Чертежи и расчеты
Главное условие долгой и надежной работы ворот — соответствие системе крепления, действующим нагрузкам и соблюдение технологии монтажа. Чтобы составить чертеж, производят замеры. Само полотно обычно изготавливают по ширине проема плюс несколько см на боковые притворы. Высота определяется индивидуально с учетом размеров ограждения и материала, которым предстоит обшивать каркас. Обычно она составляет 1,9-2,2 м.
При расчете консольных ворот нужно учитывать, что они состоят из рабочей части, которая перекрывает проем, и технической. Их общая длина должна быть больше ширины проема на 40-50%. При такой пропорции обеспечивается прочное крепление и правильная работа всех элементов конструкции.
Каркас для обшивки компонуется из усиленного контура, промежуточных стоек, раскосов и перемычек. Их размеры просто рассчитать по правилам геометрии или по чертежу, если он составлен в масштабе. По результатам заполняют таблицу (спецификацию), где указывают количество материалов и комплектующих.Теперь можно приступать к закупкам.
Примерно так должен выглядеть чертеж откатных ворот специалиста
Все элементы конструкции — опоры, фундаменты, каркас полотна, ролики, держатели, закладные и т.д.— работают совместно. Поэтому самостоятельно рассчитать и подобрать характеристики довольно сложно. Оптимально будет воспользоваться готовыми решениями, представленными в альбомах производителей или помощью онлайн калькуляторов.
Своими руками
Прежде чем приступить к работам исполнителю требуется произвести предварительную подготовку, а именно:
- создать и прорисовать рисунок (эскиз):
- определиться с технологией обработки металла, и соответственно, подготовить оборудование и инструмент;
- приобрести расходные материалы для изготовления, сборки, покраски и установки ворот.
В случае, если исполнитель не обладает соответствующими для выполнения работ знаниями, следует их получить. Операции ковки представляют собой набор технологических операций по обработке металла, изучение основ ковки позволит создавать несложные по дизайну и составляющим деталям изделия.
Продолжительное обучение кузнечному делу в учебном заведении, самостоятельно, на мастер-классах позволяет приобрести обширные навыки и производить надежные и эксклюзивные кованые ворота своими руками.
Возведение кирпичных столбов
Следующим этапом пошагового руководства для откатных ворот своими руками станет выполнение кирпичной кладки. Действия по возведению стандартные.
Отличие от обычных столбов заключается в дополнении закладок для нащельников. Для этой цели подойдут уголки с арматурой. Их приваривают к трубе, которая выполняет роль сердцевины.
Уголки располагают в 3 местах:
- в нижней части между 3 и 4 рядами кладки;
- в середине столба;
- немного ниже верхней границы будущих ворот.
Кладку лучше выполнять по схеме. При возникновении вопросов можно не только почитать описания этапов работ, но и посмотреть видео про откатные ворота своими руками.
Чертежи и схемы
В качестве примера будет рассмотрен вариант консольной системы с расположением привода в нижней части. В зависимости от месторасположения привода и от стороны открывания эскизы могут незначительно отличаться.
Непосредственно створка ворот крепится к металлическому каркасу, который представляет собой раму, изготовленную либо из металлопрофиля, либо из стальной трубы. К металлическому каркасу приваривается направляющая. Зачастую она представлена в качестве зубчатой рейки, особенно это касается конструкций с электроприводом. Внутрь направляющей балки вмонтировано роликовое основание. Как правило, в консольной системе под роликовым основанием имеются в виду каретки на колесиках.
Направляющая, перемещаясь вправо-влево, передвигает створку ворот в соответствующую сторону, тем самым открывая или закрывая въезд. Поскольку вся сила тяжести створки перемещается на балку и на роликовое основание, для минимизации нагрузки монтируется разгрузочный ролик и улавливатель в нижней части полотна. Благодаря этому в закрытом состоянии консольные ворота не провисают. В некоторых изделиях разгрузочный ролик и улавливатель дополнительно устанавливаются с противоположной стороны, что обеспечивает удержание ворот в открытом состоянии.
Фиксирование воротного полотна в верхней части обеспечивается за счет улавливателя и балки с каретками. Для того чтобы грязь и пыль не попадали внутрь конструкции, используется боковая заглушка. Опорные столбы в обязательном порядке должны быть смонтированы из прочного железобетонного основания, кирпича или из металлической трубы
Особое внимание уделяется и фундаменту для нижней направляющей, в противном случае вся конструкция рухнет под тяжестью собственного веса. Велика вероятность порчи имущества, в том числе и чужого, и риск нанесения увечий проходящим мимо людям
Упомянутый ранее электропривод легко монтируется между каретками, зубчатая рейка фиксируется непосредственно к воротной створке, неподалеку размещается устройство управления, фотофиксаторы и спутниковая навигация.
Принцип работы консольных ворот
Главную работу в консольных воротах выполняет механизм, который передвигается по специальным тележкам, приваренным к свае.
В сети можно встретить разные чертежи раздвижных ворот, которые могут отличаться сложностью и наличием дополнительных узлов.
Тележки, которые выступают главным узлом конструкции содержат в себе 8 подшипников с комплектом прочных металлических или пластмассовых роликов. Направляющие заключены в надежную оболочку, которая препятствует проникновению влаги в механизм, что увеличивает срок службы механизма.
В среднем, раздвижные ворота, с фото которых можно ознакомиться далее, должны выдерживать примерно 50 тыс. циклов использования.
Если брать за основу среднюю частоту использования в частных домах, получиться примерно 20 лет работы. К тому же при установке таких конструкций нет ограничений на высоту проезжающей машины.
Особенности и преимущества
Сдвижные ворота с калиткой внутри имеют как явные преимущества, так и некоторые особенности, которые следует обязательно учитывать при их выборе и установке.
Плюсы откатных ворот со встроенной калиткой очевидны:
- Надёжность конструкции и ее компактность. Система экономит часть площади забора и представляет собой вариант «два в одном», для которого достаточно сделать лишь один просвет в ограде вместо двух. Саму калитку можно установить в любом удобном месте по желанию хозяина, кроме, как уже было сказано выше, центра.
- Удобство эксплуатации. Подвижная створка перемещается абсолютно бесшумно и очень плавно, так что она не доставляет никакого дискомфорта. Если же рядом с конструкцией будет находиться человек, он успеет отойти в сторону.
- Устойчивость к любым погодным условиям. За воротами легко ухаживать, они имеют длительный период эксплуатации.
Что касается других особенностей, прежде всего, раздвижные ворота со встроенной калиткой дают возможность людям входить и выходить за пределы забора без включения откатной системы. С одной стороны, это очень удобно и хорошо смотрится. С другой стороны, этот нюанс имеет и некоторые недостатки, которые нужно иметь в виду еще на раннем этапе проектирования:
- Например, монтаж откатных ворот со встроенной калиткой требует больших денежных затрат, особенно по сравнению с другими видами конструкций.
- Чтобы смонтировать консольную часть раздвижной системы и привода, необходимо в обязательном порядке установить бетонный фундамент, на котором он будет держаться. Во время проектирования ограды придётся оставить часть площади вдоль него свободной для откатывающейся створки.
Важно помнить, что даже если калитка слегка приоткрыта, сдвижная система работать не будет.
К сожалению, придётся столкнуться с некоторыми неудобствами при выборе замка и дверной ручки. Расстояние между воротами и опорной конструкцией ограничено
Если ручка будет слишком большой, она может помешать открытию ворот.
Ещё одним недостатком является высокий порог, который сможет стать серьезным препятствием для свободного движения детей с велосипедами, тележками и пожилых людей. Неудобства почувствуют и высокие люди, которым придётся нагибаться под верхней перекладиной, чтобы не удариться.
Конструкция откатных ворот
Конструктивно откатные ворота подразделяются на консольные, подвесные, рельсовые типы. Самый простой в изготовлении последний вариант. В этой конструкции створка с закрепленными снизу роликами перемещается по рельсу, уложенному в землю. Из-за того, что приходится постоянно очищать рельс от снега, грязи, посторонних предметов они используются редко.
В подвесных конструкциях полотно с помощью роликов движется по балке, установленной вверху на опоры по бокам ворот. Система надежная и долговечная, не требующая постоянного ухода, но въезжающие автомобили ограничены по высоте. Однако разновидности со съемными балками решают эту проблему.
Несмотря на сложность изготовления и более высокую стоимость чаще всего выбирается конструкция сварных откатных ворот консольного типа. Их основой является балка с установленным полотном, которая сдвигается по роликам, размещенных сбоку от проема. Для установки со стороны открытия необходимо свободное место в 1,5 раза превышающее ширину створки.
Консольные откатные ворота, самый распространенный вид
Из чего состоит конструкция
В составе откатных ворот находятся следующие детали, необходимые для монтажа ворот:
- направляющие балки, которые выполняют роль несущей;
- опоры для роликов;
- ролик, который можно снять;
- регуляторы парусности и нагрузки – уловители;
- в качестве крепления используется кронштейн, защищающий ворота от покачивания;
- опора, обеспечивающая створкам подвижность и подставка к ней.
Так же составной частью откатных ворот на консольной основе является фундамент. На нём размещают опоры для роликов, на них распределяется нагрузка несущей. Внутрь консоли помещают сами ролики.
Наглядно состав конструкции может представить схема откатных ворот.
Откатные ворота своими руками – монтаж
Можно приобрести уже готовые откатные ворота – в таком случае не придется самостоятельно варить основу/раму, зашивать ее отделочным материалом и ждать, пока полностью высохнет фундамент. Но можно и створку откатных ворот сделать своими руками – это не потребует внушительных финансовых затрат, да и время сушки фундамента пройдет незаметно. Причем, с работой по изготовлению рамы откатных ворот и отделки ее декоративным материалом справится даже человек с минимальным опытом в сварочном процессе.
Изготавливается рама из металлических труб, уголков и швеллеров – их можно приобрести даже в пункте приема металлолома, что будет практично и выгодно.
Не забудьте приобрести фурнитуру, которая будет приводить в действие весь механизм откатных ворот.
Пошаговая инструкция изготовления рамы откатных ворот:
- Подготавливаем материал – металлические детали нужно очистить от ржавчины и окалин – для этого используется «болгарка». Обязательно при работе используйте защитные очки – мелкие частицы ржавчины и окалин могут попасть в глаза, повредить их. Последний этап подготовительных работ – обезжиривание поверхности металлических фрагментов, которое выполняется с использованием растворителя.
Обратите внимание: специалисты рекомендуют именно на этапе подготовки материалов провести грунтовку металла. Многие игнорируют этот момент, но после сборки рамы будет проблемно тщательно прогрунтовать поверхность элементов в местах их соединения
- Приступаем к сварке несущей рамы. В принципе, каких-либо стандартов при выборе профилированной трубы нет – тут уж нужно исходить из своих возможностей: некоторые приобретают новый материал, некоторые пользуются услугами пунктов приема металлолома. Сначала свариваем несущую раму откатных ворот, затем навариваем обрешетку – она придаст каркасу прочности.
Обратите внимание: если планируется зашивать ворота с одной стороны, используя толстый материал, то внутреннюю трубу нужно сместить на край рамы. Если же планируется обшивать раму с двух сторон, то эта же труба должна располагаться посередине
- После изготовления каркаса нужно приварить несущую из набора фурнитуры, который был приобретен заранее. Учтите, что и направляющую, и трубы нужно приваривать к раме в шахматном порядке, прихватки должны быть не менее 20 мм и расположены на расстоянии 25 см. Только при соблюдении таких правил можно быть уверенным в прочности всей рамы откатных ворот, ее «не поведет» даже при длительном и агрессивном использовании.
Рекомендуется варить раму с «укосиной» — этим будет обеспечена устойчивость к ветровым нагрузкам.
После проведения сварочных работ нужно зачистить все сварочные швы и покрасить готовую конструкцию. Причем, специалисты рекомендуют использовать для этого алкидную краску – да, она стоит недешево, но зато перед ее нанесением ненужно проводить подготовительные работы и качество покрытия будет на самом высоком уровне.
Теперь нужно зашить раму любым декоративным материалом – это может быть профилированный лист, доски. Крепится обшивочный материал к каркасу с помощью саморезов, а если для проведения работы использовать шуруповерт или дрель, то процесс пройдет быстро и без проблем.
Определяемся с размерами и проектируем чертеж
Чтобы правильно составить чертеж можно воспользоваться готовой схемой, взятой в интернете. Сначала нужно определиться с шириной проема, так как от этого зависят остальные размеры. При перпендикулярном въезде легковому автомобилю хватит 2,5 — 3 м. Грузовику или трактору потребуется не меньше 3,5 м. Если въезд возможен только под углом, ширина увеличивается в полтора раза. По условиям безопасности расстояние от наиболее выступающих элементов автомобиля до опорных столбов выбирается не менее 30 — 50 см. Оптимальной шириной проема, достаточной для удобного проезда всех видов транспорта, будет 4,5 м.
Ширина створки делается на 20 см больше размера проема, чтобы при закрытии по бокам не оставались щели. При установке нижний край створки приподнимается на 10 см от земли. Составляя чертежи, также необходимо учитывать толщину опорной балки, чтобы высота ворот была вровень с забором.
Чтобы створка при движении не проваливалась вниз, к ней приваривается откос, используемый как противовес. Его длину делают равной 0,5 ширины полотна. Всю нагрузку воспринимают опорные тележки, поэтому они крепятся к швеллеру, установленному на прочном бетонном фундаменте. Его также используют для монтажа электропривода дистанционного открытия ворот.
Чтобы правильно составить чертеж можно воспользоваться готовой схемой, взятой в интернете
Выбор и монтаж дополнительных деталей
Ни одна пошаговая инструкция установки откатных ворот своими руками не обходится без участия фурнитуры. Для функционирования системы требуется подобрать, зафиксировать следующие детали:
Направляющий рельс. Подходит только профиль с ровной поверхностью. Любые изъяны (шероховатости, окалины) перечеркнут правильную работу конструкции. Высокий процент углерода в составе элемента — плюс.
Роликовые каретки. Подходит вариант только с составляющими из металла. Использование пластиковых деталей исключено.
Подшипники. Лучше брать элементы с прорезиниванием. Они обеспечат движение конструкции без застревания
При этом важно оградить детали от разрушения.
Пластинка с колесиками. Закрепить надо 2–4 экземпляра
Ролики для откатных ворот своими руками установить несложно. При этом желательно использовать варианты с резиновым покрытием.
Выполнение выдвижной системы ворот требует внимания, последовательного воспроизведения действий, описанных в пошаговом руководстве. Собственноручно справиться можно. Это сэкономит средства, которые могли бы уйти на оплату услуг частного мастера.
Материалы для откатных ворот
Для того чтобы сделать откатные ворота своими руками, необходимо использовать качественные материалы для долгого срока службы и приятного внешнего вида ворот.
Для вашего удобства все материалы и механизмы можно приобрести в специальных строительных магазинах.
Перечень необходимых деталей для ворот:
- Для направления перемещения используют роликовую каретку, вам понадобится 2 штуки;
- Для большего крепежа ворот в закрытом виде используют для створок уловитель, на низ и верх листа ворот;
- Чтобы закрепить верхний край створки при эксплуатации используют пластину с поддерживающими роликами;
- Ролик концевой, также можно воспользоваться накатным роликом;
- Заглушки по направляющим – 2 штуки;
- Направляющая;
- Двигатель с длинной проводкой, системой автоматизации.
Тут указаны основные механизмы для самостоятельной установки данного вида ворот, немаловажным есть и правильность выполненного монтажа каркаса ворот.
Как сделать консольные откатные ворота
Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.
Комплектация консольных ворот
Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.
Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.
Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки
Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.
Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот
Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.
Подготовленное армирование и закладной швеллер
Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.
Установка роликовых опор
К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.
Пример крепления роликовых площадок
При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения
Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.
На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они
Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.
Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.
Виды откатных ворот
Существует три вида откатных систем для подобных ворот, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
Подвесной. В данном случае крепление двигающейся створки соединяется с верхом направляющего рельса на уровне от двух с половиной до пяти метров. Высота подвесного ограждения зависит от типа самого объекта. Минусом такого вида открывания является ограниченная высота проема, которая может стать препятствием для больших грузовиков и других высоких транспортных средств.
Для любых ворот, имеющих откатной принцип открывания, необходимым условием является наличие свободной площади вдоль ограждения. Для подвесных и рельсовых видов конструкций длина этого места должна соответствовать длине движущейся створки.
Установка откатных ворот своими руками: инструкция
Первым делом нужно нарезать профильные трубы по размерам, которые приведены в чертеже. В этом деле стоит воспользоваться электрической болгаркой. Стоит напомнить о необходимости использования специальных защитных средств.
После нарезки профильные трубы укладываются на ровную поверхность или подставку, и формируется рама изделия. Проверив правильность раскладки всех углов рамы, их нужно прихватить сваркой в нескольких местах.
Далее, стыки полностью провариваются, а доступные места сварных швов тщательно очищаются от шлака и зашлифовываются. Поверхность рамы, к которой будет прикрепляться каркас, нужно качественно загрунтовать антикоррозийным составом, потому что потом выполнить эту работу будет довольно сложно. Этим же способом собирается каркас изделия, только грунтуется он с наружной стороны. Теперь необходимо соединить каркас с рамой.
Далее, внутри рамы вымеряется необходимое для каркаса расстояние, и ставятся отметки. Раму располагают горизонтально, закладывают в нее готовый каркас и регулируют его по меткам при помощи подложек из древесины. После регулировки и проверки необходимо присоединить каркас к раме точечной сваркой через каждые 50 сантиметров. Это поможет избежать смещения каркаса относительно рамы. Далее, все стыки полностью провариваются и зачищаются. Следующим шагом будет соединение нижней части рамы с направляющими рельсами из набора фурнитуры. Их приварку необходимо осуществлять таким же методом, как и соединение каркаса с рамой.
Покраска и обшивка раздвижных ворот
Потом нужно подготовить самодельную раму к покраске. Болгаркой хорошо зачищаются сварочные швы. Вся поверхность рамы обезжиривается и обрабатывается специальным антикоррозийным средством. Необходимо выждать немного времени, чтобы изделие успело высохнуть, а потом можно начинать покраску.
Для этой цели стоит применять алкидные эмали или акриловые краски. Специалисты советуют пользоваться краскопультом или небольшим валиком. Покраска делается обязательно в два слоя.
Далее, нужно начинать зашивку полотна раздвижных ворот. Профлист, вырезанный по точным размерам, закрепляется с помощью заклепок или саморезов. Лист сначала крепится по углам, а потом прикручивается по всему периметру с шагом не более 20 сантиметров.
Как сделать фундамент
Теперь нужно начинать делать фундамент для раздвижных ворот. Выкапывается траншея длиной около половины проема и глубиной около 1 метра. Закладная устанавливается в траншею и проверяется строительным уровнем. Швеллер обязан находиться на одном уровне с поверхностью двора. Таким способом получится ровное основание для специальных кареток. При помощи бетономешалки замешивается бетон, который заливается в траншею. Специалисты советуют протыкать бетон металлической арматурой или рейкой из древесины. Это поможет избежать возникновения пустот.
Фундамент обязан выстаиваться около 14 дней, а полный срок сушки и набора прочности составляет не менее 30 дней. В течение первых 5 дней нужно поливать фундамент обычной водой, чтобы не допустить образования трещин в бетоне.
Как осуществляется монтаж
После подготовки фундамента стоит начинать монтаж приспособления. На закладной размещаются две специальные каретки. Расстояние между ними должно быть максимальное. Далее, на каретках выставляются откатные ворота, которые вставляются в направляющий рельс.
На этом этапе работ необходимо качественно отрегулировать каретки. Ближайшая к проему каретка устанавливается таким образом, чтобы створка при открытии не доходила до каретки на 20 сантиметров. Вторая каретка располагается так, чтобы при закрытии ворота не доходили до нее на расстояние 5 сантиметров. После этих действий стыки кареток и закладной свариваются между собой.
Теперь можно крепить остальную фурнитуру. Верхние оградительные ролики надежно закрепляются на закладной металлического столба. На другом столбе к закладным прикрепляется небольшой отрезок профильной трубы. Ее длина должна быть равна высоте створки изделия. А также к этому столбу нужно приварить нижний и верхний улавливатели. Концевой ролик в направляющей зажимается с помощью болтов, но некоторые умельцы советуют его дополнительно приварить, потому что гайки могут раскрутиться. После окончания работ направляющая закрывается специальными заглушками из резины, которые продаются вместе с фурнитурой.
Установка несущей рамы и монтаж откатных ворот своими руками (с фото и видео)
После этого можно переходить к изготовлению самих ворот, вернее, их несущей рамы, для которой лучше всего подходят металлические трубы сечением 60 х 30 мм. Вначале трубы нужно нарезать с помощью болгарки, затем их необходимо обезжирить и загрунтовать. После этого можно сваривать детали, создавая несущий каркас откатных ворот.
Для усиления конструкции нужно приварить внутренний каркас, чтобы несущая рама могла выдержать вес металлической облицовки, профнастила, сайдинга, досок и пр.
Для внутреннего каркаса потребуются трубы сечением 40 х 20 мм, которые лучше приваривать в шахматном порядке с равным интервалом — в этом случае рама выдержит любую нагрузку.
Как показано на фото, при установке откатных ворот после сварки все швы нужно зачистить, прогрунтовать и покрыть алкидной эмалью, лучше в два слоя:
Когда краска высохнет, можно начинать зашивать полотно ворот. Обычно материал крепится к внутренней части каркаса с помощью саморезов. Как уже говорилось ранее, наиболее простой и доступный материал для облицовки — профнастил.
На видео «Установка откатных ворот своими руками» показано, как монтируется несущая рама:
После того как застынет фундамент, можно приступать к монтажу ворот. Сначала на швеллере следует установить ролики для раздвижных ворот и развести их на максимальное расстояние. При этом нужно следить, чтобы крайняя каретка во время закрывания ворот не сбивала заглушку.
Затем следует установить (накатить) несущую раму ворот на каретки. Конструкция должна устанавливаться с помощью уровня, что позволяет установить ее ровно и строго вертикально. Это позволяет избежать перекоса при установке ворот. Только после этого при монтаже откатных ворот своими руками можно приваривать тележки роликов к швеллеру. Затем следует еще раз проверить, насколько конструкция ровная, и если все идеально, можно приваривать все остальные тележки. Вначале привариваются верхние удерживающие ролики, потом вставляются концевые ролики и привариваются нижний и верхний уловители.
Посмотрите видео «Монтаж откатных ворот своими руками», чтобы лучше представить, как выполняется эта работа:
Особенности расчетов
Прежде, чем приступить к проектированию чертежа, нужно сделать все необходимые расчеты. В первую очередь вычисляется высота и ширина ворот. Если известна высота забора на участке, то определить высоту будущего полотна можно следующим образом: верхняя часть должна быть одного уровня с забором, а нижняя часть на 8-10 см выше дорожного полотна. Ширина ворот равна расстоянию между опорными балками, рекомендуемое значение 4 метра.
Сделать расчет противовеса тоже довольно просто – его длина должна равняться 50% от длины проема. Это значение можно уменьшить до 40% только в тех случаях, когда не хватает пространства забора для полного открывания створки и полотно обшито облегченными материалами.
Длины профиля противовеса, соединяющего верх полотна и край нижнего профиля, должно хватить на образование треугольника.
Значение вычисляется в соответствии с размерами по следующей формуле:
sqrt{ func a^{2} + func b^{2} }
Или в более привычной форме, знакомой со школы
Где a – длина противовеса, b – высота полотна, c – искомая длина.
Расчет веса конструкции нужен для правильного подбора направляющей балки, фурнитуры и автоматики. В основном вес зависит от материала, которым будет выполнена обшивка, от веса рамы, каркаса и несущей балки и от ветровой нагрузки.
Для ворот весом до 300 кг подойдет несущая балка размерами 9х5 см и толщиной металла 3,5 мм. Фурнитура должна выдерживать полный вес конструкции. Ее можно приобрести готовым комплектом либо приобретать все комплектующие по отдельности. При покупке желательно иметь при себе чертеж со всеми расчетами, чтобы можно было проконсультироваться со специалистом.
Советы по выбору материала и фурнитуры для ворот
Понадобится следующая фурнитура:
- 2 уловителя.
- 2 роликовые каретки.
- Направляющий профиль по 6–7 м.
- Заглушки из металла или резины.
- Концевой и поддерживающий ролик.
Элементы рекомендуется приобретать в специализированном магазине. Самостоятельно изготавливать их не рекомендуется, так как необходимы знания и дополнительные инструменты, стоимость аренды которых иногда превышает затраты на приобретение деталей.
Критерии выбора фурнитуры:
- Ширина проезда.
- Вес конструкции. Чем больше вес изделия, тем более прочная нужна фурнитура.
- Ветровая нагрузка. Столбики проёма должны быть надёжными и устойчивыми.
- Производитель. Отечественные изготовители чаще всего не дают гарантии на фурнитуру для откатных ворот.
Выбирая фурнитуру, важно точно знать размеры направляющего профиля. Она выбирается в соответствии с 1,5 ширины ворот
Все детали рассчитываются на вес 400 или 800 кг. Если планируется выполнять обшивку конструкции профнастилом, то подходит первый вариант. Если в планах изготовление кованого изделия, то надо брать фурнитуру, рассчитанную на вес 800 кг.
Роликовые каретки могут быть металлическими или полимерными.
Полимерные роликовые каретки
Последние создают меньший уровень шума, поэтому их рекомендуется использовать.
Выбор фурнитуры определённого производителя является кропотливым вопросом
Нужно обращать внимание на детали и упаковку. Не стоит приобретать фурнитуру в кульках с неровными краями
Главной деталью ворот является направляющий профиль. Если деталь слишком тонкая, а марка металла слишком мягкая, то профиль будет разгибаться. Деталь должна быть ровной. Определить это можно без специальных инструментов: огрехи определяются путём визуального осмотра. Чем меньше толщина детали, тем больше она подвергается искажениям.
Обратить внимание надо и на сталь, из которой изготовлена фурнитура. Рекомендуется отдавать предпочтение марке стали S275JR (FE430B)
При выборе роликовых кареток следует учитывать такие факторы:
Стоит обратить внимание на подшипники, способ их монтажа и точность изготовления. Качественными являются изделия итальянских и немецких производителей.
Нужно посмотреть, с каким усилием вращается голова ролика
Она должна свободно покачиваться на оси при касании рукой.
Обратить внимание следует и на размещение роликов на опоре по ширине. Если элементы располагаются на несколько мм больше, чем нужно, то они опираются на скошенную часть профиля. Это недопустимо
Такие изделия не нужно покупать.
Важно осмотреть щели между роликом и направляющей рейкой. Болтание может привести к тому, что ворота будут двигаться в разные стороны.
Если планируется приобрести ролики из пластика, то нужно убедиться в наличии окантовки верхней пластинки из алюминия.
Качественные детали должны иметь люфт между роликами и направляющим профилем минимум 0,4 мм, но не более 0,6 мм.