Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет
Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.
Подготовка рисунка
Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.
Подготовка основы
Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.
Формирование основных рельефов
Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.
Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.
Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.
Формирование мелких деталей
Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.
Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.
Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.
На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.
Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:
Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»
Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.
Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.
В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка
Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.
Для листьев и ягод можно изготовить формы
Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.
С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок
Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.
Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.
Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным
Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.
Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.
В конце рисунок нужно обработать защитными средствами
Начинаем создавать барельеф
Как же сделать барельеф своими руками? Материалы которые для этого понадобятся, довольно не дешевые: необходимы очень качественные грунтовки, шпаклевки (неплохо подойдет Ветонит ЛР+), и обойный клей. Но не стоит так уж переживать по этому поводу,прежде всего эти затраты гарантируют долговечность результатам нелегкого труда, который вам предстоит.
Нанесение материала на стену
Нанесение рисунка
Поверхность которая предназначена для нанесения барельефа, тщательно очищается от всех старых покрытий, наносится грунтовка и ждем до полного высыхания грунта.С начала на подготовленной поверхности рисуется то изображение которое вы хотите видеть в качестве барельефа. Если нет особого опыта то не стоит с первого раза пытаться изобразить сложный барельеф.
Сложный барельеф для новичка
Цветы, стилизованные райские птицы, тропическая растительность больше подойдут для отработки ваших навыков навыков. Если вы не блещите художественными способностями то, вполне подойдет техника увеличения рисунка при помощи клеток. Рисунок и участок поверхности расчерчиваются на квадраты, в которые по очерёдно переносятся все лини с изображения на бумаге. Перерисовывая мелкие детали, не стоит забывать выбранном масштабе.
Создание рельефа
И так начнем, поверхность рисунка покрывается полимерной шпатлевкой. Для работы вам понадобятся терпение и чувство меры. Заполнить необходимые участки шпаклевочной массой совсем не трудно, намного сложнее придать этому материалу необходимую выпуклость и рельеф.
На видео ниже можно посмотреть как это делает мастер.
После чернового нанесения шпатлевки и придание ей нужной формы необходимо подождать пока она высохнет. После высыхания шпаклевки, формы корректируются и сглаживаются этим же материалом.
По завершению дождавшись полного высыхания наш барельеф необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Для этого сначала перетерается средней фракцией №200 и после самой мелкой, примерно №1000. Если что, то крупная наждачка используется для совершенствования формы барельефа, а мелкая для шлифовки и придания барельефу гладкости.
Завершение обработки барельефа
После того, как желаемое изображение достигнуто, барельеф необходимо хорошо протереть от пыли и обработать грунтовкой. Теперь переходим к покраски. Если вы не задумывали раскрашивать его в разные цвета, то лучше будет взять белую водоэмульсионную краску двух оттенков, более светлой покрыть выступающие элементы, а требующие выделения и несущие главную стилистическую нагрузку покрыть оттенком потемнее. наносить краску будет лучше не кистью, а обычной губкой для избежание появления нежелательных полос от ворса кисти. Просмотр видео значительно облегчит вашу задачу и поможет вам понять как правильно выводить округлости, впадины и выступающие поверхности.
Вот и всё, ваш барельеф закончен, и вы можете приводить гостей демонстрировать воплощение своего труда и творчества.
Материалы
Для самостоятельного создания барельефа можно использовать гипс, гипсовую штукатурку, папье-маше, алебастр, глину и прочее. Для начинающих выбирать материалы предпочтительнее, ориентируясь еще и на технику нанесения.
Гипс
Основной материал при создании лепнины. Он хорошо поддается обработке, при этом обладает прочностью и легкостью, поэтому подойдет даже новичкам. Гипс имеет благородный чистый белый цвет, на него хорошо ложатся краски и лаки.
Штукатурка
Она рекомендована для создания толстых слоев, при этом необходимо дожидаться высыхания каждого из них перед нанесением следующего. Во влажном состоянии штукатурка податлива, хорошо корректируется, при необходимости ее возможно ошкурить. Приобретать следует материал, рассчитанный на слой от 5 и более сантиметров.
Смесь
Это состав из архитектурного гипса, штукатурки и клея ПВА в соотношении 1:1:0,5. Сухие гипс и штукатурку заливают водой, исходя из требуемой густоты, и добавляют ПВА.
Шпатлевка
Для новичков рекомендуется создание барельефа из шпаклевки, поскольку можно выполнить всю работу только этим материалом. Ее также возможно применять для тонких слоев. В этом случае используется финишная шпаклевка или готовая в ведрах.
Папье-маше
Барельеф из папье-маше имеет большую крепость, чем из гипса. При этом материал отлично формирует объем, податлив, быстро сохнет.
Пенопласт
Сложные фигуры для барельефа можно вырезать из пенопласта. Этот материал может стать основой изделия благодаря малому весу, особенно в сравнении с гипсом.
Нанесение рисунка
Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, шпаклёвка, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.
Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.
Какие материалы и инструменты нужно подготовить
Создание объемной композиции требует приобретения некоторых материалов: одни из них продают в художественном, другие – в строительных магазинах. Там же есть все необходимые инструменты.
Список инструментов и материалов, необходимых для самостоятельного создания барельефа:
- простой карандаш, ручка, фломастер или маркер;
- кисти;
- трафареты;
- эскиз рисунка;
- мастихины;
- пленка из полиэтилена;
- шпатель;
- нож или резак;
- наждачная бумага;
- кельма;
- грунтовка;
- емкость для заготовки смеси;
- скотч (малярный);
- скребки;
- губки абразивные – несколько штук разной степени жесткости;
- цветные колеры или краска;
- гипс, шпатлевка (из глины), глина или алебастр;
- перчатки.
Чтобы сделать объемную конструкцию на стене можно выбирать любой из нижеприведенных материалов:
- глина;
- алебастр;
- гипс;
- шпатлевка;
- штукатурка (декоративная или гипсовая).
Дополнительная информация! Гипс на протяжении многих лет первый по популярности материал. Прежде всего, из-за экологичности. Из него делают декоры различной конфигурации: от простых до сложных. Покрытие акрилом создаст дополнительный защитный слой от лучей солнца, осадков (при нахождении конструкции на улице).
Инструменты
Рельеф создают с помощью инструментов, предназначенных не только для нанесения, но прежде всего для формирования укладываемой массы. Некоторые из инструментов нужно будет приобрести, кое-что можно изготовить из того, что бывает под руками.
инструменты для создания барельефа
Например, в качестве ёмкости для замеса массы подойдёт половинка обычного резинового мячика. Её легко очистить даже от засохшего раствора, как выложить всю массу, просто вывернув наизнанку. Такой мячик сократит время на замес и очистку.
Для лепки понадобятся особой формы шпатели, называемые мастихинами. Их узкие лопатки позволяют формировать особо тонкие узоры. Ещё понадобятся шпатели с вогнуто-выпуклыми маленькими лопатками. Такие можно изготовить из пластиковых или алюминиевых ложечек (размеры бывают разными – чайные, кофейные, столовые или десертные). Ручки для удобства отгибают и выгибают. Например, пластиковые приборы нагревают у черпака, после чего изгибают ещё нагретые ручки, придавая требуемую форму. Мастихин-нож можно заменить сапожным ножом с широким лезвием.
мастихины
Для дозированного или фигурного нанесения массы используют кондитерские шприцы, а для тонкой работы – одноразовые медицинские, ёмкостью 20 мл (без иглы). Из кондитерских желательно брать курковые.
Подготовьте также кисти, которые применяют для масляной живописи (плоские и круглые). Нет смысла покупать дорогие. Пригодится также капроновая маленькая кисточка для детских рисунков. Кисти используют для гипсования и наложения фактуры. Нужна будет кисть для грунтования.
Из иных инструментов нужны будут:
- кельма металлическая и с пластиковой лопаткой (раствор хорошо тянется за пластиковым инструментом);
- средних размеров шпатель;
- стеки;
- стамески (для резьбы по гипсу);
- наждачная бумага или абразивная сеточка;
- валик.
Перед набором каждой порции состава, кисти и мастихины обмакивают в воду, чтобы подсыхающая масса не оставляла сгустков или царапин на обрабатываемом участке. По завершении формирования инструмент опускают в воду и отмывают. Перед складыванием на хранение сушат.
Полезные советы и рекомендации
Если вы запланировали своими руками сделать красивый и аккуратный барельеф, стоит взять на вооружение несколько полезных советов и рекомендаций.
- Если вы хотите сделать выпуклую конструкцию, внутри самых выдающихся фигур можно разместить проволочную арматуру, которая будет связывать все элементы композиции с основой. Армирование существенно продлит срок службы изделия.
- Малоопытным мастерам рекомендуется делать более простые декорации. К примеру, многие сперва начинают с гипсовой фоторамки – знакомятся с материалом и его характеристиками, а к барельефу приступают потом. Начинающему рукодельнику рекомендуется изготавливать декорации простых форм.
- Работая с растворами, обязательно следует носить респиратор. Желательно задействовать специальные защитные очки и перчатки. Не пренебрегайте правилами безопасности.
- Чтобы смесь получилась более прочной, в нее можно дополнительно внести клей ПВА.
- Не рекомендуется сооружать слишком большой и тяжелый барельеф на основе, которая не отличается достаточной надежностью. С такой поверхности декор рискует вскоре упасть.
- Если вы делаете барельеф из шпатлевки, но при этом не имеете богатого опыта, лучше приобрести сразу готовый состав. Новички часто допускают ошибки в замесе сухого продукта.
- С целью разведения раствора опытные мастера советуют использовать пользоваться разрезанным на 2 половинки резиновым мячом. Стенки такой необычной «емкости» очень легко и быстро очищаются от остатков строительной смеси.
- Если хочется привнести в интерьер яркую нотку, которая будет вызывать восторг у домочадцев и гостей, можно дополнить крупный замысловатый барельеф подсветкой подходящего цвета.
- Можно сделать эффектный объемный рисунок на стене путем отлива цельной формы. Можно собрать декорацию из нескольких обособленных деталей, но это уже совсем другая технология.
- Старайтесь обрабатывать все поверхности до того момента, как они полностью засохнут. С такими деталями работать гораздо труднее, поэтому зря терять время нельзя, но и излишняя спешка нежелательна.
В следующем видео показано поэтапное создание барельефа своими руками.
Подготовка
Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.
Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства
Обязательно принимается во внимание освещение, т. к
от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.
Статья по теме: Отделка стен на веранде внутри
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Виды настенных барельефов
Барельеф – это не только оригинальное и красивое украшение интерьера.
При помощи объёмной композиции можно реализовать следующие задачи:
- замаскировать дефекты стены;
- сгладить переходы между разными функциональными зонами;
- визуально изменить геометрию комнаты.
ФОТО: delaisteny.ruГрамотно расположенная подсветка придаёт барельефу дополнительный объём
Перед выбором барельефа в качестве украшения дома важно ознакомиться с разновидностями настенных композиций:
- орнаментные, состоящие из узоров;
- сюжетно-изобразительные – в центре композиции расположена картина;
- сплющенные – детали и элементы объёмной композиции расположены на минимальном расстоянии друг от друга;
- облицовочные барельефы создаются в качестве отделки поверхности;
- живописные – в панно присутствуют более плоские фигуры с элементами природы и деревьев;
- многоплановые – объединяют в себе разные компоненты.
ФОТО: i.pinimg.comВ центр сюжетного барельефа помещена картина
По технике лепки композиции бывают:
- высокими;
- низкими;
- смешанными.
ФОТО: delaisteny.ruСмешанная техника исполнения объединяет в себе высокие и низкие элементы композиции
Барельеф в интерьере
Для создания барельефного изображения могут использовать такие материалы как:
- камень;
- гипс;
- мрамор;
- глину;
- штукатурку;
- металл.
Барельефные изображения в интерьере спальни
Стены украшают:
- пейзажами;
- фигурами людей;
- растениями;
- предметами.
Это могут быть полноценные художественные композиции. Таким образом, могут украшать здание внутри и снаружи.
Литые части декора изготавливают из полиуретана или гипса, а ручная, авторская лепка делается при помощи шпаклевки, полиуретанового клея.
Полноценные композиции, которые способны украсить любую комнату
Барельеф часто используется в современном интерьере. Техника таких композиций разная, это позволяет грамотно поместить барельеф в помещении любого стиля.
Барельефные композиции помогут развить и дополнить основную тему интерьера, расставить необходимые акценты в доме. Лепнина в гостиной помогает добиться особой торжественной обстановки. В спальне она создает атмосферу интимности, в коридоре – видимость мнимого движения. Все это помогает изменить впечатление и создать необходимое настроение.
На пустующей стене можно создать панно в виде картины. Если барельеф будет подсвечиваться, то все выпуклые детали будут выглядеть еще отчетливее. Их часто используют для оформления разных проемов.
Можно создавать целые панно
В отличие от декоративной росписи, барельефы совсем не обязательно выделять цветом. По желанию его можно оставить белым, и это будет смотреться не хуже. Можно сочетать эти два варианта, получится оригинальный и необычный эффект.
Барельеф хорошо сочетается с такими отделочными материалами:
- зеркала;
- кожа;
- дерево;
- мрамор;
- штукатурка.
Необычно, но очень красиво
Простая по форме лепнина сможет придать оригинальность помещению в стиле минимализм, она подойдет для стиля лофт, классика.
Это будет Вам интересно: ОБЗОР: 175+ Фото Интересных Панно на Стену из подручных средств своими руками. Из ткани, из пробки, из бисера — что красивее?
Как своими руками сделать большие цветы из гофрированной бумаги с конфетами. Пошаговый мастер-класс + 75 ФОТО роскошных букетов
Как создать объёмное панно на стене по собственному эскизу
Для изготовления эксклюзивной композиции необходимо продумать рисунок или узор и подготовить эскиз
При этом важно учитывать общее оформление комнаты и оттеночные сочетания. Работа довольно кропотливая, но результат того стоит
Качественный барельеф будет радовать владельцев не один год.
Материалы и инструменты
Для работы нужно подготовить специальные инструменты, купить которые можно в любом торговом центре, продающем стройматериалы. Нам понадобятся:
- ёмкость для раствора;
- абразивные губки;
- мастихины, шпатели и кельмы;
- наждачка, малярный скотч и кисти;
- карандаш и трафареты.
ФОТО: stroychik.ruОсновной набор инструментов для создания барельефа
ФОТО: stroychik.ruИнструменты для более точной коррекции рисунка и создания элементов
Для создания барельефа наиболее часто используются следующие материалы:
- адаптированные штукатурные смеси с разными составами;
- акриловые шпатлёвки, в основе которых лежит кварцевый песок, улучшающий сцепление с поверхностью;
- гипс с фракцией до 0,2 мм идеально подходит для начинающих мастеров;
- алебастр с более крупной фракцией;
- глина – прекрасный материал для создания ботанического рисунка;
- полиуретан подходит для помещений с повышенной влажностью;
- камень используют профессиональные мастера.
ФОТО: vashakuhnya.comСамые красивые барельефы получаются путём заливки алебастра в формы
Этапы изготовления настенного рельефа
После подготовки поверхности, материалов и инструментов можно смело приступать к созданию барельефа своими руками.
ФОТО: strojka-gid.ruПорядок изготовления композиции следующий:
- На стену перенести рисунок будущей композиции. Для начала узор следует нарисовать на бумаге, накрыть его полиэтиленовой плёнкой и обвести контур фломастером или маркером.
- Развести небольшое количество акриловой шпаклёвки или гипса, нанести состав на поверхность по контуру.ФОТО: strojka-gid.ru
- Заполнить шпатлёвкой узоры внутри контура. Следующий слой можно наносить только после высыхания предыдущего.ФОТО: strojka-gid.ru
- Прорезать мелкие детали мастихинами, кропотливо вырисовывая каждый элемент. Крупные фрагменты желательно укрепить саморезами.ФОТО: strojka-gid.ru
- После полного высыхания композиции предельно аккуратно зачистить наждачкой выпуклые и вогнутые фрагменты, а также шероховатости и уголки.
Финишная окраска
После чистовой обработки барельеф нужно обязательно прогрунтовать. Затем приступают к тонировке, лакированию, росписи или окрашиванию. Финишная отделка увеличит сопротивляемость композиции к воздействию влажности и сделает картину более привлекательной.
ФОТО: strojka-gid.ruФОТО: strojka-gid.ru
На видео можно познакомиться с процессом создания барельефа цветка своими руками:
Watch this video on YouTube
Рекомендуем видео мастер-класс по изготовлению барельефа своими руками
Декорирование барельефов
Барельефную отделку можно считать практически завершённой после снятия трафаретной плёнки. Здесь можно пойти двумя путями:
— подкорректировать созданные элементы мелкоабразивной шкуркой и оставить до итоговой покраски стен. После её осуществления декор стен будет сплошным;
— декорировать барельефы по отдельно задуманному плану.
Первый вариант более простой и низкозатратный, а потому является часто используемым. Когда создаётся уникальный, дорогой, креативный интерьер ремонт продолжается по второму, длительному сценарию. Для этого нужно сохранить трафареты (можно только 3-4 листа) и очистить их от штукатурных загрязнений. После общей покраски стен и их полной просушки берётся чистый трафарет и накладывается на барельеф одной рукой, а второй, декоративный элемент раскрашивается подготовленными и разведёнными красками.
Таким образом, каждая деталь раскрашивается индивидуально. Трафарет при этом нужен для профилактики попадания красителей на отделанную стеновую поверхность.
Важно! Используя разные краски и комбинации оттенков можно получить удивительные, эффектные результаты, например, оформить края барельефов золотой или перламутровой краской!
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.