Технология демонтажа радиатора отопления

Согласование с коммунальными службами

О том, можно в отопительный сезон менять батареи или нет, закон молчит. Не существует таких законодательных актов не на федеральном, не на местном уровне, которые бы запрещали это делать.

С другой стороны ЖЭК или другие ответственные коммунальные службы обязаны исполнять  Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Согласно его пунктам во время отопительного сезона регламентируются периоды, в течение которых разрешается отключать подачу отопления в определённый стояк системы отопления многоквартирного дома:

  • несколько раз — суммарно не больше 24 часов в течение месяца;
  • единовременно не более 16 часов при температуре в квартире не ниже 12С;
  • единовременно не белее 8 часов – не ниже 10С;
  • единовременно не боле 4 часов – не ниже 8С.

Согласование с коммунальными службами разрешения и документальное оформление замены радиатора происходит следующим образом.

  1. Владелец квартиры пишет заявление в произвольной форме в обслуживающую дом коммунальную организацию о замене вышедшего из строя радиатора, отключения стояка и слива воды.
  2. Кроме заявления собственник жилья должен приложить копию паспорта с пропиской, копию плана квартиры с указанием радиаторов, подлежащих замене. В ответ должны быть выданы ТУ (технические условия). В ТУ должны быть прописаны требования к характеристикам нового прибора отопления – это тепловой режим отопительной системы, давление в трубах центрального теплоснабжения, номинальная мощность новой батареи и схема подключения к стояку.
  3. Коммунальщики назначают комиссию, которая на месте установки радиатора фиксирует необходимость замены прибора в дефектной ведомости.
  4. Выбирают новый прибор отопления взамен изношенной батареи с учётом его мощности. Дело в том, что выбирают и устанавливают радиаторы строители  в многоквартирных домах на основании расчётов теплотехников в проектной документации. Исходя из этого, производится ежемесячное начисление платы за отопление в зимний период. Поэтому замену батареи надо согласовывать с управляющей компанией.
  5. На основании ведомости составляют калькуляцию стоимости работы по замене отопительного прибора.
  6. Хозяин квартиры документально уведомляется о дате и времени отключения стояка и слива воды, также сообщается о стоимости работ, подлежащей оплате.
  7. Перед началом работ квитанции об оплате замены батареи предъявляют комиссии. Если потребуются копии, то их нужно сделать, а оригиналы хранить у себя.  
  8. После установки и запуска в эксплуатацию нового отопительного прибора составляют акт приёмки-передачи с обоюдными подписями в 2-х экземплярах, один из которых остаётся у владельца жилья.

ЗАМЕНА БАТАРЕЙ: КАК ВАС МОЖЕТ ОБМАНУТЬ ЖКХ?

Разборка старого радиатора

Вообще, процесс разборки старого чугунного радиатора отопления осуществляется точно так же, как и нового. Но проблема в том, что все соединения со временем покрываются накипью и практически спаиваются друг с другом. Вследствие этого обойтись одним лишь сантехническим радиальным ключом становится просто невозможно.

Кроме того, в работе появляется дополнительный пункт — промывка. Старый радиатор, в любом случае, забит изнутри всякой грязью. Поэтому, если уж вы взялись его усовершенствовать. то необходимо позаботиться об очистке оборудования, это позволит ему работать гораздо дольше и качественнее.

Производить промывку желательно на улице, так вы убережете ванну от повреждений. Процедура осуществляется с помощью обычной проточной воды, ничего сложного в этом нет. А вот дальнейший процесс может весьма озадачить. Если вы обнаружили, что гайки крепко сроднились с радиатором и не желают с ним разлучаться, то можете применить три разных способа для того, чтобы разбить этот союз:

прикипевшее соединение можно разделить с помощью нагрева. Для этого вам понадобится или паяльная лампа, или строительный фен. Первый вариант гораздо эффективнее в работе, но и второй может дать необходимый результат. С помощью этого вспомогательного оборудования прогрейте необходимое вам место соединения по периметру, а затем сразу попробуйте удалить гайку, не дожидаясь остывания. Если сразу не помогло, повторите ту же процедуру еще несколько раз, после каждого захода снова пытаясь разобраться с проблемой. При этом учтите, что работа с раскаленным металлом очень опасна. не забудьте обезопасить себя с помощью защитной одежды — рукавиц и фартука — и специальных очков;
если предыдущая процедура не помогла, то придется пытаться решить задачку более радикальным методом — распилом. В качестве инструмента для этого вам понадобится ножовка по металлу или болгарская пила. Болгарка прекрасно справляется с распиливанием металла, но тут снова следует учесть хрупкость чугунной батареи — если пилить одно и то же место слишком долго, то материал может просто растрескаться, и придется выбрасывать весь радиатор. Чтобы подобного не произошло, следует делать пропилы поэтапно, давая батарее немного отдохнуть после каждого захода. А вообще. если у вас есть возможность потратить значительное количество времени и сил, то лучше воспользоваться для распила ножовкой по металлу. Конечно, это гораздо более муторный и долгий процесс, чем в случае с болгаркой. Но зато отсутствует риск повредить радиатор в тех местах, где это вовсе не требуется;
третий вариант еще более брутален. Если нагрев не помог решить проблему, а распил по каким-то причинам невозможен, то выход один — просто разбить нужную секцию. Это делается с помощью кувалды. Естественно, лупить со всего размаха не стоит, поскольку в этом случае вы останетесь без батареи. Действовать нужно аккуратно и не торопясь, начиная с середины секции и постепенно доходя до места ее соединения с соседней. Как и в случае с паяльной лампой, не забудьте надеть защитные очки — даже при аккуратном разбивании есть риск того, что какой-нибудь из осколков резко отскочит.

Дорогие читатели, теперь вы знаете, как правильно разобрать чугунную батарею, даже если она втрое старше вас и яростно желает сохранить свою целостность. Сборка осуществляется, в общем-то, точно так же, но в обратном порядке.

Даже если радиатор совсем новый, все места соединений перед сборкой необходимо тщательно зачистить с помощью наждачки. А уж в случае со старой батареей это вообще обязательная процедура. Кроме того, желательно заменить все прокладки. Если до этого стояли резиновые, то замените их на более современные, сделанные из силикона или паронита. Эти материалы гораздо меньше подвержены деформации и обладают очень большим сроком эксплуатации.

Как вы уже поняли, самое важное в процессе разборки чугунного радиатора отопления — это аккуратность. Хрупкость материала требует исключительно неспешного подхода

Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего

При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!

Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего. При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!

Что делать, когда батарея на сварке?

Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается

Главное и очень важное условие при этом — делать это надо строго под прямым углом

Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.

Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:

С помощью болгарки или обычного напильника снимается пологая фаска на торце трубы;
Для облегчения процесса на то место, где будет нарезаться труба, наносится смазка (подойдёт та, которая используется для швейной машинки);
Плашку осторожно надевают вперёд держателем;
Теперь нужно зажать подводку трубным ключом. Это делают обязательно, иначе при нарезки можно оторвать стояк от батарей, которые крепятся к нему с помощью американок (в соседней квартире). Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба

Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.

Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба. Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.

Разборка алюминиевых радиаторов отопления

Схема алюминиевых радиаторов отопления.

Алюминиевый или биметаллический радиаторы отопления разбираются аналогично чугунным, но есть небольшие отличия:

  • это меньшие размеры ключей и ниппелей;
  • как правило, это новые изделия, поэтому при их разборке не нужно прикладывать столь значительных усилий, как в случае с чугунными;
  • на лицевой стороне заглушек и футорок имеются обозначения S и D, соответственно для левой и правой резьбы.

Между секциями для уплотнения установлены металлические прокладки. После разборки их следует протереть, зачистить и сохранить для последующей сборки.

Под пробками прокладки обычно из силикона, при сборке их использовать нельзя и необходимо заменить новыми.

Многие модели алюминиевых секций неразборные. Разобрать их можно, но собрать не удастся.

Для разборки понадобятся инструменты и материалы:

  • ключи для разборки (5/4 дюйма — для чугунных батарей, 1 дюйм — для алюминиевых или биметаллических);
  • газовый ключ;
  • разводной (сантехнический) ключ №№ 2-3;
  • болгарка с диском по металлу;
  • паяльная лампа;
  • газовый резак (автоген);
  • кусок стальной трубы.

Необходимо учесть, что описанная работа грязная и шумная. Поэтому ее необходимо согласовать с соседями.

Используя приведенные советы и рекомендации и при наличии инструмента разобрать и собрать батареи отопления можно своими руками.

Проверка под давлением

Стыки проверяются под давлением после навески и подключения отопительного оборудования. Используется электрический или ручной компрессор, нагнетающий атмосферный воздух. Проверка проводится для выявления утечек в системе.

Порядок действий:

  • закрываются запорные вентили;
  • заглушки заворачиваются и перекрываются воздушники на стояках;
  • на стояке приоткрывается один вентиль и медленно заполняется;
  • после прекращения шипящего звука оба крана запускается полностью:
  • утечки контролируются внутри жилья;
  • медленно приоткрывается запорная арматура на подводящих участках.

Сначала приводится в действие нижний кран, затем воздух удаляется через кран Маевского, потом открывается вентиль верхней подводки.

Запуск радиатора отопления

После того как установлен и подключен радиатор отопления важно в правильной последовательности его запустить. В противном случае может произойти завоздушивание радиатора и работать он будет не эффективно

Рассмотрим два возможных варианта запуска: запуск стояка вместе с радиатором и пуск замененного радиатора без слива стояка.

Запуск стояка и радиатора

Для того чтобы воздух не попал в систему стояк и радиатор запускают в следующей последовательности. На радиаторе открывают краны на подаче и обратке. После чего открывают так называемый спускник в верхней части стояка, далее открывают кран в нижней части стояка. Вода начинает подниматься по стояку заполняя все радиаторы и выдавливая воздух из системы. Как только весь воздух через кран в верхней части стояка вышел и пошла вода, то система заполнена и воздух удален. Далее спускник закрывают и открывают кран подачи. На этом запуск системы окончен.

Запуск радиатора с заполненной или рабочей системой отопления

В этом случае ситуация такая. Система заполнена водой, а радиатор отопления воздухом. Если просто открыть краны на батарее, то часть воздуха уйдет в систему, возможно осев в радиаторе у соседей снизу, а большая часть останется в батарее. В результате прибор отопления выполнять свою функцию не будет.

Для запуска системы отопления в этом случае необходим воздушный клапан на радиаторе. Этот клапан позволяет стравить воздух. Клапан может быть механическим или автоматическим это не влияет на процесс.

Рис.7. Кран маевского

Клапан устанавливается вместо верхней пробки на радиаторе, т.к. воздух обычно собирается в верхней части радиатора с противоположной стороны от подающей трубы.

Порядок действий по пуску радиатора следующий. Сначала открывается кран обратки и радиатор начинает заполняться водой до тех пор, пока не заполнит весь возможный объем батареи. Далее открывается клапан на радиаторе и сбрасывается весь воздух. Если клапан автоматический, то он все сделает сам, если механический, то необходимо дождаться момента, когда из клапана пойдет токая струйка воды это говорит о том, что воздух из радиатора удален. Далее закрываем клапан и открываем кран подачи.

Узел нижнего подключения радиатора — преимущества использования

Арматура для радиаторов, с помощью которой производится подсоединение снизу, предназначена для использования в стальных панельных теплообменниках и не подходит для алюминиевых секций радиаторов — благодаря этому стальные виды оказывают им высокую конкуренцию. Нижнее включение по сравнению с другими типами имеет следующие преимущества использования арматуры:

  • Экономия трубных материалов и отводов — в конструкции пола или на стене для присоединения радиатора имеются только два коротких вывода, трубы не идут к его верхнему входному отверстию.
  • Соединение внизу обладает эстетичностью, а если трубопровод выходит из стены, его практически не видно под корпусом и оно не мешает мыть напольное покрытие.
  • Запорно регулирующая арматура (краны шаровые или вентили) в «бинокле» позволяет управлять интенсивностью поступающей в теплообменник жидкости, а при полном ее перекрытии снимать батареи для обслуживания или ремонта.
  • Узел нижнего подключения с вертикальным байпасом равномерно распределяет воду по радиатору с обогревом его наиболее холодных верхних углов, которое наблюдается при нижнем подсоединении. Также при однотрубной разводке байпас способствует выравниванию температур входящего и обратного потоков, что свою очередь приводит к равномерному нагреванию встроенных в линию приборов.

Рис. 2 Установленные прямой и угловой 3/4 дюймовые нижние фитинги

Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками

Площадку, на которой будет производиться реставрация радиатора, покрывается плотной тканью. Если это поверхность стола, тогда основная работа будет проходить не на весу. Подготовленное место предохранит мягкий алюминий от получения ненужных деформаций и царапин.

Важно! Перед снятием накидных муфт под радиатор расстилается тряпка, чтобы уберечь пол от грязной жидкости, которая может вытечь при демонтаже. Нужно иметь под рукой тряпку для впитывания остатков влаги, остающихся внутри секций

Отключение от сети отопления

Перед началом разборки радиатор отключают от отопительной сети отсечными вентилями. Если отсечных кранов у радиатора нет, то приглашают работника ЖКХ, чтобы он отключил стояка отопления для проведения ремонтных работ.

Во время отопительного сезона, после перекрытия радиатора, делают паузу. Поскольку вода в нём ещё горячая, некоторое время пережидают, пока жидкость остынет, а затем отсоединяют радиатор от труб отопления.

Теплоноситель, оставшийся в батарее, сливают в заранее подготовленное ведро и приступают к разъединению секций. Сразу после демонтажа внутреннюю поверхность батареи промывают проточной водой.

Как разобрать и собрать батарею

Алюминиевые секции, соединены ниппель-гайками. Внутренняя часть такого соединителя имеет выступы, за которые гайку захватывает ниппельный ключ и выкручивает её. Гайка похожа на муфту, только резьба у неё внешняя. На одной ниппель-гайке есть как правая, так и левая резьба. Они делаются парой для верхнего и нижнего соединения. При раскручивании ниппеля секции расходятся, при закручивании стягиваются друг с другом.

Предварительно скручиваются с торцов все заглушки и переходники. Доступ к соединителю должен быть открыт для ниппельного ключа со всех сторон.

Фото 1. Крепление секций алюминиевого радиатора друг к другу: ниппель-гайки раскручиваются при разъединении.

Для разборки батареи, лопатку инструмента через открытый торец радиатора помещают в пазы отворачиваемой верхней ниппель-гайки и с некоторым нажимом делают пробную прокрутку против часовой стрелки, чтобы сдвинуть соединение. Если ключ нормально проворачивает гайку, то его вставляют в пазы нижней ниппельной гайки и также, как в первом случае, пробуют повернуть на пару оборотов.

Важно! При отворачивании соединителей следует соблюдать последовательность действий, чтобы избежать перекоса. После разъединения вскрытая резьба тщательно обследуется на трещины и сколы, на целостность резьбы

При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой

После разъединения вскрытая резьба тщательно обследуется на трещины и сколы, на целостность резьбы. При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой.

Начиная сборку секций радиатора, на верхнюю и нижнюю ниппель-гайки надевают уплотнительные кольца из паронита, помещают между секциями. Секции слегка прижимаю друг к другу и попеременно их свинчивают. Проворачивание гаек, чтобы не получилось перекоса, ограничивается двумя оборотами ключа.

Если что-то пошло не так

За время эксплуатации стыки между секциями и стальные гайки прикипают друг к другу. Это происходит от качества теплоносителя, подающегося в отопительную систему. Иногда бесполезными оказываются даже значительные физические усилия.

Несмотря на то что с прикипанием нужно справиться, алюминий легко деформируется, поскольку он мягкий металл.

Нагревая строительным феном места соединений можно побороть прикипевшую ржавчину. Если же и это не помогло, слишком въедлив коррозийный нарост, тогда берётся за дело обрезная машинка.

Совет. Если ниппельная гайка не отворачивается под большим нажимом, то не нужно увеличивать прилагаемое усилие чрезмерным рычагом. В худшем случае сломается не только сама гайка, но и треснут обе секции, которые плотно сидят на этой гайке.

Болгаркой обрезается прохудившаяся секция, причём с обратной стороны и отступив от края соединения не меньше чем на половину длины муфты. Этим предохраняют рабочую секцию от разрушения и не разрезают соединительную гайку. Во время обрезки ржавчина отскакивает, и тем самым упрощается раскручивание уцелевшей секции.

Во время сборки желательно заменить старые прокладки на новые и почистить места соединений, обращая внимание на дефекты и неровности. Герметичное соединение уберегает от преждевременных протечек

Демонтаж старого радиатора отопления

Самый распространенный случай — это когда в радиатор отопления подходит две трубы: сверху подача, снизу обратка. Иногда бывает, что на подаче или обратке установлен кран, с помощью которого можно регулировать количество воды проходящего через радиатор.

Рис.1. Демонтаж старого радиатора отопления

Следует отметить, что если не предусмотрена запорная арматура, т.е. краны, либо нет уверенности в том, что они в исправном состоянии, то производить демонтаж и установку новой батареи следует при пустой системе отопления, т.е. следует предварительно слить стояк, на котором будет проводится работа. Вообще желательно проводить эти работы в не отопительного сезона.

Вернемся к демонтажу радиатора отопления. Герметичность соединения радиатора и труб системы отопления обеспечивается за счет двух гаек. Одна гайка соединяет трубу с батареей, а вторая контргайка. Эти гайки необходимо развернуть.

Рис.2. Гайки подключения радиатора отопления

На фото показаны описанные ранее гайки. Сначала необходимо отвернуть гайку меньшего диаметра, по возможности на всю длину резьбы сгона, затем гайку, которая соединяет батарею и трубу. После того как гайки на подаче и обратке свернуты, можно снять радиатор.

Однако следует помнить, что чугунные радиаторы очень тяжелые, одному снять его практически не реально. Поэтому следует заранее попросить помощи, либо придется разбивать радиатор на несколько частей. Так же следует учесть, что, несмотря на то, что стояк слит, в радиаторе может остаться вода, поэтому нужно заранее подготовить ведро и тряпку. Иначе можно испортить напольное покрытие или залить соседей.

При демонтаже основная проблема с которой можно столкнутся это то, что гайки захрясли и не откручиваются. Эту проблему можно решить двумя способами. Первый способ, это прогреть соединение паяльной лампой. Обычно это хорошо помогает. Второй способ — это применение болгарки, здесь так же существуют варианты.

Если на сгоне достаточно резьбы для установки крана, как на фото выше, то можно просто отрезать трубу в месте соединения с батареей. После чего резьбу прогнать плашкой

Здесь важно учитывать, что верхняя и нижняя труба должны остаться примерно одной длины

Самый универсальный вариант, который решает все проблемы — это отпилить трубу и наварить новый сгон. Однако это можно сделать только при наличии сварки и к такому способу прибегают редко.

Установка радиатора

Сборка проводится в следующем порядке:

Все части батареи собираются воедино: заглушки, прокладки, пробки, запирающие краны

При сборке необходимо обращать внимание на направление соединительной резьбы — правую или левую. Правая резьба закручивается по часовой стрелке и обычно наносится с правой части прибора, а левая — против часовой и наносится с левой. Все соединения прокладываются термопастой или паклей для исключения протекания

При необходимости на радиатор крепятся кран Маевского и терморегулятор

Все соединения прокладываются термопастой или паклей для исключения протекания. При необходимости на радиатор крепятся кран Маевского и терморегулятор.

На стену наносится разметка для установки крепёжных элементов радиатора отопления. Метки должны быть нанесены таким образом, чтобы батарея располагалась строго горизонтально. По нанесённой разметке устанавливается крепёжная арматура.

На крепёж навешивается батарея отопления. Прибор должен сидеть на крепеже плотно, без малейших качаний и шевелений. При помощи уровня проверяется соблюдение горизонтального размещения радиатора.

Фото 3. Проверка соблюдения горизонтального размещения радиатора при помощи строительного уровня.

  • Радиатор соединяется с трубами теплоподачи. В зависимости от типа батареи и вида труб могут использоваться различные фланцевые соединения, американки.
  • После завершения всех работ с биметаллических радиаторов снимается защитная плёнка.

Испытание

После завершения установки радиатора необходимо провести его испытание:

  • Открыть краны и пустить в систему теплоноситель.
  • Визуально контролировать появление протечек.

Внимание! Наиболее часто протечки возникают в местах резьбовых соединений, но не исключено и обнаружение бракованной секции, имеющей свищи или трещины. Места протечек в соединениях дополнительно протягиваются

Места протечек в соединениях дополнительно протягиваются.

Перед началом отопительного сезона в многоквартирных домах производят испытание системы отопления под повышенным давлением — опрессовку. В этот период лучше находиться в квартире и проверять, не появятся ли дополнительные протечки в установленном приборе.

Сущность проблемы

Быстроразборная фитинговая система

Потребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.

Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.

Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.

Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:

  1. Присоединение на сгонах. Так чаще всего подключали старую чугунную батарею. Соединение обеспечивалось связкой из патрубка с удлиненным резьбовым участком (сгоном) и контргайки.
  2. Фитинговая система (“американка”). Это соединение используется, когда устанавливаются современные батареи. В систему входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа.
  3. Сварочное соединение – использовалось ранее при подключении радиаторов-конвекторов, имеющих форму трубчатого змеевика. Такие батареи устанавливались при помощи сварки.

Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.

Как разобрать чугунную батарею?

Часто старые квартиры и дома оборудованы чугунными радиаторами МС-140. Для их сборки также применяются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно разобрать старую батарею, поскольку в процессе ее продолжительной эксплуатации промежутки между секциями закипают от ржавчины. В подобных случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем.

Также важно помнить про внушительный вес чугуна. Например, вес одного радиатора на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет трудно. Для осуществления процедуры понадобятся следующие инструменты:

Для осуществления процедуры понадобятся следующие инструменты:

  • ниппельный радиаторный ключ;
  • сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек;
  • небольшая кувалда и зубило;
  • паяльная лампа;
  • стальная щетка;
  • деревянные бруски для монтажа радиатора на пол.

В роли радиаторного ключа применяется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень сложно. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

Последовательные действия, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям:

  1. Чугун нужно прогревать паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
  2. Прежде всего, стоит вывернуть заглушки.
  3. Радиаторный ключ подвести к верху радиатора: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции при помощи мела надо отметить круг расположения стержня инструмента.
  4. Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, довести его до отмеченного круга.

Перед началом разбора нужно выяснить, в какую сторону требуется проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля. Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

Процедура разборки

Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень непросто. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

Как разобрать радиатор отопления из чугуна:

  • Чугун прогревают паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
  • Первым делом необходимо вывернуть заглушки.
  • Радиаторный ключ подводится к верху батареи: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции нужно с помощью мела отметить круг расположения стержня инструмента.
  • Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, доводят его до отмеченного круга.

Перед началом операции важно выяснить, в какую сторону необходимо проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля

Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

Процесс демонтажа

Первый шаг — перекрытие вентилей радиатора. Регулировочный вентиль закрывают руками, для запорного понадобится шестигранник.

Запомните, сколько оборотов сделано — именно на это количество вы его потом откроете.

Следующий этап — отсоединение батареи от вентилей. Оно осуществляется посредством газового или гаечного ключа. Если радиатор стоит на американке (съемная муфта), открутите гайку.

Внимание! Посмотрите, есть ли перемычка между подводками с вентилями. Если ее нет, то отключив кран, вы перекроете весь стояк, помешав соседям

Как слить воду

Подача при верхнем розливе вынесена на чердак и соединена с обратным розливом в подвале посредством независимо функционирующих стояков. У каждого стояка есть две точки выключения, верхняя и нижняя. Отключите сперва верхний вентиль, который находится на чердаке, потом подвальный. Заглушку выверните на пару оборотов. Дождитесь, пока спадет струя воды, после докрутите до конца. Часть воды останется в стояке, она прольется после вскрытия подводки.

Стояки подачи и обратного тока при нижнем розливе находятся в техническом подвале здания. На верхнем этаже они соединены посредством перемычки. Отключите и подающий, и обратный стояки.

Если неизвестно, какой у дома тип разводки, спуститесь в подвал. Сколько там труб? Если дом опоясан двумя трубами, одетыми в теплоизоляцию, то это нижний розлив, если одной — верхний.

Закройте свой стояк и два соседних.

Снятие чугунной батареи

Если с алюминиевым радиатором все делают по стандартной схеме, то чугунный прибор требует особого подхода:

  • Не снимайте радиатор с креплений в одиночку: батарея с водой очень тяжелая. Пусть работу облегчат два ассистента.
  • Открутите футорки радиатора разводным ключом.
  • Если отсоединить батарею разводным ключом не удастся, возьмите специальный радиаторный ключ. За ним можно обратиться в управляющую компанию, в строительных супермаркетах он не представлен.
  • Открутите поочередно верхние и нижние ниппель-гайки (на каждую один оборот ключа).
  • Часто бывает, что стыки так прикипели друг к другу, что отсоединить радиатор не получается даже специальным ключом. Воспользуйтесь болгаркой, ножовкой по металлу.

После удаления старого агрегата переходите к монтажу нового.

Установка чугунной батареи


При наращивании батарей используется пакля для опрессовки, чтобы избежать течи

Чтобы работа была проведена качественно и батареи прослужили долгие годы, нужно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Отопительный контур нужно отключить, и прекратить подачу теплоносителя в квартиру.
  2. Новый радиатор вешается на кронштейны с проверкой строительным уровнем ее горизонтального и вертикального положения.
  3. Из отопительного прибора выкручиваются заглушки.
  4. Если боковая схема подключения применяется к однотрубному контуру, предварительно монтируют и подключают байпас с вентилем. Если отопительная система двухтрубная, используются сгоны с кранами.

Прежде чем приступать к монтажным работам, рекомендуется убедиться в надлежащем качестве сборки секций и отрегулировать каждый ниппель. После этого секции собирают воедино, конструкция подвергается опрессовке для проверки качества соединения. Если течи не выявлены, конструкцию можно подключать непосредственно к контуру.

Отсоединение водоснабжения от магистрали

Если демонтаж отопления в квартире выполняется в сезон отопления, нужно перекрыть подачу воды. В зависимости от конструктивных характеристики, существует несколько вариантов:

  1. В современных строениях у каждой жилой площади имеется свой отопительный контур. Нужно просто закрыть стояк, идущий от основного или кран.
  2. В зданиях времен СССР, закрывать воду нужно во всем стояке. Здесь кран придется искать в подвале здания.
  3. При установке отопительных приборов на них монтируют байпас. Чтобы не создавать неудобств соседним квартирам, следует просто открутить вентиль байпаса. Закрыв идущий в радиатор вентиль, следует подождать 5 минут, закрутить выходящий крантик. Батарея просто отключится от центральной магистрали.

Внимание! Для демонтажа труб нужно слить жидкость. Следует запастись ведром и тряпками

Объем жидкости зависит от вида конструкции, высоты секций, их количества. После подготовительных работ можно переходить к демонтажу чугунной батареи. Снять секции можно самостоятельно, не привлекая специалистов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий