Как выбрать транспортную компанию для бизнеса

Рынок международных перевозок груза сложен и многообразен. Как правило, транспортные компании имеют свою нишу и занимаются отдельным направлением. В целом, можно разделить грузоперевозчиков по следующим принципам:

  • компании, занимающие определенным видом транспорта – авиаперевозками, ж/д, автомобильными перевозками, экспресс-доставкой и пр.
  • компании, специализирующиеся на определенном направлении – например, на доставке из Азии или даже только  на доставке из Китая; компании, работающие только на импорт (ввоз товаров из различных стран в Россию), компании, работающие только на экспорт;
  • транспортные компании, специализирующиеся на определенном виде грузов – опасные грузы, наливные и пр.
  • компании, работающие только с проектными грузами – большими объемами. 

Конечно, существуют и крупные транспортные компании с разветвленной сетью филиалов или имеющие партнеров во многих странах мира. Но, как правило, и у таких компаний будет своя направленность. 

Поэтому при выборе компании учитывайте особенности прежде всего Вашего бизнеса. Если у Вас только мелкие грузы по разным направлениям, ищите компанию, занимающуюся авиа или экспресс-доставкой. Другие компании также могут предложить Вам свои услуги, но будете ли Вы им интересны в такой же мере, как клиенты с крупными поставками? Или если Вы занимаетесь поставкой товара только, например, из Турции, поищите компанию, которая специализируется на данном направлении. Вполне возможно, такая компания сможет предложить Вам более выгодные условия.

Регулирование автоперевозок

Использование наземного транспорта для грузовых перевозок имеет непосредственную связь с территорией государства, где осуществляется транспортировка, и его правовым статусом. Также здесь следует учитывать международные права, которые регулируют вопросы автоперевозок. Основными из них являются:

  • Женевская конвенция, рассматривающая вопросы дорожного движения и его организации;
  • Конвенция МДП, которая регулирует порядка прохождения всех этапов таможенных оформлений и прочих стандартных формальностей;
  • Соглашение СМА. Это европейский правовой документ, касающийся международных автомагистралей. Документ регулирует режимы использования этих автодорог.

Автоперевозки на международном уровне попадают под действие Конвенции КДПГ, которую подписали и приняли в Женеве ещё в 1956 году. Но в силу документ вступил только через 5 лет. Представленный документ определяет правовые отношения между перевозчиками и непосредственными владельцами грузов, которые связаны специальными договорами, устанавливает правила приёма и выдачи перевозимой продукции в пунктах загрузки и конечного назначения.

Действие конвенции распространяется на любые соглашения об автоперевозках, предусматривающих вознаграждение, если указанные в договоре пункты погрузки и выгрузки относятся к двум различным странам, минимум одна из которых подписывала конвенцию. Стоит также добавить, что этот же документ регулирует вопросы международных автоперевозок, которые осуществляют правительственные официальные организации, учреждения, либо непосредственно происходят между государствами. При этом действие конвенции не распространяется на:

  • перевозки, осуществляемые на основе действующих международных почтовых конвенций;
  • воздушные, морские, речные, железнодорожные перевозки, являющиеся составной частью смешанной транспортировки груза;
  • автоперевозки, осуществляемые между странами британских островов;
  • мебель при переезде;
  • умерших людей.

В настоящее время автотранспорт регулируется более чем 40 организациями, имеющими международный статус. Но наиболее значимыми из них считают Комитет внутреннего транспорта, а также международный союз автотранспорта. Первая организация была создана ещё в 1948 году в качестве межправительственного официального органа, чтобы регулировать взаимное сотрудничество с применением всех типов внутренних транспортных средств. В этот комитет входят все те страны, которые являются членами ЕЭК при ООН.

Комитет создал около 40 конвенций, а также более 50 правил в отношении устройства ТС. Он принимает непосредственное и очень активное участие в модернизации и улучшении автострахования, такого как ОСАГО в России, и международной системы Green Card. Специальная система регулирования позволяет контролировать международные автоперевозки, вести учёт иностранных грузов и защищать интересы отечественных автоперевозчиков. Если перевозка осуществляется между государствами, у которых отсутствуют обоюдные соглашения, уполномоченные органы могут выдать разрешение одноразового типа.

В Европе практикуется использование нескольких видов специальных разрешений на совершаемые рейсы, которые бывают:

  • одноразовыми;
  • многоразовыми;
  • фиксированными;
  • транзитными;
  • пригородными.

В России и тех странах, с которыми действуют двусторонние отношения, выдаётся, в основном, разовое разрешение. При автоперевозках, которые осуществляются в третьи страны и в обратном направлении, используется стандартная лицензия, выдаваемая ЕКМТ. Здесь речь идёт о конференции министров транспорта, участником которой Россия стала ещё в 1997 году.

При международных автоперевозках пассажиров и грузов проходят процедуру государственного обязательного страхования ответственности, предусмотренной перед третьими лицами. Потому каждый автоперевозчик обязан предварительно оформить этот документ на все ТС, которые принимают участие в доставке грузов в иные страны. К страховому полису предъявляется особое требование, согласно которому он обязан покрывать весь ущерб, потенциально нанесённый транспортными средствами.

Вопросы и ответы по транспортной логистике

№1. Особенности международных грузоперевозок?

Порядок движения транспортных потоков, когда пересекаются границы разных государств, регламентируются правилами Incoterms. Мало пройти таможенный контроль. Нужно также учитывать особенности законодательства страны, по которой проложен маршрут.

Если компания занимается международной транспортной логистикой, ее функции гораздо шире, чем у обычного перевозчика грузов. На нее возлагаются трудоемкие таможенные процедуры, решение вопросов промежуточного складирования и пр.

№2.Основные проблемы транспортной логистики России?

Прежде всего, это отсутствие профессиональных кадров. Не слишком грамотные бизнес-проекты часто приводят к неточному распределению обязанностей между структурными подразделениями компании. Не редкость, когда один сотрудник вынужден выполнять разные виды работ, в которых ему недостает квалификации. Такой подход сказывается на эффективности транспортной логистики. Предприятия несут потери.

Оставляет желать лучшего инфраструктура транспорта. Автомобильные дороги низкого качества, недостаток грузовых терминалов и складских площадей создают дополнительные проблемы.

Российской логистике требуется четкая законодательная база. Технологии значительно опережают ее и должны быть как можно скорей «легализованы». Например, в законе пока нет понятия «электронная транспортная накладная».

№3. Какие грузы запрещено перевозить?

Ни одна транспортная компания не станет заниматься перевозкой запрещенных грузов. Сюда относится – оружие, алкоголь, яд, наркотические препараты, взрывчатые, горючие и легковоспламеняющиеся вещества, радиоактивные соединения.

Обязанности и права

В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:

  • Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
  • При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
  • Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
  • Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.

Здесь всё предельно объективно и понятно. При этом не стоит забывать о правах и обязанностях со стороны самого грузоперевозчика. Ответственность переходит на транспортную компанию или перевозчика, если:

  • груз при транспортировке был полностью или частично утерян;
  • перевозимый груз получил повреждения при транспортировке после приёма товара, но до его сдачи в конечном пункте;
  • доставка была задержана по вине перевозчика.

Что же касается обязанностей, то здесь ещё на этапе принятия перевозимого груза перевозчики должны:

  • проверить все записи в накладных и сопроводительных документах;
  • убедиться в наличии маркировки и нумерации товара, если такая предусмотрена;
  • удостовериться в целостности используемой упаковки и самого груза;
  • внести в накладные пояснения, если сверку выполнить невозможно по объективным причинам (контейнер опломбирован, к примеру).

Когда груз прибывает к точке назначения, получатель имеет законное право потребовать предъявить ему вторую копию транспортно-товарной накладной, а также передать товар на основе расписки о приёмке.

Право на распоряжение перевозимым грузом предоставляется при таких условиях:

  • Отправитель или грузополучатель, желающий воспользоваться таким правом, предъявляет оригинальные накладные, внося в них новые инструкции для грузоперевозчика. Дополнительно требуется возместить возможный ущерб и издержки, необходимые для выполнения новых инструкций;
  • Выполнить новые инструкции можно при получении лицом, уполномоченным их выполнять. Это не оказывает негативного влияния на работу грузоперевозчика, но наносит определённый ущерб грузополучателям и отправителям остального товара;
  • Внесённые изменения в инструкции не приводят к тому, что груз начинает портиться.

Если возникают спорные ситуации в рамках совершения международных грузоперевозок, тогда сторона истца может самостоятельно обращаться в уполномоченные органы стран, принимающих участие в перевозке, заранее предусмотренных по согласованию между сторонами, но также и в судебные инструкции, которым принадлежат:

  • место проживания ответчика;
  • расположение офиса или региональное отделение компании, принимающей участие в составлении договора о грузоперевозках;
  • место передачи перевозимого товара для его дальнейшей транспортировки;
  • место конечного прибытия груза.

Подать иск в рамках грузоперевозочного процесса можно в течение 1 года. Если речь идёт о злонамеренных или злоумышленных поступках, то срок обращения увеличивается до 3 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий