Акустическая система своими руками: выбор динамиков, акустического оформления, изготовление

Необходимые материалы и инструмент

Для самостоятельного изготовления домашней АС, которую можно использовать для компьютера, телефона, телевизора и так далее, потребуются следующие материалы:

  • два 3-ваттных динамика;
  • штекер mini Jack 3,5 мм для подключения к источнику звука;
  • цифровой звуковой усилитель РАМ 8403 (можно купить недорого на Алиэкспресс);
  • переключатель для включения акустики;
  • соединительные провода для контактов;
  • термоусадка, изолента;
  • провод с USB штекером для подключения к ноутбуку, ПК или к зарядному устройству от телефона;
  • фанера, МДФ или иной материал на основе дерева для изготовления корпуса;
  • саморезы.

Важно! Mini Jack должен быть трехконтактным –левый, правый и общий каналы. Не стоит приобретать четырехконтактный, так как использование микрофонного (четвертого) контакта не предусмотрено схемой конструкции.. В качестве аудиоусилителя лучше использовать РАМ 8403, выделяющийся хорошим качеством и работой от напряжения 5 Вольт, что позволит будущей АС питаться как от USB ноутбука, так и от телефонного зарядного устройства

В качестве аудиоусилителя лучше использовать РАМ 8403, выделяющийся хорошим качеством и работой от напряжения 5 Вольт, что позволит будущей АС питаться как от USB ноутбука, так и от телефонного зарядного устройства.

Непосредственно для производства необходимы следующие инструменты:

  • электропаяльник;
  • клеевой пистолет, термоклей;
  • канцелярский нож;
  • спички или зажигалка;
  • ножовка;
  • лобзик;
  • дрель;
  • отвертка или шуруповерт;
  • линейка, циркуль, карандаш;
  • лист наждачной бумаги;
  • кусачки.

Сборка колонок

Чтобы правильно обрезать элементы, необходимо соблюдать несколько правил: все время используем только одну линейку и рисуем линии черной ручкой, а не карандашом (у неё линия тоньше, лучше видна и полностью одинаковая ширина – карандаш стирается).

Вырезаемые элементы, в которых есть прорези под углом, и в трапециевидной колонке, некоторые из них необходимо выполнить на пиле с наклонным лезвием. Если у вас нет такой пилы, рекомендуем обратиться в столярку – будет красиво и точно вырезано.

Обрезка канавки для решетки: выберите фрезу с соответствующим диаметром и установите желаемую глубину фрезерования на фрезерном станке

Затем вкрутить «направляющие» в соответствующую линию для фрезерного станка, это важно и довольно сложно, потому что направляющая должна быть привинчена параллельно на идеальном расстоянии. Лучше всего определить это так:

  1. Прикрутите направляющие двумя винтами (прямая полоска, например из фанеры) к куску фанеры и проведите линии вдоль направляющей на поверхности ручкой (проведем линию, где она прилипает к доске).
  2. Фрезеруем канавку и скользим вдоль направляющей, плотно прижимая фрезерный станок к ней.
  3. Открутите направляющие и измерьте расстояние от края паза до ранее проведенной линии.
  4. У нас есть линия нарисованная на элементе, где должна быть канавка, и мы знаем расстояние направляющей от края канавки, поэтому измеряем и рисуем линии.
  5. Прикрутите направляющие вдоль нарисованной линии.
  6. Теперь фрезеровать паз в элементе, сдвинув фрезерный станок вдоль направляющей
  7. Проверьте, всё должно быть идеально, потому что решетка должна быть точно ровной.

Полезное: Транзисторный усилитель мощности низкой частоты

Вырезаем подставки для решетки, все 3 очень важны, поэтому должны их скопировать.

  • Рисуем очень точный узор дуги
  • Точно вырезать рисунок и заполировать наждачной бумагой.
  • Нарисовать копии с рисунка, по 3 на АС, и пометить стороной вверх.
  • Используйте лобзик, чтобы вырезать копии с небольшим запасом
  • Для копирования ровно привинтите рисунок и обрежьте избыток фрезером с подходящим ножом, и получим готовую копию, каждая копия будет идентичной.

Отверстия, которые нужно вырезать на лицевой панели, нарисованы, поэтому в центре круга (в котором будет динамик) вставьте иглу, отметьте отверстие гвоздем (для сверла) и просверлите отверстие, в которое вставляем ось фрезы фрезерного станка.

Лучше всего использовать тонкий резак диаметром до 5 мм (самый простой способ). Прямоугольные отверстия легче всего вырезать с помощью лобзика.

Собираем все вместе, делаем это точно с помощью клея и шурупов (фанерные шурупы 12 мм «3,5 x 35» каждые по 10–15 см.

Помните, что элемент, который прикручивается к другому, должен иметь отверстия для шурупов (сверло 3-4 мм), головка винта должна быть спрятана под поверхностью на около 4 мм, особенно по краям колонки, которые будут закруглены, поэтому следует дополнительно сверлить фаску с помощью сверла 6 мм с ограничителем глубины сверления, установленным на 4 мм.

Накладываем много клея по всей длине. Выдавленный избыток быстро вытирается влажной тряпкой. Устанавливаем подпорки крепления.

Когда соберем всё, монтируем динамики и ищем центр тяжести, там будут ручки на такой высоте, чтоб при переносе колонки было удобно.

Затем откручиваем громкоговорители и занимаемся чистовой обработкой под лак. Края (стыки панелей) фрезеруются тем же резцом, который использовался для копирования. Надо выровнять соединения плит, теперь начинаем скруглять края с помощью соответствующего закругляющего инструмента, который использовался с радиусом R = 10 мм.

Наилучший эффект достигается шлифовкой с помощью орбитальной шлифовальной машины (равной столу и гладкой поверхности) с помощью лака.

Качество подготовки поверхности имеет большое значение.

Конструкция саундбара

Саундбар представляет собой звуковую акустическую систему, собранную под конкретные нужды. Зачастую в устройстве используются ЦАП (центральный аудиопроцессор) от звуковых плат, имевшихся под рукой. Для извлечения и инсталляции ЦАПа в собираемую систему необходимо обладать соответствующими навыками (знать устройство и принцип работы паяльника).

Для лучшего понимания принципов работы рассматриваемой акустической системы, разберем, из чего именно она состоит:

Во-первых, это сам проигрыватель – основа, на которой выстраивается вся система. Поэтому многие эксперты рекомендуют остановить свой выбор на надежных и более продвинутых в технологическом плане моделях.
Во-вторых, это, разумеется, акустическая система – колонки, без них не обойдется ни один саундбар. Выбор на сегодняшний день просто огромен, от именитых брендов до редких, узкоспециализированных небольших фирм, собирающих приборы на заказ. Известны случаи, когда энтузиасты собирали системы саундбаров высочайшего класса, используя колонки, созданные специально под схемы, разработанные заказчиком

Все, что важно знать начинающему сборщику-любителю: хорошего звука много не бывает, поэтому не стоит экономить на колонках.
В-третьих, ЦАП. Сердце любого саундбара – центральный аудиопроцессор

Именно он отвечает за кодирование и преобразование сигнала, а также его выведение на линию. От процессора зависит многое. Кто-то, безусловно, может ограничиться ЦАПом, извлеченным из звуковой карты за 15 долларов, но настоящему меломану этого будет мало. Простор для фантазии здесь ограничивается лишь финансовыми возможностями и возможностями аппаратной части, в остальном, для сборки саундбара подойдет практически любой процессор, имеющий необходимый набор кодеков на борту.

Саундбар может содержать в себе до 16-20 динамиков разной мощности. Секрет в том, чтобы распределить их под четко выверенным углом, иначе можно прогадать с направленностью звука, отчего испортится общая картина звучания. Как известно, низкие частоты никто не отменял, поэтому вместо сабвуфера (как правило, имеющего очень высокий порог энергопотребления) сюда монтируется басовая колонка. Принцип их работы схож, но есть определенные конструктивные отличия преобразования звуковых частот.

Конструкция саундбара

Пользоваться звуковой панелью просто и легко, и если она собрана своими руками, то подразумевается, что она максимально точно настроена под потребности своего создателя. В этом качестве самодельный саундбар, несомненно, превосходит любой, даже самый качественный и продвинутый аналог фабричной сборки. В конце концов, кому как не вам самим знать, что больше всего подходит для вас.

Еще одна составная часть практически любого саундбара – пульт ДУ. Здесь все ограничивается только фантазией сборщика. Энтузиаст волен выбирать между Bluetooth, ИК и Wi-fi каналами передачи информации, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Зачастую возникают сложности по привязке ДУ к самому устройству, но они тоже решаются в процессе отладки. Чаще всего, для того, чтобы реализовать сложную схему передачи сигнала, необходимо разобрать не одно устройство, а это требует дополнительных затрат и времени, поэтому, начинающим можно ограничиться обычным ИК (инфракрасным) пультом ДУ.

Рецепт и ингредиенты

Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.

Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.

Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.

Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.

Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».

Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.

Подключение динамиков синфазное.

Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».

Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).

Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.

Итого: 72$.

Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.

Спасибо за внимание и желаю успехов

Готовые Hi-Fi-сетапы от Dr.Head

Мы подобрали для вас оптимальные домашние аудиосистемы из разных ценовых сегментов.

Начальный уровень (Dali Spektor 2 + SMSL SA-36A PRO + TEAC TN-175)

Датская полочная акустика DALI Spektor 2 в связке с усилителем SMSL и проигрывателем TEAC — таков рецепт компактной Hi-Fi-системы для небольшой комнаты. В ней есть всё необходимое для качественного воспроизведения винила. Если вы только знакомитесь с миром аналогового звука, то TEAC TN-175 сможет раскрыть его теплоту и характер, а Spektor 2 создаст насыщенный саунд.

Sale

Dali Spektor 2 и SMSL SA-36A PRO и TEAC TN-175

Бренд: Dali

Вид крепления: кронштейн

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

В избранное
К сравнению

45&nbsp670&nbspруб.
48&nbsp375&nbspруб.-6%

В наличии
Предзаказ

Быстрый просмотр

«Золотая середина‎» (TEAC TN-280BT-A3 + Klipsch The Fives)

Активная акустика Klipsch The Fives подкупает не только стильным дизайном, но и широким функционалом. Она будет одинаково хорошо работать как с телевизором или ПК, так и с проигрывателем винила TEAC TN-280BT-A3. Отличной технической фишкой этой связки станет возможность слушать винил через Bluetooth. Сетап для тех, кому важна эстетика и простота в использовании.

Sale

TEAC TN-280BT-A3 black и Klipsch The Fives Matte Black

Бренд: Klipsch

Вид крепления: корпус

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

В избранное
К сравнению

110&nbsp050&nbspруб.
122&nbsp280&nbspруб.-10%

В наличии
В корзинеКупить

Быстрый просмотр

High End (Michi X3 + Bowers & Wilkins 702 Signature)

Интегрированный усилитель Michi X3, в который японская компания Rotel вложила свой огромный опыт в разработке Hi-Fi, в связке с английской акустикой Bowers & Wilkins 702 Signature. Это один из лучших тандемов в индустрии: мощный балансный усилитель и точная, линейная акустическая система. Сетап для требовательных к звуку слушателей, которые хотят различать даже его мельчайшие оттенки.

Bowers & Wilkins 702 Signature Datuk Ebony Wood

Бренд: Bowers&Wilkins

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 165

В избранное
К сравнению

630&nbsp000&nbspруб.

В наличии
В корзинеКупить

Быстрый просмотр

Clubhref=’/promo/club/’>

Michi X3 Black

Бренд: Michi

Мощность, Вт: 350

Встроенный ЦАП: да

В избранное
К сравнению

413&nbsp000&nbspруб.

В наличии
В корзинеКупить

Быстрый просмотр

Теперь вы знаете, из чего состоит домашняя аудиосистема, и сможете лучше ориентироваться в большом мире Hi-Fi. В Dr.Head можно послушать весь наш парк аудио в специальных комнатах прослушивания с акустической обработкой.

Дальнейший тюнинг

Как и любой тюнинг, процесс доработки колонок имеет тенденцию затягиваться и со временем превращаться в любимое увлечение. Возможно, проведенной доработки тебе покажется мало, и ты захочешь большего. А через какое-то время тебе станет интересно, что в принципе возможно выжать из твоей системы.

Более глубокая и тщательная доработка для каждой системы индивидуальна и требует не только большего количества времени и денег, но и наличия определенных знаний. Кроме того, тебе потребуются некоторый опыт в оценке качества звучания на слух, умение выбирать тестовый материал, работать с готовыми тестами (например, FSQ). Если захочешь копнуть глубже, ищи информацию в интернете. Найди единомышленников в сети, напряги поисковые машины раздобыть отсканированные книги и статьи по соответствующей тематике.

Если у тебя установлены небольшие пластиковые колонки, заниматься их доработкой бессмысленно. Даже если твои карманы не набиты деньгами, постарайся для начала разжиться системой долларов за 60-100, чтобы потом выжать из нее максимум. От дешевых пластиковых колонок невозможно добиться чего-то хорошего в принципе.

По законам ценообразования, то, что доходит до розничной продажи, вырастает в цене, как минимум, в три раза. Соответственно, получается, что разработчики акустики за десять долларов тратят на все про все не более трех с половиной долларов.

А все — это усилитель, динамики, корпус, фильтры, блок питания (между прочим, даже маломощный, но качественный БП стоит 5–10 долларов), мелкая ерунда вроде проводов и упаковочных материалов (которые тоже стоят денег).

Инженерам-разработчикам тоже должны были что-то заплатить, из тех же десяти долларов.

Доработка колонок Radiotehnika S-30b или бюджетный Hi-Fi за смешные деньги →
← Доработка колонок S-90

Определяемся что выбрать? Громкость или качество

В современных реалиях можно выделить два направления автозвука – SQ и SPL. В зависимости от того, на чей ты стороне, будет сильно зависеть, какой динамик лучше выбрать.

Sound Quality (SQ). Направление соревнований в автозвуке, которое насчитывает не один десяток лет

Основная задача – добиться от системы максимального качества звучания, также во внимание берётся и её оформление – все должно быть аккуратно и красиво. Такая система – мечта всех, кто хочет иметь в своем автомобиле не громкий, но быстрый и детальный бас

Sound Pressure Level (SPL) Направление соревнований по уровню звукового давления, вошедшее в массы относительно недавно

Основная задача – добиться максимальной громкости от аудио системы. Бывало у вас такое, что сперва, откуда не возьмись, слышен бас, затем, минуты через 3, слышатся слова песни, а еще через 2 минуты появляется ваз 2114 – виновник всего этого веселья? Это и есть SPL система.

Как определиться, на чей ты стороне?

Вспомните наше начало статьи, про музыку у нас в голове. Самый лучший вариант — опыт, если у друга или знакомого стоит большой сабвуфер, от баса которого ходит ходуном вся крыша, и после прослушки дико хочется, чтобы в своей машине было также, скорее всего по венам у вас бежит кровь SPLщика.

Обратный пример: если громкость музыки не вызывает особой радости, а импонирует сбалансированное и живое звучание, здесь выбор очевиден – SQ.

Модели на 20 Вт

Собрать колонки на 20 В довольно просто. В первую очередь специалисты рекомендуют заготовить шесть листов шпона. Покрывать лаком их следует в конце работы. Начинать сборку целесообразнее с установки динамиков. Фазоинвертор используется импульсного типа. В некоторых случаях он устанавливается на подкладках. Также специалисты рекомендуют подкладывать уплотнители из резины.

Питание колонок обеспечивается через клеммник. Крепится он у задней панели. Фазоинвертор может устанавливаться как с усилителем, так и без него. Если рассматривать первый вариант, то сердечники подбираются фазового типа. В данном случае вуфер можно не использовать. Если рассматривать колонки без усилителя, то у них используется кроссовер

В конце работы важно зачистить корпус и покрыть его лаком

Оформление закрытый ящик

Как утилизировать излучения тыльной стороны диффузора динамика самым простым способом?

Взять и все заткнуть.

В 1956 году американец Эдгар Вильчур зарегистрировал патент на акустическое оформление «закрытый ящик». Автор изобретения даже умудрился продать двум компаниям лицензии на использование «закрытого ящика»!

Много лет Эдгар Вильчур получал деньги за патент «закрытого ящика».

Спустя шесть лет патент на «закрытый ящик» был оспорен в суде и был аннулирован.

У закрытого ящика, как и всего есть плюсы и минусы.

Замкнутый объём воздуха внутри корпуса обладает упругостью. Это приводит к значительному повышению резонансной частоты подвижной системы. Для СЧ это может даже неплохо. А вот для воспроизведения НЧ приходится делать подвижную систему тяжелее, что приводит к снижению чувствительности.

К неоспоримым достоинствам закрытой акустики можно отнести полное отсутствие каких-либо призвуков свойственных фазоинверторной акустике и акустическим лабиринтам. К недостаткам  — довольно большой размер колонок (по меркам нашего времени), либо отсутствие глубоких басов при небольшом объёме АС.

↑ Выбор динамиков

Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами. Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками. Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).

Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.

НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.

Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.

Модели с одним динамиком

Колонки с одним динамиком являются очень распространенными. Чтобы собрать модель, придется в первую очередь заняться корпусом. С этой целью часто используется фанера. В конце работы ее придется обшить. Однако в первую очередь следует изготовить боковые стойки. Для этой цели придется воспользоваться лобзиком. Динамик для колонки можно подобрать небольшой мощности.

Внутренняя сторона фанеры в обязательном порядке прошивается виброизоляционной лентой. После закрепления динамика фиксируется уплотнитель. С этой целью используется клей. Далее останется лишь прикрепить диффузор. Некоторые для него изготавливают отдельную полку и фиксируют стогующими шурупами. Чтобы подсоединить динамик к штекеру, устанавливается клеммник. Как включить колонки? С этой целью используется кабель от клеммника, который должен вести к источнику питания.

Студийные устройства

Чертежи колонок для студий предполагают использование мощных динамиков. Диффузор чаще всего применяется импульсного типа. Многие специалисты рекомендуют устанавливать два усилителя. Для нормальной работы акустической системы потребуется стабилитрон.

С целью самостоятельной сборки колонок в первую очередь изготавливается корпус. На передней панели для динамиков делаются круглые отверстия. Также понадобится отдельный выход для фазоинвертора. По оформлению колонки довольно сильно отличаются. Некоторые предпочитают поверхность корпуса покрывать лаком. Однако есть модели, обтянутые кожей.

Начните с правильных вопросов

Прежде всего нужно определиться, что требуется реализовать в рамках проекта. Насколько высоки потребности заказчика? Вот список ключевых вопросов:

  • Какова площадь инсталляции?
  • Каково предполагаемое количество зрителей?
  • Имеется ли наземное покрытие и навес?
  • Какие ТВ-передачи предпочитает клиент: спорт, новости, комедийные сериалы, боевики или все сразу?
  • На что рассчитывает сам заказчик?

Если у клиента имеется дорогой домашний кинотеатр, то и от уличной инсталляции такой домовладелец будет ожидать многого. Если же в доме стоит один телевизор с саундбаром, то требования буду ниже. Исходя из этого, можно заранее приблизительно определить требуемое количество колонок, их тип, а также уровень усилителя.

Предположим, заказчик собирается смотреть на улице лишь спортивные матчи и пространство ограничено — места хватит для небольшой компании. В таком случае можно обойтись двухканальной системой с колонками на две полосы и одним наземным сабвуфером. Впрочем, здесь и уличный саундбар будет уместен. Однако двухканальные системы звучат не очень хорошо, если зритель сидит далеко от зоны комфортного прослушивания. Чтобы картинка и звук были единым целым, нужно сидеть напротив экрана. Имейте это в виду. Если в проекте предусмотрены отдаленные боковые зрительные места, то лучше организовать 3.1-канальную систему с центральной колонкой.

Если во дворе имеется твердое наземное покрытие, то можно обойтись без подземных сабвуферов. Точно также можно избежать установки сателлитов на колышки — вместо этого имеет смысл повесить колонки на стены с помощью специальных кронштейнов.

Когда речь идет о больших площадях и высоких требованиях, рекомендуется смотреть в сторону систем конфигурации 3.2 с динамиками на 6,5 или даже 8 дюймов. Сабвуферы в таких случаях должны быть оборудованы 10- или 12-дюймовыми излучателями. Наконец, можно организовать полноценный объемный звук 5.2 или 7.2, если места достаточно и этого хочет заказчик.

Автомобильные модификации

Колонки для автомобилей выпускаются на два или три динамика. Для самостоятельной сборки модели понадобятся листы фанеры. В некоторых случаях используется шпон, покрытый лаком. Чтобы зафиксировать динамик, необходимо сделать отверстие на панели. Следующим шагом устанавливается фазоинвертор. Некоторые модификации изготавливаются с низкочастотными сердечниками. Если рассматривать колонки (самодельные) небольшой мощности, то фазоинвертор разрешается устанавливать без усилителя.

В данном случае для регулировки звуком используется многоканальный кроссовер. Некоторые специалисты клеммники устанавливают за фазоинвертором. Если рассматривать колонки с мощность более 50 Вт, то микросхемы применяются на два усилителя. Диффузор стандартно устанавливается импульсного типа

Перед скреплением корпуса важно позаботиться о виброизоляционном слое. Для клеммника на пластине нужно сделать отдельное отверстие. Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить

Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить

Провода для колонок подойдут двухжильного типа

Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить. Провода для колонок подойдут двухжильного типа.

Устройство акустических систем

Нет шансов сделать акустическую систему самостоятельно без понимания теории. Любителям музыки следует знать, что биологический вид Homo Sapiens слышит внутренним ухом звуковые колебания частот 16-20000 Гц. Когда дело касается классических шедевров, то разброс высок. Нижний край – 40 Гц, верхний – 20 000 Гц (20 кГц). Физический смысл этого факта заключается в том, что не все динамики способны воспроизвести сразу полный спектр. Относительно медленные частоты лучше удаются массивным сабвуферам, а пищание на нижней границе воспроизводят менее габаритные громкоговорители. Понятно, что для большинства людей это ничего не значит. И даже если часть сигнала пропадет, не будет воспроизведена, никто этого и не заметит.

Устройство акустической системы

Полагаем, что те, кто поставил целью самостоятельное изготовление акустической системы, должны критично оценивать звук. Полезно будет знать, что годная колонка имеет два и более динамиков, чтобы иметь возможность отразить звучание обширной полосы из слышимого спектра. А вот сабвуфер даже в сложных системах один. Это связано с тем, что низкие частоты заставляют вибрировать окружение, проникая даже сквозь стены. Становится непонятным, откуда именно несутся басы. Следовательно, и колонка НЧ одна – сабвуфер. А вот что касается прочего, то человек уверенно скажет, с какого направления пришел тот или иной спецэффект (луч ультразвука блокируется ладонью).

В связи со сказанным проведем делением акустических систем:

  1. Звук в формате Моно непопулярен, поэтому избегаем касаться исторических экскурсов.
  2. Звучание Стерео обеспечивается двумя каналами. Оба содержат низкие и высокие частоты. Лучше подойдут равноценные колонки, снабженные парой динамиков (басы и писк).
  3. Звук Вокруг отличается наличием большего числа каналов, создающих эффект объемного звучания. Избегаем увлекаться тонкостями, традиционно 5 колонок плюс сабвуфер доносят гамму меломанам. Конструкция многообразна. Поныне ведутся исследования, ставящими целью улучшить качество передачи акустики. Расстановка традиционная такова: по четырем углам комнаты (грубо говоря) по колонке, сабвуфер стоит на полу слева или в центре, под телевизором помещается фронтальная колонка. Последняя в любом случае снабжается двумя динамиками и более.

Круг задач очерчен, читатели понимают – самодельная акустическая система строится следующими элементами:

  • набор динамиков частот сообразно числу каналов;
  • фанера, шпон, доски корпуса;
  • декоративные элементы, краска, лак, морилка.

Интересные факты и полезные советы


Портативная колонка может понадобиться при многих обстоятельствах : отдых на природе, катание на велосипеде, на отдыхе на даче и т.д. Сейчас я расскажу вам один из вариантов её изготовления.

Что вам понадобится:

-микросхема TDA2003 или её аналоги ,К174УН14 – отечественный аналог (цена приблизительно 0.3 $) -конденсаторы : а)10 mf 16v -1шт. б)100 mf 16 v — 2шт. в)0.1 mf 16v — 1шт. г)470 mf 16 v — 1шт. (можно использывать и конденсаторы больше чем на 16v,но как правило они потребляют больше энергии) -резисторы : а)10 om — 1шт б)1 om — 1шт в)1kom — 1шт -динамик (о нём позже) -паяльник,припой.

1. Составляем список нужных нам компонентов

и идём в ближайший радиомагазин,там мы купим все детали и соберём свой МОНО усилитель. Я предлагаю выбрать именно моно усилитель по нескольким причинам : 1)меньше потребление энергии по сравнению со стерео усилителем. 2) от портативной колонки, на мой взгляд, требуется такие вещи, как – качество звука, громкость, время автономной работы.

После того, как мы купили все необходимые нам компоненты, мы можем приступать непосредственно к сборке усилителя. (схема внизу) эта схема проверена мною ни раз, у неё хорошее качество звука, и она достаточно проста в изготовлении и не требует настройки. —————————————————————————————- собирать усилитель рекомендуется на печ.плате , но если навыков её изготовления нет , то можно собрать на картонке (просто прокалываете дырочки, вставляете в них детали и соединяете по схеме)

3. После того, как мы благополучно закончили со сборкой, нам надо позаботиться об охлаждении TDA2003

. Для этого рекомендую использовать небольшой радиатор, который крепится болтом к отверстию на микросхеме, также для лучшей отдачи тепла можно воспользоваться ещё и термопастой.

4. Теперь нам нужно позаботься о питании

нашего усилителя ,вот его диапазоны питания – от 8 до 16 в. (рекомендуемая 14.4 в.). я использовал 3 аккума от моб.телефонов, которые в сумме выдавали 11.1 в. чего вполне достаточно для питания нашего усилителя. также можно использовать AAA или AA аккумы , нам понадобится 8 шт. ,что в сумме даст 12в.

5. Выбор динамика.

К данному усилителю подходят динамики на 2,4,8 ом. 2 ом 10 вт 4 ом 5 вт 8 ом 2.5 вт но на своём опыте скажу,что подключал автомобильный (4 ом) динамик PIONEER на 30 вт,и играл он очень громко и качественно

5. За основу корпуса

для нашей портативной колонку мы можем взять корпус от сломанной комп.колонки, но для качественного звука нам нужно самим сделать деревянный корпус. Делается он из фанеры 5-7-слойной, в таком корпусе у колонки будет больше низких частот, и чистый звук на высоких.

Из чего можно сделать?

В домашних условиях корпус колонки изготавливается почти из чего угодно. В ход идут:

корпус от вышедшей из строя автомагнитолы; корпус от светящегося кубика, в котором перегорела подсветка; колонка- «яйцо» изготавливается из бумаги, свёрнутой во множество слоёв и пропитанной клеем (например, эпоксидным); остатки ламината или паркета – после перестилания пола; ДСП, материал МДФ, ДВП, натуральное дерево; для портативных колонок подходит труба ПВХ (или полипропиленовая) наибольшего диаметра – вроде того, что применяют в проведении межэтажного сливного канала для санузлов всего дома; фанера – при её распиливании соблюдайте осторожность: она легко даёт сколы и трещины, со временем изгибается

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий