Как передвигали дом в Москве – реальная история

Здание Моссовета

ул. Тверская, д. 13.

Еще один рекорд тверской улицы — переезд здания Моссовета, который также не вписывался в генплан города. С ним-то и возникло много проблем. Во-первых, оно было построено в форме буквы «п», а во-вторых, претерпело надстройку в целый этаж с чердаком. Кроме того, внутри здания находился большой двухсветный зал, то есть, по сути, огромное пространство без каких-либо несущих перегородок. В случае неудачи, дом просто мог бы сложиться, как карточный домик. Остается добавить к этому, что во время переезда здание продолжало работать безостановочно, то есть внутри находились люди, а также обязательно должны были работать все коммуникации и телефон. В отличие от Саввинского подворья, здание Моссовета передвигалось вместе с подвалом, а потому был вырыт огромный котлован и пути прокладывались почти на четырехметровой глубине. Сам переезд занял фактически около 40 минут, а подготовка а нему — около месяца. Переезд состоялся в общем-то удачно: здание и по сей день стоит там, куда его передвинули, но после всего этого мероприятия в стенах и перекрытиях появились трещины, так что позже при реконструкции пришлось встроить в него 24 металлические колонны.

Технология

На первый взгляд кажется невозможным вот так просто взять и перенести такую махину, как многоэтажный дом. Разумеется, это весьма трудоемкий процесс, на подготовку которого уходили недели, а то и месяцы, однако при соблюдении всех технологий «переселение» дома проходило безболезненно.

Прежде чем перенести дом, его с помощью специальных тросов отделяли от фундамента, предварительно поставив сооружение на мощные домкраты. Затем вдоль намечающегося направления движения дома пробивали траншеи, в которые на твердое бетонное основание укладывали шпалы, а сверху них – катки.

А дальше одетый в железных каркас, поставленный на двутавровые балки и окончательно отделенный от фундамента дом катил в нужном направлении. В этом деле ему помогали лебедки, которые буксировали здание вперед, и домкраты, которые толкали его сзади.

Как осуществлялась передвижка целых зданий

Нужно отметить, что методика была изобретена не в СССР, а появилась гораздо раньше. Впервые здание переместили еще в середине XV века в Италии — это была колокольня Святого Марка в Болонье. В XIX веке перемещать строительно-архитектурные объекты научились в США, где даже образовались специализированные фирмы. В России впервые такой эксперимент в 1812 году осуществил Дмитрий Петров — народный умелец, передвинувший деревянную церковь. В 90-е годы XIX века в Москве были передвинуты несколько каменных домов.

В СССР технологию усовершенствовали и, что называется, поставили на поток. Стены зданий предварительно укрепляли металлическими или железобетонными рандбалками. Для придания устойчивости применяли поперечные и ходовые балки. А для направленного движения прокладывали железнодорожные рельсы, по которым дом, в буквальном смысле, переезжал на новое место, где для него уже был заготовлен фундамент.

В роли тягловой силы выступали электролебедки с тросами и электродомкраты. Коммуникации обрубались при снятии дома с места, за что отвечали специальные рабочие бригады, а в новой локации монтировали другие трубы и провода.

Если дело происходило зимой, то в доме строили небольшую автономную котельную, чтобы трубы отопления не замерзали и не приходили в негодность. Электричество в здании не отключали, а вытягивали кабели с помощью дополнительных отрезков.

Дом Сытина

В профессиональном плане повезло журналистам газеты «Труд». Её редакция в конце 1970-х располагалась в доме Сытина на улице Горького (Тверской). Репортёрам посчастливилось непосредственно поучаствовать в передвижке. Здание отодвинули в сторону, вдоль Тверской, на 47 метров.

«В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского…» (Газета «Труд». 11 апреля 1979 года. Репортаж Виктора Толстова «Дом отправился в путь»).

Тверская улица история

Упоминания об улице Тверской датируются еще XII веком. В XIV веке от Кремля в Тверь проходила Тверская дорога. В XVII веке улица Тверская стала главной. А еще через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу — Санкт-Петербург. Как самая старинная и оживленная она оставалась и главной дорогой столицы. По этой дороге из северной столицы в Кремль въезжали цари. В XVIII-XIX веках здесь строились самые лучшие дома, магазины и гостиницы. Для проведения народных процессий и парадов в 1792 году перед домом генерал-губернатора была построена Тверская площадь. Здесь была проложена «конка» — первая линия конной железной дороги.

Пушкинская площадь.

Сразу за памятником установлен Камень в память о Страстном монастыре. Он служит напоминанием о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, разрушенный до основания, как и многие другие Православные Храмы, в 30 годы ХХ века. За памятником Пушкину и камнем расположен Пушкинский сквер с с одноименным фонтаном, окруженным скамейками. А за сквером — здание кинотеатра «Россия», последние 15 лет носивший название «Пушкинский». Слева от кинотеатра, там, где начинается улица Малая Дмитровка, расположен Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Возвращаемся обратно на Тверскую улицу. Пройдя несколько домов современной постройки, не представляющих для нас особого интереса, сворачиваем в следующий переулок – Настасьинский. Здесь находится интересное с точки зрения архитектуры здание из серо-зеленого кирпича. Дом построен в начале XX-го века, но по стилю напоминает хоромы XIIX – XIX вв. Здесь с 1916-го года располагалась Ссудная Казна. Сегодня здесь находится Хранилище Центробанка, однако, никаких табличек, никаких указателей, говорящих об этом, мы не увидим.

Любовь к денатурату

Уже в советское время небольшие каменные строения передвигали в Макеевке (1934 год, вес здания — 1300 тонн) и в Кривом Роге (1935 год, вес здания — 1500 тонн).

Но по-настоящему масштабно эти работы выполнялись в Москве начиная с середины 1936 года. План генеральной реконструкции столицы предусматривал значительное расширение центральных улиц. Многие дома следовало снести, а некоторые решили передвинуть подальше от проезжей части.

Для такой цели была создана специальная организация — Трест по перестройке и перемещению зданий. Главным инженером организации стал специалист немецкого происхождения Эммануил Гендель.

Для приобретения необходимого опыта работники треста передвинули шесть небольших зданий — лабораторию завода грампластинок в Апрелевке и пять строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Это помогло отработать технологии перемещения. Дома с помощью разрезающего троса отделялись от фундамента и ставились на мощные домкраты. Под зданиями пробивались многочисленные коридоры, куда укладывали шпалы с рельсами и специальными катками. В нужный момент домкраты чуть опускали здание, чтобы оно оказалось на катках и с помощью лебёдок перемещалось в нужном направлении.

Кстати, во время работ возле русла Москвы-реки произошёл курьёзный случай, о котором в советских газетах, конечно, ничего не сообщалось. Из соображений экономии гидравлические домкраты под зданиями заполняли денатуратом. На водном строительстве трудились в основном заключённые, в том числе и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану, денатурат был слит из всех подъёмных механизмов. После этого домкраты стали заполнять дорогостоящим глицерином.

Самые сложные проекты Треста по разборке и перемещению зданий

Большим испытанием для инженеров стало перемещение Савинского подворья на Тверской. Дом ни в коем случае нельзя было разрушить, поскольку он был памятником архитектуры. Все работы проводились под видом реконструкции. Подготовка к перемещению этого здания длилась долгих четыре месяца. Основной проблемой стала масса дома — немыслимые 23 000 тонн. Но и с этой задачей справились. Дом со скоростью десять километров в час был передвинут всего за одну ночь. При этом его жильцы даже не проснулись.

А в 1940 году пришлось передвинуть здание Моссовета на Тверской. Уникальность этого переезда дома в Москве заключалась в том, что его переместили вместе с подвалом. Во время передвижки никто из чиновников не прекратил своей работы. Не переставали работать и хирурги Глазной больницы на углу Мамоновского переулка и Горького. Это здание удалось убрать в глубину квартала и развернуть на 97 градусов.

Последним крупным передвижением здания в Москве стал переезд театра имени Чехова в 1983 году. Его разделили на две части, увеличив при этом площадь зрительного зала. А сцену сначала передвинули на 25 метров, а после — на 12.

После этого глобальных перемещений зданий в Москве не было. Писательница Агния Барто даже увековечила эту грандиозную работу в произведении «Дом переехал». Книга с ним разошлась огромным тиражом, а стих цитировали и взрослые, и дети.

Технология передвижения

О том, как двигали разного рода сооружения, известно довольно много. Впервые острая надобность что-либо подвинуть возникла в XV веке. Талантливый инженер Аристотель Фиораванти взялся перевести колокольню Санта Мария Маджоле в славном городе Болонья, которая мешала постройке зданию городской администрации. Чтобы не сносить святыню (которая, кстати, была все-таки снесена через 400 лет) предусмотрительный инженер заключил колокольню в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы исключить возможность возникновения трещин, а передвигали башню на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Для того времени зрелище это было действительно впечатляющее, ведь колокольня была примерно с девятиэтажный дом, и переехала она аж на 13 метров. Кстати, в биографии Аристотеля Фиораванти вообще есть, где покопаться и чему удивиться. Например, что именно ему Россия обязана строительством Успенского собора в Кремле. Но это, как говорится, совсем другая история.

С тех самых пор принцип передвижения особенно не изменился: сначала дом укрепляют специальной металлической рамой по линии запланированного среза фундамента. Для придания особой жесткости раму соединяют поперечными и диагональными связями. Это необходимо для домов с внутренним каркасом, например с колонным залом, которые при движении могут сместиться. После того, как рама установлена, дом срезают с фундамента, под раму укладывают ходовые балки и рельсовые пути. Затем дом поднимают на домкратах, опускают на специальные катки и везут по рельсам до нужного места. Сам переезд — или лучше сказать перекат — дома занимал немного времени, а вот подготовка к нему — недели или даже месяцы.

Зачем нужно было передвижение домов в Москве на Тверской

В 1937 году было решено провести реконструкцию столицы СССР. Она предполагала расширение главных улиц, в том числе и Тверской. Для этого некоторые здания на ней пришлось бы снести. Но делать этого никто не хотел. Дело в том, что многие подлежащие сносу здания уже в те годы являлись памятниками архитектуры.

Поэтому специалисты Метростроя предложили свежее решение. Они разработали план, как можно было сохранить здания, просто передвинув их. Передвижением домов в Москве занимались и раньше. Например, в 1897 году был перемещён особняк Евгении Мак-Гиль. Для перемещения многотонного дома использовали катки и рельсы, а также лошадиную тягу. Похожую технологию использовали и в тридцатые, только значительно улучшенную.

Здание Моссовета

Настоящим вызовом тресту стал перенос здания Моссовета. Во-первых, оно сложной формы, поэтому нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Во-вторых, первый этаж бывшего генерал-губернаторского дворца представляет собой бальный зал — большое пространство без несущих конструкций. В-третьих, сверху поступило указание переносить здание вместе с подвалом — там хранились важные государственные документы. И по уже наметившейся традиции здание решили двигать вместе с людьми и без отключения коммуникаций.

Есть сведения, что некоторые сотрудники треста спешно уволились, когда узнали об условиях, на которых решено было двигать дом Моссовета. Их можно понять: виновников погребения под грудой камней партийной номенклатуры ничего хорошего ждать не могло. Но Гендель и большая часть сотрудников треста были уверены в успехе. Чтобы передвинуть здание вместе с подвалом, вокруг вырыли котлован и все операции — срез с фундамента и передвижение — проходили на четырёхметровой глубине. В целом переезд прошёл успешно, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Впоследствии при реконструкции в дом пришлось встраивать 24 металлические колонны. Сейчас на Тверской, 13 располагается московская Мэрия.

Без отселения

Первой серьёзной работой треста стала передвижка дома №77 по улице Осипенко (названной в честь лётчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко, в 1994 году улице вернули прежнее название — Садовническая). Крыло пятиэтажного Г-образного здания мешало строительству нового моста. Было решено разделить дом на две части: короткую оставить на месте, а длинную (44 метра, 8500 тонн) переместить и установить на новый фундамент. Крыло дома переместили на 53 метра по 37 железнодорожным путям — причём без выселения жильцов. Электро — и газоснабжение, телефон, радио, водопровод и канализация продолжали работать — для этого были задействованы гибкие шланги и провода. Газета «Правда» в предваряющей переезд объекта статье от 11 июня 1937 года сообщала, что никто из 600 жильцов во время транспортировки дома не испытает никаких неудобств. А вот о том, что после установки крыла здания на новое место его очень долго подключали к коммуникациям (в частности, к газовой сети эту часть дома присоединили только через полтора года), в прессе, конечно, не было сказано ни слова.

С лёгкой руки журналистов передвижку зданий стали рассматривать как одно из достижений советской власти.

Уже гораздо позже, в 1967 году, в этом доме на улице Осипенко произошла страшная трагедия. Вечером 25 декабря внутри здания раздалось сразу два оглушительных взрыва. Очевидцы говорят, что три верхних этажа отделились, поднялись вверх, зависли в воздухе — и только потом рухнули вниз и развалились. Погибли 147 человек. Официальная версия — взрыв бытового газа. Почему люди слышали два взрыва и связана ли трагедия с тем, что дом когда-то передвигали, — неизвестно. Но в архивах сохранились документы комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы. В них указано, что перемещенное крыло было поставлено на сваи лишь частично — из-за этого дом оседал неравномерно, и данный фактор мог повлиять на нормальную работу газопровода.

Сейчас, чтобы попасть во двор такого здания

Но в 1930-х годах московские власти задумались о проведении реконструкции Тверской улицы (в то время это была улица Горького). В то время тут решились на строительство «Новой Москвы» с монументальными строениями в сталинском стиле. Разумеется, что старая постройка с религиозными отсылками в плане властей совсем не вписывалось. Именно так и выглядела улица Тверская в годы до революции, и постройки на подворье находились справа.

В то время на Тверской улице снесли много красивых и необычных строений. Аналогичная участь могла постичь даже Саввинское подворье, но к всеобщей радости, у этого здания нашлись рьяные защитники и было принято решено сохранить его. Для этого и продумали план по перемещению его вовнутрь квартала.

И в ту судьбоносную ночь 4 ноября многоэтажный дом начал перемещаться. Было поставлено 2 сверхмощные лебедки и скорость перемещения строения при их единовременной работе достигала всего лишь 8 метров за 1 час. Если функционировала лишь одна лебедка, то скорость была в 2 раза меньше, т.е. 4 метра в 1 час. Также есть версия, что жильцов даже не предупреждали о том, что в ту ночь дом будет сдвинут и они обнаружили изменения своего месторасположения лишь рано утром.

Первый дом — не комом. Дом на Каланчёвской улице

В 1897 году началось масштабное расширение Николаевской железной дороги. В зону строительства попал особняк, принадлежавший английской подданной и по совместительству почётной гражданке Москвы, владелице цементного завода на Каланчёвской улице, Джейн Мак-Гилл (она же Евгения Ивановна Мак-Гиль). Дом бы пошёл под снос, если бы не инициатива инженера Осипа Марковича Федоровича. Он предложил перенести здание на 100 метров в сторону. Хозяйка не только согласилась на эту авантюру, но и оплатила работы.

«Здание связано в трёх местах поперёк стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельсов, на протяжении 20 сажен…» (Осип Федорович, журнал «Нива» за 1898 год).

За несколько дней дом весом 1840 тонн переместили на 100 метров западнее и поставили на новый фундамент. Он и сейчас стоит по адресу: Каланчёвская улица, дом 32/61.

Больше передвижек, хороших и разных!

Эпоха передвижек началась после утверждения Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году. Он предполагал расширение существующих магистралей и прокладку новых. На карте города появились так называемые красные линии. Все здания, которые выходят за них, — под снос. Но, в силу разных обстоятельств, некоторые уцелели. От магистралей, ведущих в светлое коммунистическое будущее, их просто отодвинули. В 1936 году создают контору по перемещению домов, в которую набирают специалистов из Метростроя. Впоследствии контору переименовали в Трест по разборке и перемещению зданий. Главным инженером треста был назначен Эммануил Гендель, ранее руководивший укреплением фундаментов зданий вблизи линий метро.

Эммануил Матвеевич Гендель (1903–1994) — советский инженер-строитель, крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ. Самые известные проекты — передвижение домов на Тверской, выпрямление минаретов в Самарканде, колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах.

Зачем перемещали дома?

Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.

И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.

Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.

Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.

Зарубежный опыт: древнеегипетские храмы, терминалы и маяки

Здания и сооружения переезжали и продолжают переезжать по всему миру. Вот некоторые из них.

Колокольня в Болонье

Первое документально засвидетельствованное перемещение здания было произведено ещё в XV веке в Болонье (Италия). Архитектор и инженер Аристотель Фьораванти перевёз колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которая мешала строительству нового здания администрации. Колокольню заключили в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы она не пошла трещинами. Башню передвигали на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Переехала недалеко, всего на 13 метров, но для того времени это было чудом инженерии. Высота колокольни сопоставима с высотой девятиэтажного дома — 24 метра.

Отель на Кони-Айленде (США)

В апреле 1888 года на Кони-Айленде (полуостров, вывший остров в Бруклине) огромный отель Brighton Beach Hotel переместили на 150 метров вглубь острова. Участок, где стояло деревянное каркасное здание, постоянно размывался океаном, что могло привести к затоплению.

Трёхэтажную постройку длиной 150 метров и весом пять тысяч тонн приподняли на гидравлических домкратах и установили на 112 специальных тележек. Они, в свою очередь, расположились на 24 проложенных под зданием железнодорожных путях. Тянули сооружение шесть небольших паровозов.

Телефонная компания в Индианаполисе (США)

Крупнейшим проектом своего времени стало перемещение в 1930 году в Индианаполисе восьмиэтажного здания, где размещалась штаб-квартира Indiana Bell Telephone Company.

Количество абонентов росло, а с ним и штат компании, поэтому в 1929 году офисное здание решили снести, а на его месте возвести более вместительное. Но в дело вмешался основатель крупнейшей в городе архитектурно-строительной фирмы Курт Воннегут — старший (отец известного американского писателя). Он предложил переместить старый корпус в сторону, таким образом освободив место для постройки дополнительного. Здание весом 11 тысяч тонн сначала подвинули на 15 метров к югу, повернули на 90 градусов и переместили ещё на 30 метров к западу. Операция длилась чуть больше месяца. На протяжении всего этого времени в доме продолжали работать 600 сотрудников, обслуживая 170 000 абонентов. Это стало настоящим прорывом. Именно здесь впервые применили гибкие коммуникации, которыми впоследствии пользовались и советские инженеры-«передвижники». Входили и выходили сотрудники компании по подвижному мосту.

Древнеегипетские храмы

Грандиозные храмы были высечены в скале Абу-Симбел ещё в XIII веке до нашей эры. Они просуществовали 33 столетия, пока в 1960-х египетские власти не построили плотину на реке Нил. Кстати, им помогали советские специалисты. Воды искусственного озера стремительно приближались к храмам и вскоре полностью затопили бы памятники. Программу спасения возглавили ЮНЕСКО и правительство Египта. Деньги — порядка 80 миллионов долларов — собирали по всему миру. В 1964–1968 годах храмы распилили на огромные блоки и перенесли на 65 метров выше, на скалу, и на 200 метров дальше от кромки воды. На новом месте памятники собрали заново и скрепили цементом. Позади них возвели опорные конструкции из бетона, вместо скалы, из которой были вырезаны храмы.

В XXI веке

В 2000 году в штате Северная Каролина (США) перенесли кирпичный маяк высотой 59 метров и весом около четырёх тысяч тонн. Расстояние в 870 метров сооружение преодолело на специальной рельсовой платформе.

В 2001 году в штате Нью-Джерси перенесли здание старого терминала аэропорта весом около семи тысяч тонн.

В 2007 году в Германии каменную церковь XIV века перевезли на 12 километров. Дело в том, что старинная постройка мешала разработке месторождения угля. Её поставили на колёсную платформу и отправили в соседнюю деревню.

В апреле 2013 года в Баку на 10 метров перенесли дом весом 18 тысяч тонн. Здание постройки 1908 года стало первым перемещённым строением в Азербайджане.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий