Проектирование и схема вентиляции лифтовых и угольных шахт

Содержание

1 Область применения………………………………………………………. 1

2 Нормативные ссылки………………………………………………………. 1

3 Термины и определения…………………………………………………….. 2

4 Типы, основные параметры и размеры …………………………………………. 2

5 Технические требования…………………………………………………….. 9

6 Комплектность и правила приемки ……………………………………………..11

7 Методы контроля и испытаний………………………………………………………11

8 Маркировка, транспортирование и хранение……………………………………..12

ГОСТ 17538—2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Технические условия

Reinforced concrete constructions and products for lift shafts of residential buildings. Specifications

Дата введения — 2017—06—01

Основные компоненты лифтов

Для расположения лифтов в зданиях предусмотрены специальные конструкционные элементы. Они включают в себя непосредственно саму шахту, помещение машин и механизмов, а также определенное количество посадочных этажей. Поэтому лифтовые шахты являются неотъемлемой составной частью в каждом многоэтажном здании. На особенности их конструкции влияет расположение, тип здания и устанавливаемого оборудования.

Основной конструкцией каждого лифта является кабина. Все кабины бывают панорамными, каркасными и самонесущими. В ее состав входит потолок, пол, стены, приборы управления и освещения. В верхней части устанавливаются устройства, обеспечивающие безопасность.

Уравновешивание массы кабины производится с помощью противовеса, представляющего собой раму и грузы. Соединение кабины с противовесом осуществляется тяговыми канатами. Их вертикальное движение происходит под действием лебедки через тяговые канаты и канатоведущий шкив. Конструкция лебедки включает электродвигатель с редуктором, а также подрамник и электромагнитный тормоз.

Непосредственное управление лифтом производится с помощью специальной станции. Она приводит в действие все механизмы и осуществляет контроль над их работой. На каждом этаже установлены двери, открывающие и закрывающие вход в шахту. Контроль и безопасность дверей обеспечивается специальными датчиками.

Движение кабины происходит по направляющим, выполненным в виде рельсов. Таким образом, кабина и противовес двигаются ровно и плавно. На конструкции направляющих установлены датчики, показывающие местоположение кабины в настоящий момент.

Безопасность лифта дополнительно обеспечивается с помощью ограничителя скорости. При возникновении нестандартной ситуации сигнал подается на станцию управления, после чего происходит остановка лифта.

Прогноз выделения метана в угольных шахтах

Метан

Метанообильность прогнозируется двумя основными способами:

  1. Прогноз, основанный на количественном показателе метана в пластах. Самый распространённый метод, применяется в большей части расчётов. Для получения объективных данных необходим ряд документов. В первую очередь планы каждого пласта с нанесенными значениями природного количества газа. Также необходимы результаты анализов угольных образцов с каждого пласта. Потребуются графические разрезы пород в местах добычи угля, с разделением по пластам и температурой на каждом участке.
  2. Прогноз на основе горностатических данных. Не очень популярный метод. Применяется в редких случаях, когда полностью отсутствуют данные о количестве метана в пластах. Теоретический метод: в нем берется за основу зависимость глубины забоя и относительной метанообильности пластов. Метод эффективен для расчета вентиляции углубляемых шахт. Прогноз составляется для пласта со значением падения по вертикали 100-200 метров.

Устройство шахт в многоэтажных зданиях

Вот как выглядит вентиляционная шахта сверху: 1 – общая шахта, 2 – спутники

Вентиляционные шахты панельных домов представляют собой бетонные блоки специальной конструкции, которые укладываются один на другой, образуя идеально вертикальный вентиляционный канал. Его поперечное сечение обычно составляет 0,3 x 0,6 м. Она начинается на первом этаже и заканчивается на крыше специальным зонтиком для вентиляционных шахт и проходит через все уровни здания.

В современных домах воздуховоды для подачи воздуха изготавливаются из пластика или металла. Они обеспечивают лучшую аэродинамику, легко моются и имеют длительный срок службы.

Зонт для вентиляционного канала изготовлен из нержавеющей стали и защищает канал от дождя, снега и листьев.

При проектировании плоской системы вентиляции необходимо учитывать следующие факторы:

  • Качество воздуха, удаляемого из жилища;
  • Предотвращение проникновения холодного воздуха в квартиры зимой;
  • Возможность распространения дыма и угарного газа через вентиляционные шахты в зданиях с перекрытиями во время пожаров;
  • Возможность использования вентиляционных шахт в многоэтажных домах для кондиционирования воздуха.

В крупнопанельных блоках и пятиэтажных “хрущевских” домах воздухообмен происходит через шахты и вентиляционные каналы по физическим законам, без механического принуждения.

Шахты используются для вытяжного воздуха, одного из двух важных компонентов системы вентиляции. Подача воздуха осуществляется через вспомогательные отверстия или специальные устройства.

Вентиляционные выходы расположены в кухнях и санитарных комнатах. Горизонтальные воздуховоды соединены между собой и ведут к вертикальным вентиляционным шахтам. В домах до пяти этажей все воздуховоды подключаются к общему коллектору на чердаке.

Вал является общим имуществом, и вам следует обратиться в управляющую компанию, если вы подозреваете, что он поврежден.

Конструкция вентиляционных шахт в многоэтажных домах отличается – там есть дымоходы, называемые “сателлитами”, которые соединяются с главным каналом через один этаж. Только вентиляция верхних этажей выходит непосредственно на улицу, над крышей дома. Это предотвращает обратную тягу и проникновение отработанного воздуха с нижних этажей в квартиры на верхних этажах.

В более современных зданиях воздух из стояков поступает на чердак, который служит промежуточным резервуаром. Температура и влажность здесь всегда выше, чем на улице, поэтому воздух, согласно законам физики, “ищет” выход. Он попадает в общую вентиляционную шахту дома.

Металлические валы

Металлические трубы для вентиляционных шахт с различными сечениями

В больших общественных зданиях в качестве вентиляционных шахт используются металлические или пластиковые трубы. Этот метод, более простой и менее трудоемкий, часто используется при строительстве вентиляционных шахт в частных домах. Металлические валы имеют один существенный недостаток: движущийся поток воздуха вызывает ощутимый шум. Полимерные трубы намного тише.

Принцип работы

Теперь о том, как работает дымоудаление и подпор воздуха, когда горит сооружение.

Алгоритм действий очень простой.

  1. При возгорании срабатывает дымовой пожарный датчик.
  2. Тревожный сигнал идет на пульт управления ПС.
  3. ПКП посылает управляющий импульс на закрытие огнезадерживающих клапанов в зонах противопожарных перегородок, выключение общеобменной ПС.
  4. Клапан дымоудаления, смонтированный в зоне очага огня, автоматически переходит в открытое положение.
  5. Включаются дымоудаляющие и приточные вентиляторы.
  6. Оборудование ДУ удаляет летучие газы и другие вредные вещества.
  7. Система подпора воздуха при пожаре забирает с улицы чистые воздушные массы и доставляет их в эвакуационные участки здания: коридоры, холлы, шахты лифтов и пр.

8 Маркировка, транспортирование и хранение

8.1 Маркировка

Маркировку конструкций шахт лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.

Маркировочные надписи, знаки и наименование предприятия*изготовителя следует наносить на внутренней поверхности блока, расположенной сзади кабины лифта, а также на верхних поверхностях плит и боковых поверхностях тумб.

8.2 Транспортирование и хранение

8.2.1 Транспортирование и хранение конструкций шахт лифтов выполняют в соответствии с нормативными документами на конструкции конкретных типов, разрабатываемыми с соблюдением требований ГОСТ 13015 и настоящею стандарта.

Блоки и плиты следует хранить в рабочем положении, тумбы в горизонтальном положении, установленными на подкладки толщиной не менее 30 мм или другие опоры, обеспечивающие сохранность конструкции.

Средние блоки следует устанавливать на складе в один ряд. а нижние и верхние блоки допускается устанавливать не более чем в дэа ряда по высоте. Плиты и тумбы следует хранить в штабелях высотой не более 2.5 м.

Конструкции следует устанавливать на складе так. чтобы были видны их маркировочные знаки.

8.2.2 При хранении в штабелях между конструкциями должны быть уложены прокладки толщиной не менее 30 мм. а при наличии выступающих монтажных петель — не менее чем на 20 мм больше высоты выступающей части петель. Прокладки всех вышележащих конструкций должны быть расположены сдна над другой по вертикали в местах, указанных в рабочих чертежах.

8.2.3 Конструкции должны быть защищены от увлажнения на период их хранения и транспортирования.

8.2.4 Подъем, погрузку и разгрузку конструкций следует производить монтажным краном с захватом монтажных петель или с применением специальных захватных устройств, предусмотренных нормативными документами на эти конструкции и указанных в проекте.

12

ГОСТ 17538—2016

УДК 691.328.1.022-413:006.354 МКС 91.080.40

Ключевые слова: конструкции, шахта лифта, верхний блок, нижний блок, средний блок, бетон, грузоподъемность. кабина лифта, технические требования, арматура, закладные детали

13

Редактор Е.Ю. Шапыгииэ Технический редактор В.Н. Прусакова Корректен EJJ. Дупьнвва Компьютерная верстка А.С. Тыртышного

Сдано в набор 23.11.2018. Подписано а почать >3.12.2016. Формат вО « 84 Гарнитура Ариал. Уел. теч. л. 2.32. Уч.-изд. л. 2.10. Тираж 33 »к>. За». 3141

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатан* во . 123995 Москва. Гранатный пер.. 4. www.90slinfo.1u

Монтаж дверей шахты

На высоте 2551 мм от уровня чистого пола (точной остановки) к закладным деталям шахты согласно рис. 31 приварить уголки поз. 5 для навески и вывески дверей шахты. Закладные детали могут быть установлены в шахте с помощью клиновых анкеров (рис. 31).

Монтаж дверей начинается с первого этажа. Дверь навешивается шпильками поз. 4(рис. 31) на уголки поз. 5 и совмещается плоскостью порога с отметкой чистого пола.

После временного закрепления дверей выполняется их выверка и окончательное крепление (развалка). После окончательного монтажа дверей шпильки поз. 4 срезаются.

Каждая дверь должна быть выверена:

  • по общей вертикальной оси по оси притвора;
  • по расстоянию от оси направляющих кабины до верхней балки и края порога двери шахты (размеры указываются в монтажном чертеже);
  • по отметке чистого пола этажа.

НАПРАВЛЯЮЩИЕ кабины должны быть выставлены до выверки и крепления дверей шахты.

Крепления дверей шахты должно осуществляться уголками 2, 3 (рис. 31) или пластинами толщиной не менее 5 мм, привариваемыми к балке и порогу двери шахты. Варианты установки уголков зависят от положения закладных деталей относительно двери шахты, а также они могут устанавливаться с помощью клиновых анкеров (см.рис.31).

Удалить шлак со всех сварных монтажных швов. Сварные швы и околошовные поверхности защитить лакокрасочным покрытием.

Двери шахты любой огнестойкости монтируются согласно монтажному чертежу и рис. 32, 33, 34.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Принцип работы лифта

Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.

Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.

Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.

От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.

Лифты с редуктором и червячная передача

Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».

Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.

Чем отличается подъёмник от лифта?

Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.

Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.

Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.

В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.

Куда идет свежий воздух

Настолько важна, друзья, эта система!

По статистике при возгорании многие люди погибают по причине отравления угарным газом или от удушья.

В этой безвыходной ситуации нам и приходят на помощь системы дымоудаления и подпора воздуха при пожаре.

Благодаря им люди беспрепятственно эвакуируются из строения, не получив отравление, и не задохнувшись от недостатка кислорода.

Это, например, следующие типы помещений.

  • Подпор воздуха в шахту лифта. Также предусматривается для работы пожарных бригад.
  • Подпор воздуха в тамбур шлюз. Это специальные помещения, перекрывающие воздушные потоки с продуктами горения.
  • Подпор воздуха в коридор. Используется как для наиболее распространенного места эвакуации.
  • Подпор воздуха в лестничную клетку. Эта зона тоже удобна для эвакуации рабочего персонала.

Помимо этого, свежим воздухом необходимо снабжать и так называемые безопасные зоны,

куда могут эвакуироваться инвалиды и другие люди для сохранения жизни.

На основании п. 7.1 из СП 7.13130.2013, подпор воздуха и дымоудаление

блокируют либо ограничивают распространение продуктов горения

по эвакуационным проходам и в помещения зон безопасности.

Из этого положения СП 7, мы видим, что подпор воздуха в зоны безопасности МГН также обязателен.

Когда срабатывает система ПС, то сразу блокируется система обычной вентиляции.

И правильно, так как она будет только содействовать дальнейшему развитию возгорания.

А система ДУ забирает продукты горения из сооружения.

Расчет подпора воздуха в лестничную клетку, эвакуационный коридор, шахту лифта либо другое место ведется согласно с п. 7 СП 7.

Также система ДУ не дает угарному газу или задымленности формировать среди противопожарных участков, забирает излишнее тепло.

Так, систему подпора в эвакуационный коридор мы тоже проектируем согласно нормам СП 7.13130.2013.

Виды лифтовых шахт

Все шахты, внутри которых располагаются лифты, подразделяются на несколько видов:

  • Монолитные железобетонные конструкции активно применяются в современных монолитных зданиях. Их основным преимуществом является повышенная жесткость и соблюдение геометрических форм в течение всего периода эксплуатации.
  • Для конструкции блочных шахт используется кирпич, а также бетонные или пенобетонные блоки. Они используются в малоэтажных зданиях, отличаются простотой, при сооружении не требуют опалубки и специальной техники.
  • Тюбинговые шахты состоят из готовых железобетонных элементов, изготавливаемых на заводах ЖБИ. Они имеют конфигурацию в виде трубы. Скорость монтажа позволяет существенно сократить общее время, затрачиваемое на строительство дома.
  • Устройство шахты лифта каркасной конструкции позволяет использовать ее в самых разных местах. Для каркаса используются специальные металлические профили с различным сечением.

Освещение лифта

Принципиальная электрическая схема лифта

Схема малого грузового лифта

Молниезащита дома: устройство и монтаж

Устройство автоматического выключателя

Для чего нужен подпор воздуха при пожаре

Скажем просто о том, что такое подпор воздуха.

Во многих случаях, на лестничной площадке либо в другом специально отведенном месте ставится вентилятор. При пожаре он срабатывает от АПС, забирает приток с улицы и направляет его в здание, т.е. повышает давление внутри.

Это и есть подпор воздуха.

Это препятствует проникновению дымовой примеси в места эвакуации и позволяет персоналу безопасно покинуть горящее здание.

При этом всегда рассматривается худший сценарий: возгорание идет

при большой скорости ветра, а в самом строении открыты все двери, лифтовые шахты и разрушены все окна.

Вентилятор подпора воздуха обычно имеет большую мощь и рассчитан на продолжительную работу.

В процессе монтажа системы подпора воздуха учитываются следующие факторы.

  • Гидросопротивление.
  • Место размещения (самая верхняя часть стены строения либо лестничной площадки).
  • Нижняя граница избыточного давления не меньше 20 Па.
  • Верхний порог избыточного давления в эвакуационных местах не выше 150 Па (позволяет нормально открывать двери).
  • Место забора воздуха всегда выбирают с подветренной стороны сооружения.

Подпор и вентиляция дымоудаления обязательно должны компенсировать друг друга.

Избыточное и минимальное давление не может выходить за границы установленных норм.

Другими словами, подпор воздуха это забор воздушной массы с улицы и ее доставка в горящее строение.

Такая система обычно отключается дистанционно.

Кроме вентиляторов, приточная система включает в себя магистраль воздуховодов, а также клапан подпора воздуха.

Виды шахт

Шахты лифтов по конструкции подразделяют на глухие и приставные. В первом случае ограждение выполняется со всех четырех сторон. Этот тип возводится преимущественно внутри здания.

Приставные «модели» организуются снаружи здания и могут иметь как сплошное ограждение, так и стеклянное. Шахты, выполненные из закаленного стекла, называют металлокаркасными. Несущие конструкции таких шахт прикрепляются к стене зданий посредством специальных кронштейнов. Этот вид шахтового пространства актуален как при проведения реконструкции в старых строениях малой этажности, так и при обустройстве лифтов для коттеджей.

Также шахты делят на несущие и ненесущие. Несущие шахты берут на себя всю нагрузку, возникающую в процессе эксплуатации подъемника. Ненесущие больше выполняют функцию ограждения, а нагрузки при этом перераспределяются на различные элементы зданий.

Различаются они и по форме: бывают шахты прямоугольных форм, круглые или овальные, а также замкнутого или разомкнутого сечения.

Стены выполняются из трех основных строительных материалов: железобетона, полнотелого кирпича, также сегодня появились металлокаркасные шахты.

Кирпичный каркас шахты выполняется из полнотелого кирпича. При этом толщина таких стен должна быть не меньше 250 мм

При строительстве таких шахт важно, чтобы стены не имели дефектов: впадин или выступов

Шахты из монолитного железобетона возводятся одновременно со строительством дома методом скользящей опалубки. В этом случае закладные детали для крепления направляющих кабины, кронштейнов и противовеса монтируются в процессе возведения здания. В это же время закладываются ниши, в которые при монтаже подъемника устанавливают специальные настилы.

В строительстве глухих шахт используются специальные конструкции – железобетонные тюбинги. Данная конструкция представляет из себя отрезок шахты, равный пролету одного этажа.

Сами тюбинги изготавливают преимущественно на заводах железобетонных изделий. В процессе их изготовления железобетонные шахты оснащают закладными элементами, к которым крепятся кронштейны для направляющих кабины и для противовеса, а также порталы для дверей. Вызывной аппарат устанавливается на внешней стене тюбинга.

Монолитные шахты из железобетонных тюбингов монтируют непосредственно на строительной площадке с использованием башенного крана.

Металлокаркасные шахты – это относительно новый вид, который сегодня широко используется для пассажирских, больничных или грузовых лифтов. Они устанавливаются в случае невозможности возведения глухих шахт, а также часто для создания более оригинального дизайна. За счет своего эстетичного внешнего вида такие шахты являются украшением любого здания (торгового или бизнес-центра, частного дома, музея).

Металлокаркасные шахты также могут как несущими, так и ненесущими. Они могут устанавливаться как в проеме между лестничными маршами, так и снаружи здания.

Сам каркас этого типа шахты состоит из несущих рам, стояков и поясов. Нижняя опорная балка выполняется из равнобочного углового профиля, который укладывают в фундамент приямка строго по уровню. Стояки между собой соединяются горизонтальными поясами, которые представляют собой раму, собранную из угловой стали. «Стены» металлокаркасных шахт выполняются из высокопрочного стекла триплекс.

Кирпичные и железобетонные шахты оборудуются стационарным электрическим освещением, которое должно обеспечивать достаточный уровень света для проведения работ по ремонту лифта при закрытых дверях шахты. Разрешается не оборудовать осветительной аппаратурой только металлокаркасные шахты с остеклением из триплекса, сетчатыми ограждениями или частично огражденные.

В зависимости от типа лифта и его производителя шахты могут быть оборудованы системой вентиляции, охранной и пожарной сигнализаций, оборудованием для диспетчерского контроля, а также оборудованием отопительных систем. Причем устройство управления отопительным оборудованием должно располагаться вне шахтового пространства. Не допускается оснащать шахты оборудованием и прокладывать коммуникации, не относящиеся к работе лифта.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Принцип работы и варианты устройства вентиляции

Приток уличного воздуха в помещения проходит через неплотно прилегающие оконные притворы или предусмотренные для этого в стеклопакетах из металлопластика каналы и клапаны.

Вытяжка производится через вертикальные шахты (как правило, проходят в санузлах и в кухонных помещениях), идущие от квартиры на крышу или чердачное помещение. Благодаря разности температур в помещении и на улице, в шахте возникает тяга, обеспечивающая движение воздуха.

Поток свежего воздуха продвигается по комнатам, постепенно смешиваясь с отработанными воздушными массами, после чего через вытяжные каналы и удаляются из помещения.

Если поток воздуха перекрывается, нормальная циркуляция воздуха в квартире становится невозможной.

К нарушению этого процесса ведут такие действия:

  • Установка глухих оконных рам.
  • Монтаж дверных проемов без зазора между полом и дверным полотном.
  • Постоянно закрытые межкомнатные двери.
  • Установка периодически включающихся вентиляторов на входах в вентиляционные шахты.

Разумеется, это ни в коем случае не должно явиться поводом для отказа от межкомнатных дверей или удобных пластиковых окон. Для нормального воздухообмена достаточно установить в дверные полотна переточные решетки, в окна врезать специальные клапаны, а при установке вентиляторов следить, чтобы они не блокировали полностью вытяжной канал.

О неправильной работе вентсистемы свидетельствуют образование конденсата на стенах, запотевшие окна, образование плесени.

Для многоквартирных домов допускается несколько вариантов устройства вентиляции:

  • От каждого помещения в каждой квартире на крышу идет отдельная шахта. Способ удобен тем, что в квартиру ни при каких условиях не проникнут запахи от соседей. Тяга здесь также сильнее и стабильнее. Застройщики используют такой способ нечасто, поскольку его реализация требует большого количества труб и дополнительных трудозатрат. Кроме того, в многоэтажных постройках для такой системы вентиляции потребуется слишком много места.
  • Вытяжные каналы из отдельных помещений подходят к общему сборному каналу на чердаке, откуда выводится на улицу. При недостаточном диаметре вентканала, отработанные воздушные массы способны проникать в помещения, расположенные на верхних этажах. Из-за этого верхние этажи часто подсоединяют к шахте напрямую, минуя коробтсборника.
  • Вентиляционные каналы выводятся непосредственно на чердак, который выполняет роль своеобразной промежуточной вентиляционной камеры. Оттуда через сборный канал отработанный воздух уходит на улицу. Не очень удобный способ, поскольку на чердаке будут скапливаться не только всевозможные запахи, но и обилие влажного воздуха. Это приведет к образованию конденсата, появлению плесени и ускоренному разрушению строительных материалов. Для уменьшения конденсата каналы должны иметь хорошую теплоизоляцию.
  • Древообразная структура системы вентиляции. К общему вертикальному стволу подходят мелкие каналы от отдельных помещений. Способ экономный, а посему и самый распространенный. Главная проблема такого решения – при нарушении тяги запахи из одной квартиры будут проникать в соседние.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий