Прорезная резьба: простая подробная инструкция и особенности реализации работ

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины – при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Требуемые инструменты

  • Лобзик (можно ручной или же электрический);
  • Станок, если работа объемная;
  • Фанера, или простая деревянная доска;
  • Набор пилок;
  • Шило, стамеска;
  • Дрель;
  • Клей специальный, будет соединять детали (по необходимости);
  • Кисточка;
  • Морилка, лак (покрытие).

Второе – выбор дерева. Начинающим все дощечки кажутся одинаковыми, разве что по цвету разные. Однако, наиболее практичными под орнамент прорезной считаются: липа, любимая бардами береза, также, ольха или осина

Выбирая дерево, важно смотреть не самые мягкие породы. Наоборот, нужны крепкие, низкой влажности

Такой наличник потом простоит долго, не растрескается и не раскрошится.

Деревянный брусок нужно обработать заранее, используя наждачку. Готовое дерево – однотонное, по возможности, гладкое, без сучков. Редко берут хвойные породы.

Размер дощечки определяет выбранный шаблон. Толщина же варьируется в пределах 6 – 8 мм это минимум, 15 – 20 мм это максимум.

Третье. Выбор шаблона или трафарета. Дерево считается уникальным материалом, на котором гармонично выглядит как аскетичный орнамент, так витиеватые, странные узоры, которыми богат модерн.

Эскиз или трафарет выбрать? Эскизом считается контурный рисунок, наброски будущего изделия. Используя карандаш, мастер покрывает дерево набросками, намечая контурами узор.

Трафарет же — готовый резной шаблон, необязательно деревянный. Изделие получится точной копией, ведь мастер обводит контуры выбранного шаблона, выводя узор. Впрочем, его можно дополнить, вводя авторские коррективы. Тогда наличник приобретет свой, уникальный вид. У мастеров имеются целые наборы разных трафаретов, из которых они выбирают нужные и могут составлять целые композиции. Каждый узор приобретает законченный вид после обработки. Для удобства они собирают нужные трафареты, составляя альбом, где орнамент пронумерован или имеет название.

Четвертое – способы обработки. Сейчас редко кто пользуется лобзиком или стамеской, предоставляя трудную работу электрическим устройствам. Так, изделие выходит быстрее, качественнее, меньше огрехов.

Правда, обрабатывать деревянный наличник можно и по-другому. Например, прижиганием. Берется специальная, нихромовая проволока, сильно нагревается, затем мастер прожигает ею дерево. Минусы: специфический запах, также рабочие инструменты нужно каждый раз охлаждать, выбор материала. Ведь здесь не всякая проволока сойдет. Нужна именно нихромовая, желательно не использованная в производстве.

Новичкам подобный способ вряд ли пойдет. Лучше и безопаснее ручной лобзик, стамеска и прочие «простые» инструменты. Конечно, создать ажурный узор сразу не выйдет, но изобразить животное или несложный резной мотив, почему нет?

Лазерная резка считается усовершенствованным методом, которым сейчас пользуются производители, когда нужно быстро и точно обработать резной наличник, создавая сложные узоры. Правда, такой способ требует дорогостоящего оборудования, соответственных знаний от мастера, ведь им нужно управлять.

Техника резьбы

Чтобы получить красивые комбинации на деревянном изделии, отдельные элементы рисунка, к примеру, треугольники или квадраты, должны быть полностью схожими по точности, размерам и глубине плоскостей.

Только в таком случае может получиться орнамент – равномерно расположенный на поверхности рисунок. Увидеть его геометрической вязью с перемежающимися квадратами, поделенными на треугольники, можно на старых прялках.

Чтобы выполнить геометрическую резьбу на поверхности однородной древесины, можно взять несколько мелких стамесок и один резак с рабочей частью шириной 2 мм.

Проходим вдоль волокон

Инструкция следующая:

  1. Прежде чем приступать к работе, на заготовку нанесите линии разметки
    , отметив циркулем-разметчиком поля с каждой стороны. Полученную прямоугольную плоскость разделите на несколько отрезков и при помощи линейки проведите линии.
  2. Размеченную заготовку закрепите торцом к опоре
    , придержите ее для устойчивости левой рукой.
  3. Установите вертикально к заготовке резак
    .
  4. Начните прорезать линию глубиной 1,5-2 мм
    , двигая резак от противоположного края к себе.
  1. Резак ведите на себя под углом 30-40˚ с небольшим наклоном вправо
    . Чтобы во время работы не было сколов, и инструмент не вилял, пятку резака слегка приближайте к заготовке. Однако внимательно следите, чтобы она не «зарывалась» в доску.
  2. Надрезка – первый проход резака по отмеченной карандашом линии
    . Движение резака под конец линии слегка задержите, приподняв пятку, чтобы закончить линию точно у отметки поля.
  3. Разверните заготовку влево и по той же лини проведите резаком, но уже с другой стороны
    . Такой прием получил название подрезки. Результатом надрезки и подрезки будет ровная канавка треугольного сечения.

Узор поперек волокон

  1. Разметьте заготовку таким же способом, как и предыдущий
    , только поперек волокон.
  2. Старайтесь линии располагать параллельно торцу заготовки
    .
  3. Доску разворачивайте длинной стороной к себе
    , фиксируйте и придерживайте для устойчивости левой рукой.
  4. Надрезку делайте резаком под углом в 45˚
    , после чего заготовку разверните и сделайте подрезку.

Шашечек

  1. Совместите между собой параллельные и поперечные линии
    , чтобы создать простой рисунок – шашечки. При этом соблюдайте точное расстояние.
  2. Сделайте надрезку сначала по линии волокон
    , при этом инструмент проводите немного правее разметки.
  3. Разверните заготовку и произведите подрезку
    .
  4. В аналогичном порядке проведите подрезку и надрезку поперек волокон резаком
    .

Такая техника позволяет украсить деревянную поверхность орнаментом из правильных квадратов-шашечек. Узор нередко используют для украшения крышек различных сундуков или ларей.

Рисунок сетки

Следующий способ — нарезание прямых параллельных линий под углом и диагонально к краям заготовки. Можно делать разные углы, чтобы получались пологие или остроугольные узоры.

Перпендикулярные линии такого типа при пересечении формируют узор из повторяющихся ромбов или квадратов, который носит название сетки. Начальные линии справа налево, затем заготовка переворачивается и проводится вторая надрезка, но в обратном направлении – слева направо.

Подрезка осуществляется в аналогичном порядке. Корректное расположение резака влияет на правильность проведенных линий резьбы, аккуратность и эстетичность готового узора. (См. также статью .)

Рекомендуемый стиль

Использование стиля “Татьянка” экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

Стиль “Татьянка” относится к многослойным

Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы

Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Изделия из дерева своими руками для детей

Не секрет, что подросткам полезны творческие занятия. Они развивают креативное мышление, фантазию, усидчивость. Давайте вместе с детьми научимся создавать небольшие поделки из корней, веточек и прочих мелочей, а красивые предметы, созданные своими руками, обязательно украсят интерьер подростковой комнаты.

Мастер-класс №1 — сказочная беседка

Для симпатичной беседки понадобились пластиковый стаканчик, картон, веточки, камушки и горячий клей. А как ее собрать? Очень просто, смотрите наглядные фотографии.

Мастер-класс №2 — гараж для машинки

Мальчикам понравится следующий увлекательный урок. Из всяких веточек и палочек юный мастер собирает гараж для крутой машины. Дорогие ребята, смотрите фото, вникайте в пошаговый процесс и тоже создавайте красоту из бросового материала.

Мастер-класс №3 — мебель для кукольного домика

Маленьким принцессам посвящается третий интересный урок. Из веток, картона, кусочков ткани созданы предметы для кукольного обихода. Папы или мамы, глядя на фото, смогут вместе с ребенком создать замечательные вещицы из мелких деревяшек.

Мастерская — Фигурное выпиливание электролобзиком элементов домовой резьбы. Мастер-класс

Домовой резьбой люди испокон веков украшали свои дома.

Талант русского народа и присущее ему чувство прекрасного позволили создать глубоко самобытные произведения, которые способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Но главное, в домовую резьбу всегда вкладывали обережно-защитную символику. На нашем уроке мы будем резать резной деревянный элемент, который обозначал Берегиню- хратительницу очага!

На сегодняшнем уроке мы будем выпиливать элементы домовой резьбы электролобзиком. Этими элементами можно украсить фронтон дома, карниз, крыльцо.

  • Руководствуясь традициями русского деревянного зодчества, разрабатываем душе приятный образ — шаблон.
  • Обрисовываем шаблон на подготовленную доску.

Сверлом по дереву (дрелью), нужного диаметра, просверливаем отверстия внутри рисунка.

Пользуясь электролобзиком, соблюдая технику безопасности, желательно одеть защитные очки.

Для выпиливания фигуры я использую пилку T244D. Для чистого выпиливания желательно отключить маятниковый режим пиления на электролобзике.

Перед выпиливанием заготовку нужно надежно зафиксировать струбциной.

При выпиливании нужно быть осторожным, стараться не «заезжать» в углах на рисунок и не делать крутых поворотов.
Круглые места и отверстия в рисунке желательно делать фрезой или перьевым сверлом.

У нас получились две накладки для домовой резьбы, при желании их можно подрезать, отшлифовать, покрыть лаком.
Украшенный такими фрагментами дом выглядит замечательно!

Кто умеет держать резец в руках, тот может подрезать элементы по торцам, что бы была не просто пропильная резьба, но и плоскорельефная.

Желаю творческих успехов.

Изготавливаем наличники для окон на деревянный дом самостоятельно – пошаговый процесс

Перед тем, как приступить к созданию наличника, следует выбрать и распечатать эскиз. Подробно об этом мы уже рассказали в разделе «Шаблоны для резных наличников на деревянный дом».

Как правильно создать узоры? Распространение нашли два основных метода:

  1. Прорезная резьба – предполагает выполнение сквозного орнамента, который по своему внешнему виду напоминает кружево.
  2. Накладная резьба – ключевое отличие состоит в том, что все элементы, составляющие оконный наличник, выполняются отдельно и размещаются на заранее подготовленную основу.

Для самостоятельного изготовления резных наличников из досок на окна потребуется:

  • лобзик – необходим для кропотливых работ, требующих особой аккуратности;
  • ножовка;
  • нож, стамеска;
  • фрезеровальный станок – используется для придания изделиям мелких граней.

Самостоятельно сделать резные наличники на окна достаточно просто:

  1. Проведите предварительные замеры окон. Следите за точностью замеров, лучше всего провести их несколько раз. Это позволит избежать временных затрат и порчи материалов.
  2. Подберите древесину – ее ширина должна гармонировать с габаритами оконных проемов. Если речь идет о выполнении прорезной резьбы, использовать необходимо древесину толщиной не менее 30 мм. Если предпочтение отдано накладной резьбе, исходное полотно должно иметь ширину не менее 10 мм. Ни в коем случае нельзя использовать сырое или чуть влажное дерево при изготовлении наличников. Полотно должно быть полностью сухим.
  3. Приступайте к вырезке заготовки для будущего наличника из досок с использованием специального трафарета. Трафареты целесообразнее всего закрепить на поверхности доски с использованием клея. Полученная заготовка в обязательном порядке должна быть обработана защитным составом.
  4. Выполните вырезку деталей и мелких накладных элементов – для проведения работ лучше всего использовать лобзик. Сначала необходимо вырезать на доске внешние, а затем внутренние детали.
  5. Для обтачивания можно также воспользоваться специальным электроточилом с камнем: можно легко придать нужную форму практически любому элементу. Процедура требует особой аккуратности, поэтому спешить не стоит. Применяйте различные типы пилок для элементов различных размеров – это позволит получить аккуратные детали.
  6. Ошкурьте полученные мелкие изделия – целесообразно воспользоваться обычной наждачной бумагой. Обязательно обработайте резные детали сильной пропиткой. Для того чтобы убрать характерную белизну дерева после шлифовки, применяют профессиональные растворы на основе хрома, железа и меди.
  7. При необходимости можно покрыть составляющие наличника лаком – так изделия будут защищены от воздействия солнца, перепадов температур.

Перейдите к непосредственному монтажу соединению всех элементов. Здесь можно использовать как гвозди без шляпок, так и шипы – выступающие элементы крепежа. Лучше всего изготавливать их из древесины твердых пород. Нормальный размер шипа – от 6 до 25 мм.

Монтаж наличника на окно может проводиться двумя способами:

На глухой тип:

  1. На поверхности оконной рамы и наличников при помощи карандаша отмечаются места расположения шипов – элементов для монтажа.
  2. При помощи инструментов в соответствии с проведенной разметкой создаются выемки для шипов на оконной раме – пазы. Диаметр пазов должен превышать размер шипов примерно на 2-5 мм.
  3. Клеящее вещество наносится равномерно на шипы. Шипы с нанесенным клеем аккуратно внедряются в паз – предварительно подготовленную выемку для шипов в раме, после чего на них насаживаются наличники.

Такой метод крепления примечателен тем, что позволяет уберечь изготовленные наличники от неблагоприятного воздействия влаги, грязи и пыли. Он достаточно сложен и требует аккуратности, однако позволяет получить наиболее надежное соединение.

С использованием сквозного шипа – при монтаже места стыков следует покрыть прозрачным или цветным лаком, после чего переходить к установке на клей.

Для облегчения процесса монтажа лучше всего обрамить оконный проем специальной рейкой. Она позволит устранить возможные неровности стены и позволит создать надежную основу. Толщина рейки не должна превышать 10-15 миллиметров.

Важно: при монтажных работах следует учитывать направление открывания окон. Если окна в доме отрываются наружу, установку наличников следует осуществлять на расстоянии не менее 3 см от створок

Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа

Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).

Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых  чертежей:

Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.

Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).

Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы

Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Трафареты и шаблоны

Перед тем, как начать работу, необходимо найти шаблон, который хочется воплотить. Его можно найти в интернете на специализированных сайтах или на таких, которые посвящены рукоделию.

Нужно не только найти нужный трафарет, но и сделать его в натуральную величину. На этом подготовка рисунка заканчивается.

Шаблоны можно использовать не только для целых узоров. Можно, например, с помощью шаблонов создавать одинаковые детали, составляющие узор. На их основе можно придумывать авторские варианты.

При выборе нужного чертежа важно соразмерять создаваемый продукт и основу, для которой он делается. Если узор представляет собой часть композиции, то он должен соответствовать всему рисунку

Важно различать узоры по стиля в соответствии с замыслом работы. Например, растительный или анималистический стиль содержит много повторяющихся деталей и может быть использован в большинстве стилей декорирования

Пользуются популярностью сделанные в такой технике надписи. Как правило, трафареты для них приходится изготавливать самостоятельно. Это связано с тем, что узоры с использованием надписей носят индивидуальный характер.

Прорезные узоры — это техника, которые могут освоить даже начинающие. Конечно, им будут не под силу сложные рисунки, но они смогут сделать украшения, которые будут поражать зрителей стильностью и изяществом.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Успешных начинаний!

Резные изделия из дерева с применением резьбы разных видов

Как уже говорилось, резка по дереву пришла к нам «по наследству» от наших предков. Но мало кто знает, что зародилось такое ремесло в глубокой древности недалеко от Свердловской области. Здесь, на восточном склоне Уральских гор, при разработке золотого прииска в XIX веке был найден Большой Шигирский идол из лиственницы.

Его возраст археологи датируют IX веком до н.э. На сегодня это самый древний памятник истории из дерева в мире. Да что там из дерева, он старше египетских пирамид, которые ежегодно привлекают миллионы туристов. А о нашем чуде мало кто знает. Так и хочется повторить слова Павла Верещагина из киноленты «Белое солнце пустыни»: «Эх, за державу обидно!».

С домовой резьбой

Резьба по дереву домовая – её название говорит само за себя. Изделия, выполненные в этой технике, предназначаются для декорирования фасадов деревянных домов, лестниц и ограждений. Смотришь на такие, и как будто переносишься во время существования Древней Руси. Некоторые элементы напоминают бабушкин дом в деревне…эх, было время…

Характеризуют такую резьбу два фактора:

  • непрорезной фон;
  • рисунок на одном уровне с самим деревянным основанием.

Основные элементы – геометрические фигуры разного типа, завитки и орнаменты. Выполнить подобные изделия под силу любому начинающему. Главное – запастись набором ножей для резки по дереву.

А вот выполнение целых картин – это уже удел настоящих мастеров. Чтобы делать множество одинаковых изделий, сначала рисуют желанный узор на листке бумаги, после чего переносят его на кальку.

Когда масштабирование достигнет нужных параметров, разрежьте подготовленное изображение на квадраты и перенесите на деревянную заготовку. Поздравляем, с помощью небольших усилий создали шаблон для дальнейших работ.

Статья по теме:

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Техника объёмной резьбы позволяет создавать не просто узоры, а целые 3Д-изображения, картины, изделия, мебель и предметы утвари. Резные столбы из дерева чаще всего делаются с применением именно такого вида резьбы. Хотя из обычного бревна можно создать настоящий шедевр, сочетая разные техники резьбы.

Объёмная резьба по дереву или же скульптурная − наиболее сложная, так как требует от мастера не только опыта, сноровки, усидчивости, аккуратности и терпения, а также художественного воображения и определённых навыков в этой области. Здесь уже не сделаешь шаблон, его рисует воображение, а воплощают руки.

С геометрической резьбой по дереву

Геометрическая резьба представляет собой художественное исполнение рисунков, состоящих из различных геометрических фигур. При этом могут быть не только квадраты, ромбы и круги. Изящные линии, овалы, угловатые и замысловатые фигуры − всё это, приплетаясь, создаёт причудливые орнаменты для резьбы по дереву.

Кстати, именно такой резьбой советуют изначально заняться новичком, чтобы отточить свою технику и «набить руку». Разлинуй себе дощечку на квадратики и вырезай разные геометрические фигуры, пока не достигнешь совершенства. Как раз при выполнении такой монотонной работы становится ясно, «твоё или не твоё» это хобби.

С прорезной

Прорезная резьба по дереву может включать в себя все вышеперечисленные виды, выполняться в свободной технике, с единственной поправкой – основание не остаётся, а полностью вырезается, превращая обычный узор в ажурный.

Если раньше мастера выполняли такую тонкую работу вручную ножами, то с появлением современных инструментов работа намного упростилась. Электролобзик настолько упрощает процесс резки, что он становится доступный любому новичку. Перенёс изображение с шаблона на дощечку, аккуратно поработал лобзиком, и ажурный узор готов.

Конечно, обычный электролобзик для выполнения такой тонкой работы не подойдёт. Необходимо приобретать специальный электроинструмент. Например, в кругах резчиков славится электролобзик Bosch PST 650. Модель не самая дорогая, но практичная и позволяет вырезать даже самые мелкие и замысловатые.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий