С 1 июля в регионах страны повысятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Индексация тарифов в Москве и регионах

Согласно предписанию бывшего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева от 29.10.2019, были установлены предельные значения индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Они представлены на таблице ниже.

СубъектСредний индекс по субъекту РФ(%)
Центральная Россия
Москва5
Белгородская область4
Брянская область3.6
Владимирская область3.6
Воронежская область4
Ивановская область3.6
Калужская область3.6
Костромская область4
Курская область3.6
Липецкая область4
Орловская область3.6
Рязанская область3.6
Смоленская область4
Тамбовская область4
Тверская область3.6
Тульская область3.9
Ярославская область3.6
Московская область4.1
Северо-Запад
Санкт-Петербург3.8
Республика Карелия4
Республика Коми4
Архангельская область4
Ненецкий автономный округ2.4
Вологодская область3.6
Калининградская область4
Ленинградская область3.6
Мурманская область3
Новгородская область4.1
Псковская область4
Северный Кавказ
Республика Дагестан5.2
Республика Ингушетия5.1
Кабардино-Балкария5.4
Карачаево-Черкесская Республика4.9
Республика Северная Осетия-Алания4.7
Чеченская Республика6.5
Ставропольский край3.6
Юг
Республика Адыгея4
Республика Калмыкия3.6
Краснодарский край4.1
Астраханская область3.6
Волгоградская область4
Ростовская область3.6
Приволжье
Республика Башкортостан3.6
Республика Марий Эл3.9
Республика Мордовия3.6
Республика Татарстан4
Удмуртская Республика4
Чувашская Республика3.6
Кировская область4
Нижегородская область4
Оренбургская область3.6
Пензенская область3.6
Пермский край3
Самарская область3.6
Саратовская область3.6
Ульяновская область3.6
Урал
Курганская область3.6
Свердловская область3.6
Тюменская область4
Челябинская область3.6
Ханты-Мансийский Автономный округ3.6
Ямало-Ненецкий Автономный округ4
Республика Алтай4.5
Республика Бурятия5
Республика Тыва4.1
Республика Хакасия4.6
Сибирь
Алтайский край4.5
Красноярский край4.6
Иркутская область4.8
Новосибирская область4.9
Омская область5
Томская область4.7
Кемеровская область4.9
Забайкальский край4.7
Дальний Восток
Республика Саха (Якутия)5
Приморский край4.5
Хабаровский край4
Амурская область4.7
Камчатский край4
Магаданская область4
Сахалинская область3.9
Чукотский автономный округ4
Еврейская автономная область4.6

Таким образом, самые высокие индексы приняты в Чеченской Республике и на территории Северного Кавказа, а самые низкие — в Ненецком Автономном Округе, Пермском Крае и Мурманской области. В среднем по России цены повысятся на 4%.

ФАС рассчитала новые тарифы на электроэнергию для населения

«Коридоры» новых тарифов на электроэнергию для населения рассчитала Федеральная антимонопольная служба. Проектом приказа ведомства предусмотрено установление минимальных и максимальных уровней, которые должны будут учитываться региональными властями при определении конкретных тарифов при ближайшей индексации.

В отличие от предыдущих лет, на 2023 год не предусмотрено повышение тарифов с июля. Индексацию платы, как сообщало ранее Минэкономразвития, решено перенести на 1 декабря нынешнего года, а следующая состоится в июле 2024 года.

Рост предельных максимальных уровней тарифов в 2023 году по сравнению с 2022 годом не превышает индекса роста цен на электроэнергию, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития РФ в размере 9% по всем регионам России, отмечается в пояснительной записке к проекту документа.

Дороже всего электроэнергия будет стоить в ряде регионов Дальнего Востока. Так, в Чукотском АО тариф, по расчетам ФАС, может быть на уровне 9,69-9,70 рубля за кВт/ч. В Якутии электроэнергия будет стоить 7,87-7,88 рубля за кВт/ч. Для Камчатки установлен очень широкий диапазон — от 2,04 до 7,56 рубля. Более 6 рублей за кВт/ч придется платить москвичам и жителям Подмосковья (6,72-6,73 рубля), жителям Калужской области (6,00-6,01 рубля), Ненецкого АО (6,34-6,35 рубля), Калмыкии (6.07-6,08 рубля), Республики Алтай (6,37-6,38 рубля), Магаданской области (6,12-6,13 рубля). Выше 6 рублей могут также подняться тарифы в Архангельской области, где возможный диапазон — 5,20-6,06 рубля за кВт/ч.

Рекордно низкими, как и раньше, останутся тарифы на электроэнергию в Иркутской области — жители будут платить всего 1,41-1,42 рубля за кВт/ч (сейчас минимальный порог — 1,27 рубля). Меньше 3 рублей за кВт/ч должны будут вносить жители Хакасии (2,66-2,67 рубля за кВт/ч).

Для ряда регионов разработана особая линейка тарифов. В них оплата электроэнергии в пределах социальной нормы проходит по одному тарифу, а оплата излишков сверх нормы — по более высоким расценкам. Так, в Красноярском крае социальные тарифы могут колебаться от 1,21 до 3,25 рубля за кВт/ч (был минимум 1,13 рубля), сверх того — 4,80-5,23 рубля за кВт/ч. Дифференцированные тарифы применяются также в Забайкальском крае, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях. В Нижегородской тарифы при большом потреблении плата будет самой высокой среди этих регионов — 7,23-7,88 за кВт/ч, в пределах социальной нормы нужно будет платить по 4,48-4,49 рубля за кВт/ч.

Социальная норма потребления была введена в некоторых пилотных регионах с 2014 года, говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук. Малоимущие граждане, например, одиноко проживающие пенсионеры, могут при небольших объемах потребления электроэнергии платить меньше. Однако такой подход не был одобрен на федеральном уровне из-за усугубления перекрестного субсидирования. Поэтому за пределы пилотных регионов эта практика не вышла.

Конечную стоимость электроэнергии установят региональные тарифные органы субъектов РФ, уточнили в пресс-службе ФАС. Антимонопольная служба проконтролирует соблюдение утвержденных предельных тарифов на электроэнергию и не допустит необоснованного роста, подчеркнули в ведомстве.

Увеличение тарифа за вывоз ТБО

Изменения в системе утилизации отходов приведут к тому, что оплата за вывоз ТБО увеличится в десятки раз. Запланировано создание пунктов переработки мусора. Ранее вывоз отходов входил в графу «Содержание и текущий ремонт». На сегодняшний день данная услуга является коммунальной. Тарифы на обращение с ТБО устанавливаются на уровне субъектов РФ.

Совет! Прочтите: «Мусорная» реформа 2019 года

Во многих городах за январь 2019 года образовались горы мусора, так как операторы не установили тарифы и просто перестали вывозить ТБО. На решение проблемы властям дали еще 1,5 месяца. С тарифами уже определились около половины субъектов РФ.

По прогнозу Комитета ГД по экологии, оплата за услугу по вывозу мусора в некоторых регионах вырастет в 50 раз! Жильцы будут поставлены перед выбором: оплачивать мусорную строку по завышенному тарифу или получить свалки на улицах. В отдаленных районах расценки могут дойти до 700 руб. с человека в месяц.

Управляющие компании в любом случае будут обязаны содержать контейнерные площадки. Поэтому оплата за вывоз мусора по-прежнему останется в строке «Содержание и текущий ремонт».

Региональных операторов обязывают не только транспортировать отходы, но и увеличивать мощности. Правительство не захотело решать данную проблему за счет бюджетных средств, переложив ее содержание на плечи потребителей. Нет гарантии, что денежные средства, получаемые за счет многократного роста тарифов, пойдут на строительство линий по переработке мусора.

Могут ли отменить повышение тарифов ЖКХ с 1 июля из-за сложной ситуации в стране

Экономическая обстановка в стране остаётся нестабильной: экономические санкции, рост цен не дают россиянам расслабиться. В это время государство по мере возможности поддерживает экономически незащищенные категории граждан. В июне произошла внеплановая индексация пенсий и МРОТ, сообщает Pravda-TV.RU.

В связи с этим многие граждане тешили себя надеждой, что в этом году правительство заморозит цены тарифов ЖКХ или объявит мораторий на взыскание пени по задолженностям. Ведь индексация заработных плат на 10% не решила проблем, у многих россиян коммуналка по-прежнему съедает большую часть дохода семьи.

Однако надеждам россиян на прежние тарифы ЖКУ не суждено сбыться. Никакое решение о заморозке коммунальных платежей в 2022 году или о моратории начисления штрафов за просрочку платежей правительством не принималось. Напротив, тарифы на ЖКУ будут повышены. Решение о повышении коммунальных платежей было принято правительством ещё в октябре 2021 года.

Власти страны ежегодно устанавливают предельно возможное повышение тарифов для каждого региона. Речь идет о повышении цен на отопление, воду, водоотведение, газ, электричество, мусор.

Как формируются тарифы ЖКХ

Нельзя путать тарифы и плату за ЖКХ.

Объем услуги измеряется приборами учета — счетчиками. Если их нет — по нормативам потребления ресурса, которые устанавливают власти региона.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, собственник — главное звено в управлении жилищно-коммунальным фондом.

Жильцы решают, какая управляющая компания (УК) будет управлять домом, или же создают товарищество собственников жилья (ТСЖ). А УК и ТСЖ заключают договоры с поставщиками ресурсов и услуг от лица собственников.

Величину тарифа за жилищные услуги УК и ТСЖ согласовывают с самими жильцами на общем собрании собственников, а тарифы на коммунальные услуги регулируются государственными региональными органами.

На общегосударственном уровне тарифами занимаются Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития России. Они:

  • контролируют тарифы ЖКХ;
  • устанавливают предельные индексы ЖКХ;
  • решают спорные ситуации в регионах при участии органов местного самоуправления и поставщиков услуг.

На региональном уровне тарифы рассчитываются и формируются госрегулятором по ценам и тарифам. Так, в Подмосковье тарифы устанавливает Комитет по ценам и тарифам Московской области, а нормативы — Министерство ЖКХ Московской области.

Тарифы на услуги ЖКХ по всей России индексируются ежегодно 1 июля. Обычно они повышаются на оптимальный, по мнению Банка России, уровень инфляции — 4%.

Однако цены ЖКУ в регионах России сильно различаются. Причина в том, что величину тарифа определяют не столько экономические факторы, сколько платежеспособность местного населения.

Тариф на газ формируется из оптовой цены на ресурс, платы за снабженческо-сбытовые услуги и специальной надбавки к тарифу на транспортировку по газораспределительным сетям. А на оптовую цену влияет ценовой пояс: чем ближе регион к месторождению, тем меньше стоимость кубометра.

Тариф на теплоснабжение формируется из расходов на производство и передачу тепловой энергии по тепловым сетям и сбытовых расходов поставляющей организации. Также на величину тарифов влияет способ производства тепла, инфляция, повышение стоимости сопутствующих услуг и цены на энергоресурсы: топливо и электроэнергию.

Тариф на электроснабжение формируется из затрат на производство электроэнергии, транспортировку и сбытовой надбавки — платы за работу компаний, которые покупают электрическую энергию у производителей, оплачивают транспортировку и продают.

Нет чрезмерному повышению

Между тем, недавно глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление против необоснованного роста цен на ЖКУ. Документ позволит не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции. Кроме того, регионы будут обязаны согласовывать эти превышения индекса с ФАС.

Правительство и раньше активно сдерживало субъекты РФ, чтобы они не повышали тарифы выше установленных федеральных ограничений, отмечает Александр Костюков. Однако в предыдущих документах все же имелись основания для принятия тарифа выше инфляции. Например, муниципалитет имел право поднять тариф выше установленного региональной службой по тарифам значения, обосновав это экономически. Такое повышение тарифов решало проблемы местного бюджета и считалось законным. Муниципалитеты этим пользовались. “Необоснованными” такие тарифы назвать было нельзя. А вот несправедливыми — можно. Люди так прямо и считают.

“С ведением новых правил, “лазеек” для обхода федеральных ограничений стало гораздо меньше. Теперь тарифные дисбалансы не переложить на жителей. Шлагбаумом на этом пути станет норма, по которой регионам придется согласовывать “повышаемый” рост тарифов с ФАС”, – говорит эксперт.

При этом, есть ресурсы, тарифы на которые занижены, отмечает Ирина Генцлер. Например, услуги водоснабжения и водоотведения, на самом деле ниже, чем экономически обоснованные затраты на их оказание. Но они не повышаются до экономически обоснованного уровня потому, что государство не хочет допустить рост платежей граждан.

С точки зрения экономики тарифы должны устанавливаться такими, чтобы окупать обоснованные затраты коммунальных организаций, а доступность тарифов для граждан должна обеспечиваться мерами адресной поддержки граждан с низкими доходами. Иначе говоря, те, кому доходы позволяют, должны оплачивать коммунальные услуги по их реальной стоимости, а граждане с низкими доходами должны получать субсидию на оплату коммунальных услуг, поясняет руководитель жилищного сектора Фонда “Институт экономики города”.

Что касается проблемы долгов за ЖКХ, то новый документ не решит ее, считают эксперты. Наиболее эффективным, по мнению Ирины Генцлер, было бы улучшить систему адресной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с помощью установления единого стандарта по всей стране – максимальной доли совокупного семейного дохода, расходуемой на оплату ЖКУ, на превышение которой должна предоставляться субсидия. А в отношении граждан, чьи доходы позволяют полностью оплачивать ЖКУ, необходимы более жесткие меры, чем сегодня предусмотрены законодательством.

Как принималось решение о новом индексировании тарифов ЖКХ?

Стоимость отдельных услуг по «коммуналке» в 2023 году вырастет дважды на основании ПП № 1347 от 12.11.2018. Изменение правил индексации власть оправдывает повышением НДС до 20%. Как уверены в Правительстве, подъем НДС сильно ударит по службам и компаниям «коммунальщикам».

В 2023 году тарифы индексируются следующим образом:

  • с 1 января – на 1,7%;
  • с 1 июля – на 2,4% на базе январских показателей.

По факту индексы оплаты за январь и июль будут суммированы, общее минимальное индексирование составит – 4,1%. Ранее тарификация на услуги ЖКХ менялась один раз в год, как правило, летом на 4%.

Почему Правительство и Министерство экономразвития посчитало, что стоит нарушить старые нормы и поднять тарифы в 2 этапа? На принятое решение повлияли факторы:

  1. прогнозируемое увеличение инфляции до 4,5% (повышение НДС вызовет инфляционный рост до 5% в начале года);
  2. ВВП составит лишь 1,4%;
  3. повышение НДС до 20%.

В 2023 году реальные доходы простых граждан России снова уйдут в минус. Ожидается рост цен на социально значимые товары. Бизнес не будет инвестировать в развитие, не появятся новые рабочие места, не стоит ожидать и серьезного увеличения заработных плат.

По мнению Минэкономразвития, после повышения НДС расходы ресурсоснабжающих компаний возрастут на 16 миллиардов руб. За счет повышения тарифов коммунальщики компенсируют увеличение издержек. Если бы коммунальным компаниям пришлось ожидать июльского повышения, их финансовое состояние бы ухудшилось. Поэтому расходы решили переложить на население.

Индексные значения для тарифов ЖКХ по субъектам РФ, утвержденные РП № 2490-р от 15.11.2018, установлены на максимальном уровне. Власти регионов не имеют права поднимать оплату за «коммуналку» выше утвержденных Правительством значений. В более чем половине субъектов тарифы вырастут на 2%, однако в некоторых регионах ожидается рост выше 4%.

Предельные значения повышения стоимости коммунальных услуг

Порядок дифференцированного по регионам повышения тарифов ЖКХ был установлен распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 2490-р. Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ определены в виде формулы на долгосрочный период до 2023 года. Конкретные значения индексов ежегодно устанавливает Правительство РФ. Документом определены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины таких индексов.

Самый высокий индекс повышения тарифов ЖКХ в 2020 году чиновники установили для Чеченской республики — 6,5%. Меньше всего подорожают в следующем году коммунальные услуги в Ненецком автономном округе — на 2,4%. Для Москвы предельный индекс увеличения тарифов на коммунальные услуги составит 5%. Остальные индексы можно увидеть в таблице, которая содержится в приложении к распоряжению Правительства РФ:

Субъект Российской ФедерацииСредний индекс по субъекту РФ
на II полугодие 2020 г. (процентов)
Республика Адыгея4,0
Республика Башкортостан3,6
Республика Бурятия5,0
Республика Алтай4,4
Республика Дагестан5,2
Республика Ингушетия5,1
Кабардино-Балкарская Республика5,4
Республика Калмыкия3,6
Карачаево-Черкесская Республика4,9
Республика Карелия4,0
Республика Коми4,0
Республика Марий Эл3,9
Республика Мордовия3,9
Республика Саха (Якутия)5,0
Республика Северная Осетия – Алания4,7
Республика Татарстан4,0
Республика Тыва4,1
Удмуртская Республика4,0
Республика Хакасия4,6
Чеченская Республика6,5
Чувашская Республика3,6
Алтайский край4,5
Забайкальский край4,7
Камчатский край4,0
Краснодарский край4,1
Красноярский край4,6
Пермский край3,0
Приморский край4,5
Ставропольский край3,6
Хабаровский край4,0
Амурская область4,7
Архангельская область4,0
Астраханская область3,6
Белгородская область4,0
Брянская область3,6
Владимирская область3,6
Волгоградская область4,0
Вологодская область3,6
Воронежская область4,0
Ивановская область3,6
Иркутская область4,8
Калининградская область4,0
Калужская область3,6
Кемеровская область – Кузбасс4,9
Кировская область4,0
Костромская область4,0
Курганская область3,6
Курская область3,6
Ленинградская область3,6
Липецкая область4,0
Магаданская область4,0
Московская область4,1
Мурманская область3,0
Нижегородская область4,0
Новгородская область4,1
Новосибирская область4,9
Омская область5,0
Оренбургская область3,6
Орловская область3,6
Пензенская область3,6
Псковская область4,0
Ростовская область3,6
Рязанская область3,6
Самарская область3,6
Саратовская область3,6
Сахалинская область3,9
Свердловская область3,9
Смоленская область4,0
Тамбовская область4,0
Тверская область3,6
Томская область4,7
Тульская область3,9
Тюменская область4,0
Ульяновская область3,6
Челябинская область3,6
Ярославская область3,6
Еврейская автономная область4,9
Ненецкий автономный округ2,4
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра3,6
Чукотский автономный округ4,0
Ямало-Ненецкий автономный округ4,0
Москва5,0
Санкт-Петербург3,8

Для Республики Крым и города Севастополь сейчас действуют переходные положения, рост тарифов ЖКХ там происходит по отдельному плану несколько раз в год.

Установленные Правительством РФ индексы определяют максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем по соответствующему региону. Руководители субъектов РФ должны учитывать их при утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. То есть выше этих значений повышать тарифы региональные власти не имеют права.

Другие изменения в ЖКХ с 1 марта 2023 года

Кроме повышения коммунальных услуг с 1 марта 2023 года, в жилищное законодательство с весны внесли и некоторые другие важные правки. Рассмотрим главные из них:

  1. Можно будет сделать перерасчет платы за вывоз мусора. Теперь собственник сможет рассчитывать на перерасчет платежа, если отсутствовал в квартире, где проживает, более пяти дней. Это распространяется только на тех, кому тариф за вывоз мусора насчитывается по площади (или по числу проживающих), а не по фактическому объему мусора. Перерасчет будут делать исходя из того, сколько дней жильца не было в квартире, а также какой у него метраж жилья. Расчеты будут производиться по специальной формуле, которая указана в приложении к изменениям в закон. Норма, предусматривающая это новшество, установлена поправками к Постановлению № 354.
  2. Появится новый орган по надзору за лифтами. Это ведомство будет следить за тем, чтобы лифты были безопасными, находились в удовлетворительном состоянии, а также имели специальные подъемные платформы для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это новшество установлено поправками к ФЗ от 11.07.2021 №170-ФЗ.
  3. Меняется процедура приемки работ по капремонту. Теперь, при капитальном ремонте в доме акт будет подписываться и согласовываться с представителем администрации региона. Кроме того, сроки подписания данного документа и процедура будут определены местной властью. Эту норму закрепили в ч. 2 ст. 190 ЖК РФ.
  4. Также в марте этого года вступит в силу профстандарт, в котором четко будет указано, что должен делать дворник, который убирается во дворе и на придомовой территории. Здесь будут описаны не только его обязанности, но и требования к работе, в том числе образование, стаж и прочее.
  5. Минстрой внес поправки в свой приказ от 07.09.2017 №1202/пр, согласно которому с марта текущего года изменится перечень работ и услуг по капремонту в доме. Это коснется тех работ, средства на которые выделяются из фонда капитального ремонта исходя из минимального взноса жильцами за капремонт. Работы и услуги можно будет менять.

К чему готовиться потребителям услуг ЖКХ?

Согласно данным Росстата, средняя российская семья тратит на оплату «коммуналки» более 5000 руб. в месяц. Это от 11% до 25% семейного бюджета в зависимости от размера доходов ячейки общества. В 2023 году, как считают эксперты, двухэтапный рост тарифов ЖКХ приведет к увеличению инфляции до 5-6%.

Производители закладывают в себестоимость продукции рост тарифов на «коммуналку», новые налоги и сборы. В результате возникает замкнутый круг. Общий платеж за услуги ЖКХ не должен быть выше уровня инфляции, но подъем тарифов по всей стране в свою очередь стимулирует инфляционные процессы. Январское повышение на 1,7% и июльское на 2,4% рассчитано без учета НДС, который пойдет плюсом. В итоге мы увидим, как инфляция превысит прогнозируемое значение в 4%. Кошельки россиян опустеют еще быстрее.

Инфляция ударит по населению уже в феврале 2023, считают аналитики компании «Альпари». Россия вернулась в двухфазной системе повышения тарифов. Это подтолкнет зимний рост цен.

На сколько подорожает коммуналка в России с 1 июля 2022 года

То, о чем так долго говорили эксперты ЖКХ, наконец-то свершилось. Россияне узнали новые тарифы на коммуналку, которые вступают в действие с 1 июля. Тарифы в среднем по стране повышаются на 2,9-6,5%. На первый взгляд, рост кажется не таким уж и страшным: ведь средняя инфляция в стране превышает 17%. Но и здесь есть свои подводные камни.

Согласно официальным данным, меньше всего рост тарифов заметят в Свердловской области (2,9%), в республике Марий Эл (3,2%), в Удмуртии и на Алтае — 3,4%. Самый высокий рост коммуналки ожидается в Чечне (6,5%), Севастополе и в Крыму – 6,2%.

Как известно, ценники на коммунальные тарифы меняются в стране раз год, происходит это 1 июля. Пересмотр стоимости услуг необходим для нормальной работы коммунальных предприятий, которые, как и все россияне, страдают от инфляции. А в нынешнем году она запредельная.

Чтобы как-то защитить народ от тотального подорожания, правительство пошло навстречу пожеланиям трудящихся и решило изменение тарифов отвязать от общей инфляции. Она, по прогнозам Минэкономразвития, составит в 2022 году более 17%. Такое повышение за воду, тепло и прочий сервис россияне просто не потянут при отощавших кошельках. Поэтому тарифы поднимут в среднем на 4-4,5%.

На сколько и какие коммунальные услуги подорожают с 1 ноября 2022 года

Всем собственникам квартир, вне зависимости от их площади и региона расположения, требуется оплачивать услуги ЖКХ. Делать это в обязательном порядке нужно даже в том случае, если в жилье никто не проживает. Каждый собственник жилья обязан по единому для всех закону оплачивать коммунальные услуги, причем делать это требуется точно в срок, чтобы не попасть в перечень должников.

Обладатели жилья отлично осведомлены о том, что его содержание становится все более дорогостоящим с каждым годом. И вот, как стало известно, уже с 1 ноября владельцев квартир ждет неприятный сюрприз в квитанциях ЖКХ, причем этим совершенно точно никто не останется доволен, так как причин для радости просто элементарно нет. Власти РФ приняли решение о том, чтобы уже с ноября поднять расценки на коммунальные услуги. Так, вырастут они примерно на 6-9%, поэтому уже вскоре гражданам РФ платить за такого рода услуги и возможности потребуется на целый порядок больше, нежели когда-либо раньше до этого самого момента.

Конкретный уровень подорожания будет зависеть не только от уровня благоустройства дома, но еще и от назначения помещений. Так, оборудованные лифтом и мусоропроводом дома подорожают сильнее всего, так как платить придется по 32,44 рубля за каждый квадратный метр жилой площади, тогда как в настоящее время собственники квартир платят за это 29,93 рубля. Услуги ЖКХ в домах с газом, но без мусоропровода, также станут более дорогостоящими, к чему всем и каждому, кто проживает на российской территории, следует быть в полной мере готовым. Также текущий тарифный план за содержание и ремонт крыши жилого дома вырастет на 39 копеек за каждый квадратный метр, поэтому платить за квартплату также придется на несколько десятков рублей больше.

Таким образом, в общей суммарной сложности все услуги ЖКХ в той или иной степени станут дороже с 1 ноября. В последний раз расценки на коммунальные услуги на российской территории пересматривали и актуализировали в феврале 2022 года, то есть россиян ждет второе значительное повышение цен в рамках одного года. Грядущее новшество, безусловно, станет неприятным сюрпризом для очень многих людей, ведь от оплаты коммунальных услуг нельзя отказаться. Так, собственники жилья не имеют права не платить за мусоропровод или лифт, то есть вне зависимости от их использования отдавать деньги ежемесячно все равно придется.

Новый принцип расчета за ОДН в 2023 году

Существовавшие ранее правила приводили к тому, что размер платы за ОДН не очень точно соответствовал их фактической стоимости. Поэтому было принято Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 «О внесении изменений…», согласно которому оплата ОДН с 1 марта 2023 года будет рассчитываться по-новому.

С первого дня весны жильцы обязаны платить за весь объем потребляемых услуг – старых нормативов больше не будет. Расчет будет производиться следующим образом:

  1. Организация-поставщик коммунальных ресурсов (электроэнергии или воды) после получения показаний с общедомовых счетчиков сравнивают, сколько жильцы фактически использовали ресурсов с суммой, которую они оплатили.
  2. Если в многоэтажку поставили больше ресурсов, чем указано в показаниях, а также больше, чем оплатили собственники, то рассчитывается разница, которую и доначислят жильцам и пропишут в квартплате.

При этом, перерасчет ОДН будут делать как минимум раз в год, в первом квартале. В этом году его должны провести до 1 апреля 2023 года. Таким образом, жильцы тех домов, где расходы ОДН были ниже нормативного предела, заплатят меньше. Если же жильцы платили строго по нормативу, однако по факту потребляли больше, то их платежи могут существенно вырасти.

В теории, если в доме стоит общедомовой счетчик, то разница будет несущественной, а значит, в квитанции не будет шокирующих сумм. Другая ситуация, когда счетчиков нет: весь объем потребляемых ресурсов (свет в подъездах, слив воды в доме и прочее) будет определяться в зависимости от того, какой норматив установлен в регионе. Вероятнее всего, что без счетчиков собственникам придется платить больше.

Здесь всё работает так же, как и с индивидуальными счетчиками: если их нет, то платят собственники квартиры больше, чем они могли бы платить за услуги ЖКХ по фактическим показаниям.

Ещё одно нововведение с марта – теперь все аварии и утечки на теплосетях, которые проходят внутри дома, будут оплачивать собственники. А это – очень большие суммы. Так, к примеру, трубы могут протекать неделями, подвалы в домах затапливает, но платить теперь за это будут собственники, а не управляющая компания, как это было раньше. Так что подорожание ЖКХ с 1 марта 2023 года будет достаточно ощутимым в старых домах, где давно не менялась инженерная инфраструктура.

Как удалось обойти запрет на повышение тарифов в начале года?

Повышение расценок на коммунальные услуги в начале года стало неожиданностью, так как законом это было запрещено. Тарифы в 1 полугодии очередного года не могли быть выше, чем тарифы 2 полугодия предыдущего года на 31 декабря. При этом значение НДС не учитывалось. Следовательно, стоимость услуг с января по июнь 2019 не могла быть выше установленных в 2018 году тарифов.

Но Правительство обошло данный запрет, изменив законодательство. Кабмин внес поправки в действующие правила. Постановление № 1246 от 19 октября 2018 г. зафиксировало возможность корректировки тарифов в 1 полугодии 2019 года из-за повышения НДС до 20%.

На сколько вырастет квартплата с 1 марта 2023 года

Если с декабря тарифы выросли в среднем на 9%, то сколько будут стоить услуги ЖКХ с 1 марта 2023 года, сказать очень сложно. Ни эксперты, ни специалисты коммунальных служб не могут назвать примерный процент повышения суммы за квартплату, в том числе и конкретные суммы. Как указывалось ранее, всё зависит от того, сколько жильцы потребляют, были ли у них уже счетчики, а также в каком регионе они проживают.

В данном случае стоит поднять свои платежки на коммуналку за прошлые месяцы и посмотреть, сколько там уходило на электричество и воду на ОДН. Выглядит это примерно так:

Здесь важны пункты в разделе «Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества». В этом примере общая сумма по ним – 169,13 рублей, или всего 2,28% от общего размера платежей. Так что даже если расходы на ОДН вырастут вдвое (что в теории возможно для старых домов, которые платят за них по нормативу), по факту общий платеж вырастет лишь на пару процентов.

Важно понимать, что если суммы за ОДН кажутся выше, чем должны быть, то можно обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. Они смогут предоставить расчеты по конкретному дому

Если выяснится, что управляющая организация решила включить в сумму за ОДН свои убытки, то жильцы смогут обратиться с претензией в управляющую компанию, в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Если вопрос не решится, то можно обратиться в суд с иском и добиться перерасчета.

Кого это коснётся

Как можно понять из изложенного выше, изменения в ЖКХ с 1 марта 2023 года коснутся многих жильцов многоквартирных домов – но, скорее всего, в разной степени.

Многое будет зависеть от возраста и состояния дома:

  • В более современных домах уже при строительстве устанавливают общедомовые приборы учета ресурсов. Это позволяет собственникам платить меньше, ведь они будут оплачивать ровно столько, сколько фактически использовали.
  • В старых многоэтажках, как правило, общедомовых приборов учета нет. И их не всегда можно установить по причине того, что этого не позволяет характеристика дома. Например, на старые, непригодные трубы счетчик не ставят до тех пор, пока их не заменят.

Кроме того, в старых домах больше риск утечек из систем, им нужно чаще промывать систему отопления, а также нужно больше воды на уборку. У них не энергоэффективные лифты, а если в подъезде используются старые лампочки накаливания, то и на освещение уйдет больше. Поэтому изменения в большей степени коснутся жильцов старых домов, которые десятилетиями не видели ремонтов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий