Кто и для чего строили в России полукаменные дома

Когда кирпич появился на Руси

Древняя Русь узнала о кирпиче благодаря византийской культуре. Строители из Византии привезли и раскрыли секрет производства кирпича. Приехали они вместе с другими мастерами, учеными и священниками в 988 году после крещения Руси. Первым кирпичным сооружением стала здесь десятинная церковь в Киеве. Первые кирпичные строения в Москве появились в 1450 году, и лишь через 25 лет возвели первый завод в России (1475 г.), производивший кирпич. До этого кирпичи делали преимущественно при монастырях. В 1485 началась перестройка Московского Кремля, где и применили кирпич. Строительством кремлевских стен и храмов руководили итальянские мастера. Следующим этапом стало возведение кирпичного Кремля в Нижнем Новгороде (1500 г.). Похожий был построен в Туле в 1520 году.

Деревянные и металлические конструкции

Римляне также добились значительных успехов в технологии производства древесины. Рельефы на колонне Траяна показывают деревянные решетчатые ферменные мосты, используемые римскими армиями для переправы через Дунай. Ферменная конструкция-выдолбленная балка с силами, сосредоточенными в триангулированной сети линейных элементов, — была, по-видимому, Римским изобретением. Никаких доказательств их теоретического понимания этого не существует, но тем не менее они смогли освоить конструкцию ферм на практике. Прекрасным примером является базилика Константина в Трире (297-299 гг. н. э.), где деревянные фермы крыши королевского столба (треугольные рамы с вертикальной центральной стойкой) охватывают зал шириной 23 метра (75 футов); нынешняя крыша является реставрацией, но оригинал, должно быть, был похож.

Понятие фермы было расширено от дерева до металла. Бронзовые фермы, проходящие через три пролета длиной около 9 метров (30 футов) каждый, поддерживали крышу портика Пантеона. Выбор бронзы, вероятно, был сделан больше для прочности, чем для прочности, потому что Папа Урбан VIII смог снять эту бронзовую работу в 1625 году (чтобы расплавить ее для пушки) и заменить ее деревянными фермами. Ферменная конструкция оставалась изолированным достижением Римского строительства, которому не было равных вплоть до эпохи Возрождения.

Металлы широко использовались в римских зданиях. Помимо бронзовых ферм, Пантеон имел бронзовые двери и позолоченные бронзовые черепицы на крыше. Свинец был еще одним материалом, введенным римлянами для кровли; он был водонепроницаемым и мог использоваться с очень низкими шагами.

Бетонные купола и своды

Железобетон позволял делать здания новой формы – с тонкими стенами. В 1930 году Эдуардо Торроха, блестящий испанский инженер, разработал невысокий купол 3,5-по толщине и 150-футов шириной для рынка в Альхесирасе, используя стальные тросы для растяжки. Торроха также был автором элегантной консольной крыши стадиона в Мадридском ипподроме в 1935 году.

Мастер панельных конструкций, безусловно, был математик-инженер-архитектор Феликс Кандела испанского происхождения. Практикуя в основном в Мехико, он разработал лабораторию космических излучений, с 5/8 дюймовой толщиной крыши, для университета Мехико. Он сделал параболоидную форму свода, своим товарным знаком и, пользуясь дешевизной рабочей силы, построили много заводов и церквей в окрестностях Мехико, используя эту форму. Его наиболее ярким строением стало здание ресторана в Хочимилко, построенное в 1958 году, состоящее из шести одинаковых параболоидных сводов.

Бронзовый век и ранняя городская культура

Именно культуры великих речных долин-включая Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Хуан—Хо—с их интенсивным земледелием, основанным на ирригации, — развили первые общины, достаточно крупные, чтобы называться городами. Эти города были построены по новой строительной технологии, основанной на глине, доступной на берегах рек. Утрамбованные глиняные стены прежних времен были заменены теми, которые были построены из сборных блоков: глинобитных кирпичей. Это представляло собой серьезное концептуальное изменение от свободных форм упакованной глины к геометрической модуляции, навязанной прямоугольным кирпичом, и планы зданий тоже стали строго прямоугольными.

Кирпичи были сделаны из грязи и соломы, сформированных в четырехгранный деревянный каркас, который был удален после того, как  достаточно затвердело содержимое. Затем кирпичи были тщательно высушены на солнце. Солома действовала как армирующее вещество, удерживающее кирпич вместе, когда в процессе сушки появлялись неизбежные усадочные трещины. Кирпичи укладывались в стены с помощью влажного глиняного раствора или иногда битума, чтобы соединить их вместе; отверстия, по-видимому, поддерживались деревянными перемычками. В теплом, сухом климате речных долин выветривание не было серьезной проблемой, и глиняные кирпичи оставались открытыми или покрывались слоем глиняной штукатурки. Крыши этих ранних городских зданий исчезли, но вполне вероятно, что они поддерживались деревянными балками и были в основном плоскими, поскольку в этих районах выпадает мало осадков. Такие глинобитные или глинобитные конструкции до сих пор широко используются на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке.

Позже, около 3000 года до н. э., в Месопотамии появились первые обожженные кирпичи. Керамика развивалась в этих культурах в течение некоторого времени, и техника обжига в печи применялась к кирпичам, которые были сделаны из той же самой глины. Из-за их дороговизны в труде и топливе обожженные кирпичи сначала использовались только в районах с большим износом, таких как тротуары или верхушки стен, подверженных выветриванию. Они использовались не только в строительстве зданий, но и в строительстве канализационных коллекторов для отвода сточных вод из городов. Именно в крышах этих подземных водостоков найдены первые сохранившиеся настоящие арки из кирпича, скромное начало того, что станет главной структурной формой. Примерно в то же время в месопотамских гробницах появились сводчатые своды и купола из известнякового щебня (Рис.1). Поясные своды построены из рядов каменной кладки, расположенных так, чтобы каждый ряд выступал немного за нижнюю, а две противоположные стены встречались таким образом наверху. Арка и свод, возможно, использовались в крышах и полах других зданий, но от этого периода не сохранилось ни одного примера. Хорошо развитая технология каменной кладки Месопотамии была использована для строительства больших сооружений из огромных масс кирпича, таких как храм в Тепе-Гавре и зиккураты в Уре и Борсиппе (Бирс-Нимруд), которые достигали 26 метров (87 футов) в высоту. Эти символические здания положили начало архитектуре в этой культуре.

Кирпичные стены и сводчатый свод у входа в гробницу Ур-Намму в королевском мавзолее в Уре, конец 3-го тысячелетия ДО нашей ЭРЫ .

Развитие бронзовой, а затем и железной технологии в этот период привело к изготовлению металлических инструментов для обработки древесины, таких как топоры и пилы. Таким образом, для валки и обработки больших деревьев требовалось меньше усилий. Это, в свою очередь, привело к новым разработкам в строительной технике: бревна были широко вырезаны и сформированы, вытесаны в квадратные столбы, распилены на доски и расщеплены на черепицу. В лесистых районах Европы появилось бревенчатое домостроение, а деревянный каркас стал более сложным. Хотя раскопанные останки являются фрагментарными, несомненно, в этот период были достигнуты значительные успехи в технологии производства древесины; некоторые из этих продуктов, такие как Пиленая доска и дранка, используются до сих пор.

Ранние бетонные конструкции

Одним из самых ранних сохранившихся примеров этого бетонного сооружения является Храм Сивиллы (или Храм Весты) в Тиволи, построенный в 1 веке до нашей эры. Этот храм имеет круговой план с перистилем каменных колонн и перемычек вокруг снаружи, но стена круглой целлы, или святилища, внутри построена из бетона—непростая конфронтация новых и традиционных форм строительства. Ранним крупномасштабным примером в самом Риме облицованного кирпичом бетона являются простые прямоугольные стены лагеря преторианской гвардии, построенного Сеяном в 21-23 годах н. э. Но возможности пластической формы, предложенные этим первоначально жидким материалом, который мог легко принимать изогнутые формы в плане и разрезе, вскоре привели к созданию ряда замечательных внутренних пространств, охватываемых куполами или сводами и не загроможденных колоннами, необходимыми для трабированного каменного строительства, что свидетельствовало о мощи имперского государства. Первый из них-восьмиугольный куполообразный фонтанный зал Золотого дома Нерона (64-68 гг. н. э.), который имеет около 15 метров (50 футов) в диаметре с большим круглым отверстием, или окулусом, в верхней части купола. Куполообразная форма быстро развивалась в ряде имперских зданий, кульминацией которых стал Пантеон императора Адриана примерно в 118-128 годах нашей эры. Это огромное круглое сооружение было введено из портика каменных колонн и увенчано куполом диаметром 43,2 метра (142 фута), освещенным окулусом наверху. Стены, поддерживающие купол, сделаны из облицованного кирпичом бетона толщиной 6 метров (20 футов), освещенного с интервалами внутренними углублениями; купол сделан из твердого бетона средней толщины 1,5 метра (5 футов) и возвышается на 43,2 метра над полом. Это великолепное сооружение сохранилось в хорошем состоянии до наших дней; диаметр его круглого купола оставался непревзойденным вплоть до 19 века.

Два больших фрагмента огромных бетонных зданий с поперечными сводами все еще сохранились со времен поздней империи. Первый из них-это часть бань Диоклетиана (ок. 298-306) с пролетом 26 метров (85 футов); он был преобразован в церковь Санта-Мария дельи Анджели Микеланджело в 16 веке. Другой-базилика Константина (307-312 гг. н. э.), Также с пролетом в 26 метров. Все эти здания содержали каменные колонны, но они были чисто декоративными и могли быть удалены по желанию. Облицованные кирпичом бетонные стены были оставлены открытыми снаружи, но интерьеры были щедро украшены облицовкой из тонких плит цветного камня, удерживаемых на месте металлическими креплениями, которые включали прорези, вырезанные по краям плит, техника, все еще используемая в 20-м веке. Эти и другие большие римские общественные пространства, окруженные бетонными куполами и сводами, значительно продвинулись вперед по сравнению с короткими пролетами каменного каркаса.

Клиника базилики Константина в Риме.

В конце империи бетонная технология постепенно исчезла, и даже кирпичное производство прекратилось в Западной Европе. Но значительные достижения в технологии производства кирпича продолжались и в Восточном римском мире, где достижения более ранних периодов в бетоне теперь дублировались в кирпичной кладке. Гробница императора Галерия (ныне Церковь Святого Георгия) около 300 года н. э. в Салониках, в Греции, имеет кирпичный купол диаметром 24 метра (80 футов). Вероятно, это была модель для кульминационного примера позднеримского строительства-Большой церкви Святой Софии (532-537) в Константинополе, которая имеет центральный купол, охватывающий 32,6 метра (107 футов). Даже самые большие враги Рима, Сасанские персы, построили большой кирпичный сводчатый зал во дворце в Ктесифоне (обычно отождествляемый с Хосровом I , но, вероятно, сооружение 4-го века) с размахом 25 метров (82 фута), заимствовав римские методы. Эти поздние кирпичные сооружения были последними триумфами Римской строительной техники и не могли сравниться с ними в течение следующих 900 лет.

Эпоха экспансии Российской империи на Восток

Также несомненным развитием типового строительства жилых зданий, по крайней мере в нашей стране, можно считать эпоху экспансии Российской империи на Восток, когда новые города возникали буквально десятками каждый год и требовали быстрого заселения. В таких условиях строить что-то индивидуальное часто было просто невозможно, из-за недостатка времени на разработку проекта, поэтому строители пользовались самыми настоящими типовыми проектами, позволявшими не только убыстрять строительство, но и удешевлять его, причем значительно. Эпоха Петра I значительно усилила сферу типового строительства – император лично запрещал простонародью строить в новой столице, Санкт-Петербурге, индивидуальные здания, которые требовали длительного процесса возведения.

Он потребовал от придворных архитекторов разработать несколько типовых проектов с установленными габаритами зданий. Император лично основал мастерские, в которых буквально конвейерным методом производили деревянные конструкции будущих зданий — типовые срубы, заборы и прочие строительные элементы. Также он приказал механизировать строительную сферу, так в столице появились специальные «пильные мельницы», которые использовали быстрое течение Невы – так в разы ускорилась распиловка бревен, соответственно, уменьшились сроки возведения зданий.

Как развивалась кирпичная промышленность

Технологическое производство кирпича продолжало оставаться примитивным и трудоемким до 19 века. Формованием кирпича занимались вручную, сушили его только в летнюю пору, обжиг производили в напольных печах-времянках, выложены которые были из высушенного кирпича-сырца.

Еще один клейменный кирпич

В середине 19 столетия активно начала развиваться кирпичная промышленность. Появляются современные заводы, которые производят кирпич нашего времени. Сегодня с уверенностью можно сказать, что выпуск кирпича широк и разнообразен: выпускаются свыше пятнадцати тысяч различных сочетаний, форм, размеров, фактур поверхности и цветов. А также кирпич может быть полнотелым и пустотелым, поризованным, керамическим, с теплозащитными свойствами, рядовым, фасонным, лицевым, каминным, одинарным, двойным, утолщенным и другими. И построить соответственно из него можно все, что угодно: от простого столба до высотного здания необычной формы… С ним удобно работать, он считается прочным материалом, долговечным, красивым и экологичным.

Так же рекомендуем к прочтению:

  • Что такое состаренный кирпич
  • Из какого кирпича лучше выложить тандыр
  • Кладка керамическийх блоков

Дальнейшее использование бетона в современной архитектуре

Архитектор Ле Корбюзье всегда расходится во мнениях со своим работодателем, не желая использовать классическую дизайнерскую базу для проектирования. Ле Корбюзье чуть позже, стал очень уважаемым архитектором современной эпохи, работая почти полностью только с железобетоном. Среди его знаменитых работ такие: Вилла Савой (из панелей плоской конструкции, 1931), многоквартирные дома на Пилотэс в Нанте и Марселе (в конце 1940-х годов), Часовня Рончамп (со стенами из забетонированной каменной кладки, 1957), монастырь Ла- Туретта (1959), и правительственный комплекс на Чандигарх в Индии (1961). Больше чем его современники, Ле Корбюзье увлекался игрой естественного света, как элементом дизайна, а бетон с его разнообразной текстурой поверхности ему в этом помогал.

Фрэнк Ллойд Райт заявлял о преимуществах пластичности железобетона в монолитных строительствах, но он не воспользоваться этим до конца своей карьеры.

В 1919 году Мис ван дер Роэ предложил идею конструктивной основы в высотных зданиях с консольной плитой перекрытия, но Райт воплотил эту идею в жизнь в своей работе Башни Джонсона Воск на Расин, штат Висконсин. Весь комплекс Джонсон был признан одним из лучших творений Райта.

Основы типового строительства

Типовое строительство, невзирая на все свои недостатки, является весьма прогрессивным явлением, так как позволяет в короткие сроки построить достаточно дешевой жильё в массовом количестве. Можно сколько угодно говорить о невысокой комфортабельности таких жилищ, о неприглядном, сером и унылом их виде, но, по большому счету, людям, у которых нет вообще никакого жилья, совершенно наплевать на внешний вид зданий, в которых они живут. А комфорт проживания определяется целями, с которыми подобное жильё возводится.

К слову сказать, большинство типовых проектов всегда разрабатывалось, и разрабатывается и сегодня, как раз с учетом того, чтобы людям было удобно жить в типовых домах, в противном случае вся затея не имеет смысла. Это только на начальном этапе быстрое возведение жилья преследует условные цели, на каком-то этапе всегда требуется повышение комфорта и доведение его до приемлемого уровня.

Многие специалисты считают, что идея типового строительства жилья – продукт индустриализации и урбанизации, которые получили свое развитие только в XIX-м веке. Однако на самом деле типовые дома возникли гораздо раньше, практически на заре человеческой цивилизации. Ярким примером тому могут служить русские избы – четырехстенки, пятистенки, крестовики и некоторые другие. Правда, это были индивидуальные проекты, реализовывавшиеся по условным типовым схемам в основном в сельских условиях и пригородах, но часто строились и большие избы шестистенки, рассчитанные на заселение большого количества наемных рабочих, и такие проекты реализовывались в больших сельскохозяйственных производствах.

Достаточно широко была распространена практика продажи готовых деревянных домов по одному упрощенному проекту, рассчитанному на небогатых застройщиков.

Обжиг кирпичей – сложный процесс производства

После обжига кирпичи приобретают водостойкость. Обжиг – не такой уж простой процесс. Поместив кирпич в огонь, прочным он не станет. До достижения конкретной степени спекания должна быть постоянная температура (900–1 150 градусов по Цельсию) в течение нескольких часов (8–15). Температура зависит от сорта глины, который используется. Чтобы не возникло трещин, после обжига требуется медленное охлаждение.

Обжиг кирпича

Если кирпичи обожжены мало, то они становятся мягкими и крошатся. Если чересчур сильно – теряют при обжиге свою форму и могут сплавиться в стеклообразное вещество. Для правильного обжига должна быть печь, в которой постоянно будет поддерживаться требуемая температура.

Самой распространенной кирпичной формой был квадрат, у которого стороны по 30 и 60 сантиметров, а толщина – от 3 до 9 сантиметров. Их называли плинфами (слово пришло из греческого). В Древней Греции и Византии они пользовались большим спросом. Плинфа была похожа на плоский брусок. В нашем восприятии больше напоминает плитку, чем кирпич.

Как особая привилегия

С наступлением эпохи Возрождения камины стали восприниматься как часть художественного интерьера. Их украшали мозаикой, фигурами античных богов, а также колоннами из мрамора и гранита. Мастера каминного дела очень ценились, их труд оплачивался в 2-3 раза выше работы обычных строителей. Поэтому умение создавать подобные отопительные устройства передавалось от отца к сыну и было семейной тайной

Начиная с XVIII века большое внимание стало уделяться каминным аксессуарам — кочерге, ящикам и ведеркам для дров и угля, щипцам. Благодаря красивой отделке такие предметы превращались в настоящие произведения искусства

В это же время первые камины появились в России. Моду на них ввёл Пётр I после своей поездки в Европу. Государь издал указ о том, что наличие камина в доме — одна из отличительных привилегий дворянства. Таким образом, новые отопительные устройства стали показателем социального статуса хозяев. Но из-за сурового российского климата к каминам относились только как к заморской забаве — их устанавливали для антуража, а помещения в основном продолжали отапливать с помощью привычных печей. Даже построенные во время правления Елизаветы Петергофский и Царскосельский дворцы по приказу императрицы оборудовали традиционными русскими печами. И только когда к власти пришла Екатерина II, камины снова стали неотъемлемой частью интерьеров аристократических жилищ.

Знаете ли вы что…

В ирландском фольклоре камин — место жительства домашнего духа Клурикона, который присматривает за кухней. Чем чаще топить камин, тем довольнее станет Клурикон, тем больше добра и благополучия будет в доме.

Самый древний строительный материал. История развития

История кирпича началась очень давно, с того самого времени, когда люди стали обжигать посуду. Именно тогда было положено начало и современному керамическому производству.

Древнее Египетское кирпичное строение

Особенную гордость вызывает кирпичное строительство Древнего Египта и Месопотамии, которые создавали сложные элементы конструкций. Возьмем, например, Вавилонскую башню, являющуюся одной из семи чудес света. Ее остатки были обнаружены на стыке эпох (19-го и 20-го столетий). Это было кирпичное сооружение в семь ярусов, облицовка его стен была сделана голубым глазурованным кирпичом. Можно сделать предположение, что тысячи лет назад на Востоке уже существовали технологии, которые позволяли изготавливать и обжигать кирпичи разных видов, аналогичных современным рядовым и лицевым. Но в античности бедные люди строили свои жилища из кирпича, высушенного на солнце, а не из обожженного. Наверное, впоследствии технику эту как-то утратили.

Эксплуатация саманного дома

Основным плюсом саманных зданий, помимо дешевизны возведения, является, конечно же, приятный микроклимат. Когда наш дом еще не был обложен кирпичом, а просто обмазан глиной с побелкой, в жару, по моим ощущениям, в нем было прохладнее. Но возможно, мне это только показалось. В любом случае даже после облицовки стен красным кирпичом слишком сильной духоты в нашем саманном доме никогда не бывает.

Летом у нас прохладно, зимой же, пока не подключили газ, мы жили просто с масляными обогревателями (по одному стандартному на каждую комнату). И даже для относительно сурового климата Южного Урала нам этого обычно вполне хватало. Печку в любом случае подтапливать приходилось редко. Слышимость с улицы в нашем доме также нулевая.

Единственным недостатком саманных построек, на мой взгляд, являются относительно мягкие стены. Чтобы разбить хорошо просохший и набравший прочность саманный кирпич, требуются зубило и тяжелый молоток. Однако гвозди в такие стены почему-то входят чуть ли не как в масло. И в последующем они, конечно, начинают разбалтываться.

Чулок для Санта-Клауса

Зато современные камины, уже чаще всего не связанные с приготовлением пищи и обогревом жилищ, продолжают оставаться не только статусными предметами интерьера, но и символами домашнего очага. С ними связаны мистические легенды — к примеру, Санта-Клаус попадает в дома через их дымоходы, и именно над камином нужно вешать чулки для подарков рождественского волшебника. Также камин, согласно европейским верованиям, — место, куда с крыши может спуститься трубочист. А прикосновение к серебряным пугови»цам его чёрной одежды обязательно принесёт удачу. Легенда гласит: в 1651 году в доме английского священника и врача Джона Пордейжа на черепичных поверхностях камина проступили очертания полушарий земли и подвижные фигуры призраков. Их перемещение сопровождалось ужасными звуками — и удалить эти изображения не удавалось никакими способами. Камины неразрывно связаны с семейными ценностями. Около них собираются родные и близкие люди. Поломка или разрушение такого обогревающего устройства предвещает бедствие в доме. А камин, преподнесенный в подарок, приносит счастье и успех — ведь неповторимое зрелище живого огня создаёт в доме совершенно особую душевную атмосферу.

Метки: огонь, Тайны 20 века, пламя, камин, отопление, очаг, дымоход, тепло

Рождение коммунальных квартир

Так родились проекты современных коммунальных квартир, рассчитанных на проживание нескольких семей, хоть и на раздельных жилых площадях, но с объединенным пищеблоком и санузлом. Впрочем, к середине 50-х годов от подобных проектов полностью отказались в пользу строительства панельных домов, так называемых «хрущевок». Такие дома имели каркасную конструкцию, стены выполнялись из утепленных железобетонных панелей. Эта технология позволила осуществлять строительство многоэтажных жилых зданий в короткие сроки, и к началу 60-х годов основная потребность в жилье была в большой степени удовлетворена. По тем же самым проектам строились жилые дома в колхозах и совхозах, причем в целях убыстрения строительства даже в деревнях строились «хрущевки», хотя и модернизированные – не выше 4-х этажей, но в основном двухэтажные и трехэтажные.

Однако индустриализация и урбанизация городов и поселков продолжалась, причем довольно высокими темпами, и потому жилье требовалось постоянно. Кирпичное строительство сокращалось очень быстрыми темпами, а крупнопанельное наоборот, росло. К примеру, объем строительства крупнопанельных жилых домов за 10 лет (с середины 50-х до середины 60-х) вырос почти в 15 раз. Благодаря внесенным усовершенствованиям и изменениям в конструкцию зданий и планировку квартир (высота потолков, применение инновационных материалов для внешней отделки, совмещение санузлов и пр.) стоимость жилья уменьшилась более чем на треть без потери комфорта проживания. Удешевлению и убыстрению строительства также поспособствовало появление проектов 9-этажных, а затем и 16-этажных зданий, которые строились чуть ли не быстрее, чем 5-этажные «хрущевки», но при этом уровень комфорта в них был несколько увеличен, например, вместо стандартной 5-метровой кухни появились кухни в 10 м, а также санузел снова стал раздельным.

Высокопрочный бетон и высотные здания

Развитие высотного строительства из бетона шло медленно от момента строительства здания Ингаллс в 1904 году. Гиганты и середнячки 1930-х годов были все из стальных конструкций. Но Башня Джонсон Воск, послужил толчком для башен-близнецов Бертран Голдберг Марина-Сити, хотя это и совершенно разные масштабы. Высотка Чикаго 60story, возведен в 1962 году, ознаменовала начало использования железобетона для строительства современных небоскребов, и составила конкуренцию строениям на стальной раме. Плэйс Виктории в Монреале, построенная в 1964 году, достигла высоты 624 фута.

Бетон повышенной прочности оказался ключом к увеличению высоты зданий, поскольку они сохраняют разумный размер колонн на нижних этажах. Shell Plaza в Хьюстоне достигла 714 футов в высоту, в 1970 году. Район Чикаго, с его многочисленными запасами высококачественной летучей золы (которая помогает достичь более прочных характеристик водно/цементного состава), породил наибольшую концентрацию высотных зданий из усиленного бетона. 70-этажная башня Lake Point достигла 645 футов в 1968 году. Water Tower Place достигла 859 футов в 1973 благодаря применению пластификаторов бетона.

В 1989 году здание Шотландия Plaza в Торонто было построено до высоты 907 футов, в 1990 году еще две башни в Чикаго превысили 900 футов в высоту и есть запланированные здания еще большей высоты.

Поселение Скара-Брей

В 1850 году благодаря сильному шторму, смывшему часть земли со скального берега на побережье одного из Оркнейских островов (Шотландия), взорам археологов предстали следы построек, напоминавшие древние поселения. Раскопки привели к открытию целой неолитической деревни, хорошо сохранившейся под слоем земли.

Домики, очевидно, были раньше перекрыты деревянными крышами, которые не пережили многие тысячи лет, а вот каменная кладка, внутренность домов, планировка, очаг, даже предметы каменной «мебели» сохранились. Дальнейшее изучение неолитической деревни сильно удивило учёных: в поселении была сделана система канализации, в домах находились примитивные туалеты, а одно из строений оказалось подобием мастерской с многочисленными заготовками из рога и костей.

Неолитическое жилище Скара-Брей, найденное на Оркнейских островах

Деревня Скара-Брей на Оркнейских островах была построена из камня по той причине, что там не было местных деревьев для строительства. Даже мебель внутри была сделана из камня. Примерно в 2000 г. до н. э. вся деревня была погребена песчаной бурей, сохранившей место стоянки до тех времен, пока в 1850 году его не обнажил сильный ураган.

Отделка

Еще в конце прошлого века саманные дома в России, на Украине, в Казахстане и пр. в основном обмазывали глиной и белили. Сегодня такая технология считается, конечно же, устаревшей. Безусловно, при известной доле сноровки обмазать саман глиной можно ровно и аккуратно.

Однако такой способ отделки лучше все же использовать только для внутренней отделки дома. Снаружи оштукатуренные подобны образом стены придется подмазывать и подбеливать, скорее всего, каждый год.

Чаще всего саманные коробки в наше время обкладывают кирпичом. Также можно обмазать такие стены со стороны улицы глиной и закрыть сайдингом.

Перегородки в саманных домах чаще всего делают щитовыми из досок с забивкой глиной или прокладкой минеральной ватой. Полы собирают обычным образом — по лагам с набивкой досок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий