Карьерный гусеничный экскаватор экг-5а и его модификации

Описание и технические характеристики экскаваторов ЭКГ

Экскаваторы ЭКГ-5А и другие модели отечественных экскаваторов карьерных гусеничных (сокращенно ЭКГ) выпускаются с 1967 г. До 70-х годов производились 2 модификации — экскаваторы ЭКГ-4,6А, и ее усовершенствованный тип — ЭКГ-4,6Б. Но потребность в модернизации серийной техники привела к появлению экскаватора ЭКГ-5А. На рынок данная модель вышла в 1980 г. Экскаваторы ЭКГ-5 выпускается до настоящего времени. Существенных изменений в конструкцию техники специалисты вносить не стали. Данную модель выпускает компания АО «Уралмаш». В целом на нашем рынке несколько производителей, специализирующихся на разных моделях. Приобрести запчасти для ЭКГ можно здесь: https://allmpu.ru/zapchasti_ekg-5.

Общие и частные параметры

Общие параметры

ПараметрыЗначение
Вместимость ковша, м35, 2
Радиус черпания, м14, 5
Высота черпания, м10,3
Просвет под поворотной платформой, м1, 85
Рабочая масса, т196

Параметры ковша

Масса, т9, 935
Длина, м2, 45
Ширина, м2, 19
Высота, м2, 56

Характеристики рукоятки ковша

Масса, т7, 95
Длина, м7, 915
Ширина, м1, 774

Параметры стойки

Масса, т3, 48
Длина, м6, 45
Ширина, м1, 4

Параметры поворотной платформы

масса, т18, 9
Длина, м8, 1
Ширина, м5, 0
Высота, м1, 2

Характеристики нижней и гусеничной рамы

ПоказательНижняя рамаГусеничная рама
Масса, т10, 55, 45
Длина, м3, 05, 5
Ширина, м3, 00, 75
Высота, м1, 681,0

Параметры кабины

Масса, т1,1
Длина, м2, 36
Ширина, м1, 35
Высота, м2, 76

Технические параметры двигателей

Сетевой двигатель является сердцем всего механизма экскаватора. Он обладает мощностью в 250 кВт, а его масса составляет более 2 тонн. Кроме сетевого двигателя, который представлен моделью Аг-М, экскаватор снабжён ещё тремя движущими узлами.

Двигатель хода и напора

Масса, т0, 86
Длина, м1, 28
Ширина, м0, 59

Двигатель поворота

Масса, т0, 93
Длина, м1, 32
Ширина, м0, 57

Двигатель подъёма

Масса, т3, 5
Длина, м1 ,85
Ширина, м0 ,96

Параметры канатов

В экскаваторе ЭКГ-5А присутствуют канаты, которые работают по трём направлениям.

Назначение канатаДиаметр, ммДлина, мРазрывное усилие, кгс
Подъем ковша39, 55894623
Подъем стрелы3012557 300
Открывание дна ковша11, 1510, 56255

Электрическое оборудование

Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт.

В работе экскаватора применяются два вида кабеля:

  • КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
  • КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.

Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:

  • выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
  • ручным приводом;
  • предохранителем на 8 и 16 А.

Схема электрического оборудования экскаватора ЭКГ-5А

В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления. Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.

Устройство “ЭКГ 5А”

Данный карьерный шагающий экскаватор предназначен для разгрузки грунта. Стрела на нем устанавливается общей длиною 60 метров. При этом ковши для него подходят различной вместительности. Наиболее распространенной считается модель с емкостью 10 куб. метров. Угол наклона стрелы машинист регулировать способен. Поворачивается она в данном случае на 360 градусов. Шагающее ходовое оборудование экскаваторов “ЭКГ 5А” представляет набор механизмов вращения, а также привод. Платформы у модели способны предельную массу выдерживать на уровне 600 тонн. Параметр теоретической производительности устройства находится на уровне 620 куб. метров за час. Подъемное усилие стрелы зависит от выставленного градуса.

Глубина компания у экскаватора “ЭКГ 5А” составляет ровно 35 метров. При этом радиус выгрузки равняется 66 метрам. Просвет над поворотной основой имеется довольно большой. Отдельно также следует отметить значительную ширину хода на уровне 13 метров. Кузов у представленного экскаватора длину имеет 10 м. Для грунтов легкой крепости модификация “ЭКГ 5А” подходит отлично.

Описание экскаваторов ЭКГ

Экскаватор ЭКГ — расшифровка цифр и букв. Цифры в названиях моделей обозначают объем ковша в кубических метрах. За цифрой следует буквенный индекс, указывающий на усовершенствование производителя. Например:

  • буква А — указывает на первое обновление модели;
  • буква У — это удлиненная часть оборудования, разработанная для верхней погрузки;
  • буква Д — расшифровывается как дизель;
  • буква Н — это название Новокраматорского машиностроительного завода;
  • буква И — Ижорские заводы.

Рассмотрим описание конструкции. Экскаватор устроен несложно. Машина имеет 1 черпак, передвигается на гусеницах, кабина управления свободно поворачивается вокруг своей оси. Основное оборудование носит название механической лопаты.

Данная машина отлично проявила себя на карьере, с ее помощью разрабатывают земли различных категорий. Без данной техники не обходится горная и угольная промышленности. Машина вскапывает грунт при добыче полезных ископаемых, совершает погрузочные работы, наполняя самосвалы отвалом.

Виды экскаваторов ЭКГ и основные характеристики техники.

Экскаваторы ЭКГ-5А устроены следующим образом.

Ходовая часть состоит из элементов:

  • рама;
  • гусеницы;
  • зубчатый венец;
  • редуктор хода.

Гидравлическая система управляет тормозами и муфтами.

Вращающаяся платформа, на которой установлены:

  • кабина водителя;
  • лебедки;
  • двуногая стойка;
  • 2 поворотных механизма;
  • пневмосистема (управляет тормозами);
  • электрооборудование.

Ходовая тележка держится при помощи роликового круга.

Пневматическая система отвечает за тормоза поворота, напора, подъема. Продувает оборудование от пыли. Все это работает с использованием сжатого воздуха от 2-цилиндрового компрессора.

Гидросистема управляет тормозами ходовой части.

Высоковольтный приемник тока, расположенный между нижней и поворотной рамами.

Стрела (рукоять) состоит из 2 балок, сваренных между собой. Со стороны платформы стрела опирается на подшипники. Ее верхняя часть поддерживается на весу благодаря канатному полиспасту.

Ковш имеет 5 съемных зубьев, дно которого открывается при помощи канатов. Канат выравнивается автоматически.

 

Особенности экскаватора:

  • зубчатые передачи и ковш сделаны из высоколегированных износостойких материалов, гарантирующих безаварийную работу даже при значительных нагрузках;
  • наличие узла полуавтоматического управления копанием в системе управления. Автоматизация процесса облегчает труд оператора и снижает расход топлива;
  • ключевые металлоконструкции (нижняя и поворотная рама, стрела и рукоять) сделаны из легированного проката. Это обеспечивает надежность техники даже при работе в тяжелых горно-геологических и климатических условиях;
  • электропривод модели создан по системе «генератор-двигатель», с возбуждением от тиристорных преобразователей, имеющих электронное управление, или с управлением посредством магнитных усилителей.

В линейке экскаваторов Уралмашзавода именно модель ЭКГ-5А получила наибольшее распространение.

Помимо базовой модификации ЭКГ-5А Уралмашзавод выпускает модернизированные версии экскаватора:

  • ЭКГ-5В с пневмоударными зубьями, подходящими для разрушения горной массы, и пневмосистемой, питающей молоты сжатым воздухом;
  • ЭКГ-5Д с уширенными гусеницами и системой дистанционного контроля;
  • ЭКГ-5А-УС со среднеудлиненными параметрами рабочего оснащения. Данная модель применяется для выемки уширенных заходок.

Электропривод

ЭКГ-5А оснащён приводом типа Г-Д (генератор-двигатель). Для обеспечения рабочих характеристик установлен магнитный усилитель (МУ). Тип электросхемы – однолинейный. Главный электродвигатель АЭ113-4У2 развивает полную мощность 250 кВт. К электросети экскаватора подводится ток со следующими характеристиками:

  1. Частота — 50Гц.
  2. Напряжение — 6кВ.

Обязательно почитайте:  Экскаваторы Hitachi: фото, характеристики

Питание к электросистеме подводится от распределительного пункта. Основные характеристики подводимого тока высокого напряжения:

  • мощность в 30 мин цикле – 250-275 кВт;
  • коэф. мощности – 0,6.

В стандартных условиях для соединения узлов электросистемы применяется кабель типа КШВГ-Зх16+1х6.

Распределительное устройство состоит из:

  • силового трансформатора;
  • разъединителя;
  • выключателя масляного типа;
  • ручного привода и предохранителей на 8А (для сети 6 кВ) или 16А (для сети 3 кВ).

В схему включены электрокомпрессор ЭК-7В и шесть вспомогательных двигателей для ЭКГ. Расшифровка номенклатуры двигателей по видам приводов:

Назначение двигателяТипКоличество, штМощность, кВт
подъёмДЭ816У21200
поворотДПВ-52У1260
открывание ковшаДПЭ-12У213,6
НапорДПЭ-52У1154
холостой ходДПЭ-52У1154

Шестерня электродвигателя напорного механизма находится в жёсткой сцепке с зубчатым колесом, основной составной частью промежуточного вала редукторного механизма. Два одинаковых вертикальных привода механизма поворота сопряжены с редукторной системой. Двигатель, который обеспечивает холостой ход, закреплён спереди на стенке рамы снизу.

Чтобы стабилизировать стопорные токи существенно усовершенствована электросхема экскаватора ЭКГ-5А.

Блок токовой отсечки (БТО) устанавливается на три привода:

  1. БТОП – на подъёмный.
  2. БТОВ – на поворотный.
  3. БТОН – на напорный.

Задача этих блоков — поддержание постоянных величин стопорных токов вне зависимости от того, до какой температуры нагреваются машины и механизмы. Это достигается с помощью термозависимых делителей напряжения.

Устройство

Механизм ЭКГ-5А включает основные функциональные элементы:

  1. двуногая стойка
  2.  стрела и напорный механизм 1 Стрела 2 Рукоять 3 Механизм открывания ковша 4 Ковш
  3.  рукоять ковша
  4.  ковш
  5.  механизм открывания днища ковша
  6.  гидравлическая система
  7.  гусеничный ход
  8. роликовый круг
  9. нижняя рама
  10. гусеничная цепь
  11. ходовой механизм
  12. лебедка подъема стрелы
  13.  пневматическая система
  14. подъемная лебедка
  15. редуктор поворотного механизма
  16. поворотная платформа
  17. установка тормоза на двигателе поворота

Составными частями ковша являются передняя и задняя стенка, дно, коромысло и блок. При производстве ковша применяется высокопрочная сталь. Его корпус с помощью пальцев сопряжён с дном и коромыслом. Стальная рукоятка посредством соединения переходит в стрелу, на которой установлена напорная система, блоки и лебёдка. Стрела базируется на поворотной платформе. Именно на ней расположен механизм динамики, электрическая система, кузовные и стоечные части. Венчает этот комплекс кабина водителя. Далее рассмотрим технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.

Климатические условия карьерных работ предполагают выпуск нескольких типов машин по температурным колебаниям:

  1. Для умеренного климата (±40 °С) – «У».
  2. Для холодного климата (+40 — −50 °С) – «ХЛ».
  3. Для работы в условиях Крайнего Севера(+40 — −60 °С) – «С».
  4. Для тропического климата (+55 — −20 °С) – «Т».

Конструкционные особенности

  • реечный напорный механизм с двухбалочной рукоятью и цельносварной стрелой коробчатого сечения обеспечивает лучшую отработку тяжелых скальных забоев крупнокусковой или плохо взорванной горной массы;
  • подъем ковша канатный, бесполиспастного типа с автоматическим выравниванием усилий в ветвях подъемного каната;
  • ковш сварно-литой с клиновым самозатягивающимся креплением зубьев. Свободно падающее днище ковша с широко расставленными петлями, исключающими динамический контакт с рукоятью;
  • экскаваторы оборудованы стрелоподъемной лебедкой, облегчающей ремонтно-монтажные работы;
  • вентиляционные установки обеспечивают нагнетание в кузов воздуха, и создание избыточное давление воздуха в кузове;
  • тормоза основных механизмов колодочного типа с пневматическим приводом для растормаживания;
  • ходовая тележка — двухгусеничная. Гусеничный ход открытого малоопорного типа с отдельным приводом каждой гусеницы обеспечивает доступность для осмотра и ремонтов. Ведущие колеса («звездочки»), имеющие сменные кулаки, подняты и освобождены от опорных реакций. Натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью встроенных гидроцилиндров. На ходовых двигателях применена принудительная вентиляция;
  • основные металлоконструкции экскаватора изготавливаются из легированной стали, стрела и рукоять — из высокопрочной стали.
  • главные механизмы экскаватора имеют индивидуальный регулируемый электропривод;
  • автоматическая система смазки сокращает до минимума затраты на техническое обслуживание экскаватора в процессе эксплуатации.

Правила выбора карьерного экскаватора

Карьерный экскаватор – это один из самых востребованных видов техники, когда речь идет о задачах, связанных с большим объемом земельных работ. Его широко используют в областях открытой выработки.

Именно эта техника влияет на то, с какой скоростью будет продвигаться работа. То есть она отвечает за интенсивность разработки месторождений. А объем и качество добытых полезных ископаемых, в свою очередь, влияют на российскую экономику.

С учетом всего вышесказанного, нетрудно понять, почему выбирать карьерный транспорт нужно с умом.

Устройство одного из самых популярных карьерных экскаваторов ЭКГ-12,5

  • условия, в которых она будет эксплуатироваться;
  • мощность машины;
  • число ковшей.

Если горнодобывающие работы будут вестись на земле со слабой несущей способностью, стоит сделать выбор в пользу гусеничного экскаватора. Конструкция этой машины такова, что ее масса равномерно распределена по поверхности. Благодаря этому она легко преодолевает различные препятствия.

Этот вид техники отличается большой надежностью и приспособлен к работе в любых климатических условиях в любое время года. Для удобства и комфорта операторов все современные модели оснащены специальной климатической аппаратурой.

В условиях густых застроек, например, в черте города, с работой лучше справятся пневмоколесные экскаваторы. Это машины с небольшими габаритами, довольно быстрые и маневренные, чтобы свободно перемещаться между зданиями. При передвижении они не повреждают дорожное покрытие и не оставляют вмятины и ямы в грунте.

Для разработки месторождений этот тип экскаватора почти не используется, так как обладает низкой проходимостью и не способен преодолевать серьезные препятствия.

Описание конструкции, применение

Оборудование этого типа состоит из трех базовых частей – рабочей, ходовой и силовой. В его конструкцию входят – кузов с поворотной платформой, стрела с подвижным ковшом, нижняя передвижная рама.

Оно может перемещаться по уступам и неровным поверхностям, снабжаться индивидуальными электроприводами, дополнительно унифицироваться системами контроля и безопасности.  

Главные функции – внедрение в грунт, зачерпывание земляных пород с последующей укладкой их в отвал или погрузкой в транспортное средство.

Сфера применения:

  • дорожное и магистральное строительство,
  • черная и цветная металлургия,
  • угольная промышленность,
  • разработка рудных месторождений.

Там же, где нужные небольшие, точечные работы, используются мини экскаваторы.

Ковш

  • Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
  • Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических
  • Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 11.5 метров кубических.

Двигатель

Для осуществления рабочих процессов и перемещения экскаватор оснащен механизмами напора, хода, поворота, подъема. Эти основные механизмы и система открывания ковша работают от агрегатов постоянного тока. Дополнительные приспособления снабжаются от двигателей переменного тока. Энергия преобразуется при помощи преобразовательного генератора и трансформатора, работающего на понижение.

Главную роль генерирующего устройства играет движок с тиристорным возбуждением.

  • Тип устанавливаемого двигателя — электромотор с тиристорным возбуждением.
  • Номинальная мощность на выходе — 800 киловатт/1000 лошадиных сил.
  • Мощность трансформатора — 160 киловольт-ампер.

Расход топлива

В зависимости от цели применения экскаватор потребляет различное количество энергии. При использовании машины для добычи и дробления руды массой 1 тонна объем потребляемого электричества составляет 1,46 кВт/ча.

Ходовая часть

Ходовая тележка содержит зубчатый венец и роликовую окружность, которые служат для монтажа поворотной платформы. Центровая цапфа соединяет тележку с платформой, а еще служит основанием для технических систем. Ходовая тележка оснащена приводящим устройством с гидравликой, который обуславливает настройку функционирования гусеничных муфт тормозов.

Ход экскаватора происходит за счет рам гусениц, оборудованных гусеничными цепями с колесами. Ходовое приспособление располагается на задней зоне. Компрессорное оборудование подает сжатый воздух для тормозной системы напорного, поворотного приспособления, лебедки. Рукоять выполнена из прочной штампованной трубы. В базовой части рукояти предусмотрен возвратный полублок с твердой поверхностью. На конце рукояти установлен двухсторонний демпфер, способствующий исключению вращения машины.

Ковшовое приспособление сложено из двух стенок, дна, коромысла и блока. Оболочка ковша смыкается с днищем и коромыслом посредством пальцев. Ковшовое приспособление фиксируется прочными болтами и неподвижно-фланцевыми креплениями. В местах стыка исключены зазоры и перемещения элементов при нагрузке. Рукоять с ковшом перемещаются посредством седлового подшипникового приспособления, которое имеет регулировку верхних и боковых роликов для указания цели рукояти.

Коробка передач у машины отсутствует. Поэтому движение осуществляется на одной скорости.

Габаритные размеры

Параметры

ЭКГ-10

  
Длина стрелы , м

13,85

  
Угол наклона стрелы, рад (градус)

0,785 (45)

  
Наибольший радиус копания , м

18,40

  
Высота копания при наибольшем радиусе копания, м

8,14

  
Наибольший радиус копания на уровне стояния , м

12,60

  
Наибольшая высота копания , м

13,50

  
Наибольшая высота разгрузки , м

8,60

  
Радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки , м

15,40

  
Наибольший радиус разгрузки , м

16,30

  
Высота выгрузки при наибольшем радиусе выгрузки , м

5,70

  
Радиус, описываемый хвостовой частью , м

7,78

  
Просвет под поворотной платформой , м

2,765

  
Ход рукояти, м

4,55

  
Ширина кузова, м

6,50

  
Ширина экскаватора габаритная, м, при ширине трака, мм:   
1400

8,39

  
1100

8,24

  
Высота экскаватора без стрелы, м

11,555

  
Длина гусеничного хода, м

7,95-8,23

  
Ширина гусеничной цепи, м

1,1 или 1,4

  
Ширина гусеничного хода, м, при ширине трака, мм:   
1400

6,98

  
1100

6,68

  
  • Конструкционная длина гусеничной платформы — 8200 миллиметров.
  • Наименьший радиус поворота задней части платформы — 7780 миллиметров.
  • Наименьший просвет под поворотной платформой — 2770 миллиметров.
  • Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
  • Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
  • Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 140 миллиметров.
  • Длина стрелы — 13860 миллиметров.

Назначение экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-15

Карьерный экскаватор ЭКГ-15 – представитель массивной землеройной техники, сохраняющий устойчивость при наклоне до 120. Способность перемещаться по крутым уклонам и объемный ковш однозначно предопределяют сферу эксплуатации: разработка карьеров, ликвидация оползающих терриконов, землеройные геологические и горные работы на открытой местности. При помощи экскаватора можно:

  • вскрывать и разрабатывать большие пласты грунтов (I-V категорий включительно);
  • изымать ценные ископаемые;
  • поднимать и разгружать вскрышные породы в отвалы или вспомогательную спецтехнику.

Также к ЭКГ-15 обращаются в промышленном строительстве при подготовке к закладке фундаментов и в магистральном строительстве (строительстве дорого).

Экскаватор осуществляет забор сыпучих материалов (песок, глина), щебней и грунтов. Как правило, используется в совокупности с карьерными самосвалами, разгружая в них содержимое ковша.

Тормозная система ЭКГ-8И

Торможение напорного механизма при работе осуществляется противотоком. Для затормаживания механизма напора при остановке машины и обесточивший экскаватора предусмотрен колодочный пневматический тормоз, унифицированный с тормозами механизма подъема. Подъемный механизм служит для подъема и опускания ковша. Механизм состоит из подъемной лебедки и канатов. Лебедка приводится в движение двумя электродвигателями, соединенными с редуктором двумя упругими муфтами. На выходные валы редуктора насажены барабаны, на которых крепятся подъемные канаты.

Торможение подъемного механизма при работе осуществляется противотоком. Для затормаживания механизма подъема при остановке машины и обесточивании машины предусмотрены два колодочных пневматических тормоза, унифицированных с тормозом механизма напора. Поворотный механизм служит для вращения поворотной платформы с механизмами и рабочим оборудованием. Привод поворота осуществляется двумя одинаковыми механизмами, каждый из которых состоит из электродвигателя и редуктора. На верхнем коническом конце вала каждого электродвигателя ЭКГ 8И установлен тормозной шкив для колодочного тормоза, предназначенного для затормаживания механизма поворота при передвижении машины, на стоянке и при аварийном обесточивании, а на нижнем конце закреплена шестерня, являющаяся ведущей шестерней редуктора поворота.

Консольный выходной вал редуктора заканчивается бегунковой шестерней, сцепленной с неподвижным зубчатым венцом, расположенным на нижней раме ходовой тележки машины. Пневматическая схема служит для управления тормозами поворота, подъема и напора, обдува сжатым воздухом электрооборудования и механизмов, управления входной лестницей, подачи сигнала и привода различного пневматического инструмента.

Воздух нагнетается компрессорной станцией, которая состоит из компрессора ВВ-О7/8 с приводом от электродвигателя и двух последовательно соединенных воздухосборников. Такая техническая характеристика, как общий объем воздухосборников, составляет 47 л. На всасывающем патрубке компрессора установлен воздушный фильтр. На нагнетательной трубе перед воздухосборником установлены маслоотделитель со спускным краном и обратный клапан. Ходовой механизм служит для перемещения машины и состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора и бортовых передач гусеничного хода. Электродвигатель установлен на корпусе редуктора, который прикреплен к гусеничной раме, и соединен с ним эластичной муфтой, служащей одновременно тормозным шкивом электромагнитного тормоза.

Новым в практике отечественного и зарубежного экскаваторостроения для машин данного класса является установка раздельного привода на каждую гусеницу механизма хода. Зубчатые передачи всех механизмов ЭКГ 8И заключены в пыленепроницаемые масляные ванны, а их валы смонтированы на подшипниках качения. Механизмы, расположенные на поворотной платформе (кроме напорного), закрыты металлическим кузовом, который снабжен принудительной вентиляцией и внутренним освещением. Поднятая над кузовом кабина машиниста обеспечивает хорошую обзорность, просторна, герметизирована, снабжена системой отопления, вентиляции, обогрева стекол.

Аналоги

Среди сходных по своим возможностям моделей можно назвать: ЭКГ 5У, ЭКГ 5Д, ЭКГ 5В, УЗГО ЭКГ-5, УЗГО ЭКГ-5А, УЗГО ЭКГ-5Д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий