Самостоятельная постройка погреба в гараже

Как устроить в погребе вентиляцию?

Как сделать погреб в гараже – схема вентиляции

Самый простой способ — естественная вентиляция, добиться которой мы можем, установив две трубы: вытяжную и приточную с выходом на улицу. Нижний край приточной трубы монтируется ближе к полу погреба, а вытяжная труба — ближе к перекрытию, таким образом обеспечивается хорошая циркуляция воздуха. Другой способ — принудительная вентиляция, работу которой может контролировать автоматика.

Утепление погреба  можно произвести с помощью пенополистерола, который укрепляется на стенах и потолке конструкции. В случае, если потолком для погреба служит бетонная плита, то теплоизолирующий материал можно разместить под фальшь-потолком.

Устройство лестницы и проведение освещения

Обустройство подвала часто завершается установкой лестницы. Может показаться, что лестница очень проста в установке и её можно легко построить своими руками. Но при первых попытках разобраться в этом вопросе, обнаруживается множество требований к её безопасности и надёжности. Перед тем как будет установлена лестница, необходимо продумать следующие моменты:

  1. Площадь, которую займёт лестница.
  2. Её безопасность и удобство использования. Необходимо учитывать, что вам придётся часто подниматься и спускаться в подвал с продуктами и другими тяжёлыми вещами.
  3. Возможность образования конденсата, который делает ступени скользкими.

Ключевым фактором в безопасности конструкции является вес, который лестница способна выдержать. Считается, что лестница должна выдерживать вес не менее 100 кг.

Светильник с влагозащитным корпусом.

При желании в подвал можно провести освещение. Его устройство может быть любым. Главное, чтобы оно включалось из гаража или на входе в подвал. В качестве источников света стоит выбирать лампы в пластиковых защищенных от влаги корпусах. Это снизит риск короткого замыкания при образовании конденсата.

Следуя приведенным выше рекомендациям, вы сможете обустроить подвал в гараже. Подвальное помещение (его стены, пол, перекрытия и лестница) представляет собой не такую уж сложную конструкцию, и при наличии некоторого строительного опыта её можно построить своими руками.

Формирование пола

Для обустройства пола применяются различные материалы:

  • железобетон. Укрепляется стальной решеткой, формируя устойчивую к движению грунта основу. Процесс заливки довольно трудоемкий, требует повышенных затрат;
  • почва. Основа приямка выравнивается и, если необходимо, в местах с неровностями подсыпается грунт. Затем формируется песчано-щебеночная подушка и тщательно уплотняется;
  • глина. Это недорогой и экологичный стройматериал. Применяется сухая глина. Она засыпается слоями, между которыми укладывается гидроизоляционный материал.

Наиболее часто основу погреба бетонируют. Выполняйте работы, соблюдая очередность:

  1. Спланируйте основание, насыпьте песок и утрамбуйте.
  2. Сформируйте щебеночную подушку высотой 10–15 см.
  3. Уложите арматурную решетку, связанную из стержней сечением 10 мм.
  4. Насыпьте керамзитовые гранулы слоем 10 см для тепловой изоляции основы.
  5. Залейте цементную стяжку, выровняйте подвальный пол.

К дальнейшему этапу можно приступать после высыхания стяжки.


Для гидроизоляции поверхностей оптимально подходит рубероид

Подвал в гараже – в чем преимущества

При постройке гаража финансовая часть вопроса всегда играет очень большую роль, а при строительстве с подвалом финансовые траты возрастают, причем весьма существенно. Чтобы оборудовать погреб в гараже, понадобится намного больше строительных материалов, да и временные затраты возрастают в несколько раз. Однако дело стоит того.


Схема утепления и гидроизоляции подвала.

Строительство погреба в гараже своими руками дает много преимуществ, что с лихвой перекрывают временные и финансовые потери:

  1. Подвал в гараже – это много дополнительного места, которое удобно использовать для хранения заготовок на зиму. Многие владельцы гаражей имеют свои огороды и дачи либо приобретают продукты на рынке, и занимаются закаткой компотов, варенья и солений. Благодаря тому, что в подвале реально создать хорошие условия их хранения, он является оптимальным вариантом.
  2. Собственная мастерская. В подвале можно без проблем оборудовать эту мечту практически каждого автолюбителя, ведь зачастую в самом гараже места для проведения полноценных ремонтных работ недостаточно. А погреб в гараже позволяет оборудовать вполне комфортное рабочее место с нормальным размещением всех необходимых инструментов и оборудования.
  3. Гараж с подвалом – отличное место хранения вещей, которые нужны не постоянно, а только время от времени. К примеру, велосипед, необходимый только летом, санки, необходимые в холодную пору, различные сезонные огородные приспособления и так далее. Чтобы не захламлять кладовку либо балкон, все лишние вещи удобно разместить в подвале.
  4. Если владелец постройки решит продать ее либо сдавать в аренду, наличие подвала существенно увеличит ее ценность.

Для чего нужен подвал в гараже

Хозяева гаражей рано или поздно задумываются, есть ли смысл строить под ним подвал. Некоторые думают, что это доставит много трудностей, придётся вне плана проводить капитальный ремонт постройки или для этого вообще нужно возводить новый гараж. Максимальная эффективность имеющейся в наличии земельной площади имеет значение и на собственном приусадебном участке, и при наличии гаража в городской черте.

Создание погреба в гараже даёт возможность использовать постройку с максимальной отдачей. Использовать подвал можно по-разному – от устройства небольшого склада для редко нужных вещей до маленькой мастерской или даже комнаты, где можно провести досуг.

Идеально, если постройка подвала запланирована ещё при возведении гаража, но при наличии уже готовой постройки сделать его тоже можно. Только нужно учесть, что организация дополнительного помещения под готовым строением потребует больших затрат труда из-за ограниченного места для работы и необходимости подготавливать котлован только вручную.

Дополнительно до начала постройки подвала в гараже нужно принять в расчёт несколько моментов:

  • Сначала нужно определиться с предназначением подземного помещения, его габаритами и видом. Подвалы в гаражах делают по 2 схемам – полностью погружённый в почву или полузаглублённое помещение. Погреб, полностью находящийся в грунте, делают глубиной до 3 м, у него есть множество предназначений. Полузаглублённая конструкция может использоваться даже при высоком уровне воды в почве, её погружают в грунт до 1 м. Практика показывает, что удобнее всего делать погреб шириной 2-2,5 м и 1,7-1,9 м глубиной, длина должна не превышать размеры гаража.
  • Если гараж расположен в городской черте, нужно до начала строительства подвала проконсультироваться в соответствующих организациях о возможном проведении любых коммуникаций в месте, где стоит гараж. Так во время строительства вы случайно не наткнётесь на электрический кабель или водопроводные трубы.
  • Заранее определить, сколько воды содержит почва, и какой вид грунта находится под гаражом. Это прямо влияет на устройство гидроизоляции, конструктивные особенности стен подвала и его эксплуатационные качества.

Устроенный в гараже погреб хорош тем, что он способен заменить смотровую яму. Необходимо только изготовить лестницу так, чтобы её ступени были расположены с максимально возможным уклоном — желательно, чтобы они проходили по длине погреба. Небольшой угол уклона позволяет, стоя на ступенях, работать под днищем автомобиля. Это даст возможность сберечь немало денег.

Погреб позволяет выделить дополнительное место для хранения овощей и заготовок на зиму. Многие там складируют компоты и соленья. Подвал позволяет организовать оптимальные температурные условия.

Мечта каждого хозяина машины – своя мастерская, хороший подвал подходит для этого идеально. Там хватит места для инструментов и даже небольших станков.

В подвале можно хранить вещи, которые используются редко – велосипед, нужные только зимой детские санки и т.д.

Целесообразность постройки подвала любого размера в гараже решается с учётом индивидуальных потребностей и условий.

Как сделать вентиляцию

В гаражном подвале необходимо устройство вентиляционной системы. Чтоб обеспечить подземное помещение достаточным количеством чистого воздуха и эффективно отвести отработанные газы в цоколе стен делают несколько небольших отверстий. Вентиляция может быть естественной, когда воздушные потоки перемещаются через разницу в давлении внутри или снаружи помещения или принудительной. Для циркуляции воздуха используется вентилятор. Теперь, когда мы знаем, как построить погреб в гараже, ознакомимся с нюансами монтажа вытяжки:

  1. Подготавливаем две трубы.
  2. Первую закрепляем возле потолка, верхний край трубы должен возвышаться над кровлей на 35-50 сантиметров. Для предотвращения попадания мусора и насекомых верхнее отверстие закрывают сеткой или специальным колпаком.
  3. Вторую трубу для притока свежего воздуха закрепляют на расстоянии 5-10 сантиметров от пола. Верхний край трубы должен возвышаться над поверхностью почвы на 30 сантиметров. Это отверстие тоже накрывают сеткой.

Сделать погреб в гараже своими руками достаточно просто, гораздо сложнее обслуживать подобную вентиляционную систему. В зимний период она может не работать. Для предотвращения подобных неприятных ситуаций необходимо утеплить трубопроводы, а также очищать накопившийся снег. Вход труб делают съёмным для облегчения обслуживания.

Строительство пола

Пол погреба делайте из железобетона.

Первый шаг. Выровняйте основание и выполните засыпку. Сначала насыпьте примерно 15-сантиметровый слой щебенки, после – 5-сантиметровый слой просеянного песка. Каждый слой тщательно утрамбовывайте.

Второй шаг. Установите маяки высотой равной толщине стяжки. Оптимальное значение толщины приводилось ранее.

Третий шаг. Приготовьте бетонный раствор и залейте пол.

Хотите сэкономить время – уложите готовую железобетонную плиту. Также такую плиту можно сделать самостоятельно, но придется тратить время на установку опалубки, укладку арматуры и прочие сопутствующие работы. В данном случае укладку пола нужно будет выполнить перед монтажом перекрытия погреба.

Выбор материалов для строительства погреба

Подбор материалов для постройки определяется, главным образом, бюджетом, но если экономить и пускать в работу второсортные материалы, это может впоследствии обернуться двойными затратами на полную переделку. Для подушки-основания понадобится песок, щебень или битый кирпич, для заливки плиты, кроме песка, необходим еще портландцемент марки М500.

Для гидроизоляции можно применить рубероид как самый бюджетный вариант гидрофобного покрытия, также подойдет глина, если при откапывании ямы почва была глинистая, и изоляционный материал достался совершенно бесплатно. Для заделки примыкания разных слоев и швов лучший материал — битумная мастика или эпоксидный полимер, хотя последний значительно дороже.

Самый надежный, но и достаточно трудоемкий материал для возведения стен, – конечно, бетон. Оптимально заказывать готовый бетон на заводе, тогда можно гарантировать марочную прочность готового состава. На практике чаще всего бетон замешивают при проведении работ прямо на объекте. В этом случае бюджет существенно сокращается.

Второй вариант – выкладывать кирпичные стены. Применять для подземного погреба деревянные материалы нецелесообразно – даже выдержанное дерево с качественной пропиткой не сможет долго противостоять влаге почвы.

Как правильно побелить стены и потолки

Побелка – традиционный способ избавиться от повышенной влажности стен, уничтожить плесень и споры грибков. Гашеная известь – хороший антисептик и антипирен, она недорога, проста в применении.

Для побелки используют мел – он создает декоративное покрытие без антисептических свойств. Его чаще применяют для отделки надземных помещений.

Известь лучше, чем мел, справляется с дезинфекцией в погребе, поэтому стоит побелить стены и потолок известковым составом. Раствор наносят на поверхности кистью-макловицей в 1-2 приема, дают просохнуть. Покрытие достаточно прочное, плохо смывается водой. Можно добавить синьку или пигмент для декоративности.

Преимущества размещения погреба в гараже

Финансовая сторона при возведении гаража очень важная часть. Естественно, что при его строительстве с погребом, денежные затраты значительно увеличиваются. Ведь, чтобы оборудовать последнее, необходимы дополнительные затраты на стройматериалы. Да и времени на строительство уходит гораздо больше. Но овчинка стоит выделки. В строительстве гаража с погребом есть целый ряд преимуществ, которые с лихвой перекрывают недостатки.

Посевные календари на 2018 год

Лунный посевной календарь на декабрь 2018 года садовода и огородника
Лунный посевной календарь на ноябрь 2018 года садовода и огородника
Лунный посевной календарь на октябрь 2018 года садовода и огородника

  1. Погреб в гараже — это дополнительное место, где можно хранить зимние заготовки. Многие занимаются закатыванием солений, варения, компотов. Некоторые имеют собственную дачу и огород, а некоторые приобретают ингредиенты на рынке. Подвал — оптимальное и удобное место для их сохранности, т. к. там можно создать определённые температурные условия для этого.
  2. Собственная мастерская — места практически каждого автолюбителя. В подвале может быть прекрасное место для её оборудования. Ведь непосредственно в самом гараже не всегда много места для полноценных ремонтных работ. Нехватка места доставляет массу неудобств. А вот в подвале достаточное количество места для того чтобы разместить все инструменты и оборудовать своё рабочее место.
  3. В подвале гаража можно оставлять вещи, которыми пользуетесь не всегда, а время от времени. Например, сезонные приспособления, такие как детские санки, которыми пользуетесь только зимой, или велосипед, который нужен только в летний период времени. Чтобы не заниматься захламлением балкона или кладовки, можно всё это оставлять в подвале.
  4. В случае если вы соберётесь продать гараж, то наличие в нём подвала существенно увеличит его стоимость. То же самое касается сдачи его в аренду.

Нужен ли погреб в гараже

Многие владельцы собственного гаража задаются вопросом, стоит ли оборудовать под ним подвальное помещение. Они считают, что это сопряжено со значительными трудностями, требует капитального ремонта здания или строительства нового сооружения.

В условиях современного мегаполиса гараж — это то место, которое можно оборудовать для хранения консервов и других продовольственных запасов. Несмотря на наличие в большинстве квартир холодильника, именно в погребе обеспечивается сохранность картофеля и солений.

Главное достоинство погреба, оборудованного под гаражом — поддержка оптимальной температуры даже в сильный мороз. Если яма углублена на 2–3 метра, то погреб не будет промерзать вне зависимости от погоды.

Среди других плюсов:

  1. Возможность хранения запасов на зиму. Не у всех есть возможность оборудовать подвал в доме или хозяйственном помещении. Однако сделать погреб для хранения продуктов в гараже может каждый.
  2. Лёгкость строительства. От вас не потребуется специфических строительных знаний и навыков, профессиональных инструментов и оборудования. Достаточно соблюдать основные требования технологии.
  3. При наличии отдельно стоящего гаража, вы можете оборудовать подвальное помещение любых нужных размеров. Достаточно руководствоваться простым принципом: чем больше семья, тем крупнее погреб. Для четырёх человек будет достаточно 8 квадратных метров.

Виды погребов – какими они бывают?

Подвалы в гаражах отличаются друг от друга показателем их заглубления в землю. Наиболее распространенным вариантом считается погреб с глубиной от 1,6 до 3 м. Такой тип гаражной ямы называют полностью заглубленным. В нем можно хранить любые запасы, заготовленные на зиму рачительными хозяйками.

Немного реже строятся полузаглубленные подвалы. Их углубляют в грунт не более чем на метр. При желании можно сделать и так называемый наземный погреб – выкопать небольшую яму на полу гаража и поместить в нее какую-либо пластиковую емкость.

При выборе вида гаражного подвала следует принимать во внимание глубину залегания почвенных вод в конкретной местности. Специалисты советуют строить погреба, основания которых от источника влаги удалены хотя бы на 0,5 м

Заглубленные хранилища обычно возводятся под капитальными гаражами с относительно большими площадями. Размеры таких подвалов, в принципе, могут быть любыми. На практике роют ямы шириной не более 2,5 м и глубиной около 2 м. Все работы ведутся по заранее составленному плану (чертежи постройки, схемы тепло- и гидроизоляции, набор используемых материалов и так далее).

Заглубленные подвалы лучше всего делать одновременно с возведением самого гаража. Но вполне можно построить погреб и в готовом сооружении – технология выполнения строительных мероприятий будет одинакова. Просто в уже эксплуатируемом гараже нельзя будет пользоваться специальной техникой для рытья котлована. Работы придется выполнять при помощи лопаты и другого инструмента, не надеясь на помощь машин.

Несколько важных советов, помогающих правильно построить подвал в гараже своими руками:

  • Если почва на вашем земельном участке очень влажная либо грунтовые воды поднимаются высоко, яму требуется возводить из монолитного бетона, который обладает большой плотностью и влагонепроницаемостью.
  • При строительстве одновременно гаража и подвала лучше всего делать ленточный фундамент – он станет заменой части стен погреба.
  • В сухих почвах допускается строительство облегченных подвальных стен из кровельного асбестоцементного шифера.

Далее мы подробно опишем, как правильно выбирать материалы для разных элементов планируемого хранилища.

Сооружение подвала в строящемся гараже

Строительство погреба под гаражом является полноценной постройкой с полом, стенами и потолком. В таком случае стены подвального помещения будут служить для гаража своего рода фундаментом.

Планировка и разметка помещения

Перед тем как построить подвал в гараже, готовят проектную документацию. Прорабатывая проект, следует убедиться, что на месте стройки нет коммуникаций.

При расчете параметров учитывают моменты:

  1. Глубина котлована должна быть на 30-40 см больше выбранной глубины готового подвала. Размер зависит от толщины дренажной подушки и заливаемой стяжки.
  2. Ширина и длина будут на 35 см больше, чем размеры подземного сооружения, что позволит сформировать стены нужной толщины.

Приступают к разметке местности. По углам постройки вбивают колышки, которые обвязывают шпагатом.

С учетом того, что внешние стороны конструкции будут гидроизолироваться, нужно котлован рыть на 1 м больше со стороны длины и ширины гаража.

Заливка фундамента – следующий шаг. 

После того как котлован выкопан, нужно заняться формированием фундамента. Рекомендуется использовать ленточное основание.

От его прочности полностью зависит эксплуатационный срок службы строения.

На дно ямы высыпают слой песка (30 см), смачивают водой и тщательно утрамбовывают.

Затем сверху слой щебня толщиной 15 см.

Формирование пола.

Сверху укладывают слой пленки, арматурную сетку, так, чтобы соединительная проволока не повредила материала.

Арматурная сетка предохраняет пол от образования трещин под действием нагрузки.

Далее заливают бетонную стяжку, толщиной 10-20 см.

Возведение стен подвала

Выбор материла для возведения стен напрямую касается особенности местности.

Когда выбирать кирпичЕсли почва пучинистая и сухая, стоит использовать красный кирпич. После возведения поверхность покрывают бетонной штукатуркой.
ЖелезобетонВ остальных случаях предпочтение отдают железобетонным конструкциям. Возведение железобетонных стен начинают с строительства секционной опалубки. Высота секции приблизительно 40 см.
АрматураВ опалубку для прочности вставляют арматуру и в нее заливают слой бетона около 30 см.

Устройство естественного воздухообмена: инструкция

Конструкция естественной вытяжки состоит из ряда элементов:

  1. Входная труба, через которую свежий воздух поступает в погреб. Диаметр — от 100 до 250 мм.
  2. Выходная труба, через которую отработанный воздух покидает помещение. Диаметр — аналогичный входной конструкции.
  3. Резервуар для сбора конденсата
  4. Мелкоячеистая сетка
  5. Конусный козырёк.

Для воздуховода используются трубы из любого подходящего материала — жести, асбестоцемента, поливинилхлорида и других.

Перед монтажом системы вентиляции необходимо провести теплоизоляционные и гидроизоляционные работы. Их желательно проводить ещё на этапе строительства погреба. Если по какой-то причине это не было сделано, работы следует закончить до монтажа вытяжной системы.

Стены погреба тщательно пропитываются проникающей изоляцией. Это исключает проникновение грунтовых вод в помещение. Для теплоизоляции необходимо провести отделку стен и пола. Лучше всего для этого подойдёт эковата, достаточно дорогой и качественный материал, отпугивающий грызунов. В целях экономии можно использовать и другие теплоизоляционные материалы, к примеру, плиты полиизоцианата. Самый дешёвый вариант утепления — разместить под полом тщательно утрамбованный песок и отделать стены геотекстилем или керамзитом.

Работы по обустройству естественной вытяжной системы ведутся в несколько этапов:

  1. Фиксация вытяжного воздуховода. Нижний конец располагается в полутора-двух метрах от пола, в зависимости от высоты подвального помещения. Внешняя часть выводится наружу. Верхний конец трубы должен быть выше высшей точки кровли гаража примерно на полметра. Возможны два варианта установки вытяжной трубы:
    • Сквозной. При данном способе трубу проводят насквозь через пол гаражного помещения и выводят через потолок и кровлю.
    • Сквозь стену. Нижняя часть вентиляционной трубы располагается горизонтально, выходит через боковую стену погреба за пределы гаража и поднимается вверх рядом с основным строением.
  2. Монтаж приточного воздуховода. Нижняя часть трубы заходит в погреб в углу, противоположном от того, где установлена вытяжка, и фиксируется на уровне полуметра от пола. Другой конец трубы выводится наружу на уровень 20–30 см над уровнем земли, для забора воздуха.
  3. Проверка воздушной тяги, вставка в трубы мелкоячеистой металлической сетки для защиты от птиц и грызунов. Выходные отверстия можно дополнительно прикрыть небольшими колпачками для защиты от снега и дождя.

Выходные отверстия защищаются конусным козырьком

В процессе работы вытяжной системы образуется конденсат. Для его сбора и удаления под выходной трубой устанавливается специальная ёмкость.

Наглядно установка естественной системы вентилирования описывается в следующем видеоролике.

Этапы постройки подвала под гаражом своими руками

В уже построенном гараже сделать подвал можно только после определенной подготовки: прежде чем построить подвал, придется кое-что сломать в гараже. Переживать из-за этого не стоит, так как в процессе строительства подвала вы все поправите.

Пошаговая инструкция, составленная по рекомендациям опытных мастеров, поможет вам в решении вашей задачи.

  1. Демонтаж пола гаража и рытье котлована, глубина которого зависимости от уровня грунтовых вод и типа грунта, но обычно составляет 2-2,5 м. Стенки котлована должны располагаться на расстоянии не менее 0,7 м от стен гаража. Это необходимо для того, чтобы предотвратить осыпание грунта из-под фундамента гаража. Если гараж стоит на рыхлых грунтах – возможно стенки котлована придется дополнительно укреплять на время работ щитами из досок, листового металла, фанеры или стружечных плит.
  2. Подготовка котлована для сооружения пола будущего подвала. Дно котлована необходимо выровнять и утрамбовать, уложить гидроизоляцию. Простейшей гидроизоляцией является 2-3 слоя рубероида, листы которого следует укладывать внахлест со склеиванием их между собой битумным раствором. Также необходимо сформировать опалубку из досок высотой 30 см. Она необходима для формирования габаритов пола и подвала в целом. Затем на слой рубероида следует насыпать слой песка толщиной 5-10 см, тщательно его выровнять и утрамбовать. Для утрамбовки песка можно залить его водой. Далее необходимо на песчаную подушку насыпать щебень толщиной 10-15 см и также тщательно выровнять. Для большей прочности пола в слое щебня можно разместить арматурные пруты. Получившийся «бутерброд» необходимо залить цементным раствором.
  3. После полного высыхания пола подвала можно заняться возведением стен. Стены лучше всего выкладывать из кирпича или пеноблоков. Эти материалы позволяют сделать стены прочными, теплыми и стойкими к влаге. Для большей защищенности стен от воздействия влаги можно сформировать слой гидроизоляции из рубероида по наружной части стены. Если в зимний период грунты промерзают до температур ниже +10С, то необходимо дополнительно утеплить их снаружи слоем пенопласта, пенополистирола или минеральной ваты.
  4. Постройка перекрытия подвала, вывод вентиляции и укладка проводки под освещение. Перекрытие можно изготовить своими руками из деревянных брусьев достаточной толщины из твердых пород дерева. Но надежнее и долговечнее будет все же конструкция из железобетона. Для постройки перекрытия из бетона можно воспользоваться готовыми бетонными плитами или сформовать их своими руками. В последнем случае необходимо возвести опалубку из досок и армирующий каркас из арматурных прутьев. Полученную конструкцию нужно залить бетонным раствором толщиной 15-25 см. Получившуюся крышу подвала необходимо также утеплить изнутри слоем пенопласта, пенополистирола или минеральной ваты, для предотвращения образования конденсата.

Вентиляцию можно сделать самостоятельно из двух труб: одна труба одним концом размещается на высоте 20 см от уровня пола подвала, а вторым – выводится на улицу на уровне 50 см от уровня земли. Вторая труба одним концом размещается на уровне 20 см ниже уровня потолка подвала, а вторым – выводится на крышу гаража.

Строительство подвала в ранее построенном гараже – задача не из легких, но она  вполне выполнима при наличии желания, средств и свободного времени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий