Барельеф

 

Барельеф в раннем периоде

Первый барельеф – это грубые высеченные на скалах изображения. Ранний период рельефной скульптуры относится к художественному представлению образа жизни того времени. В качестве примера можно взять доисторические картины, которые находили в пещере Альтамира, различные скульптуры и картины на стенах в египетских гробницах. Также рельефную скульптуру можно увидеть в месопотамских культурах. Очень часто рельефы использовались и в Древней Персии. Мемориальные барельефы вы можете заказать на сайте artmarblestudio.ru.

И с годами это искусство не было забыто. Первыми рельеф в архитектуре начали развивать древние греки. Рельефом украшены многие греческие храмы. В Римской империи рельефы можно увидеть на триумфальных арках и колоннах. Византийские мастера специализировались на миниатюрных резных рельефных изображениях. Таким образом, барельеф – это часть архитектурного декора у многих народов мира.

Барельеф с помощью шнура или трафаретов

Еще одна простая техника выполнения барельефа своими руками – с помощью гипсового раствора и бельевой веревки. На ДВП или пенопласт нужно нанести изображение, потом смочить веревку в растворе гипса и уложить по линиям изображения. После того как вся конструкция высохнет, ее нужно обработать кистью с помощью гипсового раствора.

Данным готовым декором можно и стены отделывать, и мебель украшать. При этом такой декор можно делать прямо на мебели, без плит.

Если декор выполняется из трафаретов, то будущий барельеф переводится на пенофол и вырезается. Гипсоволокно нужного размера покрывают грунтовкой, на него накладывают вырезанное из пенофола изображение. Если такой барельеф делается прямо на стене, то фигуру из пенофола нужно приклеить, затерев швы и неровности шпаклевкой.

Современный барельеф.

Дизайнерская легкая мысль не могла не перенести в качестве украшений современного жилья древнее искусство рельефных изображений. Мастера такого рода отделки способны преобразить любое помещение, независимо от его стиля. Барельефы можно назвать произведениями искусства, так как художественная ценность и их очень высока.

Иногда барельеф ошибочно называют лепниной. Это не совсем так. Лепнина это больше орнаментные украшения, барельеф же отличает сюжетность.

Приглашенный мастер первоначально определиться, что именно вы хотите видеть на стене. Первый набросок будущей картины выполняется на бумаге карандашом. Обычный эскиз, который мастер подготавливает вместе с заказчиком, поскольку кто, как не заказчик лучше всего знает, что он хочет.

Рис.2 Картина выполнена из финишной шпатлевки. Обои вырезались и зачищались по контуру картины до бетонной поверхности.

На этой картинке микс из нескольких элементов, зацепивших заказчика. Отдельно была фотография девушки в шляпке, идущей в поле с велосипедом.

Рис.3 и 4. Источник и исполнение.

Отдельно было несколько, запавших в душу картин голландского художника Willem Haenraets, стилистика которого очень затрагивала игрой цвета и форм. В настенном исполнении мастер постарался сохранить стилистику художника, добавив выбранные сюжетные линии. Арочная композиция, элемент кафе, замок вдали были предложены мастером, воплощены на бумаге, утверждены заказчиком.

«Тыл — фронту»

Где находится: МагнитогорскВысота: 15 мСкульптор: Л.ГоловницкийГод создания: 1979 г.

Первый памятник данного триптиха — это «Тыл — фронту» в Магнитогорске. На нем запечатлен символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Магнитогорск выбран для установки памятника неслучайно — на территории Магнитогорского металлургического завода (ММК) в годы ВОВ разместились 43 предприятия, эвакуированных из европейской части страны за Урал. Можно условно подсчитать, что каждый второй советский танк был сделан из магнитогорской стали. Без тружеников тыла победа была бы невозможной.

Рабочий обращен лицом в направлении ММК, лицо солдата обращено на запад — туда откуда на Советский Союз наступал враг.

«Воин-освободитель»

Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.

Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:

Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.

Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.

Как создается барельеф: мастер-класс

Барельеф можно создать с помощью различных материалов: камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и др. Но в домашних условиях лучше остановиться на штукатурке или гипсе.

Саму технологию можно разделить на следующие этапы:

  • В первую очередь нужно собрать ящик. Для этого понадобятся четыре фанерные рейки. По размеру и высоте ящик должен соответствовать плите рельефа.
  • В форму укладывают полиэтиленовую пленку, расправляют, чтобы на ней не было складок.
  • Готовый состав (гипс, штукатурка или др.) заливают в приготовленную форму. Формой также может послужить и картонная коробка, выстланная пленкой.
  • Дальше смесь должна первично схватиться, после этого ее достают из формы. Со стороны пленки поверхность будет лощеная, а с другой – шероховатая.
  • Затем создается само изображение: лепка с нанесением контура на плиту. После этого внутри контура наращивают объем с помощью смеси. Лучше делать это в несколько приемов, чтобы каждый слой схватывался и затвердевал. Пока материал не высох, его можно обрезать, обрабатывать и корректировать. Барельефы из гипса и алебастра обрезаются легче всего.
  • Если выполняется углубленное изображение, то его можно сделать двумя способами – углубить картинку стамеской или резцом либо наращивать фоновые слои вокруг картинки.
  • Также изображение можно просто наклеить на плиту, замазать швы и зачистить их наждачной бумагой.

Устанавливают декор на стену так же, как и обычную керамическую плитку с помощью плиточного клея. Гипсовые, каменные, пластиковые и керамические барельефы монтируются практически одинаково.

Памятник Солдату и Матросу в Севастополе

Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.

Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.

«Город-герой»

Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.

Материалы и подготовка

Данная статья расскажет, как сделать барельеф начинающим. Выполняется он с помощью следующих инструментов и материалов:

  • шпаклевки;
  • шпателя;
  • клея;
  • акриловых красок;
  • карандаша;
  • кистей разных размеров;
  • резака;
  • реек;
  • акрилового контура и др.

Чтобы самостоятельно создать барельеф, нужно правильно подготовить стену: очистить старые покрытия, загрунтовать и высушить. После этого поверхность покрывают шпаклевкой и снова сушат. На высохшей шпаклевке рисуют картинку, которую планируется выполнить в барельефной технике. Рисовать можно карандашом. На первый раз не стоит выбирать сложный рисунок – можно остановиться на изображениях растительности, стилизованных птицах или простых фигурах. Полностью изображение рисовать не обязательно, можно ограничиться контурами и очертаниями.

Барельеф своими руками: общие принципы

Чтобы выполнить барельеф самостоятельно, сначала нужно приобрести материалы. Эти материалы не самые дешевые, так как грунтовка, шпаклевка и обойный клей должны быть высокого качества. В противном случае результаты выполненной работы можно быстро потерять.

Очень часто, чтобы украсить стены, используются готовые плиты. Их можно изготовить самостоятельно или заказать у художников. Монтируются данные плиты сразу.

Если же барельеф выполняется сразу на стене, то он выступает как декоративная штукатурка (ее элемент), а точнее, монолитная лепнина. Его не обязательно выделять отдельным цветом, как, например, декоративную роспись. Объемный рисунок сам по себе будет выделяться за счет правильного искусственного освещения.

Но барельеф (фото представлены в данной статье) выполняет не только декоративные функции, он решает еще и функциональные задачи. Например, маскирует неровные поверхности, украшает инженерные коммуникации, зрительно искажает пространство (в зависимости от желаний владельца), а также создает переходы между различными зонами комнаты.

Если грамотно сочетать декоративную роспись и объемный рельеф, то можно получить невероятный оригинальный эффект декора. Но все же данная техника – не самый популярный способ декорирования из-за ее высокой стоимости. Чтобы сократить стоимость всей процедуры, можно выполнить ее самостоятельно. Но нужно понимать, что красивые изображения требуют больших усилий.

«Родина-Мать зовет!»

Где находится:Высота: Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

«Родина-Мать зовет!», соответственно, является второй частью триптиха. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей всех объединиться во имя защиты своей земли. Именно там — в кровопролитной битве при Сталинграде (ныне Волгоград), длившейся несколько месяцев с июля 1942 по февраль 1943-го, наступил переломный момент Великой Отечественной войны, а 6-я армия вермахта под предводительством генерала Паулюса капитулировала.

В Сталинградской битве только со стороны СССР принимало участие порядка 1,1 млн человек.

Возведение этой грандиозной скульптуры велось с 1959 по 1967 год. На момент создания в 1967-м и далее еще на протяжении 22 лет «Родина-мать» являлась самым высоким памятником на планете. В настоящее время она 11-я по высоте.

В 1972 году были проведены работы по замене первоначального меча. 33-метровая конструкция из нержавеющей стали в титановой оболочке весила 14 тонн и сильно раскачивалась в ветряную погоду, в связи с чем было решено заменить лезвие на другое — из фторированной стали чтобы уменьшить эффект парусности.

«Подвигу 28» (Героям-панфиловцам»)

Где находится: Подмосковье, Волоколамский район, ДубосековоВысота: 10 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.Федоров, В.Датюк, Ю.Кривущенко, С.ХаджибароновГод создания: 1975 г.

Памятник посвящен легендарному подвигу героев-панфиловцев: 28 бойцов дивизии 316-й стрелковой под командованием генерал-майора Ивана Панфилова ценой своих жизней преградили здесь путь 18-ти немецким танкам. Неравный бой произошел 16 ноября 1941 г. и продолжался 4 часа, почти все панфиловцы погибли, но при этом не уступили ни пяди земли захватчикам. Считается, что во время именно этого боя политрук Клочков произнес ставшую знаменитой фразу:

28 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» была опубликована статья об подвиге панфиловцев, который стал одним из символов невероятной доблести и мужества советских солдат, проявленных при обороне Москвы и в целом на протяжении войны.

Мемориал состоит из 6-ти10-метровых фигур, олицетворяющих 6 разных национальностей бойцов, состоявших в дивизии Памфилова и, соответственно, является напоминанием не только об их личном подвиге, но и о том, что Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была «одной на всех», достигнутой благодаря содружеству народов.

В 2016 году создан одноименный фильм «28 панфиловцев» — изначально «народный проект», собиравший финансирование на платформе краудфандинга (микроинвестиции), он затем получил широкую огласку и финансовую поддержку Министерства культуры Рф и Министерства культуры Казахстана.

Барельеф по странам и регионам.

Барельефы Египта сосредоточены на изображениях династий фараонов, легендах о жизни древнеегипетских божеств. В Месопотамии из-за нехватки сырья, барельефы не получили такого распространения, как в Египте, но все же по ним можно сложить летопись развития этих народов. Одежда, лица, фигуры животных, быт, военные сражения изображены в мельчайших подробностях, со скрупулезной тщательностью.

Утонченные рельефные изображения на индийских храмах и других древних строениях сосредоточены на любовных играх древнеиндийских богов.

В древней Греции и Риме барельефы отражали преимущественно жизнь богов и мифические истории. Какому пантеону богов был посвящен храм, можно было «прочитать» по барельефу на его фронтоне.

Рис.1 Богиня Гея.

Но не только на каменных стенах вырезались картинки, объемные изображения получили распространение на монетах и медалях в виде памятных гербов и портретов лиц королевской крови, на мемориальных досках, фризах.

Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»

Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.

Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.

В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.

Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.

Кто может быть мастером?

Не совсем верно думать, что любой способный человек успешно справиться с задачей создания барельефа. Описанная выше технология достаточно проста и доступна начинающему, но и барельеф получится простым. Чтобы из шпатлевки создать барельеф, достаточно иметь художественные способности, высокую тактильную чувствительность и опыт владения мастерком. Но представить готовое изделие в виде настенной картины под силу лишь обученному художнику. На рис.2 и 5 использована многослойная техника живописи. Для выбора цветового и тонального решения по высушенному рельефу наносится подмалевок – жидкоразведенная водоэмульсионная краска. После высыхания нижнего слоя накладывается второй слой – собственно прописка картины.

Если стоит задача украсить стену новой дизайнерской формой без сложных технологий живописи, то поверхности можно придать вид бронзы, дерева или просто окрасить в один или несколько цветов. Для достижения более светлого тона на выпуклых местах используют обычную губку, смоченную в воде. При первом опыте создания настенного барельефа, возможно, будут заметны небольшие огрехи, но со временем придет и качество.

Технология выполнения.

При работе используются различные материалы. У каждого мастера есть своя техника, которая годами совершенствуется. Новичок также может попробовать свои силы на данном поприще. Начинать нужно с самого простого. Для работ нужно обзавестись шпателем, валиком, кистью, наждачной бумагой и емкостью для замешивания растворов.

Часть стены, где будет расположен барельеф, необходимо подготовить. Если стена окрашена, и краску снять невозможно, то используется бетонный раствор, который тонким слоем наносится на стену. После высыхания шероховатая стена грунтуется. Если на стене есть обои, их нужно снять, а поверхность также загрунтовать и зашпаклевать. Далее приступают непосредственно к формированию рисунка. Нанести его можно по трафарету при помощи карандаша или тонкого маркера. Умеющим хорошо рисовать, трафарет не нужен, здесь можно дать волю своей фантазии.

Раствором для барельефа может быть гипс или шпаклевка густой консистенции. В гипсовый раствор можно добавить клей ПВА, который замедляет процесс затвердевания. При помощи резиновых шпателей, которые иногда обрезаются до нужного размера вручную, наносится базовая основа. Все остальные тонкости рисунка формируются металлическими лопаточками небольшого размера.

Завершенность композиции достигается обработкой поверхности крупнозернистой наждачкой. Она снимает всё лишнее и делает поверхность более гладкой. Далее стену просушивают. Последним этапом работы является покраска.

Как подобрать сюжет.

Рельефные картины всегда придают помещению изысканность и неповторимый стиль. Данный элемент дизайна можно применять в любом месте квартиры или дома. Барельефы хорошо вписываются как в классику, так и в хай-тек. Декоративный барельеф может быть различных тематик и цветовых решений. Например, в спальне часто используют барельефы с природными пейзажами, темами из греческих мифов или цветочными орнаментами. Для кухни подойдут натюрморты с экзотическими овощами и фруктами. Гостиную украсят виды старинных европейских городов, диковинные птицы и цветы. Всё зависит от вкуса и фантазии владельца.

рис 5. Барельеф в коридоре. Выполнено по обоям. Материал: финишная шпатлевка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий