Обработка изделий из дерева под старину своими руками

Преимущества и недостатки технологии

Обработка дерева в домашних условиях имеет ряд бесспорных преимуществ:

  • нет необходимости использовать сложные химические вещества;
  • способ при соблюдении технологии достаточно прост и может быть реализован вне специального цеха;
  • материал приобретает важные свойства: пожароустойчивость, износостойкость, дерево не подвергается влиянию микроорганизмов;
  • процесс может быть осуществлен без помощи третьих лиц.

Недостатком можно считать только высокую трудоемкость процесса, если его выполнять в домашних условиях. Процесс предполагает не только сам обжиг, но и зачистку поверхности, и дальнейшую ее обработку.

После термической обработки древесина приобретает изысканную, неповторимую фактуру

Морение

Морить (окрашивать специальными красителями) древесину можно 2 способами:

  • глубоким;
  • поверхностным.

Протрава — травление (глубокое морение) древесины выполняется отдельно для каждой детали до соединения их в одно целое. Может использоваться гнет. После выдерживания древесины в краске, детали подвешивают для того чтобы стекла лишняя жидкость. Всё это можно выполнить даже в домашних условиях. Нужно только обеспечить проветривание. Чаще всего используют морилку натуральных цветов или бейцы.

Окрашиванием можно имитировать ценные породы дерева. Причем нужного оттенка можно добиться, используя даже красители для ткани. Глубина цвета достигается многократным морением.

Бейцевая морилка

Протрава бейцами тонирует поверхность древесины. Эта коричневая морилка может быть:

  • на водной основе. Подходит для мелкопористой древесины;
  • восковая. Используется для протравки сосновых сортов;
  • гидрокомпанентная. Она применяется для распыления;
  • комбинированная. Одновременно водная и также на основе растворителя;
  • водно-щелочная. Используется для промасленных поверхностей.

Покрывать морилкой изделия довольно просто даже в домашних условиях, причем качество должно быть таким же, как при морении на мебельной фабрике. Цвет дерева получается равномерным, насыщенным. Процесс нетрудоемкий и недорогой.

Морение древесины в домашних условиях с использованием бейц-морилки, на примере шкатулки:

Советы по состариванию двери

Чтобы владеть по-настоящему уютным домом, в котором можно увидеть красоту, подчёркнутую хорошо вписавшимся в обстановку эффектом старины, надо заблаговременно решить, каким будет архитектурный стиль здания и оформление комнаты.

Деревянные предметы, состаренные искусственным путём, не испортят, а украсят интерьер, если он оформлен в следующих направлениях:

стиль русской усадьбы, где печь стоит в середине дома, окружённая предметами из дерева, лишёнными всяческих изысков;

модерн, уделяющий пристальное внимание мельчайшим деталям и сближающий архитектуру с изобразительным искусством;
альпийский стиль (шале), базирующийся на сочетании кирпича, древесины, росписи и паркета;
барокко, стремящийся к величию и пышности, то есть к использованию шикарно отделанной деревянной мебели, в особенности той, что имеет позолоту;
викторианский и готический стиль, которым присущи ансамбль камня и древесины и тёмные цвета — коричневый и чёрный;

классицизм, ставящий акценты на расширение пространства, обилие богатых декораций, гармонию и благородные тона отделки;
сельский стиль (кантри), отличиями которого считаются неяркие цвета, некрашеное дерево, кирпичная кладка и декоративная штукатурка;
рококо, характеризующийся обилием изогнутых форм, позолоты, художественной резьбы, мозаики и натурального дерева;

немецкий стиль, требующий меблировать комнаты лакированными, позолоченными или неокрашенными изделиями с изогнутыми линиями, ведь ему свойственны сентиментальность и удобство.

Это не вписывается в общепринятое представление о старинных деревянных вещах, но ещё, как утверждают дизайнеры, предметы старины прекрасно сочетаются даже с индустриально-урбанистическим стилем лофт, который заявил о себе в 1940-х годах в Манхеттене.

Кирпичная стена и состаренная древесина в одном помещении смотрятся органично

Судя по описанию стилей, для каждого из них состаренную дверь надо подбирать индивидуально.

Таблица: взаимосвязь стиля интерьера и техники состаривания двери

СтильПодходящий метод состаривания двери
Русская усадьбаБраширование, нанесение воска, термическая обработка
МодернКракелирование, нанесение воска
ШалеНанесение воска, браширование, термическая обработка
БароккоПатинирование, кракелирование
КлассицизмБраширование, обработка воском
КантриБраширование, нанесение морилки или воска, термическая обработка
РококоКракелирование, патинирование
ГотикаХимическая обработка, нанесение морилки
Немецкий стильПатинирование, нанесение воска
ЛофтБраширование, нанесение морилки или воска

Видео: старые доски как элемент стиля лофт

Пусть в это трудно поверить, но технологическое развитие побуждает общество активно интересоваться старинными вещами

Повышенное внимание к ним небесцельно, например, искусственно состаренная деревянная дверь по-особому шикарна и кардинально изменяет обстановку в помещении

Декор стульев своими руками вернет им былую привлекательность

С течением времени любая мебель приходит в негодность, особенно это касается стульев. Как правило, каркас стула сохраняет все свои функциональные качества, в то время как обивка сиденья и спинки не выдерживает никакой критики.

Обычно столовый гарнитур минимально состоит из шести стульев.

Выбрасывать их одновременно очень накладно, да и нет в этом особенной необходимости, поскольку декор стульев своими руками поможет вернуть мебели привлекательный внешний вид.

Сегодня вы научитесь делать такой изысканный декор стульев

Стул, который сохранил эстетичный каркас, но, с течением времени утратил общую привлекательность, выбрасывать попросту жалко.

Выполняя подобную работу можно приобрести необходимый опыт для решения более сложных задач – обивки диванов и кресел.

Выбор ткани для перетяжки

Декорирование стульев своими руками начинается с выбора соответствующей ткани для покрытия спинки и сиденья.

При выборе обивочной ткани в первую очередь стоит обращать внимание на ее технологические свойства: прочность, однородность, растяжимость и др., и уже во вторую очередь заботиться об эстетической привлекательности. Эстетика ткани определяется ее расцветкой, фактурой и узором, которые в полной мере должны сочетаться с остальными элементами интерьера

Эстетика ткани определяется ее расцветкой, фактурой и узором, которые в полной мере должны сочетаться с остальными элементами интерьера.

  • Обивочный гобелен состоит из хлопка с добавлением искусственных волокон, которые в значительной мере увеличивают его прочность и износостойкость. Направление волокон этой ткани ориентировано в оду сторону. Эту особенность следует учитывать при выборе узора.Обивочный гобелен
  • В качестве обивочной ткани хорошо зарекомендовал себя и мебельный шелк. Этот материал практически на половину состоит из искусственных волокон, но имеет очень нарядный и праздничный вид и потому применяется для декорирования элегантных, так называемых «венских» стульев.Мебельный шелк
  • Жаккард – это изысканная ткань, которая редко применяется в быту, но идеально подходит для декорирования антикварных стульев. Уникальные технологические и эстетические свойства этого материала позволяют его использовать для перетяжки эксклюзивных моделей, сохраняя их ценность.Жаккард
  • Современные обивочные ткани (арпатек, микрофибра и т.п.) так же успешно используются при декорировании стульев, которые эксплуатируются ежедневно. Такие обивки являются износостойким покрытием, к тому же они прекрасно моются и чистятся доступными химическими составами.Арпатек

Декоративная обработка

Это самая тщательная покраска, которая не допускает погрешностей. Выполнять работы можно такими же инструментами, что и при нанесении масла. Окрашивать изделия небольшого размера допустимо маленькой губкой, точечно нанося краску по поверхности, стараясь при этом не оставлять неокрашенных частей.

Для декорирования используются акриловые краски. Перед началом работ краску нужно хорошо перемешать. Кисточку окунать стоит не более чем на треть. После хорошей просушки поверхность стоит покрыть масляным лаком. Учитывая его густоту, нанесение выполняется непросто

Важно равномерно распределять лак, чтобы поверхность была ровной

Цветовая гамма красок для декорирования деревянных изделий довольно разнообразна. Наносится краска легко, сохнет быстро. Для завершающего покрытия  используют лаки — в основном бесцветные, хотя бывают и с оттенком. После лакирования, поверхность становится гладкой и более защищенной.

Один из способов декоративной обработки древесины — обжиг с последующим брашированием. Для подчеркивания контраста между волокнами доска обработана белым маслом:

Важность проведения процедуры

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи.

Применяемые для этого способы следующие:

  • Механический. Любой видимый налет может быть убран щеткой, в том числе жесткой. В последнем случае происходит выскабливание поверхности.
  • Химический. Те деревянные изделия, которые уже окрашены или покрыты лаком можно протереть мыльным раствором. А жирный слой убирается средствами, которые содержат спирт. Обработка же против плесени проходит при помощи фунгицидных растворов.

При соприкосновении даже с отлично ошкуренным, но неокрашенным и нелакированным деревом для человека будет высокая вероятность получения занозы, разрыва одежды. Необработанные изделия быстрее пачкаются, ломаются, подвергаются воздействию грибков, плесени и других бактерий и становятся непригодными к эксплуатации.

При помощи очистки и покраски можно кардинально изменить цвет дерева, подчеркнуть его фактуру и, если нужно, даже состарить.

Зачем состаривают дерево?

Мебель под старину не встретишь в каждом доме. Ее следует использовать там, где это уместно. Дизайн помещения должен быть продуман в соответствующем стиле, чтобы изделия под старину выглядели достойно.

Обычно, процедура состаривания дерева выполняется с определённой целью, а именно:

  • Удовлетворить вкус обитателей жилья.
  • Сэкономить деньги на антикварных вещах. Намного дешевле купить недорогую мебель и состарить искусственно.

Используя определенные методы состаривания древесины, можно получить эксклюзивные вещи. Обрабатывается как полностью всё изделие, так и отдельные его части

Особое внимание следует уделить таким предметам, как комоды, буфеты, полки для книг, зеркальные рамы. Их старят чаще всего, поскольку сложно представить без этих предметов интерьер в винтажном стиле

Обработка древесины морилкой

Понадобится:

  • морилка;
  • широкая кисть;
  • наждачная бумага с мелким зерном;
  • ветошь.

Морилку наносят параллельно волокнам древесины, не допуская соприкосновения слоев.

Обработка дерева морилкой – один из самых популярных способов отделки. Морилка бывает на водной или спиртовой основе, последняя дает более насыщенные тона. Состав на основе спирта наносят на очищенную и отшлифованную поверхность при помощи флейца (широкой кисти), двигаясь вдоль волокон в одном направлении. При этом стараются нанести как можно больше морилки. После чего изделию дают просохнуть, при необходимости операцию повторяют. Используя морилку различных тонов (методом послойного нанесения), можно добиться интересных цветовых эффектов. После того как морилка просохнет, наступает этап отмывки. Необходимо убрать излишки средства, для этого изделие ставят под углом в 30 º, затем окунают кисть в ацетон и проходятся по поверхности (легкими движениями вверх-вниз).

Для придания дереву эффекта старины пользуются следующим методом. Сначала наносят основной фоновый цвет морилки (на водной основе), после ее просыхания проходятся по поверхности мелкой наждачной бумагой (строго вдоль волокон, иначе поперечные полосы будут видны после обработки). В итоге должна получиться неоднородная тонировка с потертостями и проплешинами. Затем берут водную морилку другого цвета, покрывают ею древесину, дают просохнуть, после чего снова зачищают шкуркой. Операцию повторяют до тех пор, пока не добьются нужного тона. Если планируется сделать однотонное покрытие при помощи водной морилки, то ее наносят в несколько слоев с обязательной промежуточной просушкой и обработкой мелкой наждачной бумагой. Смывка лишней морилки производится сразу после ее нанесения. Излишки просто стирают влажной тряпкой.

Состав для пропитки древесины.

При нанесении водной морилки нельзя возвращаться на прокрашенное место, иначе образуются темные пятна, которые сложно будет удалить.

В домашних условиях можно приготовить морилку, которая придаст дереву состаренный вид. В стеклянную банку складывают мелкие гвозди или металлическую стружку, заливают столовым уксусом (лучше использовать винный), оставляют на сутки, после чего жидкость процеживают. Если необходимо получить более темный цвет, то время выдержки увеличивают. Получившийся раствор используют для морения дерева. В качестве морилки можно использовать крепкую заварку черного чая, кофе, корицу и даже марганцовку. Закрепляют результат при помощи нитролака. Если для обработки использовалась водная морилка, то лучше взять алкидный или акриловый лак.

Подготовительные работы перед началом процесса состаривания

Внешний вид мебели, которая еще имеет запас прочности, но не может быть использована по назначению ввиду утраты былого лоска, можно улучшить. Если работать предстоит со стульями, поверхность которых покрыта полировкой, от нее нужно избавиться, применив специальный состав, приобретенный для этих целей в хозяйственном магазине. Поверхность может быть покрыта краской, от которой тоже необходимо избавиться с помощью наждачки, работать ей нужно до тех пор, пока основание не приобретет гладкость. Мебель может быть и неокрашенной, тогда необходимо устранить с поверхности грязь, применив для этого мелкозернистую наждачку.

Перед состариванием стула необходимо тщательно зачистить его поверхность шкуркой или шлифовальной машиной.

Важно, чтобы основание не имело налетов жира. В процессе работ рекомендуется пользоваться респиратором, который защитит дыхательные пути, а комната, в которой творит мастер, должна хорошо проветриваться

Не следует приступать к проведению дальнейших работ после устранения верхнего слоя с мебели, пока комната не будет обработана пылесосом, а поверхность изделия не окажется протерта влажной ветошью.

Ввиду того что работать предстоит с предметами, которые отслужили не один десяток лет, их поверхность нужно обезжирить, обработав мыльным раствором, после чего стулья необходимо оставить до высыхания. Шпатлевание производить не требуется, так как идеально гладкая поверхность не понадобится, ведь цель работы – состаривание, что предполагает легкую изношенность, по этой причине дефекты основания древесины следует подчеркивать, а не маскировать смесью.

Покраска

Дерево можно красить для декорирования, защиты его, в том числе от вредителей. Принципы окраски в обоих случаях схожи, способы выполнения так же.

Процесс окрашивания древесины

Для внутренних и наружных работ используются разные краски и подготовительные средства. Дерево не назовешь капризным материалом.

Тем не менее его окраска требует соблюдения некоторых условий:

  • Очищенное дерево нужно пропитать антисептическим раствором.
  • Исключить контакт с ярким солнцем.
  • Выполнять покраску в сухом помещении с нормальной или пониженной влажностью.

Покраска может быть малярная (это значит, что имеющиеся трещины и выбоины в дереве нужно зашпаклевать) или чистовая (декоративная). Часто при декоративной обработке краска не используется, а применяется только масло.

Масляная покраска

Масло в качестве защитного слоя способно оставить первозданный цвет дерева, не давая ему со временем темнеть, четко выделить его структуру и защитить от разрушающего воздействия солнца, воды и воздуха.

Перед тем, как наносить масло, необходимо тщательно зашкурить поверхность наждачной бумагой, нанести антисептические средства, дать нужное время для полного их высыхания. А затем начать процесс окраски.

Для этого можно использовать:

специальный масляный распылитель. Нужно распылять масло равномерно, не оставляя на поверхности древесины необработанных участков;
густую кисточку. Ею необходимо равномерно наносить масло

Важно, чтобы не оставались волосинки от кисточки;
мягкую тряпочку или губку. Масло нужно разлить маленькими порциями и равномерно размазывать его по поверхности.

Перед покрытием древесины маслом, его можно смешать с небольшим количеством лака. Это придаст поверхности больше блеска. Возможен вариант, когда после масла, делается покраска.

Процесс недлительный, довольно простой и не дорогой. Однако после такой обработки древесина не является сто процентов защищенной от агрессивного воздействия окружающей среды. Не становится она и более долговечной.

Тонировка

Тонировка дерева под старину с помощью морилки.

Дерево от времени темнеет. Поэтому для работы лучше использовать пигменты темных оттенков. Это может быть интерьерное масло, акриловая краска, морилка или воск.

Нанесения масла на обработанную доску.

Сначала краску или масло наносят кистью на всю поверхность, достаточно обильно. Затем берут хлопчатобумажную тряпку и стирают пигмент с выступающих фрагментов рельефа, придавая поверхности выразительную текстуру.

Верхний слой вытираем тряпкой.

В завершение поверхность покрывают прозрачным лаком для окраски древесины, который затекает в углубления и сглаживает их. На этом работу можно считать законченной.

Методы состаривания дерева

Чтобы в помещении создать интерьер «под старину» из дерева, применяют несколько методик искусственного состаривания материала:

  • химический – может быть применен только для изделий из лиственных пород;
  • термический или метод обжига – может быть использован для любой породы дерева;
  • браширование или механический способ применяется для состаривания дуба и хвойных пород дерева.

Особенности браширования

Для искусственного состаривания лучше выбирать материалы из хвойных пород дерева:

  • ель;
  • лиственница;
  • сосна.

Они имеют выраженную структуру и рисунок, который формируется за счет волокон разной твердости, что значительно облегчает процедуру браширования.

С помощью приспособлений, которые разрушают верхний слой древесины, эффекта «старины» можно добиться достаточно быстро. Так, трещины и потертости можно имитировать такими способами:

  • на поверхность бревна, доски или бруса с помощью острого угла топора нанесите разные по глубине выбоины и обширности в хаотичном порядке. На бруске чуть стесываются углы топором, но это не должно выглядеть идеально. Далее обработанные аналогичным образом все поверхности шлифуются жесткой щеткой со щетиной из стали. А вот для шлифовки крупного изделия лучше применять болгарку или дрель с нужной насадкой. Шлифовку продолжают до момента, пока все острые грани, которые появились при рубке с помощью топора, не будут иметь вида повреждений, появившихся в результате старения изделия. Щеткой следует идти только вдоль волокон. Потом шлифовать нужно с помощью специальной шкурки, которая снимает торчащие волокна, а затем – со стальной щеткой с мягкой щетиной. Некоторые мягкие волока удаляют посредством образования небольших впадин между гребнями на основе зимних волокон дерева. Этой же щетки можете дополнительно выделить трещины и сучки;
  • после окончания обработки светлых поверхностей на новом изделии нужно их внешне приблизить к потемневшим от времени. Для этого их обрабатывают акриловой краской или морилкой. После высыхания чуть натрите дерево шкуркой со средним зерном, не нажимая на нее, при этом снимая краску с выступающих возвышений и гребней. Темный окрас также должен присутствовать в пространстве между волокнами и в выбоинах. Окончательная отделка поверхности представляет собой покрытие акриловым лаком прозрачного или светло-желтого оттенка и полную просушку;
  • браширование вручную с применением щетки со щетиной из металла. Можно практиковать для небольших изделий, мебели и посуды из дерева. Мягкие волокна нужно удалить и оставить гребни из твердого дерева. Древесную пыль снимают волосяной щеткой, степень готовности определяйте на свое усмотрение в плане достижения той или иной степени потертости. Далее изделие окрашивается и декорируется по методике, описанной ранее.

Химический и термический метод обработки дерева

Данные методы можно назвать достаточно близкими, поскольку такое разрушение верхнего слоя материала происходит практически без механических воздействий. Однако оба метода достаточно опасные, обрабатывать древесину нужно на улице, соблюдая все меры безопасности.

Термическая обработка (обжиг) заключается в разрушении мягких волокон посредством воздействия открытого огня. Поверхность изделия при обработке обжигают с помощью газовой горелки или паяльной лампы. Глубина обжига должна составлять около 3 мм, если он будет меньше, то эффекта «под старину» будет добиться сложнее. Процесс нужно регулировать в зависимости от своего вкуса.

Когда обугливается верхний слой дерева, берут металлическую щетку или насадку для дрели и соскабливают нагар до получения желаемой фактуры и оттенка. Древесину при состаривании можно не красить, поскольку на ней и так будут темные и светлые участки. Под окончательной обработкой понимают шлифование шкуркой и лакирование.

А вот химический метод обработки дерева «под старину» осуществляется посредством щелочного воздействия или нашатырного спирта. С этой целью используются аэрозоли для чистки плит и канализаций. Перед использованием того или иного средства нужно убедиться, что оно содержало щелочь

Также соблюдайте меры предосторожности при его использовании

При попадании на поверхность дерева такие средства частично прижигают мягкие волокна, а древесина приобретает серый оттенок. После обработки поверхности нужно промыть водой и обработать слабым раствором из лимонной кислоты и уксуса, удалив то, что осталось от щелочи. Уксус должен быть 9-процентным столовым, а не кислотой. После просушки изделия нужно при необходимости почистить его щеткой и покрасить.

Отбеливание древесины

Отбеливание древесины – это процесс окисления тех веществ, которые придают ей естественную окраску. Этот процесс может быть проведен перед сборкой нового изделия, а также через годы его эксплуатации. Цель – изменение окраски, ликвидация дефектов, сглаживание рисунка. Всё это приводит в тому, что отбеливание улучшает декоративные свойства дерева, а также продлевает срок его службы.

Процесс, который изменяет цвет дерева в более светлый, может быть проведен в несколько этапов. Но даже после того, как деревянное изделие станет абсолютно белым, отбеливание затронет только внешние слои древесины. Таким образом, белый цвет будет на глубине в несколько миллиметров и через этот светлый слой можно видеть более темную сердцевину.

Чем же можно отбелить древесину? Традиционно для ее осветления используются готовые составы и средства для отбеливания. Вполне просто сделать их самостоятельно. Отбеливатели делятся на те, что содержат хлорную известь, гипохлорит натрия или диоксид хлора, и те, что имеют в своем составе аммиак, перекись водорода, щавелевую либо другую не хлорную кислоту.

Нельзя смешивать средства. Если процесс был начат без хлорной жидкостью, то все слои нужно наносить ею же. Обесцвечивание проходит за счет окисления естественных древесных красителей, которое наступает после вступления в связь с радикалами кислорода.

Отбеливатель разливают на очищенную поверхность дерева, стараются наносить его равномерным слоем. Это нужно для того, чтобы готовое изделие было одного окраса. После нанесения должно пройти некоторое время для полного впитывания раствора. Потом можно будет ещё раз повторить процедуру.

Этот процесс достаточно простой, не требующий больших финансовых затрат. После обесцвечивания дерево можно вскрыть лаком или легко выкрасить в любой другой, даже радикальный, цвет. Несложно состарить его до приобретения необходимой фактуры. Кроме того, такую древесину можно использовать для дальнейшего гнутья и склеивания.

Как наносить кистью

Желательно использовать плоские кисточки: чем шире будет рабочая часть, тем лучше – это уменьшит риск накладывания слоев пропитки друг на друга, что приводит к неравномерности оттенка. Наносят сначала по длине, затем – по ширине и после этого снова по длине. То есть, крестообразными движениями. После 1 – 2 мин. остатки разравнивают такой же кистью, но чистой и сухой – это дополнительно нивелирует разницу, обусловленную неравномерностью впитывающих свойств дерева. Оставленный на поверхности сочный, выровненный слой пропитки обеспечит эффектный вид обрабатываемой поверхности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий