Пайка медных труб с применением медно-фосфорного припоя
вид пламени
Если факел пламени горелки ярко синего цвета и средней величины, то это свидетельствует о том, что газовая смесь содержит равное количество кислорода и газообразного топлива. Благодаря такой пайке металл будет нагреваться равномерно.
Если факел пламени горелки небольшой и бледно-голубого цвета, то это значит, что в газовой смеси находится много кислорода. Во время такой пайки поверхность металла будет окисляться, свидетельством чего станет появление темного налета на металле.
Гарантом надежности паяного соединения является подготовка медной поверхности. Она должна быть очищена от грязи, масла, краски и прочих веществ, которые могут препятствовать нанесению припоя на металлические поверхности.
Соединяя методом пайки две медные трубы необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
- труба меньше диаметра должна входить в трубу большего диаметра не меньше, чем на длину своего диаметра;
- зазор между стенками наружной и внутренней трубы должен находиться в пределах 0,025-0,125;
- прогрев выполняют равномерно по всей длине и окружности соединения;
- использование горелки нужного размера с уменьшающимся пламенем. При перегреве основной металл начинает сильнее взаимодействовать с припоем, в результате, такое соединение будет иметь значительно меньший срок службы.
Если пруток твердого припоя расплавится от контакта с прогретыми трубами, то это означает, что они достаточно прогреты. Чтобы улучшить процесс пайки пруток твердого припоя предварительно прогревают пламенем горелки.
Известно, что припой проникает в соединение труб под действием капиллярных сил и чтобы облегчить процесс его растекания необходимо предварительно позаботиться о чистоте поверхности свариваемых соединений и соблюдать необходимый зазор. Также следует не забывать, что припой всегда движется к источнику теплоты.
Комплектующие и инструменты
Чтобы правильно выполнить пайку медных труб для вашего кондиционера, важно правильно подобрать расходные материалы
Первое, на что стоит обратить внимание — сами трубки. Чаще всего используются медные трубки, поскольку они достаточно пластичные, при этом прочные, выдерживают рабочую температуру до +100 градусов по Цельсию, им не страшна коррозия и химический состав фреона. . Инструменты и материалы для пайки трубок кондиционера:
Инструменты и материалы для пайки трубок кондиционера:
Труборез. Обязательный инструмент. Мы категорически не рекомендуем использовать ножовку вместо трубореза. В противном случае вы получите неаккуратный срез, а также увеличите вероятность попадания металлической стружки внутрь трубы;
Инструмент для сгибания труб. Трубы можно согнуть и вручную, но в процессе вы легко повредите металл, на нем появятся заломы. А это недопустимо;
Газовая горелка с регулировкой пламени;
Припой для пайки медных труб (мягкий или твердый, не принципиально);
Газовая смесь;
Металлическая щетка и наждачная бумага;
Средства защиты (маска и очки — минимальный набор).
Остановимся подробнее на припое. Припой может быть серебряным или медно-фосфорным. Если в составе есть еще и кадмий, значит вы обязаны использовать средства защиты. Поскольку при нагревании такие припои источают токсичные пары.
Пару слов о газовой смеси. Необходимо использовать только качественные смеси, ведь от этого во многом зависит надежность и герметичность соединения. Перед пайкой проверьте смесь: факел должен быть ярко-синим на протяжении всей длины. Если цвет скорее напоминает бледно-голубой, скорее всего в его составе слишком много кислорода. А это значит, что металл будет быстрее окисляться. По возможности, не используйте такие смеси в работе.
Далее мы расскажем, как осуществляется пайка медных труб для системы кондиционирования, и какие нюансы нужно учитывать.
Порядок работ по очистке радиатора кондиционера без снятия
- Снять радиатор ДВС, пользуясь инструкцией по эксплуатации и ремонту автомобиля.
- Снаружи снять передний бампер и решетку радиатора автомобиля.
Очистка кондиционера автомобиля видео
- Получив доступ к радиатору кондиционера, надо вначале промыть его несильной струей воды изнутри, а затем снаружи. Очистка таким способом производится несколько раз, попеременно — изнутри и снаружи.
- Также следует почистить радиатор двигателя, после чего установить назад. Снимать конденсатор не рекомендуется, так как он заправлен фреоном, а для работы с такими хладагентами требуются специалисты.
Преимущества и монтаж сплит-системы с медными трубами
Трубы из меди отлично подходят для создания систем кондиционирования воздуха. Из их достоинств можно выделить:
- стойкость к коррозии;
- герметичность;
- устойчивость к истиранию;
- гладкость наружной и внутренней поверхности;
- хорошая теплопроводность;
- устойчивость к температурным перепадам;
- доступная стоимость.
В процессе монтажа кондиционеров применяются медные бесшовные трубы. Обычно в комплект поставки сплит-системы входят внутренний и внешний блоки, а всё остальное приобретается отдельно. Трубки размещаются с целью транспортировки хладагента по системе именно между вышеуказанными блоками. Размеры медных изделий напрямую влияют на производительность кондиционера. Чем диаметр трубок больше, тем значение данной характеристики устройства выше.
Устанавливаются кондиционеры в современных зданиях следующим образом:
- выбираются места расположения внутреннего и внешнего блоков;
- для прокладки трубок и электрокабелей в стене бурится отверстие диаметром 40 мм;
- монтируются крепления внешнего и внутреннего блоков;
- трубки прокладываются, обрезаются, а их сводные концы развальцовываются. Результат последней операции
- имеет вид трубок с надетыми гайками;
- трубки соединяются с внутренним и внешним блоками;
- прокладывается трубка для слива конденсата;
- система вакуумируется;
- кондиционер подключается к сети.
Медные трубы экологичны и не подвержены коррозии, поэтому считаются лучшим вариантом для систем кондиционирования воздуха
Как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками?
Несмотря на появление достаточного количества станций технического обслуживания автомобилей гаражный ремонт пользуется популярностью среди преобладающей части водителей. Отдельные автолюбители все выходные напролёт тратят на починку своего «железного коня». Это настоящее национальное хобби, сочетающее в себе азарт и реальную возможность сэкономить.
Как определить неисправность кондиционера:
Воздух в системе вентиляции машины не охлаждается.
В большей части транспортных средств достаточно одного нажатия кнопки для активизации кондиционера и охлаждения воздуха. Если из системы вентиляции продолжают дуть тёплые потоки воздуха, значит компрессор кондиционера не работает. Нужно искать причину неисправности.
Использование специальных диагностических устройств.
Если возникли опасения касающиеся работоспособности системы кондиционирования не нужно медлить. Ранняя диагностика даёт возможность оперативно выявить неисправности и принять меры для их устранения.
Подключение специального оборудования для диагностики системы кондиционирования машины позволяет определить место утечки фреона. Это очень удобно и экономит массу свободного времени для автолюбителя.
Выявление утечки охлаждающего газа позволяет владельцу транспортного средства предпринимать прочие действия, направленные на ремонт системы кондиционирования.
Существует 3 основных способа починки трубок кондиционера:
Ремонтные наборы.
Небольшие трещины на поверхности трубопроводов системы кондиционирования проще и быстрее чинить при помощи использования специальных ремонтных составов. Как правило, они реализуется в аэрозольной форме и наносятся на место повреждения через распыление. Для застывания рабочего вещества ремонтного состава не требуется много времени. Через 12 часов кондиционер уже можно использовать.
Аргонно-дуговая сварка.
Наличие сварочного аппарата несмотря на его доступность не является распространённым явлением. Устройством нужно уметь правильно пользоваться иначе эффективность ремонта будет стремиться к нулю. Если трубопроводы системы кондиционирования напоминают решето лучше всего и выгоднее использовать сварку.
Приобретение готовых комплектов.
Если автомобиль ранних лет выпуска ремонтировать трубопроводы приходиться часто. Зачастую месяца не проходит без ремонтных работ. В этом случае проще выполнить замену трубопровода кондиционера, чем пытаться его «подлатать». Это будет дешевле и эффективней.
Практически для всех моделей транспортных средств можно приобрести алюминиевые или резиновые трубопроводы системы кондиционирования. Разница заключается в стоимости и сложности установки. Резиновые трубопроводы доступнее по стоимости и проще в установке.
Правила пайки
Пламя для пайки должно обеспечивать максимальный нагрев, прием соединение необходимо равномерно прогревать до необходимой температуры. После нанесения припоя на соединение проверяют равномерность его распределения. Для этой цели используют паяльную горелку. Припой должен растекаться в сторону более нагретого участка.
После завершения пайки необходимо тщательно удалить остатки флюса. Процесс нагрева должен быть коротким, чтобы избежать перегрева. Также во время пайки необходимо позаботиться о вентиляции, поскольку из припоя или фтористых соединений выделяется вредный дым.
Основные ошибки
К дефектам пайки относят: наличие флюсовых включений, трещины, неэстетичный внешний вид соединенной зоны, растрескивание и разрыв кромки, а также непропаянный стык.
В основном, успех операции зависит не столько от качества использованных исходных материалов, сколько от технологичности и квалифицированности ее выполнения.
Выделим правила, которым необходимо следовать при проведении работы:
- Для начала следует подготовить детали, которые будут соединяться
- Нужен капилляр, который будет создавать необходимые условия, для того, чтобы припой проникал даже в самые сложно доступные зоны
- На обрабатываемой поверхности трубки кондиционера должна отсутствовать оксидная пленка
- Применение флюса пастообразной консистенции
Отметим, что пайка не получится качественной, если детали, которые ей подвержены, не будут нагреваться одинаково. Степень равномерности термической обработки трубки кондиционера детерминирована многими факторами: вес и сущность исходных материалов, температуры, тип припоя. Для того, чтобы осуществить процесс нагревания, инсталлятор может воспользоваться следующими методами: с помощью открытого огня, электросопротивление, а также применим паяльник из металла.
Чтобы запаять медную трубку кондиционера, необходимо жечь либо ацетилен, либо пропан. Он содержится в тяжелых баллонах, которые достаточно тяжело перевозить.
Выбор припоя зависит от нескольких факторов. Зачастую наиболее применимы те, что содержат частички серебра, а то и медно-фосфорные, обладающие очень широким диапазоном использования.
Выбор вида соединительной смеси обусловлен температурными показателями, а также набором инструментов, которыми и будет осуществлена сама пайка.
Низкотемпературная пайка. Особенности
При потере вальцовочным соединением герметичности для её восстановления многие профессионалы отдают предпочтение не сварке, а именно пайке медных трубок. В пользу такого выбора они приводят следующие аргументы:
- оперативность выполнения работ;
- аппарат для пайки медных труб более дешёвый по сравнению со сварочным оборудованием.
Полученное соединение характеризуется:
- надёжностью;
- прочностью;
- стойкостью к высоким механическим и температурным нагрузкам.
Осуществляется низкотемпературная пайка обычно с помощью пропановой горелки. Труба нагревается до температуры 200-250˚С. Если используется мягкий припой, для равномерного нагрева пламя горелки необходимо постоянно перемещать.
Методика выполнения этой операции имеет свои особенности. Так, если при касании прутком припой не плавится, нагрев следует продолжить, постоянно перемещая при этом пламя. Когда припой начнёт плавиться, пламя следует убрать и дождаться, пока припой не проникнет в монтажный зазор. Зазор заполняется полностью, поэтому не вводите дополнительные объёмы припоя, поскольку появившиеся излишки затекут внутрь трубы и сократят, таким образом, полезный просвет.
Для низкотемпературной пайки применяется мягкий припой, выпускаемый в катушках
Из других особенностей низкотемпературной пайки следует отметить следующее. В случае использования стандартных кусков мягкого припоя, необходимо контролировать, чтобы их размер был равен диаметру соединяемого изделия. Придание требуемым участкам припоя Г-образной конфигурации обеспечит удобство выполнения паек медных труб.
Одно из существенных преимуществ данного способа заключается в том, что прочность сырья – меди – сохраняется на высоком уровне. Самый главный недостаток – худшие механические характеристики соединения.
Частые проблемы и их решение
Сквозняки
Экран для кондиционера перенаправляет воздушные массы вверх
Сильный поддув, направленный в сторону людей, повышает риск простудных заболеваний. Причина – неправильное положение шторок кондиционера. Их устанавливают в горизонтальное положение и проблема уходит. Есть функция автоколебания жалюзи. В инструкции описано, как с помощью пульта управления настроить ее в данной модели кондиционера.
Более сложный выход из положения – установка защитного экрана, который заказывают в интернете или покупают в строительных супермаркетах в отделе климатической техники. Самостоятельно установить экран при наличии инструментов – дело 15 минут.
Конденсат
Из внутреннего блока капает – одна из самых частых жалоб в сервисных центрах. Причина поломки в засорении трубок дренажа. В данном случае можно провести ремонт кондиционера своими руками. Обычно дренажная трубка закупоривается ледяной пробкой при включении оборудования в режиме охлаждения, когда на улице мороз.
Ремонт трубок кондиционера может не понадобиться, если подождать, пока на улице установится плюсовая температура. Лед растает сам собой, оборудованием опять можно будет пользоваться.
Фильтры
Слабое охлаждение, капли воды на корпусе – признаки засорения фильтров. Тщательная и регулярная чистка – все необходимые манипуляции.
Проблемы компрессора
Устройство компрессора сплит системы
Проблемы с недостатком фреона и компрессора связаны. При попадании воды внутрь системы, детали компрессора подвергаются коррозии. Вдобавок – он перегревается, о чем будет говорить черный цвет масла. Тест на кислотность масла позволит уточнить, что в контуре присутствуют соли металлов.
Из-за неполадок в системе электроники также страдает компрессор, поэтому диагностируется сначала холодильный контур, электронные системы, а потом уже сердце кондиционера.
Ремонт кондиционера своими руками невозможен при следующих поломках:
- Утечка фреона, которую определяют по обмерзанию штуцерных соединений внешнего блока. У мастера имеется специфическое оборудование, которое недоступно для большинства пользователей бытовыми сплит системами. Если поврежден четырехходовой вентиль при перегреве, его меняют.
- Брак при монтаже медных трубок – например – заломы. Магистраль переустанавливают, что не в состоянии сделать рядовый человек без инструментов. Отсутствие вакуумирования – серьезный минус монтажников. Продув системы фреоном не удаляет водяные пары, вызывающие коррозию деталей компрессора.
- Неправильная коммутация проводов между наружным и внутренним блоками.
- Неправильное соединение проводов приводит к неполадкам в электронной плате, что иногда требует ее замены по вине монтажников.
Замена компрессора происходит двумя способами:
- Без промывания внешнего блока. Если масло при сливе имеет светлый оттенок, по анализу кислотность не повышена, посторонних частиц не содержит. Компрессор меняется, система вакуумируется и тестируется.
- Промывка внешнего блока нужна, когда анализ масла показал повышенную кислотность, наличие грязи в контуре и частиц металла, которые попали туда после некачественной обрезки трубы.
Процедура сложная, ремонт сплит системы своими руками в этом случае невозможен. Его делают мастера со специальными приспособлениями, которые убирают посторонние вкрапления из всех труднодоступных мест фреоновой магистрали, чтобы проблема не повторилась.
Плата управления
Схема платы управления
Ремонт платы кондиционера – задача для специалиста. Платы различных производителей отличаются друг от друга. Кроме этого, даже подводка питания к платам осуществляется по-разному. Одни оснащены трехжильной проводкой, другие – одножильной. О некоторых неполадках оповещает система самодиагностики, но в большинстве случаев необходимы специальные приборы, например, осциллограф. Система управления защищается с помощью диодного моста, варистора и стабилитрона. Поломки вероятны при перегрузках в сети.
Как паяются трубки из меди – процесс и правила
Перед соединением трубки кондиционера необходимо зачистить наждаком или металлической щеткой. Остатки смазки, земли, краски ухудшают сцепление припоя и металла.
Пайка трубок кондиционера проводится пламенем газовой горелки. При оптимальной газовой смеси пламя одновременно очищает и нагревает поверхности трубок, подготавливая их к соединению.
Трубки прогревают горелкой равномерно. Чтобы припой проникал в зазор, температура внутренней и наружной должна быть одинаковой. При этом захватывается не только место предполагаемой сварки, но и немного дальше – сантиметров на 7 в каждую сторону.
После того, как получилось запаять трубки кондиционера, остатки флюса счищаются.
Условия, которые соблюдаются при работе:
- На горелке должна быть функция уменьшения пламени, чтобы контролировать процесс нагрева. Перегретая трубка деформируется и конец приходится отпиливать.
- Развальцовка проводится на той трубе, которая лежит навстречу идущему фреону, чтобы не было трения и сопротивления в месте пайки. Например: если фреон идет слева, то расширяют правую сторону трубки и наоборот.
- Так как некоторые припои во время нагревания выделяют вредные газы, следует обеспечить вентиляцию или надеть респиратор.
Низкотемпературная пайка
Низкотемпературный режим соединения двух металлических деталей подразумевает нагревание основных частей ниже 427 градусов, то есть, ниже температуры плавления основного металла. При данном методе металл меньше окисляется, можно добиться локального прогревания. Экономится энергия и материалы. Результат – аккуратный точный стык.
Особенности высокотемпературной пайки
Для фреоновой трассы высокотемпературная пайка не применяется
Температура плавления при высокотемпературной пайке выше 427 градусов, но ниже температуры плавления соединяемых деталей. Технология отличается от низкотемпературной. При вакуумной пайке используют мягкий припой из олова. Высокотемпературные технологии используют для соединений, которые в дальнейшем будут работать с высокими температурами.
Для самостоятельного выполнения работ достаточно низкотемпературного режима. В трубах не предполагается высоких температур фреона, но соединение должно выполняться герметично во избежание утечки хладагента в процессе работы.
Этапы ремонта трубок
Выбор способа ремонта зависит от состояния магистралей. Если повреждения чересчур серьёзны и масштабны, проще выполнить замену трубок автокондиционера, чем пытаться устранить дефекты. Поэтапная процедура ремонта выглядит следующим образом.
- Выполняют диагностику течей, устанавливают повреждённые участки алюминиевых трубок.
- Трубки демонтируют с автомобиля.
- После тщательного осмотра принимают решение о замене либо восстановлении магистрали.
- Если возможен ремонт, выбирают способ восстановления – аргоновую сварку либо пайку.
- Выполняют восстановление целостности металла.
- Проверяют герметичность восстановленной трубки.
- Устанавливают отремонтированную трубку на место, выполняют опрессовку автокондиционера.
После ремонта трубок необходимо вакуумировать систему, удалив лишний воздух, и заполнить её хладагентом.
Если поврежден достаточно длинный участок алюминиевой трубки и ремонт невозможен, то самым распространенным решением является замена трубок на шланги. Часто это в разы дешевле чем покупка оригинальной магистрали.
- Для начала нужно выбрать пружину. Если диаметр трубки большой, то используется пружина меньшего диаметра, которая проталкивается вовнутрь трубы. Для тонкой трубки можно взять большую пружину и надеть ее сверху.
3. Когда металл потемнеет – можно начинать сгибание.
5. Извлечь пружину.
Алюминиевая трубка также широко используется при монтаже кондиционеров и для подачи хладагента, так как обладает рядом преимуществ перед медной:
- низкая цена;
- лучшая гибкость;
- быстрота и легкость при запаивании, экономия усилий и времени, а также расхода припаев и газа;
- низкая тепловодность;
- более высокая коррозийная устойчивость;
- мягкость позволяет тратить меньше усилий на развальцовку.
Свойства алюминия таковы, что его поверхность быстро окисляется под воздействием кислорода и на нем появляется защитная оксидная пленка. Эта пленка мешает при запаивании алюминиевых трубок.
Поэтому часто возникает вопрос: чем запаять алюминиевую трубку кондиционера? Если возникла такая необходимость, то рекомендуется использовать флюсы и припои. С ними швы получаются гладкие и прочные.
Для спайки алюминиевых деталей понадобятся:
- газобаллон;
- припой для пайки алюминия (например, Castolin 192 FBK);
- горелка газовая или паяльная лампа.
Способы ремонта
Следы утечки хладагента часто можно увидеть, не применяя дополнительных средств вроде специальных составов и технического оснащения. Наличие загрязнений в системе тоже может считаться косвенным признаком. Но чтобы не пропустить, где именно нужен ремонт трубок кондиционера автомобиля, потребуется диагностика с помощью определенного оборудования.
В систему охлаждения закачивается вещество, заметное в ультрафиолетовом свете, а затем магистрали высокого давления просвечиваются. Всюду, где есть трещины или дыры, появится характерный цветной маркер.
Ремонт трубки кондиционера
На основании результатов проверки и намечается дальнейший план ремонтных работ, а также выбирается наиболее подходящий для ситуации способ их проведения. Если нет возможности заменить компонент на полностью новый, прибегают к другим методам восстановления целостности поверхности:
- заделывают с помощью сварочных работ;
- заклеивают эпоксидными смолами;
- запаивают с применением специальных составов.
В зависимости от выбранного способа может потребоваться дополнительное оборудование.
Аргонно-дуговая сварка
На поверхности алюминиевых деталей существует естественный защитный слой — окисная пленка, мешающая заварить трубку кондиционера авто. Поэтому стандартный аппарат тут не подойдет.
Требуется сварка в среде аргона, когда кислород не поступает к шву из-за идущего непрерывным потоком инертного газа. Присадочный материал — прутки — в процессе подается к нужному месту и заполняет дефекты. Работать с аргоновыми аппаратами должны профессионалы высокой квалификации.
Ремонтные составы
Когда нужно провести оперативный ремонт трубки кондиционера автомобиля своими руками, на помощь придут эпоксидные составы. Они позволяют осуществлять «холодную сварку» и устанавливать армирующие бандажи. Недостаток такого способа в недолговечности, но как временная мера этот вариант подойдет. При должном умении можно добиться герметичного и прочного соединения. Заплату формируют из тканевых материалов на базе стекловолокна.
Готовые комплекты
Восстановление трубок кондиционера автомобиля с помощью специального комплекта с резиновым шлангом — простой и быстрый способ вернуть работоспособность системе охлаждения. Но выбранное резиновое изделие должно быть армировано и обладать стойкостью к низким температурам и их колебаниям, маслу и фреону, а также к высокому давлению, иначе такой метод не приведет к успеху.
Шланги GoodYear
Готовые комплекты позволяют заменить испорченные элементы целиком, а не соединять прохудившиеся места. Чтобы не запутаться в том, какие шланги способны выдержать требования к системе охлаждения, ремонт трубки кондиционера автомобиля своими руками стоит проводить с использованием специальных расходников.
Компания GoodYear предлагает наборы, разработанные для этой цели, включающие фитинги и трубочки нужного диаметра, уплотнительные кольца. Для установки нужно обзавестись кримпером — инструментом для обжимания и опрессовки наконечников, припаивать ничего не придется.
Устройство агрегата
Стоит отметить то, что использование охлаждающих радиаторов практикуется не только в автомобилях. Эти важные устройства используются также и в самых разных приборах. Та же система отопления в машине тоже имеет свой радиатор. Есть радиатор и для кондиционера.
Все они выполняют похожие функции и, несмотря на некоторые конструктивные сходства, имеют множество различий, как по своей работе, так и по исполнению.
В автомобиле такой агрегат в обязательном порядке состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом прикреплены в большом количестве тоненькие пластинки, которые способствуют увеличению коэффициента теплоотдачи трубок.
Основное предназначение алюминиевых трубок в этом случае — это обеспечение протекания охлаждающей жидкости, нагретой до определенной температуры.
Протекая таким образом по трубкам, жидкость избавляется от излишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.
Несмотря на то, что это охлаждающее устройство устроено достаточно просто и состоит из небольшого набора элементов, важность его в работе двигателя переоценить трудно. Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество. Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество
Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество.
Достаточно часто устройство начинает плохо функционировать ввиду того, что произошло внутреннее засорение медных патрубков или сердцевины.
Кроме этого, очень часто радиатор ломается вследствие самых разных механических неисправностей, к которым можно отнести появление микротрещин в поверхности патрубков, а также в местах их крепления к основанию.
Это может стать результатом плохой пайки, а может носить и другой характер. В случае если причиной неисправности агрегата стало засорение, то справиться с проблемой поможет промывка.
При возникновении неисправностей механического характера, решать проблему придется путем проведения определенных ремонтных работ.
Механические неисправности можно ликвидировать при помощи специального клея, некоторых химических составов, однако чаще всего это делают при помощи пайки.
Пайка универсальных радиаторов автомобиля или кондиционера проводится своими руками достаточно просто, при этом потребуется минимум материалов и инструмента.
На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондиционера самостоятельно.
Видео:
Как паять медные трубы для холодильных систем и подключение кондиционера?
В статье кратко описывается как правильно паять медные трубы и какие основные инструменты для этого понадобятся.
Пайка медных труб не сложное мастерство. Даже новичок может научиться паять, чтобы предотвратить утечку швов в течении 30 минут. Процесс очень прост, если вы будете следовать нескольким основным правилам. В этой статье мы покажем вам, как паять медь быстро и легко.
Пайка медных труб для подключения кондиционера
В этой статье мы рассмотрим основные этапы для пайки медной трубы, используемой при подключении кондиционера в большинстве домов. Вам не нужны специальные навыки, чтобы успешно паять медь. Вы можете легко припаять герметично стыки с первой попытки, но вы также можете сделать ошибки
Мы покажем вам, как их избежать, а также предупредить вас о простой, но важной мере предосторожности, технике безопасности, которые защитят вас от ожогов и сохранят ваш дом в безопасности от огня
Вам понадобится: припой (в виде специальных прутьев или проволоки), щетка стальная (для зачистки труб и фитингов), флюс-паста, кисть для нанесения флюс-паста, шкурка для зачистки поверхности, пропановая горелка небольших размеров (желательно со встроенным воспламенителем), жаропрочная прокладка, медная труба, фитинги.
Основным инструментом пайки можно назвать пропановую горелку, которая состоит из баллона, регулятора подачи газа и наконечника (сопло). Для начала работы, откройте регулятор топливного клапана и зажгите наконечник. Для более легкого поджога, мы рекомендуем регулятор, который имеет встроенный воспламенитель. Если вы покупаете простую версию, купите также специальную зажигалку. Сжатие проволоки руками производит искры, которые воспламеняют газ.
Подготовьте трубы, если необходимо их обрезать, то Вы можете это спокойно сделать с помощью труборезов. После, обязательно проверьте место среза нет ли там заусенец или вмятин. Если были обнаружены заусеницы, то их необходимо удалить и зачистить. Кроме того необходимо зачистить место пайки на трубе шкуркой до медного блеска на наружной поверхности, а на внутренней зачистить щеточкой Далее необходимо нанести кисточкой флюс-пасту снаружи и внутри места соединений трубы, которые будут в итоге соединены.
Если все вышеперечисленные пункты были сделаны можно приступать к пайке. Следует поджечь и разогреть горелку
В мерах предосторожности необходимо одевать огнеупорные перчатки, одежду и маску, что бы случайно не получить ожоги. Когда горелка нагрелась нужно поднести ее к трубке и подержать 15-20 секунд
Припой необходимо проводить по краю соединений, по всему диаметру вести не нужно, так как он сам впитается внутрь соединения.
После окончания пайки необходимо проверить качество. Для этого можно просто пустить по трубе воду, предварительно дав трубе остыть, так как от резкого перепада температур она может просто потрескаться.
Как паяются трубки из меди
Выше были рассмотрены лишь некоторые особенности процедуры пайки. Сам же процесс предусматривает выполнение определенных действий.
Эти действия производятся в строгой последовательности, подготовительные манипуляции обязательны:
- удаление с мест предполагаемой пайки оксидной плёнки. Образовавшуюся в ходе обработки пыль тоже необходимо убрать;
- нанесение на подготовленную поверхность флюса;
- соединение фитинга с трубой. Размер зазора – не более чем пол-миллиметра;
- разогрев места соединения в течение 15-20 сек.
По завершении пайки в обязательном порядке выполняется промывка системы. Необходимость в этом мероприятии вызвана тем, что флюсовые остаточные загрязнения могут спровоцировать прохождение процесса коррозии металла, что приведёт, в свою очередь, к выходу кондиционера из строя.
Не стоит забывать ещё об одном нюансе. Для предотвращения потерь тепла во время работы кондиционера медные трубки необходимо изолировать. Наиболее эффективно работает каучуковая изоляция. Её низкая теплопроводность способствует надёжной эксплуатации агрегата. Помимо этого, снижается нагрузка на компрессор.
Порядок работ по очистке радиатора кондиционера без снятия
- Снять радиатор ДВС, пользуясь инструкцией по эксплуатации и ремонту автомобиля.
- Снаружи снять передний бампер и решетку радиатора автомобиля.
- Получив доступ к радиатору кондиционера, надо вначале промыть его несильной струей воды изнутри, а затем снаружи. Очистка таким способом производится несколько раз, попеременно — изнутри и снаружи.
- Также следует почистить радиатор двигателя, после чего установить назад. Снимать конденсатор не рекомендуется, так как он заправлен фреоном, а для работы с такими хладагентами требуются специалисты.
Материалы и оборудование
Медно-фосфорные припои
Диаметр трубы подбирается, исходя из мощности устройства – чем мощнее, тем больше диаметр. На стоимость трубы влияют ее технические характеристики, марка производителя, характеристики металла. Не стоит экономить на трубах, так как от этого зависит срок службы и качество работы сплит системы.
Пайка трубок кондиционера начинается с подбора необходимых инструментов и материалов:
- Труборез. Этот инструмент позволит хорошо подготовить конец детали, который будет соединяться при помощи припоя.
- Трубогиб. Во избежание заломов и плохой проходимости нужно пользоваться специальным инструментом, чтобы диаметр не менялся, и в то же время трубу можно было согнуть под углом.
- Паяльник из металла, газовая горелка.
- Припой для пайки медных труб кондиционера.
На прочность и герметичность пайки большее значение оказывает чистота поверхностей. Но вид припоя нужно подобрать правильно. Пайка осуществляется твердым или мягким припоем.Трубогиб позволяет избежать заломов, сохранив диаметр трубы
Припои делятся на:
- медно-фосфорные,
- серебряные.
Чтобы запаять алюминиевую трубку кондиционера используют сразу два вида припоя. Для медных трубок лучше выбирать припой с ионами серебра, чем фосфорный. Это связано с хрупкостью фосфорного вещества в том случае, если в сплаве находится более 10% никеля.
Для качественного соединения трубок подбирают горючую смесь. Проверяют при включении:
- Если факел средней величины и равномерного синего цвета, это означает, что газово-кислородная смесь хорошо сбалансирована по составу. Металл будет нагреваться равномерно.
- Бледно-голубой цвет факела говорит о том, что в смеси больше кислорода. Это будет окислять металл, и на нем появится темный налет.
При развальцовке внешней трубки соблюдают необходимый зазор, в который будет затекать припой. При отсутствии такового соединение трубок не будет герметичным, и фреон вытечет под давлением за считанные минуты.
Использование припоя
Твердые припои применяют для соединений бронзы, меди, латуни и комбинаций из данных металлов. Во время соединения латуни и бронзы необходимо использовать флюс, чтобы избежать окисного образования на основном металле, поскольку из-за него может быть неравномерное распределение припоя. Медно-фосфорные припои для пайки медных соединений являются самофлюсующими.
Основным недостатком припоя содержащего фосфор является хрупкость, поэтому его не используют для пайки цветных металлов, включающих в себя более 10% никеля, а также для соединений из алюминиевой бронзы.
Для пайки цветных металлов, в частности меди и сплавов на ее основе, используют твердые серебряные припои, поскольку они не содержат фосфор. Исключением является алюминий и магний, поскольку для их соединения необходим флюс.
Следует быть осторожными, используя низкотемпературный медный припой, в состав которого входит кадмий, поскольку его пары отравляюще действуют на организм человека.