Отделка балкона вагонкой

Вагонка для внутренней отделки

Популярность вагонки вызвана её основательностью и практичностью, экологичностью, способностью не пропускать влагу и сохранять тепло. А еще, по мнению многих специалистов деревянные элементы обшивки создают характерную теплую атмосферу, обладают эстетической привлекательностью. Что и говорить, много у вагонки достоинств.

Монтаж вагонки происходит пазо-гребневым способом, что исключает щели. Такая облицовка хорошо вписывается не только в пространстве балкона, но и в любых других интерьерах.

Тем не менее в отличии от некоторых современных материалов, вагонка имеет два принципиальных недостатка:

  • Невозможность создания фигурных конструкций из-за отсутствия гибкости этого материала.
  • Т.к. древесина боится влаги, то обязательность обработки доски лаком и защитными средствами.

Такое название данный материал получил из прошлого, когда деревянными рейками обшивали ж/д вагоны. А уже потом их стали использовать в дизайне интерьера, так и прилепилось название “вагонка”. Существуют искусственно созданные аналоги – МДФ и пластиковые панели, они выходят дешевле, но их эксплуатационные характеристики не так хороши как у натурального дерева.

Характеристики и виды

Материал классифицируется в зависимости от размера реек, профиля, породы и качества древесины. Используют как лиственные (осина, ольха, липа), так и хвойные породы дерева (ель, сосна, лиственница).

Существует несколько классов вагонки в зависимости от качества древесины:

  • «Экстра» – какие-либо дефекты (сучки, трещины и пр.), отсутствуют полностью;
  • «А» – на 1,5 м2 не более чем 1 сучок/трещина;
  • «В» – на 1,5 м2 не более чем  4 сучка, 2 смоляных кармана или несквозных трещин;
  • «C» – допускаются множественные дефекты.

Самый идеальный материал для  отделки лоджий и балконов – это евровагонка, изготавливаемая по европейскому стандарту качества DIN 68–126.

Больший по сравнению с обычной вагонкой гребень шпунта делает евровагонку более надежней и основательней: при повышенной влажности в помещении гребень не вылезет из паза. К тому же, в евровагонке рассчитана защита от конденсата – в пластине устроены две вырубки под вентиляцию.

Потребителю предлагается  пять видов профиля евровагонки: стандартный с прямыми углами, софт – с округлыми, вагонка штиль, имитация бруса, и имитация бревна.

Пять типов профилей вагонки

Европейские стандарты довольно строгие, вагонка их производства стандартизирована размерами:

  • толщина: 13, 16 или 19 мм.
  • длина: от 500 до 6000 мм;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;

Размеры же материала нашего производства, по ГОСТ 8242–88, не должны превышать:

  • толщина — 25 мм.
  • ширина — 150 мм;
  • длина — 6000 мм;

Хвойная вагонка по европейскому стандарту

Посмотрите видео о том как правильно выбрать вагонку, и на что обращать внимание при покупке:

Примерные цены на вагонку (на момент написания статьи):
1 м2 обычной вагонки – 110 рублей;
1 м2 ПВХ-панелей – 140 рублей;
1 м2 евровагонки – 250 рублей.

Виды и характеристики

Вагонка классифицируется согласно породе и сорту древесины, из которой она изготовлена, а также профилю и размерам самих реек. В производстве этого отделочного материала могут использоваться как хвойные (сосна, ель, лиственница), так и лиственные (ольха, липа, осина) породы дерева. Выделяют несколько классов или сортов вагонки:

  • «Экстра» – полное отсутствие дефектов (сучков, трещин, сколов и пр.).
  • «А» – не более 1 сучка или трещины на 1,5 м2.
  • «В» – не более 4 сучков, 2 смоляных карманов или несквозных трещин на 1,5 м2.
  • «C» – множественные дефекты, мелкие механические повреждения.

Четыре сорта деревянной вагонки

Сегодня большую популярность приобретает материал, изготовленный в соответствии с европейским стандартом качества DIN 68–126. Он называется евровагонкой и может иметь тип профиля «ЕВРОСТАНДАРТ», «СОФТ-ЛАЙН», «БЛОК-ХАУС», «ШТИЛЬ». Такие панели отличаются высоким качеством, эргономичностью и наличием пазов для отвода конденсата с тыльной стороны.

Основные типы профиля вагонки

Размеры деревянной вагонки отечественного производства, согласно ГОСТ 8242–88, не должны превышать:

  • по ширине — 150 мм;
  • по длине — 6000 мм;
  • по толщине — 25 мм.

Европейские стандарты производства более строгие, а выпущенная там продукция имеет размеры:

  • длина: от 500 до 6000 мм;
  • ширина: 80, 100, 110 или 120 мм;
  • толщина: 13, 16 или 19 мм.

Для более подробного знакомства с этим натуральным отделочным материалом предлагаем посмотреть короткий видеоролик.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Красят каждую дощечку вагонки отдельно

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.

  • Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
  • Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.

  • Валиком или кистью наносят состав. Для каждого типа покрытия есть свои моменты и особенности — они прописаны на банке или в сопроводительной инструкции. В общем, правила простые: берут немного краски, наносят единичными мазками вдоль вагонки по всей длине. Потом тщательно растирают, растушевывают до получения однородного цвета.
  • Добившись равномерной окраски, оставляют сохнуть.
  • После высыхания при необходимости шлифуют еще раз. Этот этап часто необходим при работе с укрывистыми красками и лаками. Первый слой ЛКМ поднимает ворс древесины, из-за чего та становится местами шероховатой. Этот ворс снимается повторной шлифовкой.
  • Наносится второй слой ЛКМ. Сушится.

Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Какую вагонку выбрать для отделки балкона

Выбор типа доски, ее толщины и внешнего вида зависит от следующих параметров:

  • планируемого варианта эксплуатации помещений. Если балкон (лоджия) не используется для постоянного или временного нахождения людей, а тепло- (звуко- и гидро-) изоляция квартиры достаточна, можно ограничиться наиболее тонким профилем без дополнительного утепления. Для жилых (кабинет, спальня, место отдыха, мастерская) вариантов потребуется более высокий уровень изоляции и, соответственно, более массивная доска;
  • желаемого стиля отделки. При выборе «прованского» или «деревенского» стиля подойдет имитация бруса или блок-хаус, для более современных интерьеров предпочтительны плоские профили (софт-лайн, евро);
  • возможности организовать каркас и размеров помещения. Крупные (широкие и длинные) планки укладывать проще, но для маленьких площадей больше подойдут относительно узки и короткие доски – как из соображений дизайна, так и удобства монтажа;
  • вкусов владельцев помещения.

Помимо вида вагонки, важно также ее качество. Подробнее об определении класса и профилях можно прочесть в тематической статье

Учитывая, что на обшивку лоджии влияет влажность, ультрафиолетовое излучение солнца и другие факторы, желательно приобретать материал первого класса.

При выборе древесины для того, чтобы обшить балкон вагонкой, принимают во внимание:

  • финансовые возможности. Самая дешевая доска – сосновая, но одновременно она имеет наихудшие эксплуатационные свойства;
  • параметры материала. Влажность лучше всего выдерживают лиственница и липа, дуб и ясень наиболее долговечны. Планки из ценных сортов древесины в этой статье не рассматриваются из-за высокой цены. Применять такую вагонку на лоджии нецелесообразно;
  • вид планок. Если часть конструкций в помещении уже выполнена из дерева определенного вида, разумно отделку балкона вагонкой продолжить древесиной той же породы.

Допустимая замена

Помимо классической деревянной панели, можно применять пластиковую вагонку и МДФ.

Следует отметить, что пластик (несмотря на менее удачные экологические свойства) имеет не меньшие декоративные и эксплуатационные характеристики, чем дерево. В некоторых отношений планки ПВХ больше подходят для облицовки. Это связано с более низкой ценой, значительным разнообразием цветов и текстур, меньшей восприимчивостью к влажности. Однако малая ударная прочность и долговечность полимерной облицовки заставляет выбрать отделку балкона деревянной вагонкой.

Замена древесины на МДФ допустима только в сухих, хорошо вентилируемых и мало подверженных перепадам температур помещениях. Материал быстро набирает влагу, разбухает и деформируется, теряя при этом прочность и сопротивляемостью действию динамической нагрузки. Таким образом, устраивать облицовку лоджии МДФ-панелями имеет смысл только в случае очень качественного остекления, тепло- и гидроизоляции, вентиляции.

Этапы работы по отделке балконов и лоджий вагонкой

Собственно монтаж декоративного покрытия – это, как правило, завершающий этап, которому предшествует ряд подготовительных мероприятий. И от качества их выполнения во многом зависит, насколько красивым и долговечным будет интерьер. Поэтому мы подробно рассмотрим весь процесс ремонта.

Монтаж вагонки на балконе

Этап подготовки

Чтобы крепить вагонку, нужен своего рода каркас – обрешетка, которая делается из бруса. Понятно, что чем ровнее и качественнее стройматериал, тем лучше будет каркас. Что касается размера, то оптимальным вариантом будет брус с сечением 20 на 40 мм или 25 на 50 мм. Но прежде чем приступать к изготовлению обрешетки, нужно решить, как будет располагаться вагонка – вертикально или горизонтально, поскольку брусья каркаса должны быть перпендикулярны доскам вагонки. А сам выбор определяется задачами дизайна. Если вы хотите визуально поднять потолок, вам подойдет первый вариант, если расширить узкое помещение – второй.

Делаем обрешетку для вагонки

Обрешетка крепится непосредственно к основанию с помощью анкерных болтов или дюбелей. Интервал между брусьями должен быть примерно 50 см. При желании можно добавить в эту конструкцию опорные брусья, которые располагаются перпендикулярно основным между ними и стеной. Если вы планируете утеплять балкон, теплоизолирующий материал может размещаться либо под обрешеткой, либо между брусьями. Порядок действий в этих случаях, конечно, будет разным.

Рулонные материалы, такие как пенофол, обычно монтируются первыми, а обрешетка уже поверх них. Для других материалов (минеральная вата, пенопласт и аналогичные) чаще используется второй вариант, и тогда сначала изготавливается каркас.

Рулонные материалы

Наконец, нужно сказать несколько слов о хранении

Стройматериалы, в том числе и вагонка, обычно приобретаются заранее, и очень важно, чтобы она за время хранения не испортилась. Необходимо защитить ее от воздействия дождя, снега, солнца и резких перепадов температуры, то есть хранить ее лучше в помещении (желательно в прохладном)

Можно для надежности хранить вагонку прямо в упаковке, а открывать за день до монтажа. Очень полезно обработать ее составами, защищающими от огня и гниения.

Этап монтажа

И вот, наконец, все подготовительные мероприятия завершены. Обшивка вагонкой начинается от одного из углов и далее выполняется последовательно вдоль всей стены до другого угла

Очень важно правильно установить первую доску, правильность ее положения проверяется уровнем. Затем ее требуется надежно закрепить в нескольких местах, после чего можно переходить к следующей

Способы крепления заслуживают особого внимания. Они делятся на 2 основных типа – открытый и потайной, очевидным достоинством последнего является красивый внешний вид вашего покрытия. Крепление открытым способом предполагает размещение крепежных элементов в любом удобном месте доски. При потайном крепеж проходит через нижнюю полку паза. Прекрасным современным приспособлением, заметно облегчающим этот процесс, является кляймер. С ним сделать потайной крепеж так же просто, как и открытый. Оптимально, когда основной способ крепежа потайной, но для надежности сверху и снизу (там, где будут дополнительные декоративные элементы) фиксировать вагонку открытым креплением.

Монтаж вагонки завершен

После того как все запланированные поверхности обшиты вагонкой, остается дополнить картину последними деталями. Они позволяют придать декоративному покрытию завершенный вид, а кроме того, скрыть те места, которые могут выглядеть неидеально. Мы имеем в виду нижнюю и верхнюю часть поверхности, а также углы. Внизу это плинтус, на уровне окна – подоконник, у потолка – багет, а для углов сейчас есть специальные накладки.

Все описанные работы по отделке балкона и лоджии вагонкой своими руками под силу выполнить даже непрофессионалу. При выборе типа отделки основными критериями должны быть рациональность и, конечно, ваш собственный вкус. А сами монтажные работы требуют всего лишь аккуратности и точного следования инструкции, и тогда результат вас, несомненно, порадует.

Особенности, преимущества и недостатки

К преимуществам вагонки относят:

  • Прочность. Натуральная древесина устойчива к внешним механическим воздействиям, на ней не остается царапин.
  • Безопасность и экологичность. Вагонка не выделяет в воздух вредные вещества, она нетоксична.
  • Долгий срок службы. Время эксплуатации обшивки может доходить до 20 лет, если ее правильно установить.
  • Терморегуляция. Вагонка впитывает солнечные лучи и вместе сохраняет тепло внутри помещения.
  • Шумоподавление. Материал поглощает звуки с улицы, благодаря чему на балконе будет тихо.

Кроме того, при монтаже под вагонкой скрывают провода и коммуникации, что важно при облагораживании жилого помещения. Вагонку можно не красить, что сокращает время ремонтных работ

Плюсом выступает и простота ухода. При появлении загрязнений достаточно протереть материал.

Благодаря естественной структуре вагонка приятна на ощупь. Она способствует созданию и поддержанию микроклимата в помещении, участвует в циркуляции воздуха. Потому на балконе будет сохраняться комфортная температура как в холодное, так и в теплое время. Гарантирует она и сохранение постоянного уровня влажности.

Данный материал имеет и ряд минусов:

  • Один из недостатков связан с особенностями структуры вагонки: она легкая и быстро воспламеняется.
  • Как и все изделия из древесины, вагонка чувствительна к воздействию влаги и резким перепадам температур. Чтобы избежать преждевременной порчи, доски обрабатывают специальными составами.
  • Кроме того, при нарушении правил эксплуатации материалы деформируются.

Что требуется для обшивки балкона собственноручно

Балконная обшивка может выполняться как профессиональной бригадой, так и собственником квартиры. Для проведения подобных работ необязательно иметь специальные навыки, знания, но стоит тщательно подготовиться и ответственно подойти к выполнению поставленной задачи.

Чтобы внутренние работы выполнились успешно, нужно знать основные правила.

  1. Перед отделкой стоит хорошо подготовить поверхности стен.
  2. Для обшивки используется только качественный материал. Лучше всего отдавать предпочтение классу «Премиум», но если финансовое положение не позволяет, то можно использовать А или В. (С — это, грубо говоря, отходы, которые всё же в некоторых случаях используются).
  3. Перед покупкой нужно рассчитать кол-во расходных материалов, но приобретать их нужно с небольшим запасом.

  4. Также предварительно нужно приготовить рабочие инструменты.
  5. Если балкон холодный, то следует позаботиться о выборе утеплителя. Проконсультироваться со специалистом о том, как укладывать утеплитель.
  6. Обдумать, каким будет покрытие готовой обшивки.

Чем обработать вагонку

При обшивке балкона вагонкой, обрабатывать антисептиками нужно не только отделку, но и обязательно все планки обрешетки. Ниже перечислены наиболее популярные защитные пропитки и грунтовки. Некоторые из них сразу могут придавать древесине оттенок, не закрашивая, а подчеркивая текстуру.

  • Сенеж Аквадекор — колеровочный антисептик. Если покрыть древесину этим составом, он сразу защищает от плесени, грибков, насекомых, одновременно придавая один из 16 оттенков. В использовании финишного покрытия не нуждается.
  • Акватекс «Грунт антисептик» — качественная защита вагонки под последующие финишные покрытия (например, под лак).
  • TIKKURILA VALTTI-POHJUSTE (ТИККУРИЛА ВАЛТТИ-ПОХЪЮСТЕ) грунтовочный антисептик для древесины, защищает от био поражений, но не защищает от ультрафиолета. Потому рекомендуется скорейшее окрашивание.
  • Пропитка  Усадьба «У-409». Создает на древесине тонкую полимерную пленку, через которую проникает пар, но эта пленка препятствует проникновению в древесину грязи, сохраняя внешний вид отделки. В состав входят добавки, защищающие от грибков, плесени и насекомых.

На упаковке каждого средства есть инструкция по эксплуатации и нанесению. В ней описаны правила нанесения и расхода для обеспечения защиты. Только при соблюдении этих правил можно быть уверенным, что вагонка и каркас под ней будут служить долго.

Если говорить о морилках, то большая часть современных составов одновременно с изменением цвета древесины обладает и защитными свойствами. Например, морилка Акватекс (аналог Сенеж Аквадекор). Имеет широкую цветовую гамму, содержит трудновымываемый антисептик, предохраняющий древесину от поражения грибками или насекомыми.

Обработка вагонки на балконе может быть сделана по-разному. Удобнее всего для отделки балкона использовать колеровочные антисептики. Однократная обработка сразу защитит, и цвет придаст. Но они только придают оттенок, оставляя поры открытыми. В эти поры может набиваться грязь. И вымыть ее оттуда — нелегкая задача. Если вам нужна еще и защитная пленка, которая будет предотвращать проникновение грязи, можно покрыть вагонку (затонированную или нет) лаком или грязеотталкивающей пропиткой типа  Усадьба «У-409». Пропитка создает на поверхности полимерную пленку, закрывающую поры, но не дающую блеска.

Часто возникают проблемы на солнечной стороне: чем покрыть вагонку на балконе чтобы она не выцветала. Лучше всего подойдет светлая тонировка, которая немного выбеливает древесину. Светлая стена меньше греется и выцветание ей нестрашно. Смотрится такая обшивка вагонкой замечательно.

Если хотите иметь блестящую поверхность, то можно использовать любой лак для внутренних работ. О видах и типах лаков смотрите видео. Вам будет проще понять, каким лаком покрыть вагонку на балконе.

Покраска вагонки на балконе обычной краской сегодня уже неактуальна. Зачем тратить деньги на древесину, а потом закрашивать ее фактуру?. Тогда уж сразу можно ставить ПВХ. Так что выбирайте: тонировка, лакировка, или и то, и другое.

Как правильно обшить своими руками: пошаговая инструкция

Отделка балкона осуществляется в несколько шагов:

На первом этапе проводятся подготовительные работы, целью которых выступает очистка поверхностей от старой краски, побелки и других отделочных материалов. Убрать следует и оконные откосы, подоконник и плинтуса – получится коробка без всего.

От монтажа обрешетки зависит итоговый результат всех работ. Рейки располагаются перпендикулярно доскам вагонки. Предварительно детали для каркаса также обрабатывают антисептическими средствами

При ремонте важно соблюдать последовательность работ. Первыми монтируются рейки под потолком (на расстоянии 10 см) и у пола (отступ составляет 3-5 см). Этапы установки обрешетки:

Этапы установки обрешетки:

  • Отрезается рейка нужной длины. На брусе делают отметки через равные промежутки. С помощью сверла, соотносимого по диаметру с размерами крепежных элементов, создаются отверстия.
  • Брус прикладывается к стене, на месте будущих креплений сверлятся отверстия в стене глубиной 5-6 см.
  • Для крепежа применяют саморезы и изначально закручивают их не до конца, чтобы проверить ровность укладки деталей.
  • Саморезы вбивают молотком, оставляя около 10 мм. Затем их закручивают, чтобы конструкция держалась наиболее крепко.

Оставшиеся брусья устанавливают аналогичным образом. После установки двух деталей между ними размечаются другие элементы обрешетки. Для этой цели по вертикали натягивают капроновые шнуры. Интервалы между брусьями не должны превышать 60 см. Каркас монтируется на всех стенах и потолке.

Вокруг проемов также набиваются направляющие. Их прибивают вертикально и горизонтально в единой плоскости с каркасом. Если планируется утеплить лоджию, детали укладываются между рейками. Рулонные материалы можно клеить прямо на стены, затем набивать каркас сверху.

Процесс обшивки балкона отличается простотой, особенно если перед этим были правильно установлены направляющие. Деревянная вагонка укладывается двумя способами, отличительные особенности имеет и монтаж материалов из пластика.

С открытым креплением

Для монтажа используются саморезы и гвозди, с помощью которых панели прикручиваются к каркасу. Это простой и быстрый способ обшивки, однако он проигрывает по эстетическим характеристикам, поскольку так портится внешний вид вагонки из-за торчащих саморезов.

Со скрытым креплением

При выполнении работ гвозди вбивают во внутреннюю часть паза, а шляпки притапливают, чтобы они не мешали установке следующих элементов. В качестве крепежных элементов можно использовать клямеры, изготовленные из пластины металла. Монтаж производится от одного угла к другому. Клямеры вставляют в пазы и вкручивают саморезами. Последующие панели устанавливаются в пазы предыдущих, процедура повторяется до самого конца.

Пластиковая вагонка

Перед началом работ в углу устанавливают уголок. Его крепят к каркасу с помощью строительного степлера, затем в деталь вставляется панель. Вагонка оснащена тонким удлинением – в этом месте устанавливаются скобы. В паз вставляется следующий элемент, так поступают со всеми досками до окончания работ. Иногда требуется обрезать последнюю доску, чтобы она разместилась по ширине стены.

На последнем этапе делаются отделочные работы. Вагонку рекомендуют покрыть раствором для предохранения от выгорания под действием солнечных лучей. Для этих целей используют лак, устойчивый к нестабильному температурному режиму, биозащитная пропитка, предупреждающая появление гнилостных образований и плесени. Дополнительно доски из натуральной древесины можно покрасить, чтобы подчеркнуть оттенок и текстуру материала.

Более подробный процесс отделки балкона вагонкой можно посмотреть в следующем видео:

Расчет материалов

Чтобы запастись всем необходимым, но без излишеств, расчет лучше сделать по чертежу или схеме. Полученные цифры занести в таблицу, а затем приступать к закупке.

Обрешетка

Представляет собой каркас из реек, закрепленный к стене, потолку и наружному ограждению балкона. Обрешетка изготавливается из деревянных брусков сечением 20х40, 30х30 мм или оцинкованных профилей. Они крепятся в направлении, перпендикулярном укладке самой вагонки. Как правило, выбирается вертикальное расположение панелей, поэтому бруски устанавливаются горизонтально. Шаг между брусками — 400-600 мм. Каркас необходимо закрепить вокруг проемов, около пола и потолка на расстоянии 30-50 мм, чтобы края вагонки можно было зафиксировать.

Для расчета обрешетки нужно отметить положение реек на чертеже или сразу на отделываемых поверхностях. Измерить и просуммировать длину бруса, для закупки заложить запас 10-15% на обрезки. Размер шага можно подогнать под ширину утеплителя, чтобы было удобно вставлять плиты враспор.

Вагонка

За счет того, что часть панели — это шип, входящий в паз, расчет проводится с учетом не фактической, а рабочей ширины вагонки. Чтобы узнать, какое количество потребуется для обшивки, нужно разделить площадь поверхностей балкона (за минусом проемов) на площадь одного элемента.

Размеры панелей, в том числе рабочая ширина, указываются в маркировке. Длина может быть от 2000 до 6000 мм. Площадь рассчитывается как произведение ширины и длины (мм нужно перевести в м). Например, вагонка шириной 140 мм длиной 2,5 м имеет площадь 0,14х2,5=0,35 м². Необходимо заложить запас на раскрой и неучтенные дефекты 10-15%.

Оптимальная ширина панелей для отделки балкона — 120-140 мм. В помещении много проемов и углов, для обхода которых материал придется подрезать, соответственно при слишком большой ширине будет много отходов.

Если вас интересует, как правильно обшить балкон вагонкой внутри, то нужно учитывать все параметры материала. Толщину лучше выбирать не менее 14 мм. Более тонкая доска предназначена для внутренней отделки помещений со стабильной влажностью и температурой. Балкон, даже при наличии отопления, к ним не относится.

Теплоизоляция

При утеплении балкона теплоизоляция укладывается по стенам, потолкам и полу. Если изолировать какой-то один участок, эффекта не будет. Рекомендуемая минимальная толщина утеплителя — 30 мм, для отапливаемого помещения — не менее 50 мм.

Плиты помещаются между брусками обрешетки, закрепляются с помощью клея или монтажной пены. Расход теплоизолятора равен утепляемой площади. Запас — 5-10%.

Если будет использоваться минвата, потребуется пароизоляция. Для этого подойдут плотная полиэтиленовая пленка или вспененный фольгированный полиэтилен.

Тонкий слой фольги отражает инфракрасные лучи отражаются внутрь помещения, что способствует лучшему сохранению тепла.

Перед началом отделочных работе рекомендуется провести гидроизоляцию балкона из рулонных или обмазочных материалов. Если обнаружены протечки, их устраняют с помощью герметиков. Все эти нюансы нужно учесть при расчете.

Крепеж

Для крепления обрешетки к стене понадобятся саморезы по бетону и дюбели. Глубина погружения — не менее 50 мм.

Вагонка фиксируется на обрешетке разными способами:

  • Гвоздями, забитыми через пласть. Такой вариант применяется, если предстоит последующая окраска непрозрачными составами.Крепление вагонки гвоздем (саморезом, скобой) в паз
  • Мелкими гвоздиками, установленными в нижнюю полку паза. Крепление незаметное, хорошо удерживает доску на каркасе. Но при усушке возможно выдергивание гвоздя и ослабление соединения.
  • Шпильками или штифтами с помощью нейлера — гвоздезабивного пистолета. Чтобы крепления были незаметными, используются стержни без шляпок.
  • Саморезами желтого или белого цвета сечением 2,2-3,5 мм длиной 20-45 мм. Для влажных помещений это самый лучший вариант. При постоянных деформациях древесины они обеспечивают надежное крепление за счет резьбы.Крепление при помощи кляймеров
  • Кляймерами, которые надеваются на кромку одной панели, затем крепятся к обрешетке. Свободный язычок заводится за соседнюю вагонку. Соединение скрытое, хорошо себя проявляет в сухих помещениях, но при высокой влажности надежность снижается.

Крайние и угловые панели крепятся всегда жестко — гвоздями или саморезами. Последующие уже можно фиксировать кляймерами. Крепеж устанавливается в каждое соединение или в шахматном порядке.

Примерный расход крепежа — 30-60 единиц на 1 кв.м. Для расчета потребности нужно это значение умножить на площадь облицовки.

Классификация вагонки

Весь спектр этой продукции делится на несколько типов.

Премиум-класс

Самый дорогостоящий вид вагонки. Материал имеет идеально ровную поверхность, правильную текстуру. Если говорить о чистоте материала, то равным ему из всех имеющихся нет. Идеально подходит для всех видов облицовки, включая лоджии или балконы.

Класс А

Идет вторым в разряде качества. От первого материала отличается лишь тем, что имеет на своей поверхности небольшое количество сучков. Точнее – примерно 2 на каждые 1500 мм площади.

Класс В

Немного хуже предыдущего. Причем более низкое качество этой вагонки уже заметно невооруженному глазу. На ее поверхности встречается больше сучков. Кроме них, здесь можно увидеть едва заметные микротрещины и даже смоляные карманы.

Класс С

Считается техническим. Может содержать не просто маленькие микротрещины, но и сквозные. А также на его поверхности могут быть незначительные механические повреждения. Для облицовки стеновых поверхностей внутри помещения вагонка класса С непригодна.

Выбирать вагонку для отделки балкона нужно из первых двух классов. В класс можно покупать и использовать лишь в тех случаях, когда предусмотрена последующая дополнительная обработка материала, включая покраску.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий