Олифа для дерева
Олифа для дерева востребована сегодня ничуть не меньше, чем во времена тотального минимума отделочных материалов – все прелести масляных окрасок, их хорошо помнит наше старшее поколение; но по части ужасов можно и еще вспомнить – когда не было выбора, стенки порой красили и нитроэмалью (прочно и в итоге красиво, но надышаться можно было ой-ой-ой). Олифа для деревянных облицовок, каркасов, декора и других элементов – это проверенная временем классика, и в старину и сегодня. Олифу различают по составу и свойствам, и основных видов олифы всего три – это натуральная олифа, оксоль и композиты.
Олифа натуральная
В основе натуральной олифы масло рапса (самое дешевое), а также подсолнечное, конопляное или льняное. Такой состав говорит о хорошей экологической чистоте материала. Клеевого вещества (сиккатив) в натуральной олифе меньше всего – 3%, эта добавка нужна чтобы олифа быстрее сохла (все знают, что это процесс долгий, с современными быстросохнущими ЛКМ не сравнить). Натуральной олифой обрабатывают деревянные стены рубленых домов изнутри, разводят густые краски, декорируют мебель и различные изделия из древесины. Для эксплуатации в атмосферных условиях натуральная олифа подходит, но это слишком дорогое удовольствие, для этого имеется оксоль, а для неответственных сооружений на улице можно взять и дешевый композит – дешево и стойко, хотя запах сплошная химия, с чистым, почти не ощущаемым ароматом натуральной олифы, соответствующей ГОСТ – никакого сравнения. (Новый норматив на олифы ГОСТ 32389-2013, актуализированный, но содержащий полезную информацию ГОСТ 7931-46)
Олифа оксоль
Оксоль тоже регламентируется, и изготовление, и состав (ГОСТ190-78). Применение: внутри и снаружи помещений, по дереву и штукатурке. Оксоль усиливает адгезию, защищает дерево от био-негатива. Натуральных масел в оксоль всего 55%, сиккатива уже 5%, плюс растворитель – живичный скипидар, уайт-спирит и другие – в объеме до 40%. Сохнет оксоль намного быстрее натуральной олифы, и стоит не так дорого. Применение оксоль:
- Пропитка оштукатуренных оснований внутри и снаружи помещения. Слой олифы немного выравнивает стены, в результате чего снижается расход финишных ЛКМ.
- Для «оживления» загустевших масляных красок, для разведения. Краски становится больше, что экономично, а качество окраски ничуть не хуже. Конечно, оксолью можно разводить только ЛКМ на масляной основе.
- Никогда не применяется для пропитки пола.
По составу оксоль делят на два типа: Оксоль В и Оксоль ПВ. Оба типа оксоль пригодны для разведения красок, усиливают сцепление красок с деревом (штукатуркой), защищают от вредных био-факторов. Но Оксоль ПВ применяют только внутри помещений, а Оксоль В – и внутри и снаружи. Секрет – в составе: Оксоль В содержит конопляное и льняное масло в количестве 55%, а Оксоль ПВ часто производят на нефтеполимерных светлых смолах, что является синтетическим аналогом натурального масла. Впрочем, еще есть производители, применяющие довольно редкие масла – виноградное, рыжиковое, кукрурузное, сафлоровое, и такую олифу логично применять для декора, мебели, ручного творчества.
Олифа комбинированная
Композиты из олифы дешевы и регламентируются техусловиями, что уже говорит само за себя: в составе много побочных продуктов нефтехимии, а натуральных масел скорее всего нет совсем. Применяется только на улице и желательно для защиты нежилых построек. При всем желании сэкономить олифой-композитом пропитывать деревянную беседку не захочется – очень сильный и стойкий «химозный» запах. Но защитные свойства (от грибка и плесени, жуков, грызунов и атмосферной влаги) отличные.
Применение олифы для дерева и наружных работ
Виды олифы
На рынках и в магазинах реализуется большое количество строительных материалов, среди которых присутствует олифа. По составу ее разделяют на:
- Натуральная. Является безопасной для здоровья окружающих людей и животных, поскольку производится из экологически чистых продуктов растительного происхождения. По цвету жидкость напоминает желтый. Основная доля в натуральной олифе – масло, которое занимает 97% от общего состава, без примесей и осадка. Вещество не имеет резкого запаха. Время высыхания продукта составляет 24 часа. При помощи жидкого средства можно обрабатывать деревянные конструкции, которые не попадают под покраску.
- Полунатуральная. Из названия становится ясно, что количество натурального масла в ней не настолько высоко и занимает только половину от общего состава (55%). Оставшуюся часть делят между собой растворители и сиккативы. Соответственно и стоимость товара ниже, нежели натуральной олифы. Применяется продукт в виде добавок, о чем можно судить по маркировке товара: В – разбавляется с лакокрасочными материалами для наружного использования;
- ПВ – принимает участие в разбавлении шпатлевки;
- СМ – добавляется в грунтовки для обработки покрытия стен и потолков. Полунатуральный продукт из-за наличия растворителей в своем составе имеет неприятный запах. Для его удаления (выветривания) необходимо дополнительное время. Полученная поверхность не обладает нужной 100%-ной защищенности и в обязательном порядке сверху покрывается слоем краски.
Комбинированная. Состоит из масла (70%) и растворителя (30%). Присутствие агрессивной добавки в таком количестве делает невозможным применение декоративных элементов в облицовке поверхностей, обработанных олифой. Применяется для изготовления масляных красок. Цвет продукта немного желтоват, а сама жидкость имеет прозрачный вид. Время полного застывания составляет 24 часа.
Синтетическая. Данный вид изделия состоит из синтетических компонентов, а не из натуральных. В результате продукт получился не слишком дорогостоящий с довольно неприятным запахом.
Композиционная. Основой служит масло оксидированное и бензин с присадками канифоли. В качестве масел используют хлопковое, льняное и рапсовое.
Полунатуральные, комбинированные, синтетические – области применения олиф
Полунатуральные олифы, в основном, имеют светло-коричневый цвет. Полученная пленка на деревянной поверхности отличается твердостью и хорошим блеском, а также достаточно высокой водостойкостью. В основном, полунатуральные составы применяют в комбинации с другими лакокрасочными материалами или в качестве грунта. Как и натуральные олифы, полунатуральные не обладают достаточной прочностью для обработки напольных покрытий.
В комбинированные составы производители добавляют модификаторы, которые улучшают их качества, необходимые для производства и разведения густотелых красок. Также комбинированные олифы используют для грунтования деревянных поверхностей перед штукатуркой или окраской.
Синтетические составы используют не столько для пропитки, сколько в качестве основы для разведения темных масляных красок для малярных работ снаружи, а также для грунтования металлических, бетонных и оштукатуренных поверхностей. Используют синтетическую олифу и для приготовления всевозможных замазок и паст.
Принцип действия масляной пропитки
Масса натурального масла на открытом пространстве под действием теплых солнечных лучей и кислорода приобретает густую консистенцию. Нанесенное тонким слоем вещество начинает медленно сохнуть, и в результате полимеризации покрытие превращается в пленку высокой плотности. Высыханию способствуют полинасыщенные жирные линолевые и линоленовые кислоты (глицериды).
Среди большого количества масел растительного происхождения наивысшей способностью быстрого высыхания обладает и конопляное масло. Подсолнечное, маковое, ореховое, сурепное, касторовое и другое сырье из-за низкого содержания глицеридов почти не загустевает. Они не подвержены полной полимеризации.
Чтобы существенно сократить время высыхания, растительные масла нагревают, добавляя сиккатив (соединение металлов). В результате термообработки химические соединения, влияющие на замедление процесса полимеризации, расщепляются на инертные вещества
. С помощью этой технологии получают пропитку дерева – олифу. Различные составы, нанесенные тонким слоем на дерево, или , высыхая (от 6 до 36 часов), образуют твердое эластичное покрытие. В среднем составы высыхают в течение суток.
Средство пропитывает верхний слой древесины, создавая пленку с высокой адгезией
. Ее применяют для обработки поверхностей перед окрашиванием масляными составами, что существенно снижает расход краски. Обработку осуществляют и перед последующим покрытием деревянных поверхностей воском.
Лекция 4 ОЛИФЫ
Как можно высушить её быстрее? Может есть способ уложиться в день? Если нет, то можно ли сушить её на улице (сейчас температура около 0)?
Не хотелось бы Вас расстраивать, но шансов на то что олифа высохнет очень мало.
Если есть сильный и не приятный запах, то это скорей всего олифа «Ансол» , это даже не олифа, а её искусственный заменитель, растительность масла в её составе нет вообще, только продукты нефтепереработки.
Правда «Ансол» сохнет очень быстро, сутки максимум, значит у Вас совпало два в одном и олифа не олифа, да ещё и простроченная.
Первый вариант, это пробуйте просушить её строительным феном (обычный не пойдёт), струю горячего воздуха направляйте как бы вскользь,что бы поток горячего воздуха как бы «облегал» Вашу бочку.
Если ни чего не помогло, то вариантов просушить вообще нет, олифу надо просто убирать с поверхности.
Убрать олифу можно бензином, можно Уайт-Спиритом, а ещё лучше растворителем для масляных красок «Сольвент».
Процедура не сложная, большую тряпку смочите теми средствами которые перечислил выше (одним из них, естественно), после этого сделайте перерыв минут на сорок, затем повторная процедура, таким образом очень быстро удалите олифу с бочки (Вы пишите о целом дне работы, тут хватит нескольких часов).
Ну а дальше, покупайте нормальную олифу, не обязательно натуральную, можно «Оксоль» , в ней 47% Уайт-Спирита, остальное натуральная олифа и сиккативы (3%).
Сроки высыхания олифы небольшие, независимо от того на чем она сделана. Обычно это 24-30 часов после нанесения на поверхность, после высыхания она блестит, становится глянцевой, температура при этом требуется 20 градусов по Цельсию.
Если олифа просрочена, она имеет неприятный резкий запах, при нанесении липкая, вязкая, не сохнет.
Применение и свойства олиф
Производство красок
Масляные и алкидные олифы используются для приготовления красок. Из экономических соображений чаще на изготовление обычных масляных красок идут алкидные олифы, как более дешёвые. Натуральные масляные олифы чаще используются для разведения густотёртых красок. Композиционные олифы в лакокрасочном производстве применения не нашли, главным образом, из-за крайне низкого качества получаемого покрытия.
Обработка поверхностей
Все виды олиф используются для пропитки и покрытия деревянных поверхностей и различных изделий из дерева.
Стойкость большинства олиф к атмосферным воздействиям уступает другим доступным средствам защиты поверхностей, поэтому применение олиф в чистом виде (не в составе красок) для наружных работ ограничено. Использовать натуральную олифу, самую дорогую из всех олиф, для наружных работ в настоящее время вообще нет никакого смысла — покрытие придётся постоянно обновлять, что очень дорого и непрактично. Использовать натуральную олифу для предварительного покрытия поверхностей под покраску также бессмысленно, так как для этого лучше подходит более дешёвые олифы — оксоль и алкидные. Стойкость к атмосферным воздействиям максимальна у алкидных олиф — покрытие алкидной олифой приблизительно вдвое долговечнее, чем любой масляной олифой. В любом случае лучше использовать олифу в наружных работах только в качестве предварительного покрытия под последующую покраску.
Для внутренних работ, с точки зрения удобства использования и экологичности, преимущество имеет натуральная масляная олифа — она практически не пахнет, покрытие не выделяет вредных для здоровья веществ, работа по покрытию также не связана с вредом для здоровья. Но из-за дороговизны этой олифы чаще для внутренних работ применяют оксоль (или алкидные олифы). Из-за пахучести оксоли работы с нею необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении. До полного высыхания нанесённое покрытие продолжает выделять пары уайт-спирита, из-за чего в помещении до нескольких суток сохраняется характерный запах.
Композиционные олифы, как правило, токсичны, причём не только в период высыхания — поверхность, покрытая композиционной олифой, может продолжать пахнуть и выделять вредные вещества в течение нескольких лет после нанесения покрытия. Поэтому композиционные олифы могут использоваться только для обработки деревянных и других пористых поверхностей при наружных работах, а также в нежилых помещениях с хорошей вентиляцией. Их не рекомендуют применять для внутренних работ в квартирах и других жилых помещениях.
Обработка дерева натуральной олифой – особенности применения
Чаще всего, на рынке встречается льняная, конопляная и подсолнечная олифа. Натуральная льняная олифа имеет светлый прозрачный окрас. Ее используют для грунтования деревянных, оштукатуренных и металлических поверхностей, а также в процессе приготовления замазок для дерева, паст и для разведения светлых красок. Применение натуральных составов допускается внутри помещения. Сколько сохнет натуральная олифа на дереве? При температуре не меньше 20 °С – около 24 часов.
Конопляная олифа имеет ярко выраженный темный окрас. Сферы применения состава все те же, что и у льняного. Вот только эта жидкость используется для разведения темных густотертых красок. По сравнению с предыдущими представителями группы, подсолнечная пропитка высыхает медленнее – спустя сутки, на поверхности еще будет чувствоваться невысохшая жидкость. Ее особенность – высокая эластичность, однако по твердости, прочности и водостойкости она проигрывает конопляному и льняному маслу.
Натуральные составы отлично подходят для обработки деревянных поверхностей различных инструментов. Охотники любят пропитывать ими ружейные ложа – после этого изделие очень мягко и тепло лежит в руке, к нему приятно прикоснуться щекой. Однако для пропитки напольных покрытий эта группа не походит, поскольку пленка, которую создают натуральные составы, не обладает высокой прочностью.
Что такое олифовка – пропитываем дерево
Следует отметить, что олифа пользуется спросом среди любителей натуральных материалов, которые абсолютно безопасны для здоровья людей. Однако по остальным параметрам (прочность, глубина проникновения, долговечность) составы на основе натуральных масел уже давно проигрывают пропиткам на основе алкидных смол с фунгицидами и прочими модификаторами.
Натуральная пропитка чаще всего используется в уходе за деревянными изделиями, которые периодически, так или иначе, нуждаются в чистке, шлифовке. Например, это могут быть столярные инструменты. Также олифы из натуральных масел хорошо себя показывают во внутренних работах – обработанные деревянные поверхности очень хорошо смотрятся, продолжают дышать и ароматизировать воздух. А вот для наружных работ лучше воспользоваться более современными, стойкими к перепадам температур, влаге и вредителям веществами.
сейчас – одно из самых модных и популярных строительных и отделочных материалов благодаря двум своим главным характеристикам: экологичности и эстетичности.
Но при этом дерево не отличается высокой прочностью и долговечностью в сравнении с другими современными материалами. Натуральная древесина требует особой технологии обработки и дополнительной защиты, с этой целью используются разнообразные пропитки, мастики и т. д.
Олифа, почти забытая в последние годы из-за обилия новых средств от зарубежных производителей в данной категории, снова пользуется возрастающим спросом – эффект почти тот же, но цена намного доступнее.
Для чего нужна олифа и как правильно ее использовать при отделке или другой постройки (например, беседки или бани) из дерева?
Олифа – это традиционный лако-красочный материал, широко используемый в строительстве и малярных работах еще несколько десятилетий назад.
Олифа: разновидности и применение
Может есть способ уложиться в день? Если нет, то можно ли сушить её на улице (сейчас температура около 0)?
Не хотелось бы Вас расстраивать, но шансов на то что олифа высохнет очень мало.
Если есть сильный и не приятный запах, то это скорей всего олифа «Ансол» , это даже не олифа, а её искусственный заменитель, растительность масла в её составе нет вообще, только продукты нефтепереработки.
Правда «Ансол» сохнет очень быстро, сутки максимум, значит у Вас совпало два в одном и олифа не олифа, да ещё и простроченная.
Первый вариант, это пробуйте просушить её строительным феном (обычный не пойдёт), струю горячего воздуха направляйте как бы вскользь,что бы поток горячего воздуха как бы «облегал» Вашу бочку.
Если ни чего не помогло, то вариантов просушить вообще нет, олифу надо просто убирать с поверхности.
Убрать олифу можно бензином, можно Уайт-Спиритом, а ещё лучше растворителем для масляных красок «Сольвент».
Процедура не сложная, большую тряпку смочите теми средствами которые перечислил выше (одним из них, естественно), после этого сделайте перерыв минут на сорок, затем повторная процедура, таким образом очень быстро удалите олифу с бочки (Вы пишите о целом дне работы, тут хватит нескольких часов).
Ну а дальше, покупайте нормальную олифу, не обязательно натуральную, можно «Оксоль» , в ней 47% Уайт-Спирита, остальное натуральная олифа и сиккативы (3%).
Сроки высыхания олифы небольшие, независимо от того на чем она сделана. Обычно это 24-30 часов после нанесения на поверхность, после высыхания она блестит, становится глянцевой, температура при этом требуется 20 градусов по Цельсию.
Если олифа просрочена, она имеет неприятный резкий запах, при нанесении липкая, вязкая, не сохнет.
Ваша металлическая бочка сохнет неделю при температуре 15 градусов, при этом сильно воняет, следовательно олифа попалась старая, ждать высыхания бессмысленно, поверхность только будет становится все больше и больше липкой, запах не выветривается даже по истечении большого срока.
Советы по использованию
Время высыхания уменьшается при выборе растворов с добавкой полиметаллических сиккативов. Натуральный льняной материал высохнет за 20 часов в смеси со свинцом, а если ввести марганец, этот срок уменьшится до 12 часов. При употреблении комбинации обоих металлов, удастся сократить ожидание до 8 часов. Даже при одинаковом типе сиккатива большое значение имеет фактическая температура.
При прогреве воздуха более чем до 25 градусов темп сушки олифы с кобальтовыми присадками увеличивается вдвое, а с марганцевыми иногда и втрое. А вот влажность от 70% резко увеличивает продолжительность сушки.
В ряде случаев пользователей интересует не нанесение олифы, а наоборот, эффективный способ избавиться от нее. С деревянных поверхностей такой материал убирается при помощи бензина, которым натирают нужный участок. Стоит выждать 20 минут, и масло соберется на поверхности. Такой прием поможет только против поверхностного слоя, впитавшаяся жидкость уже не подлежит извлечению наружу. Заменой бензину можно считать уайт-спирит, запах которого несколько лучше, а принцип действий аналогичен.
Допустимо использовать растворитель для краски, но не ацетон, потому что он не принесет результата. Не следует путать олифу и морилку, роль последней является чисто декоративной, она не имеет защитных свойств.
Спастись от запаха в квартире очень важно для большого числа пользователей, делающих ремонт. Стоит поставить мебель на кухне или провести отделочные работы, как этот неприятный запах начинает преследовать жильцов в течение нескольких недель или даже месяцев
Поэтому после обработки нужно проветривать комнату не менее 72 часов, желательно даже в ночное время. Само помещение требуется герметично закрывать, чтобы убрать нежелательный «аромат».
Потом сжигаются газеты. Лучше даже не их горение в огне, а медленное тление, потому что оно образует больше дыма. Собранный дым нельзя проветриваться минимум 30 минут. Действовать таким образом не следует, если проводилась обработка лаком.
Без огня можно избавиться от запаха олифы при помощи воды: несколько емкостей с ней ставят в комнате и меняют раз в 2-3 часа, освобождение от неприятного запаха произойдет на второй или третий день. Поставив рядом с отделанными олифой поверхностями соль, ее меняют ежедневно, свежесть наступит на третий или пятый день.
Многих интересует вопрос о том, можно наносить лак поверх олифы или нет. Обе разновидности материалов образуют пленку. При высыхании нанесенного на свежую олифу лака формируются воздушные пузыри. С такой пропиткой совместимы красители НЦ-132 и некоторые другие краски. Наносить покрытие при минусовой температуре недопустимо, более того, оксоль наносится при температурах минимум +10 градусов.
Плиточный клей (водонепроницаемый) делается из 0,1 кг столярного клея и 35 г олифы. К расплавленному клею добавляют олифу и основательно перемешивают. При последующем использовании готовую смесь обязательно подогревают, она пригодится не только для плитки, но и для соединения деревянных поверхностей.
Что такое олифа?
Олифа – маслянистая жидкость. Она образует на поверхностях пленку, как нефть на воде. По цвету олифа бывает желтоватой, бурой, вишневой. Тон зависит от основы вещества.
В зависимости от цвета основы вещества олифа бывает различных оттенков
Оно рождается в ходе окисления растительных масел. Подходят лишь те, что содержат линоленовую кислоту. Она обуславливает способность масел к высыханию.
Нальешь чуток в блюдце, оставишь на свежем воздухе, вот и густая смазка. Нанесенная на поверхности, она высыхает окончательно, становясь твердой, но эластичной пленкой.
80-процентный максимум линоленовой кислоты в льняном масле. На 10% меньше в конопляном. По 30-50% линолеинового соединения содержится в маслах орехов, подсолнечника и мака.
Однако, без стимуляции олифа натуральная из них получается в течение долгих месяцев. Промышленники научились ускорять процесс. Исходники кипятят. Не зря в старину олифу именовали вареным маслом.
При нагреве разлагаются тормозящие высыхание компоненты масел. Параллельно ускоряется окисление жидкостей. Нагрев тут малозначителен. Помогают примешиваемые к маслам соли металлов, к примеру, марганца. Они сгущают смеси в течение 6-36-ти часов.
Льняная олифа получается светлой, почти прозрачной. Из конопляного масла формируется темный состав. Однако, сохнут указанные олифы одинаково, около 24-ех часов. Дольше всего твердеет подсолнечная смесь. К тому же, она уступает прочим по влагостойкости.
Засыхать олифа способна и в таре. Обычно, смесь упаковывают в стеклянные или пластиковые бутылки. В них процесс загустения масел сводится к минимуму, но не останавливается.
Новые порции кислорода в емкость поступают при ее открывании. Долгое использование одной бутылки заставляет решать вопрос, как и чем разбавить олифу. В ответы запишем: касторовое масло, скипидар, уайт-спирит, органические кислоты. Растворители для красок тоже подойдут. Обычно, на 10 частей олифы берут 1-у растворителя.
Экспериментировать с разбавителями олифы не рекомендовано. Маслянистая смесь горюча. При реакции с «подозрительными» растворителями олифа может воспламениться, стать причиной пожара.
Олифа из подсолнечного масла
Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие — цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.
Приготовить олифу можно двумя способами — горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.
Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.
Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:
- Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
- После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
- Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
- После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
- Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.
Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.
Совет №2: для снижения пенообразования рекомендуется добавить в металлическую емкость чуть-чуть готовой олифы комнатной температуры.
Рецепт приготовления состава холодным способом:
- Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
- Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив — его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
- После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.
Рецепт приготовления состава горячим способом:
- Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
- До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
- Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).
Делаем олифу сами
При наличии домашней мастерской олифу можно приготовить самостоятельно. Олифа хорошего качества получается из льняного масла. Но если его негде взять, варят самодельную пропитку из натурального подсолнечного масла – это общедоступное и дешевое сырье.
Процесс приготовления пропитки включает три этапа:
- подготовка масляной основы;
- приготовление сиккатива;
- окончательное изготовление олифы.
Подготовка масляной основы
Емкость заполняют маслом наполовину и ставят на плиту. При нагреве основы до 110–120 ˚C испарится вода, и начнет появляться пена.
Затем пена спадет. Продолжают варку в течение 3–5 часов, увеличивая температуру нагрева до 270 ˚C. Если края голубиного пера в масле заворачиваются, значит, уровень нагрева достаточный.
Приготовление сиккатива
Сиккатив – это вспомогательный реагент, который резко сокращает время высыхания олифы. Вещество добавляют и в масляные краски.
Сделать сиккатив можно так:
- 100 весовых частей канифоли плавят при температуре 150 ˚C в отдельной емкости.
- В расплавленную массу постепенно добавляют 5 частей перекиси марганца после очередного оседания пены.
- Смесь доводят до 200 ˚C и выдерживают 3 часа. Материал должен стать прозрачным.
Окончательное изготовление олифы
В масляную основу на медленном огне осторожно вводят сиккатив, следя за уровнем пены. После окончательного спада пены смесь варят 5–10 минут
Затем емкость снимают с плиты и оставляют смесь охлаждаться.
Пропитка олифой
И пропитку, и окраску выполняют по сухому подготовленному основанию (без пыли, грязи, жиров и старых слоев отделки). Наносят олифу валиком или кистью, мелкие детали – тонкой кисточкой, пропитанным поролоновым тампоном. Часто нужно делать два слоя, между которыми обязательна полная просушка, не менее суток.
Для заделки щелей в древесине Оксоль смешивают с опилками 1:1 и заполняют дефект шпателем – сохнет очень долго, но результат отличный: закупорка практически вечная и не боится влаги.
Чем разбавить олифу?
Олифа – это масло, способное густеть. Простой опыт: налить чуть-чуть олифы в блюдце и оставить на солнце – очень скор останется лишь масляная пленочка. Разбавляют олифу уайт-спиритом, живичным скипидаром, касторовым маслом, спиртом, растворителями для масляных красок и органическими кислотами. «Непроверенный» растворитель брать опасно. Разведение – на одну часть растворителя десять частей олифы
Важно: все олифы – горючи, и возможна реакция с растворителем, приводящая к возгоранию
Сколько сохнет олифа?
Стандартный срок просушки – 24 часа. Самые лучшие условия для работы – температура от 15 до 20 град и влажность до 75%. Чем холоднее и влажнее воздух, тем медленнее сохнет олифа.
Секрет быстрого просыхания олифы – высокое содержание в составе льняного масла, в котором больше всего линолевой кислоты (до 80%) и конопляного, в котором линолевой кислоты немного меньше. Подсолнечное, маковое и другие масла содержат еще меньше линолевой кислоты (40-50%). Подсолнечное масло снижает скорость твердения масляной пленки, и олифа будет хуже переносить влагу. Для быстрого загустения (одни сутки) слоя олифы производители добавляют перманганат калия. Таким образом, информация о составе олифы на упаковке продукта очень важна.
Важно помнить, что олифы очень горючи (даже способны к самовозгоранию при температурах порядка 200 град), и не хранить олифу рядом с легковоспламеняемыми материалами
Как окрашивать изделия олифой Оксоль — пошаговая схема
Шаг 1: Подготовительный этап
Если же состав попал на кожу, тогда необходимо незамедлительно стереть его ветошью, смоченной растительным маслом, и хорошо промыть поврежденный участок теплой водой с мылом. Избегайте попадания олифы в органы зрения. Кроме того, в помещениях, где проводятся работы, запрещено наличие открытого огня. А все источники освещения и электрооборудование должны быть надежно защищены от взрыва. И обязательно позаботьтесь о хорошей вентиляции.
Шаг 2: Очистка изделия
Поверхность необходимо тщательно очистить от грязи, пыли, жирных следов и иных покрытий. Также изделие должно быть сухим, а при необходимости отшлифованным или же прошедшим иную механическую обработку. Оптимальными условиями для нанесения олифы будут температура выше 15 градусов Цельсия и влажность воздуха около 80%. В этом случае поверхность после окраски высохнет менее чем за 24 часа.
Шаг 3: Подготовка состава
Не делая акцента на том, берется Оксоль комбинированная или более ценная традиционная, обсудим то, что имеет смысл для работы. Она сразу продается в готовом виде, достаточно просто тщательно перемешать жидкость. Если вы используете уже открытую смесь, успевшую загустеть, то ее можно разбавить уайт-спиритом, нефрасом, скипидаром либо похожими растворителями.
Шаг 4: Особенности окраски
Наносится олифа тонким слоем с помощью малярного валика либо кисточки. При этом между каждым новым слоем необходимо выдерживать интервал не менее суток, так как именно столько времени необходимо для ее полного высыхания. Если комбинированная олифа Оксоль для окраски будет смешана с опилками, то можно зашпаклевать получившейся смесью небольшие трещины. Стоит отметить, что она прекрасно впитывается в любые поверхности разной пористости.