Ковры ручной работы

Как выбрать

Главное правило при выборе напольного покрытия ручной работы – это его приобретение у проверенного продавца. Настоящее авторское изделие не может стоить дешево или предлагаться с большой скидкой, на них не бывает акций и распродаж.

Если продавцу нечего скрывать, он сам предложит покупателю ознакомиться с сертификатами на товар и другими документами к нему.

Стоит обратить внимание на качество материала, ведь от него во многом зависят эксплуатационные характеристики товара. Ворс должен быть плотным, при надломе не видно основание

Еще один показатель – упругость. Если наступить на ковер из шерсти или сильно нажать на него, должно чувствоваться сопротивление ворса и не оставаться следа.

Натуральность материала проверяется посредством поджога нескольких нитей или волокон, предварительно собранных с поверхности полотна. Шерсть и шелк при контакте с огнем выделяют характерный запах жженых волос. Если в составе есть синтетика, то она будет плавиться.

Подделки люди часто покупают за границей во время похода на восточные базары или в антикварные лавки. Там продавцы по низкой цене могут предложить якобы авторский товар, который на самом деле является умелой подделкой.

Разновидности покрытий

Ручная работа ценилась во все времена благодаря непревзойденному качеству, а также абсолютной уникальности каждой модели. Страны, которые славятся своим ковроткаческим промыслом – Иран, Турция, Индия, Непал, Узбекистан и многие другие. Продукцию из этих регионов, а также из некоторых европейских и африканских регионов, вы сможете найти на страницах наших каталогов.

Ковры, сотканные вручную, принято делить на две большие категории:

  • покрытия с ворсом;
  • безворсовые ковры.

Первая разновидность создается методом узелкового плетения или методом тафтинга. Второй вариант имеет несколько способов создания, и перечень используемых материалов здесь гораздо шире.

Безворсовые ковры, в свою очередь, подразделяются на такие виды:

  • килим – чаще всего бывает двусторонним и имеет оригинальный геометрический орнамент, может быть украшен изображениями животных и т.д.;
  • палас – ковровая дорожка, чаще однотонная либо полосатая;
  • сумах – односторонний безворсовый ковер, которые отличается большим разнообразием узоров: геометрические орнаменты, медальоны, растительные и животные мотивы.

Как делают?

Техника изготовления авторских шедевров за многие годы практически не изменилась. Главное правило: необходимо тепло человеческих рук, в мире не существует двух абсолютно одинаковых изделий, выполненных вручную.

Необходимо знать, что изначально существует три вида ручных изделий: с ворсом, без ворса и войлочные.

Авторские ковры, выполненные вручную, бывают плетёными и ткаными. В плетёных коврах присутствуют узелки на нитях основания. В таких коврах бахрома и ворс бывают разной длины.

Если рукодельница ткёт ковер на станке, у таких изделий отсутствует ворс. Ворсовые изделия наиболее сложные в изготовлении. Для такого изделия необходимы три нити:

  • нить для основания;
  • уток – ковровый узел;
  • закрепляющая нить.

Над некоторыми моделями приходится работать одновременно сразу нескольким ткачихам.

Существует несколько видов узлов:

  • двойной турецкий;
  • берберский;
  • персидский одинарный – используется для орнаментов растительной темы;
  • испанский (4 нити);
  • тибетский.

Виды

Ковровые покрытия ручной работы подразделяются на три основных вида: ворсовые, безворсовые, из войлока. Дополнительно такие изделия различают по форме (овальные, круглые, прямоугольные, ковровые дорожки) и размеру.

Ворсовые покрытия отличаются сложной структурой, что делает процесс изготовления таких изделий более трудоемким и тяжелым.

В исполнении такого вида покрытия применяются три нитки:

  • нить основания;
  • уток (образует ковровый узел);
  • нить, закрепляющая ряд узлов.

Модели из ворса подразделяют на узелковые и тафтинговые. Узелковые изделия считаются наиболее трудными в изготовлении. В то же время они обладают наибольшей красотой и ценностью – по сравнению с другими видами, изготовленными вручную. Узелковые изделия состоят из параллельных (основа), поперечных (вплетаются между параллельных и служат фиксаторами узелков) и узловых нитей.

Встречаются следующие разновидности узлов:

  • «гиордес» (турецкий двойной);
  • берберский;
  • «сенне» (одинарный персидский);
  • тибетский;
  • испанский.

Трафтинговые покрытия получили свое название благодаря способу производства. Ручной трафтинг представляет собой вшивание волокон и нитей (с помощью особого инструмента) на ранее заготовленную основу. К задней части изделия крепится дополнительное основание, которое скрепляет волокна.

Полотна без ворса более просты в производстве. При изготовлении таких моделей чаще всего используются две нитки: поперечная и продольная. Продольная нить является основой изделия, через которую продевается поперечная – в определенном порядке.

Модели без ворса делятся на:

  • сумахи;
  • килимы;
  • паласы.

Палас – наиболее простой и дешевый в изготовлении тип ковров ручной работы. Цветовая палитра паласов чаще всего однотонна (допускается исполнение изделия в полоску). Переплетение такой модели состоит из основы и нитей утка, что делает фактуру изделия внешне похожей на ткань.

Килимы отличаются оригинальным дизайном и невысокой стоимостью, что делает их популярными. Структура таких моделей содержит разнообразные орнаменты. Узор выполняется путем перекладывания нитей утка различных палитр по заданному изображению.

Сумахи – модели без ворса с разнообразными узорами. Особенность изготовления такого типа покрытия в том, что орнамент создается с помощью дополнительной цветной нити. Третью нить проводят вокруг нитей основания, что образует фактуру косички. Концы цветных ниток, из которых образуется узор, чаще выводят на изнанку изделия. На тыльной стороне ковра образуется некая подушка из нитей, которая хорошо сохраняет тепло.

Правильный уход

Чтобы изготовленный вручную ковер служил долго, радовал хозяина и его гостей, важно позаботиться о грамотном уходе. Считается, что покрытие прослужит дольше, если им регулярно пользуются, а не хранят на полке

Эксплуатировать изделие также нужно правильно. Не стоит использовать натуральный ковер в помещениях с повышенной влажностью, большой проходимостью и там, где изделие будет быстро пачкаться.

Регулярный уход заключается в использовании пылесоса со средней мощностью и без турбощетки. При чистке пылесосом движения производить только по направлению ворса. Выбивать изделия нельзя, чистить водой тоже, а вот слегка пройти по поверхности едва влажной тряпкой будет полезно. Чистить жесткими щетками не рекомендуется, так как это может повредить поверхность.

Использовать средства бытовой химии допускается только в случае, если они подходят для конкретного типа покрытия. Предварительно стоит провести тест на небольшом участке ковра

Применять составы из подручных средств также нужно осторожно, даже если в них входят только безопасные ингредиенты

Важно следить за тем, чтобы поверхность изделия оставалась чистой и загрязнения не проникали между ворсинками и нитями основы. Любые пятна должны убираться сразу же после обнаружения

Традиционная химчистка для сотканных вручную изделий из шелка и шерсти противопоказана. Но есть компании, которые специализируются на дорогих изделиях, дают гарантию на свои работы и даже оформляют страховку, чтобы на случай повреждения покрытия возместить клиенту ущерб. Выбирать компанию стоит по отзывам реальных людей, а не по рекламе.

Как делают?

Техника изготовления авторских шедевров за многие годы практически не изменилась. Главное правило: необходимо тепло человеческих рук, в мире не существует двух абсолютно одинаковых изделий, выполненных вручную.

Необходимо знать, что изначально существует три вида ручных изделий: с ворсом, без ворса и войлочные.

Авторские ковры, выполненные вручную, бывают плетёными и ткаными. В плетёных коврах присутствуют узелки на нитях основания. В таких коврах бахрома и ворс бывают разной длины.

Если рукодельница ткёт ковер на станке, у таких изделий отсутствует ворс. Ворсовые изделия наиболее сложные в изготовлении. Для такого изделия необходимы три нити:

  • нить для основания;
  • уток – ковровый узел;
  • закрепляющая нить.

Над некоторыми моделями приходится работать одновременно сразу нескольким ткачихам.

Существует несколько видов узлов:

  • двойной турецкий;
  • берберский;
  • персидский одинарный – используется для орнаментов растительной темы;
  • испанский (4 нити);
  • тибетский.

Изделия без ворса, которые также ткут вручную, не требуют стольких тонкостей. В их производстве используют лишь две нити.

Правильный уход

Чтобы изготовленный вручную ковер служил долго, радовал хозяина и его гостей, важно позаботиться о грамотном уходе. Считается, что покрытие прослужит дольше, если им регулярно пользуются, а не хранят на полке

Эксплуатировать изделие также нужно правильно. Не стоит использовать натуральный ковер в помещениях с повышенной влажностью, большой проходимостью и там, где изделие будет быстро пачкаться.

Регулярный уход заключается в использовании пылесоса со средней мощностью и без турбощетки. При чистке пылесосом движения производить только по направлению ворса. Выбивать изделия нельзя, чистить водой тоже, а вот слегка пройти по поверхности едва влажной тряпкой будет полезно. Чистить жесткими щетками не рекомендуется, так как это может повредить поверхность.

Использовать средства бытовой химии допускается только в случае, если они подходят для конкретного типа покрытия. Предварительно стоит провести тест на небольшом участке ковра

Применять составы из подручных средств также нужно осторожно, даже если в них входят только безопасные ингредиенты

Важно следить за тем, чтобы поверхность изделия оставалась чистой и загрязнения не проникали между ворсинками и нитями основы. Любые пятна должны убираться сразу же после обнаружения

Традиционная химчистка для сотканных вручную изделий из шелка и шерсти противопоказана. Но есть компании, которые специализируются на дорогих изделиях, дают гарантию на свои работы и даже оформляют страховку, чтобы на случай повреждения покрытия возместить клиенту ущерб. Выбирать компанию стоит по отзывам реальных людей, а не по рекламе.

Производители

Самые первые центры ковроделия были созданы в Индии, Китае, Иране и Пакистане. На сегодняшний день производством ковров занимаются во многих странах мира.

Китай является одной из первых стран, где были созданы центры ковроделия. Традиционные китайские покрытия отличаются крупным цветочным узором и высоким ворсом. Среди современных моделей можно встретить полотна различных форм и материалов – с национальными узорами (инь-ян, драконы, иероглифы). Популярны китайские покрытия с рельефной стрижкой ворса. Благодаря применению такой технологи стрижки ворса изображение на ковре получается объемным.

У ковроткачества нет индийских корней, но оно имеет длительную историю развития в этой стране. Первые ковры были изготовлены под явным персидским влиянием, но позже изделия ручной работы начали проявлять свои национальные черты.

В качестве узоров чаще всего использовались дикая природа, животные и птицы. При выборе материала для изготовления товаров мастера преимущественно останавливают свой выбор на шелке. Шелковые индийские модели ручной работы обладают высоким качеством. Внешний вид таких изделий не портится со временем.

Изготовлением ковром в Иране изначально занимались отдельные семьи и целые ремесленные династии. Рисунки на таких изделиях отражали местную культуру страны и народные обычаи. Иран по сей день остается лидером по производству ковров. Иранские ковры часто продаются под названием «персидские».

Пакистанские ковры производятся в основном из шерсти. На ковровых изделиях преобладают флористические и геометрические узоры. Пакистанские ковры делятся на одноуровневые и двухуровневые. Изделия, относящиеся к первому виду, мягкие и легко гнутся.

Отдельно стоит выделить ковры ручной работы из Непала. Цветовая гамма непальских изделий светлая. Такие ковры идеально подходят для создания теплой атмосферы в помещении.

Узлы в непальских изделиях расположены плотно друг к другу. После того, как мастер завершает процесс ткачества, изделие подвергается тщательной обработке (поверхность ковра промывается). Благодаря промывке узоры на коврах приобретают богатый оттенок, что является отличительным признаком непальских изделий.

В этом видео вы сможете рассмотреть процесс производства ковра ручной работы из шелка.

Дизайнерские

Эксклюзивные дизайнерские модели ручной работы являются отдельным предметом искусства. Элитные авторские изделия могут быть выполнены как по задумке и эскизам самого дизайнера, так и на заказ (по критериям покупателя). При изготовлении покрытий ручной работы дизайнеры используют только современные и качественные материалы. Со временем такое изделие станет настоящим антиквариатом. Антикварные ковры являются эксклюзивными и очень ценными предметами интерьера.

Дизайнерские ковровые покрытия выполняются как в современном, так и в классическом стиле. Большой популярностью пользуются искусственно состаренные изделия. На таких моделях можно увидеть старинные рисунки, частично утраченные изображения, древние орнаменты, арабскую или египетскую символику, нестандартные геометрические формы. Правильно выбранная авторская модель способна подчеркнуть практически любой дизайн интерьера, передать его оригинальность.

  • Дизайнерский состаренный ковер с древним орнаментом в интерьере гостиной.
  • Модель с искусственной потертостью на кухне в стиле модерн.

  • Авторское изделие оригинальной формы с шерстяным ворсом.
  • Современная дизайнерская модель в интерьере лофт.

Тканые ковры

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен – безворсовые ковры.

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним – это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Преимущества ковров

Спрос на покрытия из натуральной шерсти увеличивается. Покупатели отдают предпочтение изделиям из природных основ. Причина в следующих положительных факторах:

  • Поглощение влаги из воздуха;
  • Экологичность. Даже если паласы обработаны влагоотталкивающими составами, они не оказывают пагубного влияния на здоровье человека;
  • Волокна шерсти представляют собой хороший естественный фильтр, защищающий от пыли;
  • Теплопроводность. Для холодных стран с трескучими долгими морозами и минусовой температурой — это оптимальное решение;
  • Способность поглощать посторонние звуки — шум от игр детей и топот;
  • Полотна не деформируются. Залом расправляется самостоятельно.

В магазине представлены полотна из разных категорий шерсти. Покупателям предложены варианты из руна новозеландских и австралийских овец. Более дорогие модели выполнены из шерсти горных животных кавказских и тибетских пород. Вне зависимости от вида используемой основы, изделия характеризуются мягкостью, шелковистостью и равномерностью оттенка.

Варианты в интерьере

Если в вашей комнате немного мебели, то в ней будет идеально смотреться большой ковер.

Если вы решили постелить покрытие в столовой, оно должно быть шире и длиннее кухонного стола. Напольный ковер в гостиной надо расположить перед диваном, ведь и на нем так уютно можно будет расположиться в холодные вечера.

Овальные ковры могут повторять форму такого же потолка – это создаст гармоничную картину в вашем интерьере.

Круглые напольные изделия способны смягчить острые углы и создать небольшую уютную зону в вашей комнате.

Повесьте покрытие ручной работы на стену в гостиной – такое решение подходит и для классического стиля, и для оформления в духе Востока.

Подробнее об особенностях ковров ручной работы вы узнаете из следующего видео.

Материалы

Ковер, появившийся в результате ручной работы мастера, имеет на 100% натуральный состав.

Чаще всего материалом служит шерсть. Используется овечья, реже верблюжья или козья. Получаемые в итоге изделия отличаются прочностью, прослужат несколько десятилетий, а при грамотном уходе и того больше.

Модели из хлопка – вариант для летнего интерьера. Мягкие, приятные на ощупь, гипоаллергенные, они подойдут для любого помещения. Хлопок часто служит основой изделия, но есть и модели, выполненные из него на 100%.

В изготовлении дизайнерских ковров также используются нити из шелка, с помощью которых получаются прочные, долговечные и элегантные напольные покрытия. Материал безопасен, не вызывает аллергии, красиво переливается на солнечном свете, служит долго, но требует деликатного отношения, грамотного ухода.

Материалы

Как было сказано выше – ковры ткутся из шерсти, шёлка и хлопка. Обязательное требование – все нити должны быть натуральными, без синтетики.

Помимо шикарных «оазисов» (как называют персидские ковры разных цветов и форм) немаловажно остановить свое внимание и на паласах – это самая недорогая разновидность подобных изделий. Обычно паласы ткали однотонными, иногда – в полоску. Внешне палас напоминает ткань, такая видимость создаётся за счет специального переплетения нитей

Внешне палас напоминает ткань, такая видимость создаётся за счет специального переплетения нитей

Обычно паласы ткали однотонными, иногда – в полоску. Внешне палас напоминает ткань, такая видимость создаётся за счет специального переплетения нитей.

В давние времена свои жилища люди украшали и коврами из войлока. Он также производится из овечьей шерсти – натурального материала. Такое изделие прекрасно сохраняло тепло в юртах кочевников.

Войлок служил прекрасным изоляционным материалом, не давая сырости проникнуть в жилище. Кстати, такие ковры заменяли и одеяло. Производство войлочных изделий вручную очень трудоемкое. Узоры были двух видов – валяные и мозаичные.

Виды

Ковры ручной работы производятся по разным технологиям и делятся на модели:

  • Ворсовые;
  • Безворсовые;
  • Войлочные.

Ковровые изделия ручной работы с ворсом наиболее трудоемкие в изготовлении. Они имеют сложную структуру, состоящую из трех нитей, бывают узелковые и тафтинговые. Первые изготавливаются с применением узлов разного типа, что сказывается на внешнем виде изделия. Их ворс не скатывается, а со временем наоборот становится более упругим и мягким. При изготовлении ковров тафтинговым методом волокна ворса вшиваются в нити основы с использованием особого инструмента, а затем с изнаночной стороны закрепляются дополнительным основанием.

Изготовление ковров без ворса менее трудоемкий процесс, в котором используется две нити – продольная и поперечная. Модели без ворса делятся на:

  • Паласы – внешне похожи на ткань, бывают однотонными или в полоску;
  • Сумахи – плетутся из трех нитей, содержат оригинальный узор, достаточно плотные по фактуре;
  • Килимы – плетутся из двух нитей, служат как в качестве напольного покрытия, так и как покрывала из шерсти для диванов или кресел.

К безворсовым относятся войлочные ковры. Они получаются методом валяния шерсти, отличаются высокой плотностью, имеют причудливые формы.

Виды

Сегодня каждый может выбирать любые понравившиеся изделия. Все зависит от ваших финансовых возможностей – можно украсить жилище антикварными, старинными или дизайнерскими коврами ручной работы.

Персидские изделия отличаются изящным узором и бесподобной цветовой гаммой. Обычно они выполняются из овечьей шерсти, которая окрашивается натуральными красителями – из скорлупы грецких орехов, из древесины деревьев, виноградных листьев, даже из прокисшего молока.

Выбор рисунка старинного персидского ковра – это целая история, мастера никогда не выбирают случайный сюжет. Обычно орнамент таких дизайнерских изделий – дань исламской культуре. К примеру, в различных изломах растений можно прочитать суры из Корана, неровные, волнистые линии – это вода, которая для мусульман означает символ мира, а различные круги – бесконечность мироздания.

Антикварные покрытия – изделия, которые ценились всегда. Это, конечно, подразумевает высокую цену и износ ворса, но в некоторых случаях это даже придает изделию особый шарм. Попытайтесь выяснить, целый ли это ковер или во время реставрации часть изделия «прилежно» отрезали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий