Автоматические стабилизаторы напряжения Ресанта для дома

Диагностика повреждений

Какой стабилизатор напряжения лучше

Ремонт стабилизаторов напряжения начинается с оценки его целесообразности. Если вольтаж на выходе аппарата равен нулю, то это ещё не значит, что проблема именно в нём. Возможно напряжение не приходит на сам стабилизатор, поэтому первым делом нужно убедиться в его наличии на входных клеммах. Сделать это можно с помощью любого вольтметра или лампочки на 220 В.

Если проблема не в этом, то следует снять крышку стабилизатора. Сначала строго обязательно нужно отключить входные автоматы и убедиться, что на прибор не приходит напряжение. Затем следует осмотреть стабилизатор на предмет обгорания дорожек платы управления, потемнения проводов, реле и их контактов или разрушения графитовых щёток.


Сгоревшая дорожка

Нелишним будет принюхаться. Если чувствуется запах гари, то следует по возможности выяснить его источник. Часто именно это становится прямым указанием на причину поломки.

Серия «АСН/1-Ц»

Бытовой стабилизатор Ресанта АСН – 1000 – 1ц

В общем, все стабилизаторы этой марки объединены в пять категорий. Первой из них является «АСН/1-Ц». Каждый представитель этой линейки является релейным стабилизатором.

Каждый такой электронный стабилизатор напряжения марки «Ресанта» характеризуется напольным исполнением и наличием цифровой индикации.

Стабилизаторы этой линейки могут удовлетворить многих людей, поскольку имеют разные уровни мощности. Самые слабые характеризуются мощностью в 500 ватт. Наиболее сильный может похвастаться мощностью, которая равняется 20 киловаттам.

Как уже было отмечено, стабилизаторы напряжения линейки «АСН/1-Ц» являются релейными, а это означает, что переключение между обмотками осуществляется благодаря работе электромагнитного реле.

Количество этих реле равняется цифре четыре. Иными словами нормализация тока является четырехступенчатой.

Полезный совет: поскольку этот стабилизатор выравнивает ток степенями, то стоит знать, что при подключении/отключении одной обмотки выходное напряжение будет меняться на 15-20 вольт. На работе большинства приборов это не сильно отражается. Однако есть высокоточная и электронная техника, которой такое изменение тока не очень нравится.

Как и большинство релейных стабилизаторов, так приборы этой категории выравнивают напряжение с точностью ±8. Каждый прибор этой линейки может выравнивать входной ток, если его количество вольт не является меньшим 140 и большим 260-ти вольт.

Для того, чтобы можно было увидеть сведения о количестве вольт на входе и на выходе, производитель оснастил стабилизаторы напряжения для дачи Ресанта цифровым дисплеем. Каждый стабилизатор, мощность которого больше 3 киловатт, оснащен двухсекционным автоматическим переключателем режимов «Сеть»/«Байпас».

Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения

Самая главная проблема таких стабилизаторов – перегрев. Совершенно необходимо раз в 1-2 месяца, в зависимости от условий эксплуатации, делать техническое обслуживание стабилизатора. И ремонт стабилизаторов напряжения надо начинать именно с чистки.

Проблема перегрева проявляется прежде всего из-за того, что графитовая щётка, когда двигается по поверхности трансформатора, неизбежно изнашивается, и её частички вместе с пылью и прочим мусором остаются на контактной дорожке.

Теперь, когда щётка непрерывно “елозит” по поверхности, она начинает сильнее греться, искрить, мусор горит и пригорает к медной поверхности. В дальнейшем этот негативный эффект будет лавинообразно увеличиваться, и если не принять меры, достигнет необратимых пределов, когда чистка уже не поможет.

Конечно, спасать ситуацию будут тепловые датчики – это первые “звоночки”. Если стабилизатор вдруг начал выключаться “сам”, надо срочно звать специалиста и чистить поверхность.

Вот поверхность трансформатора в удовлетворительном состоянии, после трех лет работы по 8 часов в день:

Поверхность – Удовлетворительно. И это – после промывки спиртом.

А вот – к чему может привести безразличие к состоянию стабилизатора. Это тот же стабилизатор, другая фаза:

Состояние поверхности – Очень плохо

Если даже счистить этот нагар, площадь сечения провода необратимо уменьшится на 20-30%, что увеличит нагрев провода и щётки, и приведёт к вышеописанным пессимистичным процессам:

Поверхность автотрансформатора близко. Изоляция провода выгорела, возможно межвитковое замыкание. Эпоксидка также отвалилась от перегрева.

Тут поможет только наждачка “нулёвка”. Чистить надо по ходу щётки, потом промыть тщательно спиртом и вытереть насухо чистой тряпкой.

Ремонт серводвигателя

Другая поломка – неисправность серводвигателя, когда он перестаёт двигать щётку. Двигатель надо снять, прочистить, продуть, смазать. Поскольку используется двигатель постоянного тока с щётками, то можно попробовать покрутить его в холостую в обе стороны от источника постоянного тока напряжением около 5 В.

Таким образом можно, не разбирая его, немного почистить его щётки, ведь двигатель в работе крутится (точнее, поворачивается) только на угол до 180 градусов.

Ремонт электронной платы

Двигатель может не крутиться и потому, что на него не приходит питание. Питание идёт с платы управления, от биполярных транзисторов. Используется пара комплементарных транзисторов TIP41C и TIP42C, поскольку питание схемы двухполярное. Транзисторы надо менять парой, даже если один и будет целый. И только одного производителя.

Также в той же цепи выгорают резисторы 10 Ом (это следствие пробоя транзисторов). Ничто не мешает при замене резисторов увеличить их мощность до 3 или 5 Вт, повысив надежность работы.

Ну и замена реле, транзисторов, концевых выключателей и другой мелочевки – по ситуации.

Ремонт силовой части

К силовой части относятся автотрансформаторы (про них я уже сказал предостаточно). А также – контактор и вводной автомат, у которых горят контакты и клеммы. Из надо периодически протягивать, чистить, а при необходимости – менять.

1 место — Вольт Engineering ГИБРИД Э 7-1/25A v2.0: Характеристики и цена


Вольт Engineering ГИБРИД Э 7-1/25A v2.0

Тип стабилизатораГибридный
Активная мощность5.50 кВт
Тип входного напряженияоднофазное (220 В)
Точность стабилизации7,5 %
Входное рабочее напряжение135-275 В
Выходное напряжение203-237 В
Размер и вес275х460х178 мм, 20 кг
Цена11 989 ₽

Вольт Engineering ГИБРИД Э 7-1/25A v2.0
Качество работы 4.6

Уровень шума 4.2

Простота установки 4.4

Компактность 4.4

Качество сборки 4.8

The following two tabs change content below.

Максим Фомочкин

Сайт https://reytingelektroniki.ru — технологический портал, посвящённым смартфонам, бытовой технике, мобильным гаджетам. Сайт начал свое существование в 2015 году, на нём ежедневно публикуются свежие обзоры. Мы постоянно делаем упор на аналитические обзоры, сравнение с аналогами на рынке и помощь посетителям в выборе гаджетов для покупки. Материалы ресурса уникальны, пишутся специалистами в выбранной области и подлежат обязательной проверке и редактуре.

Latest posts by Максим Фомочкин

  • Рейтинг игровых смартфонов 2023 цена качества: отзывы владельцев, характеристики – 24.03.2023
  • Рейтинг настольных игр для всей семьи: 2023 год – 21.03.2023
  • Рейтинг приборов для очистки лица: от черных точек, в домашних условиях, отзывы – 24.02.2023
  • Рейтинг расчесок выпрямителей для волос: отзывы, фото, 2023 год – 23.02.2023
  • Рейтинг процессоров для ПК: 2023 год, по производительности, цена качество – 26.01.2023

Причины поломок

Основной причиной неисправности стабилизатора напряжения Ресанта 10000ВТ является неправильная эксплуатация оборудования. Достаточно часто отмечается перегрев выпрямителей при использовании техники в пыльном помещении. Внутри корпуса оседает грязь, что ухудшает охлаждение устройства, возникают проблемы с перенапряжением силовой части и исполнительных плат.

Также причиной поломки электрических выпрямителей может стать эксплуатация в условиях повышенной влажности. Контакты и платы начинают окисляться, ухудшается соединение, что в конечном счете приводит к серьезным поломкам стабилизаторов — восстановить их можно заменой сервопривода или силовых элементов.

В инструкции по эксплуатации стабилизатора можно найти все рекомендации по использованию техники, что позволит предупредить появление характерных поломок и необходимость дорогостоящего и сложного ремонта оборудования.

В линейке Ресанта можно найти как простые и недорогие бытовые модели, которые предназначены для эксплуатации внутри помещений, так и специализированные промышленные установки, которые могут использоваться в условиях повышенной влажности и пыльных загрязненных цехах. Правильно подобрав стабилизатор, можно гарантировать беспроблемность работы и отсутствие поломок даже при повышенной нагрузке.

Вам это будет интересно Блок питания из энергосберегающей лампы своими руками

Ремонт платы управления

Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.

Микросхема HA17324A

Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.

Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.

Условия эксплуатации

Любой из этих стабилизаторов сможет работать надежно, если соблюдать определенные условия эксплуатации.

В инструкции производителя определено, что каждая из вышеназванных моделей должна работать при температуре воздуха, которая колеблется в пределах +5 — +40 градусов Цельсия. Уровень влажности не должен превышать 80-ти процентов.

При эксплуатации очень важно обеспечить доступ свежего воздуха к самому устройству. Для этого вокруг стабилизатора должно быть не менее 5 сантиметров свободного пространства

Напольные стабилизационные устройства должны находиться от стены на расстоянии, которое является не менее 50-ти сантиметров. На таком же расстоянии от стабилизатора следует размещать любой легковоспламеняющийся предмет.

Нельзя осуществлять закрытие вентиляционных отверстий и допускать попадание солнечных лучей.

Обязательно нормализатор должен быть заземленным.

Подключение

После того, как помещение и место установки стабилизатора на 10 киловатт марки «Ресанта» соответствуют вышеуказанным требованиям, можно провести его подключение.

Для осуществления этого процесса оснастила стабилизатор пятью клеммами. Две из них обозначены буквой «L» и являются фазными, другие две обозначены буквой «N». Они предназначены для подключения нейтральных проводов. Пятая клемма предназначена для заземления.

Сначала заземляют устройство. Затем подключают входные провода. Клеммы для подключения входных проводов обозначены надписью «ВХОД». Конечно, фазный кабель надо подключить к клемме «L». Нейтральный провод подключают к нейтральной клемме.

После этого включают нормализатор и проверяют наличие вольт на выходе. Далее выключают стабилизатор. Когда на выходе есть напряжение, подключают выходные провода. Принцип подключения такой же, как и для входящих проводов.

Когда выходного напряжения нет, проверяют правильность подключения входных проводов. В худшем сценарии следует обратиться в сервисный центр.

Техобслуживание

Техобслуживание является простой процедурой. Раз в полгода нужно проверять крепления входных и выходных кабелей, а также очищать вентиляционные отверстия.

Если вы выбрали релейный стабилизатор марки «Ресанта», то стоит осмотреть состояние реле. В случае использования электромеханического устройства главный акцент должен падать на щетку и сам сервопривод. Этот технический осмотр должен проводить специалист или работник сервисного центра.

В случае же поломки стабилизатор Ресанта пригоден к ремонту.

Принцип работы

Конструктивное строение стабилизатора напряжения Ресанта выглядит следующим образом:

  • трансформатор автоматического типа;
  • электронный блок;
  • вольтметр;
  • орган управления, который ответственен за запуск и отключение некоторых обмоток.

