Расчет и схема системы вентиляции покрасочной камеры своими руками

Светильники и теплообменники для покрасочной камеры

Система освещения такой камеры имеет четырехточечные источники света, а их количество тоже влияет на цену. Светильники используют только специальные лампы Филипс ИП65. Все оборудование камеры в общей сложности потребляет электроэнергию около 13 кВт. При этом послепокрасочная и промежуточная сушка кузова автомобиля могут проходить при максимальной температуре 80 градусов.

Эту камеру нельзя назвать сложной или идеальной по части комплектации, собирается конструкция в России из того, что удалось раздобыть во Франции, Германии и в основном, в КНР. Фирменная покрасочная станция китайской компании Guangli будет стоит около 3 млн рублей, а итальянская или немецкая камера может быть куплена по акции минимум за 6-7 млн.

Примерный план постройки покрасочно-сушильной камеры для автомобилей будет выглядеть примерно следующим образом.

  1.  Устройство силового каркаса в соответствии с планом и чертежами. Рассматривается в индивидуальном порядке.
  2. Планирование помещений по размещению оборудования, входов, выходов и аварийного выхода
  3.  Устройство ворот покрасочной камеры.
  4.  Устройство необходимого подполья для циркуляции воздуха и сбора влаги;
  5.  Изготовление металлической обрешетки.
  6. Отделка стен специальными панелями с антибликовыми термостойкими покрытиями.
  7. Устройство системы вентиляции, системы фильтрации воздуха.
  8.  Изготовление двойного потолка и размещение там воздуховодов.
  9.  Устройство нескольких поясов освещения.
  10. Установка системы обогрева по одной из многих схем.
  11.  Установка и настройка системы автоматики, которая следит за температурным и влажностным режимом камеры во время покраски.

Одиннадцать очень сложных этапов, в каждом из которых можно сэкономить самый минимум. Но главная неприятность в том, что все свои ошибки и просчеты в конструкции покрасочной камеры, особенно если она собирается по наитию и в первый раз, могут свести на нет все усилия и сделать работу экономически нерентабельной или с низким уровнем качества.

Камера для покраски авто — штука очень дорогая, но она в любом случае себя окупает. А качество инструмента и надлежащие условия для работы — главное для мастера и экономить на этом нельзя.

Общие требования к вентсистеме покрасочной камеры

Перечислим главные правила:

  1. Вентиляция должна быть только механической (принудительной).
  2. Фильтры обязательно ставятся и на приток, и на вытяжку.
  3. Вентоборудование должно выполняться во взрывозащищенном исполнении.
  4. Воздух подается через потолок, вертикальным потоком вниз. Вытяжка — организуется через напольные решетки.

Что учитывается при проектировании? (+видео с общими сведениями)

Вот что:

  1. Размер автомобиля. От этого зависит размер самой камеры — она не должна быть слишком большой, поскольку тогда придется делать более мощную вентсистему. Средний размер камер для легковых машин — 6.9х3.9х2.7.
  2. Тип краски (чтобы знать состав ЛКМ, вид растворителей). Исходя из этого могут подбираться более качественные фильтры.
  3. Как часто планируется красить, и как долго будут проводиться работы.

Правила расчёта потолочных и напольных фильтров

Воздушный фильтр — важный конструктивный элемент любого автосервиса, занимающегося окрашиванием автомобилей. Их располагают равномерно в помещении, где осуществляется окрашивание автомобильного кузова. Такие фильтры бывают двух разновидностей, для пола и потолка.

Каждый из этих типов фильтров должен обеспечивать максимальную эффективность очистки бокса (показатели должны превышать цифру в 99%). В связи с этим очищение выполняется поэтапно:

  • Вначале из воздуха убираются большие частицы краски;
  • На последующих этапах из воздуха убираются мелкие частички.

Такая методика требует применения фильтров мелкой очистки, благодаря которым пыль из уличного воздуха не оседает на поверхности окрашенных металлоконструкций. Чтобы рассчитать минимальную площадь фильтров для потолка, нужно точно знать уровень номинального потока воздуха в покрасочной камере.

Этот параметр нужно будет разделить на номинальный показатель потока воздуха в эксплуатируемом фильтре. Результатом таких расчётов будет минимальная площадь поверхности фильтров. Естественно, для достижения максимальной эффективности всей системы необходимо монтировать в боксе фильтры большой площади.

Аналогичным способом можно вычислить минимальную площадь для фильтров на полу.Вообще фильтр напольный для покрасочной камеры состоит из двух конструктивных элементов: несущей обрешётки и фильтровальных элементов.

Чертёж покрасочной камеры создаётся в нескольких вариантах. Каждый из них имеет свой тип обрешётки с фильтрами. Решётка может располагаться прямо под автомобилем, либо под колёсами транспортного средства.

Правильная вентиляция

Кроме того, обрешётка может покрывать пол камеры полностью, а фильтровальные элементы в таком случае будут находиться ниже уровня обрешётки на несколько сантиметров.

Примерная стоимость вентсистемы (проектирование + оборудование + монтаж)

Выполним расчет стоимости при обустройстве помещения под покраску:

Статья расхода Стоимость, тысяч рублей
Проектирование с учетом освещения, вентиляции, нагрева, фильтров От 50-70
Вентилятор-«улитка» во взрывозащищенном исполнении, 18000 м³/ч, 4 кВт 40 (нам надо 2 штуки, значит 80)
Нагреватель (дизель или газ) на 250 кВт От 75
Датчик температуры воздуха 1
Напольный фильтр для задержания краски (PS3), рулон 0.75х20 м 5
Потолочный фильтр тонкой очистки, класс F5, рулон 2х20 м 15
Угольный фильтр (на вытяжку) 12-15
Манометр перепада давления (чтобы следить за загрязненностью фильтров) 3-4
Комплект оцинкованных воздуховодов (со всеми отводами, адаптерами, врезками), длиной 30-40 м (на приток и на вытяжку, с запасом) 75
Панель управления вентиляцией 5-15

Итого выходит около 320 тысяч рублей только на вентиляцию (то есть освещение, отделку стен, напольные решетки, заезд, ворота — оплачиваем отдельно). Это не считая услуг специалистов по монтажу и подключению этого оборудования. Конечно, мы считали грубо округленные суммы, и на практике цена может оказаться ниже.

Примерная стоимость готовой камеры с вентсистемой

Готовые окрасочные камеры с вентиляцией (на 1 легковое авто) стоят примерно столько:

  1. Colortech CT 7000 (Турция): от 1.3 млн рублей. Размер — 7х4х2.8 м, горелка на 237 кВт, производительность притока и вытяжки — по 18000 м³/ч.
  2. Colortech CT 6000 (Турция): от 1.1 млн. Характеристики те же, только размер другой: 6.2х4.08х3.4 м.
  3. СК-1 Техносоюз (РФ): от 750 тысяч. Размер — 7.2х4.8х3.5 м, производительность по воздуху — 22000 м³/ч, регулировка температуры — от +20º до +90º.
  4. Guangli GL-2000A GL-3 (Китай): от 1 млн. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, производительность по воздуху — 24000 м³/ч.
  5. Technoline Grand (Китай): от 800 тысяч. Размер — 6.9х4х2.9 м, воздухообмен — 26000 м³/ч, дизельная горелка на 330 кВт.
  6. SPK-4.4.3 (РФ): от 2.7 млн. Размер — 4х4х3 м, воздухообмен — 10000 м³/ч, для нагрева воздуха — ТЭН на 282 кВт. Есть программируемый контроллер с сенсорным управлением.
  7. Atis Aqua Prima 7.5.4 (РФ): от 900 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 24000 м³/ч, дизельная горелка 218 кВт.
  8. Nordberg Standart (Китай): от 975 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 80000 м³/ч, дизельная горелка на 202 кВт.

У всех моделей есть фильтры (набор и их качество — разное), встроенные взрывозащищенные светильники, пожарные датчики, системы управления вентиляцией. В цену не включена доставка и установка.

Поговорим о помещении

Камера для покраски автомобилей должна иметь стены, которые будут соответствовать ряду требований:

  • сопротивляемость огню;
  • герметичность;
  • возможность периодически мыть;
  • наличие теплоизоляции.

Последний пункт особенно важен, если речь идёт о гараже со стальными стенами – придётся сделать их двойными и положить прослойку из базальтовой ваты или другого огнеупорного теплоизолирующего материала.


Помещение должно быть герметичным

Обязательно обратите внимание на пол – он должен разрешать потокам воздуха беспрепятственно циркулировать. Для этой цели сделайте покрытие в виде многослойной решётки – таким образом снизу будет обеспечен нормальный отвод и приток воздуха

Двое дверей – обязательное требование противопожарной безопасности. Они должны легко открываться, чтобы дать возможность для срочной эвакуации в случае возгорания, и герметичными, чтобы предотвратить попадание пыли и посторонних частиц в помещение.

Размеры камеры должны быть достаточными, чтобы у мастера в процессе работы не возникало препятствий для свободного перемещения. В качестве основы может быть выбран бетонный или металлический каркас. Под поверхностью пола устраивается вытяжной механизм с фильтрами и клапанами. Подумайте о том, что понадобятся мостки для перемещения.


Покрасочная камера с водяной завесой на дверях

Сушка как один из главных этапов покраски

Как сделать систему вентиляции в покрасочной камере своими руками

Покрасочный бокс можно приобрести в готовом виде, однако стоит он недёшево. Более бюджетный вариант – оборудовать такую камеру в гараже своими руками.

Стены рабочего участка для окраски должны быть огнеупорными, чтобы избежать пожара. В самом начале работ необходимо организовать достаточное освещение. Желательно, чтобы источники света были расположены по всему периметру площадки – так маляру буде легче работать. Поверхность ламп также должна быть защищена плотным материалом, который выдерживает воздействие токсичных веществ (красок, растворителей) и высоких температур.

Оборудование пола играет огромную роль. Нужно сделать траншеи, которые будут выводить отработанный воздух, и прикрыть их специальными решётками. В качестве металлических перекрытий подойдёт арматурная сетка, которую можно сделать и самостоятельно.

Следующий этап – установка вентиляции. Главное – правильно рассчитать необходимый воздухообмен. К вентиляторам покрасочной камеры предъявляются высокие требования – они должны постоянно проверяться на исправность и правильность работы.

Вентиляторы, которые будут выводить загрязненный воздух, размещаются внизу, в специальных траншеях под решёткой. Подачу воздуха нужно осуществлять сверху. Также стоит дополнительно установить защиту воздухоотвода обратным клапаном.

Если есть такая возможность, стоит приобрести инфракрасные лампы для сушки готовой работы. Такие лампы сокращают срок сушки в несколько раз, а все мелкие частицы и окрасочный туман удаляются с помощью вентиляции.

https://youtube.com/watch?v=foVv2Wq_ZaQ

Вентиляция в покрасочном цехе должна быть безопасна для оператора.

Система фильтрации: типы и особенности

Окрасочные камеры должны быть оснащены качественной системой фильтрации. Дороже обходятся рулонные фильтры заказных параметров. Если приобрести рулон и самостоятельно отрезать нужный размер, получится приличная экономия.

Различают несколько видов фильтров для покрасочных боксов:

  • стекловолоконный фильтр;
  • предварительный фильтр;
  • фильтр тонкой очистки;
  • картонный фильтр.


схема вентиляции Каковы характеристики данных фильтров?

  1. Стекловолоконный фильтр стандартно расположен в надпотолочном пространстве. Это последняя инстанция в процедуре очищения воздуха, поступающего из внешней среды. Подлежит замене в среднем 1 раз в месяц, но может и реже, в зависимости от степени использования покрасочной камеры. Стекловолоконный фильтр задерживает даже самые мелкие грязевые частицы, поэтому относится к классу EU3. Стоимость такого изделия составляет 1500 – 1800 рублей, а замена и вовсе 300 рублей.
  2. Предварительный фильтр применяется в местах, где воздух подается в рабочее пространство. Предупреждает проникновение пыли к фильтру тонкой очистки, тем самым продлевая срок его службы и экономя затраты на замену. Стоимость предварительного фильтра составляет 3 – 4 тыс. рублей.
  3. Фильтр тонкой очистки часто называют потолочным фильтром из-за его месторасположения (приточные отсеки). Обладает способностью задерживать частицы размером 4 микрона. Надежный фильтр имеет защитное покрытие, обеспечивающее лучшую удерживающую способность, и крепкую основу для длительного эксплуатационного срока. Фильтр подлежит замене после 6 месяцев использования, иногда чаще. Стоимость изделия составляет 17 – 18 тыс. рублей.
  4. Картонный фильтр – основной очистительный элемент, через который проходит основная масса загрязненного воздуха. Внутри фильтра лаковая пыль застывает, поэтому дальше движется воздух почти на 100% чистый. Срок службы картонного фильтра долгий, а установка и утилизация очень просты. Стоимость составляет порядка 4 – 5 тыс. рублей.

Воздухоочистительные фильтры нужно размещать таким образом, чтобы их замена осуществлялась в очень сжатые сроки. Из-за быстрого загрязнения фильтрующих пластов циркуляция нарушается, что приводит к ухудшению покраски. Предпочтение следует отдавать вентиляционным системам, регулирующим подачу воздуха, для контроля мощности и скорости воздушных масс.

Особенности покрасочной камеры

Покрасочная камера представляет собой тупиковый или проходной бокс для окрашивания различных деталей, изделий, в том числе автомобилей, грузовиков, самолетов и так далее. В таких помещениях выполняют несколько видов работ:

  • Процесс окрашивания металлических, пластиковых и деревянных поверхностей. В ходе лакокрасочного покрытия выделяется мелкодисперсная пыль, которая на протяжении долгого времени остается во взвешенном состоянии. Это напрямую влияет на качество окрашивания — мелкая пыль оседает на поверхности, образуя разводы и другие дефекты. Повышается риск самовозгорания и воспламенения.
  • Перед процессом окрашивания поверхность подвергается предварительной очистке методом пескоструйной обработки с помощью абразивных мелкодисперсных элементов. В дальнейшем мелкие частицы металла задерживаются в воздухе.

Основные циклы работы бокса:

  • Нанесение лакокрасочного покрытия;
  • Продув холодным воздухом;
  • Сушка под воздействием высокой температуры;
  • Охлаждение.

Результат окраски напрямую зависит от правильного воздухообмена. Чтобы покрытие получилось качественным, во всех зонах, где проводятся работы, следует поддерживать допустимый уровень температуры, скорость и перемещение воздушных потоков, степень очистки воздуха. Соблюдение оптимального микроклимата обеспечивает принудительная вентиляционная система.

После того, как окрасочные работы завершены бокс продувают непродолжительное время (около 5-7 минут), тем самым очищая помещения от образовавшегося облака вредных веществ. Поступление воздуха переключают на повышенный температурный режим, а вытяжная система начинает работать в режиме рециркуляции.

Как сделать вентиляцию покрасочной камеры своими руками?

Обязательным элементом камеры является вентиляция с фильтром, которая позволяет очищать воздух внутри помещения и воздух нагнетаемый снаружи от пыли, а также осаждать и выводить туман краски наружу. По способу вентиляции камеры можно разделить на следующие типы:

  • Одномоторные камеры. В таких камерах воздух нагнетается в помещение сверху. Создавая давление, он осаждает туман краски вниз, который затем через отверстия в полу выводится наружу.
  • Двухмоторные камеры, которые кроме верхнего, нагнетающего мотора, имеют нижний мотор, осуществляющий отсасывание воздуха из помещения наружу.

Вентиляция и сушка в покрасочной камере

К преимуществу двухмоторных камер относится лучшая циркуляция воздуха. Однако такой вариант обойдется значительно дороже и более сложен в техническом исполнении. Он окупается при большом потоке машин. В случае малого количества заказов, целесообразней установка одного мотора.

В любом случае, воздух поступающий в камеру должен быть предварительно отфильтрован от пыли, которая может вызвать дефекты покраски. Это достигается с помощью установки воздушного фильтра тонкой очистки на выходе из воздушного короба. Короб представляет собой жестяной ящик, установленный над потолком, в который с помощью улитки нагнетается воздух из улицы.

Для удаления воздуха в полу могут быть проделаны траншеи, закрываемые металлическими решетками. В них может быть установлен мотор для вытяжки воздуха. Кроме этого пол покрасочной камере для автомобилей можно поднять на 10 – 15 см за счет решетки из арматуры. В данном варианте отпадает необходимость прокапывать траншеи в полу.

Третьим более совершенным способом создания потока воздуха в камере является приточно-вытяжная вентиляция, которая может работать в трех режимах.

  • Воздух активно циркулирует внутри камеры, постоянно фильтруясь и поступая обратно в камеру. Такой режим необходим для тщательной очистки воздуха от пыли перед началом покрасочных работ.
  • Воздух забирается из улицы, фильтруется, прогревается до 30 градусов и поступает в камеру. Затем без фильтрации воздух выводится через отверстия в полу. Данный режим используется для поддержания постоянной температуры при покраске, а также удаления тумана из краски.
  • Воздух закачивается из камеры, проходит фильтрацию и, нагреваясь до 60 градусов с помощью тэнов, поступает обратно в камеру. Этот режим используется при сушке краски.

Пол покрасочной камеры

Проектированию расположения входных и выходных отверстий системы вентиляции необходимо уделить особенно много внимания. Неудачное расположение вытяжных отверстий может привести к созданию мертвых зон в помещении и, как следствие, взвесей лакокрасочных материалов, завихрений. Это часто отрицательно сказаться на качестве покраски автомобиля.

Лак, краска и пыль довольно быстро засоряют воздухоочистные фильтры, что приводит к снижению скорости циркуляции воздуха в покрасочной камере для автомобилей и вызывает образование лакокрасочных взвесей. Чтобы быстро решить эту проблему, система вентиляции должна иметь возможность регулирования мощности подачи воздуха. Кроме этого фильтры должны располагаться таким образом, чтобы их замена занимала минимальное время.

В целях увеличения срока службы воздушных фильтров для выходящего воздуха, рекомендуется устанавливать двухступенчатые фильтры. Первый фильтр предназначается для удаления крупных частиц пыли. Следующий за ним фильтр для тонкой очистки улавливает мелкие частицы пыли, а также капельки краски, лака и других летучих соединений. Данный вариант предочистки от крупных частиц позволяет реже производить замену дорогостоящего фильтра тонкой очистки.

Производительность вентиляции для покрасочной камеры рассчитывается исходя из скорости воздухопотока в пределах 20-25 см/с. Однако при расчете необходимо учесть и отнять примерный объем, который будет занимать окрашиваемый автомобиль в камере.

Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)

Если вы все-таки решили сделать самодельный бокс для покраски в гараже — вкратце рассмотрим этапы работы:

  1. Создаем схему. «Примеряем», где будут располагаться точки притока и вытяжки, как будут проходить воздуховоды.
  2. Сверлим отверстия в стенах (или в потолке) под воздуховоды.
  3. Собираем каркас бокса.
  4. Прокладываем воздуховоды, устанавливаем нагреватель и приточный и вытяжной вентиляторы. Ставить их надо за пределами бокса (можно между каркасом и стенами самого гаража).
  5. Устанавливаем систему распределения воздуха с фильтром на потолок.
  6. Обшиваем потолок и каркас панелями, устанавливаем освещение.
  7. Делаем в полу выемку для удаления воздуха. Или вариант проще, чтобы не долбить пол самому: заказываем лаги из стальных труб. Получается, что машина будет стоять не на «родном» полу, а на смотнированных над ним лагах.

    Лаги для пола камеры

  8. Прокладываем воздуховод до подпольного пространства.
  9. Укладываем под лаги фильтр для удержания краски, и кладем сверху решетку.

Готово — вы получили кустарный бокс, сделанный своими руками.

Совет для тех, кто решится делать его самостоятельно: найдите специалиста по вентиляции, который поможет спроектировать и потом проконтролирует правильность монтажа вентсистемы.

Ещё немного полезной информации

Для того чтобы выполнить внутреннюю отделку, используйте негорючие материалы – например, металл. Не стоит выбирать такой вариант, как вагонка, поскольку увеличивается опасность возгорания. В зависимости от того, насколько правильно будут выполнены отделочные работы, можно будет оценивать степень герметичности, которая важна, чтобы избежать попадания пыли и посторонних частиц. Отдавайте предпочтение гладким легко моющимся поверхностям – это упростит процесс уборки.

Работу по покраске авто упрощает наличие автоматического управления процессом. Это, конечно, отразится на себестоимости всего проекта, но, с другой стороны, вы получите ряд неоценимых преимуществ. Пульт автоматического управления должен иметь панель из прочного, надёжного материала. Он должен быть простым в использовании, эргономичным и удобным. Подумайте о возможности оперативного перехода между ручным и автоматическим режимами.

Основные компоненты

К основным элементам покрасочной камеры относятся:

  1. Помещение (корпус);
  2. Фильтровальная система;
  3. Приточная вентиляция;
  4. Вытяжная вентиляция;
  5. Теплогенератор.

Главным элементом любой покрасочной камеры является корпус и система вентиляции. Вентилятор способствует очищению воздуха в помещении от стойких запахов лакокрасочных материалов. В одной камере может быть установлено две вентиляционных системы.

Покраска авто в камере

Одна из них будет нагнетать чистый воздух в помещение кузовного сервиса (приточная), а вторая в этот момент осуществляет выведение частиц краски (вытяжная). Камеру можно оснастить только одним вентилятором, и в этом случае при нагнетании чистого воздуха в помещении создаётся повышенный уровень давления.

Благодаря тому, что воздух подаётся сверху вниз, частички краски преобразуются в туман, оседают и выводятся на улицу через специальное отверстие.

Принцип работы покрасочной камеры выглядит следующим образом: поступающий с улицы воздух нагревается системой до необходимого уровня (обычно для окрашивания автомобилей необходимо в помещении сохранять температуру на уровне 20 градусов).

После нагревания воздух проходит систему фильтров и поступает в покрасочный бокс. Далее, вобрав все вредные пары красок, воздух проходит вытяжную систему фильтров и вентиляцию, после чего — выводится наружу.

Если покрасочная камера оснащена качественными фильтрами, то воздух выводится за пределы бокса максимально очищенным. Практически все режимы работы в современных покрасочных боксах автоматизированы.

Ещё одним важным конструктивным элементом покрасочной камеры считаются осветительные приборы. Плохой свет не позволяет мастерам увидеть различные изъяны и дефекты на поверхности кузова и качественно их устранить.

Освещение в покрасочной камере обычно представлено люминесцентными приборами или обычными галогеновыми лампочками дневного света. Иногда владельцы таких помещений увеличивают денежные траты, оборудовав покрасочную камеру светодиодными осветительными приборами.

Вообще специалисты рекомендуют монтировать в камерах кузовного сервиса врезные лампы со стеклянным рассеивающим элементом. От ламп, покрытых пластиком, лучше отказаться. На пластике часто появляются царапины, в результате чего качество света ухудшается.

Вентиляционная система своими руками

При самостоятельном сооружении покрасочного бокса установку основных элементов вентиляционной системы начинают после того, как в помещении правильно обшиты стены и установлены осветительные элементы. Стены обычно обшиваются пластиковой вагонкой, металлическими листами. В качестве осветительных приборов рекомендуется использовать светодиодные или люминесцентные лампы. Поток света при этом должен быть не менее шестисот люмен. После этого в пол гаража устанавливают вытяжку, изготовленную на основе вентиляторов. А с помощью нескольких тэнов под потолком устанавливают воздухозабор с тепловой пушкой.

Воздух с помощью воздуховодов разводится из тепловой пушки по периметру рабочего помещения к центру. Тепловая пушка представляет собой вентилятор, который прогоняет воздух через разогретые спирали. При самостоятельном изготовлении тепловой пушки вместо спирали можно использовать нихромовую проволоку. Можно соорудить тепловую пушку и другим способом. Он заключается в проведении гофры от вентиляторов.

Тэнов необходимо установить шесть или восемь. Это электронагревательные приборы, выполненные в виде металлических трубок, которые заполнены электрическим теплопроводящим изолятором. В центре трубки вставлена токопроводящая нить в виде нихромовой проволоки. Эта нить имеет определенное электрическое сопротивление и необходима для передачи требуемой удельной мощности на поверхность тэна. Можно также использовать вместо тэна теплогенератор, который работает на солярке.

Однако тэны считаются более безопасными, поэтому предпочтительнее все-таки устанавливать именно их. Так осуществляется достаточный воздухообмен в покрасочном боксе, изготовленном самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий