Отличие эмали от краски – главные признаки

Алкидно-уретановые краски

Разберемся теперь, что это такое, алкидно уретановая эмаль. Подобные краски являются чем-то средним между алкидами и полиуретанами. Введение последних позволяет повысить антикоррозийные свойства краски, ее стойкость к агрессивным средам, увеличить срок службы.

Алкидно уретановые эмали образуют более прочную, твердую, стойкую к истиранию пленку. Да и высыхают такие краски быстрее. Но стоимость их выше. Используются такие растворы для покрытия полов, мебели, металлических изделий. В производстве их применяют для защиты значимых промышленных объектов, деталей авто, железнодорожных конструкций.

Акриловая революция

С акриловыми ЛКМ наши маляры впервые познакомились в начале девяностых, хотя в других странах акрил на тот момент использовался наверное уже лет 30.

Попробуем разобраться, чем же так революционен акрил. Для начала взглянем на тару, в которой продаются эти ЛКМ.

В отличие от эмалей, рассмотренных выше, здесь мы видим перед собой уже не одну, а две банки: в одной — основа, в другой — отвердитель.

Компоненты акриловых ЛКМ, в отличие от меламиноалкидных, хранить в одной емкости не получится, поскольку они тут же вступят в реакцию. Поэтому эти продукты поставляются в двух упаковках, содержимое которых смешивается непосредственно перед применением. Это — двухкомпонентные материалы (2K).

Допустим, мы смешали компоненты и нанесли акриловую эмаль или лак. Чтобы понять, как происходит отверждение, нам нужно познакомиться поближе с каждым из компонентов.

Первый компонент содержит раствор акрилового сополимера. Это высокомолекулярное вещество, продукт совместной полимеризации акриловых мономеров — акриловой и метакриловой кислот и их сложных эфиров

Для нас сейчас важно понимать, что этот сополимер содержит в своем составе звенья с гидроксильными группами ОН. Запомнили

Теперь о втором компоненте — отвердителе. В его составе есть полиизоцианат, содержащий изоцианатные группы —N=C=O. Это высоко реакционноспособные соединения, они легко вступают в реакцию с гидроксильными группами ОH. Этот процесс и лежит в основе отверждения акриловых материалов: когда раствор сополимера и отвердитель смешивают, гидроксильная и изоцианатная группа вступают в реакцию по следующей схеме:

Из схемы мы видим, что в результате реакции формируется уретановая связь (конструкция справа от стрелочки). А благодаря тому, что изоцианатные группы имеют вид трехлучевых звездочек (условно), полимер, опять же, получается «пространственно-сшитым».

Изоцианатные группы можно условно изобразить в виде трехлучевых звездочек

Таким образом при отверждении акриловой пленки образуется полиуретан (поэтому такие эмали еще называют полиуретановыми или акрил-уретановыми). Именно полиуретан обеспечивает покрытию те великолепные визуальные и потребительские свойства, которыми славятся акриловые материалы.

В описанном механизме и заключается главное отличие акриловых ЛКМ от эмалей предыдущих поколений. Можно сказать, что теперь отверждение ЛКМ превратилось в контролируемую химическую реакцию, благодаря чему маляры перестали зависеть от множества случайных факторов.

Важнейшим преимуществом такого метода на практике стало значительное сокращение времени полного отверждения ЛКМ. Так, при температуре воздуха 20 °С и нормальной влажности, все необратимые изменения в акриловом покрытии заканчиваются за 16-18 часов, а в течение еще нескольких суток ЛКП приобретает максимальную твердость. При температуре 60 °С покрытие полностью полимеризуется уже за 40-60 минут, после чего автомобиль будет полностью готов к полировке.

Двухкомпонентные акрил-уретановые эмали с физико-химическим механизмом отверждения — шаг вперед от нитрокрасок и алкида. Эти материалы позволяют получить лучшее качество покрытия и упростить технологический цикл

Готовая пленка акриловой эмали обладает высокой твердостью (близкой к твердости стекла), стойким блеском, великолепными эластичностью и износостойкостью. Акрилы устойчивы к воздействию кислот, щелочей и растворителей, обладают отличной адгезией к самым разнообразным поверхностям, стойко переносят воздействие солнечных лучей и атмосферных осадков.

Появление акриловых ЛКМ открыло новую эру в кузовном ремонте, позволив даже в гаражных условиях создавать покрытие, сопоставимое по качеству с заводским. За это всем и полюбился акрил.

Снятие материала

Чем отличается гель-лак от гель-краски в плане снятия материала? Первый материал снимают с помощью ремувера и фольги. Процедура вполне проста. Ногти следует отмочить в ремувере и воде, а после снять средство с ногтевой пластины. А вот что касается гель-краски, здесь ремувер не поможет. Тонкое покрытие краски следует спиливать пилочкой с ногтя. Опытных мастеров это не пугает, процедура и правда очень проста. Более того, как уже говорилось в самом начале этой статьи, нейл-индустрия не стоит на месте. Теперь любое покрытие чаще всего снимают с помощью специального аппарата для маникюра и керамической фрезы. Это делает работу гораздо легче и быстрее

Неважно, с помощью чего создавалось покрытие на ваших ногтях, вы можете все с легкостью снять, используя аппарат с фрезой

Плюсы и минусы алкидных составов

Несомненным их достоинством является повышенная прочность и долговечность. Пленка, образованная в процессе застывания краски, обладает большой эластичностью, поэтому трескается меньше, чем масляная.

Способность выдерживать даже серьезные перепады температур позволяют использовать алкидные эмали для наружных работ. Не боятся они солнечных лучей, поэтому не желтеют и медленнее выгорают на солнце. Химическая стойкость таких составов также на высоте – их допускается мыть даже с помощью достаточно агрессивных моющих средств.

Существенными плюсами эмалей являются минимальный расход, высокая скорость высыхания. Если для затвердевания масляных красок требуется 2 суток, то алкидная эмаль сохнет быстрее – не более 24 часов. При введении специальных затвердителей для этого требуется еще меньше времени – до 6 часов. Срок ее службы составляет 15 лет, а при эксплуатации вне помещений 6 лет.

Но эмали имеют существенный недостаток – до момента высыхания и образования пленки они выделяют резкий запах. Поэтому работать с ними следует в проветриваемых помещениях в респираторе. Затвердевшая пленка опасности для здоровья уже не представляет – токсичные вещества из нее выветриваются.

Состав и свойства эмалевой краски

Эмалевые краски отличаются высокими параметрами прочности и имеют непрозрачную текстуру. Такие вещества часто применяются в промышленности. Наносить их можно разными способами. Для этого применяют кисточки или валики. Также допустимо использовать краскопульты. Сегодня встречаются разные виды таких веществ.

Алкидная

Главным связующим компонентом таких смесей считаются алкидные смолы. Такие вещества используются для проведения наружных работ. Их наносят на подготовленную и покрытую грунтовкой поверхность. Их допустимо применять для окрашивания металла, дерева или минеральных структур.

Плюсы и минусы

короткий период высыхания – около 3-4 часов;
устойчивость к атмосферным осадкам;
обширный температурный диапазон – от -50 до +60 градусов;
разнообразная палитра оттенков и насыщенные цвета.

разрушение под влиянием ультрафиолета;
потребность в ежегодном обновлении;
наличие в составе токсичных углеводородов;
горючесть.

Мне нравится1Не нравится

Нитроцеллюлозная

В составе присутствуют наполнители, нитрат целлюлозы, растворители, добавки, пигменты.

Плюсы и минусы

применение для разных типов поверхностей – бетонных, деревянных или металлических;
разнообразие форм выпуска – встречаются вещества в виде аэрозоля, в баллончиках, в жидкой форме.

резкий запах ацетона;
невозможность смешивания с другими лакокрасочными материалами.

Мне нравитсяНе нравится

Кремнийорганическая

Этот материал применяют для разных видов поверхностей. Он отличается стойкостью к влаге и изнашиванию, а также высокой степенью прочности.

Плюсы и минусы

термостойкость;
устойчивость к ультрафиолету;
стойкость к возгоранию;
быстрое высыхание;
разнообразная палитра цветов;
устойчивость к влаге.

токсичность испарений;
отрицательное влияние на организм;
применение только для наружных работ.

Мне нравитсяНе нравится

Масляная

Такие смеси допустимо применять для фасадных и внутренних работ. Составом разрешается покрывать деревянные стены.

Плюсы и минусы

нанесение на разные покрытия;
разные формы выпуска – встречаются густотертые и жидкотертые составы;
разнообразные оттенки.

длительный период высыхания;
слабая стойкость к истиранию;
токсичность продукта;
желтоватый оттенок поверхности после окрашивания – связан с наличием в составе олифы;
появление трещин на поверхности.

Мне нравитсяНе нравится

Акриловая

Такие средства включают акриловые смолы и разные модификаторы. Их применяют для наружных или внутренних работ.

Плюсы и минусы

безопасность для людей;
негорючесть;
формирование эластичного покрытия;
стойкость к температурным колебаниям, ультрафиолетовому излучению и влажности;
надежная сцепка с деревом, текстилем, бетоном, металлом;
длительная эксплуатация.

недостаточная твердость покрытия;
высокая цена.

Мне нравится1Не нравится

Алкидно-уретановая

Такие смеси отличаются высокой степенью прочности и устойчивостью к износу. Их разрешается наносить на поверхности, которые окрашены масляными или эпоксидными веществами.

Плюсы и минусы

высокая прочность;
нанесение на разные типы поверхностей;
стойкость к истиранию;
широкая палитра оттенков.

высокая цена;
токсичные компоненты.

Мне нравитсяНе нравится

Как подобрать нужный оттенок: 4 совета

1. Подбирайте краску в самом конце, когда уже определились с мебелью, светом, текстилем, обоями и аксессуарами. А чтобы определиться с цветом было проще, отправляясь в салон, соберите все имеющиеся образцы материалов, фасадов и тканей, и уже к ним прикладывайте понравившиеся образцы цветов.
2. Учитывайте температуру текстур. Один и тот же цвет в разных финишах будет восприниматься по-разному: в глянце он будет казаться более темным, в матовом исполнении — более светлым. Также глянец в интерьере даст эффект более прохладного помещения, чем матовые финиши.

Дизайн: «Интерьерная студия Al»

Дизайн: «Интерьерная студия Al»

3. Делайте выкрасы. Для этого купите по пробнику с красками понравившихся цветов и покрасьте ими куски гипсокартона примерно с полметра каждый, обязательно в два слоя. Иногда дизайнеры берут на выкрасы еще и по пробнику с красками двух соседних с выбранным цветом оттенками, чтобы уж точно не промахнуться с колором.

Прикладывайте готовые выкрасы к разным стенам и наблюдайте, как будут раскрываться цвета в интерьере при разном освещении. Заодно увидите, как ведет себя продукт при нанесении: насколько он укрывистый, есть ли подтеки, какой будет текстура в итоге.

Не совсем правильно делать выкрасы прямо на стене: получится малоинформативно, а еще строители могут потребовать доплату за перекрашивание.

4. Захватите в салон чистый лист, чтобы подкладывать его под образцы понравившихся цветов. Особенно полезно делать это, если нужно сравнить несколько светлых нюансных оттенков: кипенно-белый цвет бумаги не позволит взгляду замылиться, и это поможет получить верное представление о светлоте и тоне краски.

Дизайн: Марианна Эвенну

Дизайн: Марианна Эвенну

«Синтетика»

В 1956 году в алкидные смолы начали добавлять меламин. За меламиноалкидными эмалями в обиходе давно закрепилось название: «синтетика». Почему? Одна из версий связана с тем, что при создании алкидной части этих эмалей использовались синтетические жирные кислоты. Выпускаются меламиноалкидные эмали под маркировкой МЛ.

При отверждении этих эмалей также одновременно протекают два процесса: испарение растворителя и образование необратимой пленки. Второй процесс тоже происходит при участии двух компонентов: алкидной составляющей, модифицированной растительным маслом (либо раствора полиэфирной смолы) и меламинформальдегидной смолы. Оба этих компонента изначально находятся в одной банке, до поры до времени не реагируя между собой.

В отличие от классических алкидных эмалей в меламиноалкидных эмалях алкидный компонент содержит мало двойных связей, поэтому он (аликидный компонент) здесь практически не реагирует с кислородом. Но зато этот компонент обязательно содержит звенья с реакционноспособными гидроксильными группами ОН, и при повышении температуры они вступают в реакцию с метилольными группами меламиноалкидной смолы…

Проще говоря, при достаточном нагреве происходит реакция между двумя компонентами, в которой меламинформальдегидная смола выступает в роли отвердителя.

Как правило, для эмалей необходимая температура нагрева составляет 130°С (например, для «Vika-синтал» МЛ-1110). При таком нагреве «эмэлка» сохнет всего 30 минут.

Из-за этой особенности меламиноалкидные эмали еще называют «эмалями горячей сушки». Преимущества такого механизма очевидны: в отличие от отверждения кислородом, здесь полимеризация проходит равномерно на всю толщину слоя. В результате формируется прочная необратимая пленка, которая по своим физическим и визуальным характеристикам мало чем уступает акрилу (о нем поговорим далее) — но лишь при условии высокотемпературной сушки в камере.

Поскольку в условиях ремонтной окраски достичь таких высоких температур как на заводе нельзя, для снижения температуры сушки этих эмалей использовались специальные ускорители сушки на изоцианатной основе. Эти своеобразные «отвердители» были хорошим подспорьем для мастеров, красивших «синтетикой».

Зачастую в гаражах красили «синтетикой» и вовсе без сушки. Естественно, про сносное качество покрытия в таком случае можно было и не мечтать, но в условиях дефицита, когда разжиться «МЛ-кой» было задачей непростой, многие были довольны и этим. Да и кроме машины, можно было найти, что ею покрасить. Например катер, дачу, окна, перила…

Эпоха алкидных эмалей и их модификаций продолжалась до середины 70-х годов. Как ни крути, эти материалы, с их долгим временем высыхания и необходимостью горячей сушки, тоже были далеки от идеала. И прогресс пошел дальше…

Отличия материалов и их совместимость

Терминология и состав

Так выглядит настоящая керамическая эмаль.

Эмалевые краски – это узкий сегмент лакокрасочных покрытий, которые отличаются повышенной прочностью и состоят из дисперсии пигментов, наполнителей и различных добавок в пленкообразующей субстанции, роль которой чаще всего играет лак, алкидная смола или другое вещество с подобными физико-химическими свойствами.

Эмалевая краска часто наносится на батареи.

Масляные краски состоят из натуральной, синтетической или комбинированной олифы, в которой диспергированы все те же пигменты, наполнители и вспомогательные целевые добавки. Современные виды масляных красок чаще всего замешены на глифталевых, пентафталевых и комбинированных олифах, а также на олифе оксоль.

Масляно-фталевое покрытие часто называется эмалевым.

Более того, многие производители стремятся создать видимость богатого ассортимента и присваивают своим изделиям те или иные названия, исходя из качеств, которые необходимо подчеркнуть. Так, чтобы выделить прочность или особый блеск своего продукта, производитель называет его эмалевым, хотя к эмали как таковой этот продукт отношения не имеет. Само собой, цена возрастает вместе с ростом патетики в наименовании продукта.

Пример полимерного продукта.

Первые эмалевые краски возникли после того, как пентафталевую олифу начали модифицировать алкидными смолами, в результате чего на рынке появилась более прочное и долговечное покрытие. Чтобы как-то выделить его из числа других и сделать упор на повышенное качество, материал назвали эмалью, чтобы всем было понятно, что продукт прочнее и лучше простого ЛКМ.

Можно сказать так: материал на основе пентафталевой олифы называют эмалью, а на основе кипяченого льняного масла (натуральной олифы) – краской. Если посмотреть на маркировку банок, то можно заметить, часто все эмалевые имеют индекс ПФ (пентафталевая), а все простые – МА (масляная). Также встречаются грунтовки с обозначением ГФ, что указывает на глифталевую олифу в составе.

Материалы на основе олифы.

Виды эмалевых красок

Чтобы говорить о совместимости материалов, следует понять, какие эмалевые материалы вообще существуют. Скажем сразу, что их настолько много, что охватить все без исключения будет проблематично.

Мы назовем основные из них:

  • Нитроцеллюлозные (НЦ). Состоят из нитрата целлюлозы, пигментов, добавок и растворителей. Наносятся, в основном, на металлические, бетонные и деревянные поверхности. Выпускаются в банках и аэрозольных баллончиках, отличаются характерным едким запахом ацетона и с другими составами без специальной подготовки несовместимы;
  • Кремнийорганические (КО). Наносятся практически на любые покрытия и материалы, отличаются жаростойкостью, влагостойкостью и высокой прочностью к износу. Совместимы только с застывшими акриловыми покрытиями;
  • Пентафталевые и глифталевые (ПФ, ГФ). Являются разновидностью масляных красок на основе синтетических и комбинированных олиф, модифицированных алкидными смолами. Совместимы с эпоксидными, алкидно-уретановыми и акриловыми составами;
  • Акриловые (АК). Это водно-дисперсионные полимерные латексные смеси, которые совместимы только с водорастворимыми материалами, но могут наноситься на старые покрытия практически любого состава при соответствующей обработке и подготовке;
  • Уретановые (УР) и алкидно-уретановые (АУ). Высокопрочные износостойкие ЛКМ, которые могут наноситься на маслянистые и пентафталевые основы, а также они совместимы с эпоксидными составами.

Таблица совместимости различных ЛКМ с основами и старыми покрытиями.

Список можно продолжать еще долго, но для этого проще заглянуть в специальные таблицы совместимости материалов, которые можно найти на нашем сайте. Внимательный читатель уже мог найти ответ на вопрос: «Можно ли красить масляной краской по нитроэмали?» — ни в коем случае, так как нитроцеллюлозные материалы просто сворачиваются в других растворителях, а при нанесении берутся пузырями и вздуваются. (См. также статью Пульверизатор для покраски: особенности.)

Не стоит удивляться, если вы увидите, что некоторые продавцы относят к эмалевым огнезащитные краски по металлу Полистил, ведь даже электропроводная краска Zinga иногда стоит в этом ряду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий