Комплектация АЗС: какие виды оборудования нужны

Определение формата деятельности

Выделяют несколько разновидностей современных автозаправочных станций:

По конструктивному исполнению

  1. Модульная АЗС является популярным вариантом станции, сочетающей привлекательную стоимость с высокой функциональностью. Представляет собой модульную конфигурацию из ёмкости и колонок раздачи топлива, расположенных над землёй;
  2. АЗС блочного вида состоит из единой конструкции для наполнения, хранения и раздачи топлива с подземным размещением резервуаров и надземным расположением ТРК;
  3. Передвижная конструкция на шасси для снабжения потребителей светлыми нефтепродуктами: бензином, керосином, дизельным топливом;
  4. Контейнерного типа с объединёнными блоками хранения и раздачи топлива в резервуарах «А» более 20 кубических метров или «Б» менее 20 кубометров;

По размещению резервуаров

  1. С надземным размещением;
  2. С подземным расположением;
  3.  На транспортном средстве;

По назначению

  1. Автозаправочные станции общего пользования для частных и корпоративных клиентов;
  2. Ведомственные АЗС для заправки топливом служебного транспорта крупных предприятий;

По территориальному расположению

  1. Речные;
  2. Городские;
  3. Сельские;

По виду топлива

  1. Классическая станция с раздачей топлива посредством бензиновых колонок и размещением резервуаров с нефтепродуктами под землёй;
  2. Автозаправочная станция газового типа для заправки транспортных средств сжатым до жидкого состояния природным газом.

С точки зрения рациональности оптимальными считаются передвижные автозаправки и классические, позволяющие получить больший доход. Блочные заправки можно использовать как дополнительный источник прибыли.

Существует 2 варианта ведения бизнеса: самостоятельное открытие АЗС или по франчайзингу.

Как открыть заправку — пошаговый план

Значительные преимущества бизнеса делают его привлекательным для большинства предпринимателей.

Плюсы:

  • Стабильность спроса во всех регионах
  • Отсутствие фактора сезонности
  • Адаптация бизнеса к колебаниям рынка
  • Наличие разных каналов сбыта и поставки топлива
  • Высокая доходность
  • Рентабельность бизнеса 15-50%
  • Возможность расширения за счёт увеличения ассортимента услуг и сопутствующей деятельности: кафе, минимаркет

Минусы:

  • Насыщенность рынка
  • Существенные стартовые капиталовложения
  • Большое количество разрешительной документации

“Icon system” – крупнейший импортер оборудования для АЗС в РФ. Бренды, представленные на сайте https://i-con.su/, прошли проверку временем, заслужили положительные отзывы владельцев. Товары имеют сертификаты соответствия, паспорта, техническую документацию.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)


Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

– стационарные – 500;

– блочно-контейнерные – 250;

– модульные блочно-контейнерные – 125;

– гаражные – 75.

Какие бывают топливозаправщики

Поскольку топливозаправщик – весьма специализированная техника с очень узкой сферой применения, нельзя выделить хотя бы несколько кардинально отличающихся друг от друга видов таких машин. В принципе, разница между моделями ограничивается типом шасси, вместительностью цистерны, количеством отсеков и некоторыми другими техническими особенностями.

Тем не менее, можно выделить несколько отдельных видов по предназначению:

Компактные топливозаправщики. Такие машины используются для транспортировки жидкого горючего к АЗС. Также они нашли применение в горнодобывающей среде – на компактных топливозаправщиках подвозят дизель к карьерным самосвалам и экскаваторам;

Армейские (оборонные) топливозаправщики. Используются для транспортировки жидкого горючего к другой военной технике, в том числе – в условиях ведения боя. Отличаются повышенной проходимостью за счёт применения специально оптимизированного шасси, а цистерна дополнительно бронируется для защиты от воспламенения и взрыва топлива;

Аэродромные топливозаправщики. Как понятно из названия, применяются в обслуживании самолётов на аэропортах. Оснащаются специально оптимизированным топливным насосом, который может поднимать горючее на значительную высоту. Например, советский ТЗА-7,5-500А на шасси МАЗ-500 комплектовался топливным насосом, работающим через подключение к валу отбора мощности.

По форме сечения цистерны выделяют следующие виды топливозаправщиков:

Овал. Наиболее распространённый вид цистерн. Овал обеспечивает повышенную устойчивость, надёжность и практичность. Он более безопасен, чем круг или «чемодан», и предлагает оптимальную вместительность;

Круг. Классический вариант, использовавшийся в первую очередь на топливозаправщиках советского производства. Сегодня практически не применяется, поскольку характеризуется меньшей вместительностью и устойчивостью, нежели аналоги. Зато проще в производстве, поэтому топливозаправщики с такой цистерной стоят дешевле конкурентов;

«Чемодан». Наиболее вместительная, но при этом наименее устойчивая конфигурация. Поэтому такие топливозаправщики редко применяются для транспортировки горючего на большие расстояния или по дорогам общего пользования. Машины с цистерной-«чемоданом» нашли своё применение в обслуживании аэропортов – где не требуется развивать высокую скорость или ездить на большое расстояние, однако скорость дозаправки самолёта имеет первостепенное значение.

Чтобы обеспечить безопасность при транспортировке, цистерны оснащаются внутренними рёбрами жёсткости (так называемыми «волнорезами»). Они предотвращают образование мощного потока жидкого топлива при торможении или увеличении скорости движения автомобиля. Также эти волнорезы предотвращают появление гидроударов, вызванных инерцией.

Сами цистерны всегда выполняются из специальных марок алюминия либо стали. Эти материалы характеризуются неспособностью к накоплению статического заряда. Это также повышает безопасность транспортировки и хранения топлива. Для дополнительной защиты машины оснащаются специально модифицированным глушителем и искрогасителем.

Как используются топливозаправщики

Задача топливозаправщиков – транспортировка и распределение жидкого горючего, его сырья и компонентов. Они применяются:

Для доставки бензина и дизельного топлива на автозаправочные станции по дорогам общего пользования;

Для доставки бензина, керосина и дизельного топлива к удалённо работающей спецтехнике – например, на горнодобывающих карьерах и открыто разрабатывающихся месторождениях – с последующей заправкой оной;

Для доставки керосина и другого топлива к самолётам в аэропортах с последующей заправкой оных;

Для перевозки нефти, нефтепродуктов, горючих жидких материалов и реагентов между нефтеперерабатывающими предприятиями, нефтехранилищами, подобными производственными центрами.

Сфера применения определяется конструкцией автотопливозаправщика, количеством отсеков в цистерне, разновидностью (цельный или прицепной бензовоз) и так далее. Однако все виды этой спецтехники могут эксплуатироваться на аэродромах для заправки самолётов, что отдельно оговорено в нормативной документации.

Так, например, топливозаправщики с разделённой на 3-4 отсека цистерной – хорошее решение для транспортировки и распределения бензина по АЗС внутри города. Конструкция обеспечивает повышенную безопасность при перевозке топлива, а также упрощение процесса распределения. А модели с цистерной на 1 отсек лучше подходят для эксплуатации в аэропортах, поскольку в них пространство расходуется максимально эффективно.

Конструкция топливозаправщика

Для начала можно сказать, что существуют автотопливозаправщики (АТЗ) и автоцистерны (АЦ). У данных поставщиков топлива имеется различное предназначение.

Автотопливозаправщики предназначаются, как правило, для забора горючего топлива с нефтебазы, дальнейшей перевозки до места назначения, где оно будет распределено в другие ёмкости. Топливозаправщики обычно служат не только для перевозки топлива, но и непосредственно для того, чтобы заправлять технику на месте её работы.

Также для перевозки топлива служат и автоцистерны. Они основаны на автомобильных шасси моделей Маза, Камаза, Форда и других. Отличие автоцистерны от топливозаправщика в том, что она предназначена для того, чтобы транспортировать нефтепродукты до больших топливных хранилищ или бензоколонок. Автоцистерна оснащена гидравлическим насосом, который позволяет выполнять такие задачи, как слив нефтепродуктов, перекачивания их в другие ёмкости из непосредственно цистерны или минуя её, а также закачивания топлива в цистерну.

И хотя у обоих видов машин цистерны могут быть металлическими или стальными, но также у топливозаправщика имеются различия в общей комплектации. У топливозаправщика же кроме насоса имеются топливозаправочный (или заправочный) пистолет, счётчик, который осуществляет вычет топлива при помощи пистолета, а также он оснащён фильтром тонкой очистки. Кстати, еще одним видом техники автозаправочного комплекса является бензовоз.

Специфика назначения

АЗС сегодня есть в каждом населённом пункте, ведь на дорогах появляется всё больше автомобилей, мотоциклов, мопедов, которые требуют топлива для своей работы.

Поэтому обустройство заправочной станции – очень выгодное и рентабельное вложение денег. Этот бизнес всегда будет востребованным, риски прогореть минимальны. Конечно, при условии правильной организации работы и наладки комплекса.

Состоит АЗС из нескольких элементов: хранилище и установки для раздачи топлива. Их количество должно соответствовать видам и маркам топлива. То есть, для каждого топлива требуется индивидуальная установка.

В целом, ТРК относятся к автозаправочному оборудованию, без которого невозможно полноценное функционирование АЗС. На каждой заправке встречается как минимум пара таких установок, на крупных комплексах их насчитывается более десятка.

Основное назначение, как ясно из названия, заключается в выдаче топлива из резервуара-хранилища непосредственно в бак транспортного средства или в запасную ёмкость (канистра). Кроме того, установки оснащены специальным счётчиком. Он позволяет вести учёт расходованных литров.

Конструктивное исполнение такого оборудования довольно сложное. Состоит оно из нескольких технологических частей:

  • корпус со счётчиком;
  • гибкий шланг;
  • пистолет;
  • насос.

Принцип действия предельно простой: оператор задаёт команду, устройство запускается и начинает отбирать жидкость из резервуара хранилища, поставляя её непосредственно к ёмкости пользователя. Специальные контрольные приборы позволяют мониторить расход топлива, снижая риск перелива или недолива.

По назначению колонки различают на бензиновые, газовые и для ДТ. Они пригодны для работы с любой маркой топлива.

Контейнерные АЗС

Это небольшие автозаправочные станции, которые выполнены в виде цельного изделия. Они включают в себя емкость для хранения нефтепродуктов, отсек с насосами и генератором.

Модульная контейнерная АЗС позволяет избавиться от следующих проблем, возникающих при продаже топлива и заправке личного автопарка:

  • Некачественный продукт на заправках общего пользования.
  • Жульничество водителей, механиков и обслуживающего персонала.
  • Необходимость перегонять транспорт до ближайшей АЗС.
  • Переливание из одних емкостей в другие.
  • Лишние затраты времени между покупкой и продажей нефтепродуктов.

Контейнерные АЗС используются для собственных нужд при наличии в обороте минимум 3 тыс. литров топлива. Также они окажутся отличным вариантом в полевых условиях, временных портах, строительных площадках и автосервисе.

Область применения КАЗС охватывает практически все основные отрасли, начиная от промышленных предприятий и заканчивая геологоразведочными.

Основные типы

Сегодня в продаже топливораздаточные колонки представлены в 2 основных разновидностях: одинарные и двойные. Главные различия – в конструктивном исполнении и функциональных возможностях.

Так, одинарные колонки способны обслуживать лишь 1 потребителя (транспортное средство или запасную ёмкость). Устройство такого оборудования простое, что делает его более надёжным и доступным.

Цена на одинарные колонки ниже в разы, нежели на двойные модели. Однако они не удовлетворяют потребности большого заправочного комплекса, снижают продуктивность его работы. Поэтому для крупных АЗС лучше выбирать двойные установки.

Важным отличием таких моделей являются более широкие функциональные возможности. Двойные ТРК способны обеспечивать топливом сразу двух потребителей одновременно. Такие установки особенно рекомендуются для станций с активной проходимостью, чтобы не создавать очереди.

Стоит отметить, что высокие пропускные способности двойных колонок приводят к росту прибыли автозаправки, быстрее окупают свою стоимость.

По сравнению с одинарными моделями, эти установки характеризуются более сложным механическим и конструктивным исполнением. Они требовательнее к обслуживанию и ремонту.

Контейнерные автозаправочные станции

Кроме стандартных передвижных АЗС на базе автомобиля встречаются еще и контейнерные АЗС (КАЗС). Простыми словами, КАЗС — это миниатюрная автозаправочная станция, которая используется для обслуживания небольшого автопарка на определенной территории. Для этого необходимо просто транспортировать топливный резервуар и топливо-раздаточную колонку (ТРК) в нужное место.

Как правило, стандартная КАЗС состоит из таких трех частей:

  • контейнер хранения;
  • контейнер управления;
  • контейнер-магазин.

Исходя из названия вышеуказанных контейнеров, их примерное строение и основные функции должны быть понятными без особого труда. Так, контейнер хранения используется для хранения топлива в соответствующих герметических резервуарах, расположенных внутри данного контейнера.

Контейнер же управления, в свою очередь, представляет собой своеобразный пункт управления контейнером хранения с помощью контроллера управления топливораздаточными колонками, который управляется с помощью силового электрошкафа. Помимо этого контроллера, внутри данного контейнера можно найти бытовку, санузел, радиаторы для обогрева и внушительную систему вентиляции. В этом плане удобства эксплуатации передвижные и контейнерные АЗС очень похожи друг с другом.

Что же касается контейнера-магазина, то его наличие хоть и является традиционным, но его нельзя назвать обязательным. Этот выбор зависит от предпочтений собственника, который устанавливает КАЗС.

Бесконтактная заправка

Сегодня сложно представить, что когда-то водитель должен был подойти на кассу, оплатить топливо, вернуться к машине, заправить автомобиль, забрать сдачу. Подобное расточительство времени сейчас кажется фантастикой. Благодаря развитию мобильных технологий заправить автомобиль можно, не покидая водительского кресла, не имея при себе ни наличных денег, ни банковской карты. Смартфона более чем достаточно. Для бизнеса любого масштаба сегодня работает формула «путь к сердцу клиента лежит через подушечки его пальцев».

Последние три года стали переломными с точки зрения развития цифровых технологий. Компаниям с IT-навыками легче пережить кризисные времена, сделать бизнес мобильнее и современнее. Особенно если основываться на продуктовом подходе, когда бизнес-процессы строятся в зависимости от потребностей и задач клиента. Если будет предложение для широкой аудитории, способное изменить клиентский путь, сделать его эмоциональнее, удобнее или принципиально другим, то спрос будет обеспечен. И для абсолютно всех крупных игроков ключевым стал вопрос: как попасть в мобильный телефон своего клиента.

Все самые мобильные и технологичные сервисы собраны в приложении сети АЗС «Газпромнефть». Здесь пользователь не только отслеживает бонусный баланс, но выпускает виртуальную бонусную или кобренд-карту, сочетающую функционал банковской и карты участника программы лояльности, пользуется сервисами для водителей и даже сражается за двойные бонусы с помощью эрудиции.

В 2018 году компания занялась собственной разработкой: приложением АЗС.GO для оплаты топлива на заправке. Клиентский опыт поменялся кардинально: устанавливаете приложение на смартфон, приезжаете на АЗС, вводите параметры — вид топлива, объем или сумму, заправляетесь. Каждые два месяца в приложении появляются обновления. Уже есть групповой аккаунт, когда с одного счета или карты можно оплачивать топливо для группы. Подключаются новые способы оплаты, в том числе с виртуальных топливных карт для корпоративных клиентов.

В итоге интеграция с другими приложениями стала настолько простой, что АЗС.GO — функционал, который можно быстро включить в разные приложения и дать возможность оплачивать топливо на АЗС «Газпромнефть». Так компании добиваются синергетического эффекта, клиенты сами выбирают, где им удобно без комиссии оплатить заправку. К середине 2020 года оплатить топливо на АЗС «Газпромнефть» можно с помощью семи мобильных приложений.

Что это значит для клиента: быстрая заправка, не страшны очереди на кассе, удобно с маленькими детьми.

Требования касательно передвижной автозаправочной станции

Учитывая тот факт, что любой вид АЗС подразумевает работу с топливом, которое имеет достаточно опасные свойства, необходимо соблюдать определенные требования к передвижной АЗС, для того чтобы избежать возможных негативных последствий. Соблюдение этих требований является главным фактором, определяющим безопасность людей, которые вынуждены непосредственно контактировать с конструкцией АЗС.

Сразу стоит сказать, что требований имеется достаточное количество, но только внимание ко всем деталям может гарантировать какой-либо положительные результат. В первую очередь необходимо установить специальные датчики внутрь топливного резервуара, которые бы отслеживали состояние герметичности и сигнализировали и всевозможных его нарушениях.

Далее следует установить необходимое оборудование, которое бы препятствовало образованию топливной волны при передвижении АЗС.

Основные правила эксплуатации передвижных АЗС также утверждают, что любые соединения проводов и кабелей должны быть оборудованы дополнительными приспособлениями, которые бы препятствовали их рассоединению. Кроме того, ни в коем случае не позволяется выливать топливо из резервуара самотеком, то есть без применения специальных приборов и технологий. В заключение стоит упомянуть, что любая АЗС должна находиться на твердой поверхности и стоять на четырех одинаковых опорах, чтобы гарантировать ровное расположение резервуара.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий