратно и закройте вентиль.
Шаг 2. Проверяем давление в системе
Важно: давление фреона в системе зависит от температуры наружного воздуха. Рекомендуемая температура для дозаправки: 20–25 °C
- Откройте все двери автомобиля, запустите двигатель, включите максимальный обдув с забором наружного воздуха, включите кондиционер и дождитесь стабильного потока холода.
- Отройте капот и присоедините быстросъёмный адаптер шланга к заправочному порту магистрали низкого давления кондиционера (обычно он прикрыт колпачком с буквой L).
- Проверьте показания манометра на шланге. Если стрелка находится в середине синего сектора (2,8–3 кг/см на внешней шкале), то дозаправка фреона не нужна. При меньших показаниях переходите к следующему шагу — приступайте к дозаправке.Примечание: если компрессор кондиционера работает, а стрелка манометра находится в жёлтой или красной зоне, — значит в системе повышенное давление фреона, которое нужно стравить. Для этого полностью закройте вентиль баллона и слегка открутите быстросъёмный адаптер на несколько секунд. Закрутите адаптер и вновь проверьте давление фреона при работающем компрессоре кондиционера.
Шаг 3. Дозаправляем кондиционер
- Оставьте двигатель и кондиционер работающими. Закройте двери автомобиля, включите минимальный обдув и внутренний забор воздуха.
- Во время дозаправки держите баллон с хладагентом вверх дном. Встряхните его и откройте вентиль на 1/4 оборота барашка (до открытия клапана) — стрелка манометра начнёт двигаться. Увеличьте подачу фреона, открыв вентиль до 4 оборотов. При этом баллон и шланг заметно охладятся.
- При достижении давления 2,8–3,3 кг/см (при работающем компрессоре) полностью закройте вентиль. Наблюдайте за манометром и работой кондиционера: компрессор должен подключаться при давлении 2,8–3 кг/см и отключаться при падении давления до 1,7–1,8 кг/см. При этом стрелка манометра всегда должна оставаться в синем секторе.
- Если стрелка манометра зашла в зелёный сектор, вновь откройте вентиль и продолжите дозаправку, контролируя давление.Примечание: если стрелка не дошла до нужного давления и начала падать, значит фреона недостаточно — необходим второй баллон. Закройте вентиль, отключите быстросъёмный адаптер шланга от магистрали и повторите всю процедуру с другим баллоном.
Шаг 4. После дозаправки