Данным производителем выпускается множество различных типов стабилизаторов, поэтому и данные органы подключения обмоток будут разниться. О всех этих нюансах мы поговорим чуть позже, во время рассмотрения процедуры ремонта.

В данной конструкции определяющим является электронный блок, который осуществляет общее управление всей системой агрегата. Он ответственен за работу вольтметра, а также к нему поступают сведения о мощности входного напряжения. Затем, блок сравнивает полученные значения с оптимальными, определяя следующее действие, т.е. нужно ли добавить несколько вольт или, напротив, отнять некое количество.

Далее, по цепочке, идет определение необходимых обмоток — какие их них нужно запустить, а какие отключить. Затем, электронный блок осуществляет одно из этих действий, после чего все электрические приборы, находящиеся в квартире, получают стабильный ток.

Безусловно, сам процесс стабилизации может быть немного разным, в зависимости от типа выпускаемого устройства.

Данное различие распространяется на виды обмоток, а также методы их запуска и отключения. На сегодняшний день, компания Ресанта выпускает два вида данных стабилизаторов:

  • Электромеханического типа.
  • Релейные.

Соответственно, ремонт их будет несколько иным.

Особенности работы электромеханического стабилизатора

Начнем свое рассмотрение со стабилизаторов электромеханического типа. В его конструкции присутствует сервопривод, который и осуществляет запуск и отключение обмоток в устройстве.

Сам сервопривод состоит из двигателя, на котором располагается электрический контакт (щетка). При движении якоря данного мотора, соответственно, крутится и эта щетка, постоянно контактируя обмотками из меди. Ширина данной щетки позволяет осуществлять полный обхват всей обмотки, что позволяет фазе не пропадать.

Чтобы щетка двигалась в заданном направлении с нужными характеристиками, в устройстве возникает напряжение ошибки. Затем, данное значение напряжения растет. Далее оно передается к двигателю, что и заставляет якорь вращаться в оптимальном направлении. Соответственно, щетка также движется, как и якорь, в том же заданном направлении. При этом осуществляется непосредственный контакт с обмотками.

Значение напряжения ошибки будет пропорциональным тому значению, формируемое разницей между реальным вольтовым значением на входе и тем значением, которое должно там быть. Данный сигнал может обладать одной из двух полярностей, каждая из которых задает определенное направление движения. Ниже приведена схема подобного стабилизатора напряжения:

Вне зависимости от конкретной модели, строение данного стабилизатора напряжения будет практически одинаковым. Отличаются они между собой разными значениями мощности и отдельными элементами цепи.

Особенности работы релейного стабилизатора

Все релейные стабилизаторы выравнивают значения тока путем скачков. Это объясняется тем, что реле осуществляет запуск или отключение витков, расположенных на второй обмотке. Электромеханический стабилизатор выполняет этот процесс более плавно, чем релейный.

Релейные агрегаты от Ресанта осуществляют подключение витков до тех пор, пока не найдут нужный. Все эти витки условно разделены на подгруппы, при чем от каждого витка есть вывод, на который и поступает ток при запуске устройства.

Схема всех релейных стабилизаторов данной марки показывает, что в её конструкции присутствует порядка четырех элементов реле. В отдельных случаях, это количество может ровняться пяти (модели СПН).

В случае релейных стабилизаторов, именно реле является наиболее уязвимым местом всего устройства. Это обуславливается тем, что оно находится в постоянном рабочем режиме, что существенно увеличивает риски выхода из строя.

Ремонт двигателя сервопривода

Когда сгорел сам двигатель, то есть два варианта:

  1. Покупка нового и его установка.
  2. Попытка реставрации старого двигателя.

Второй вариант дает возможность реанимировать двигатель собственными силами, однако, на не долгое время. Для реанимации нужно произвести отключение двигателя от общей схемы. После этого его нужно подключить к мощному источнику питания.

Вашей задачей является подача на его выходы тока с постоянным напряжением в 5 вольт. Ток при этом должен иметь силу от 90 до 160 мА. При подаче такого тока на щетках двигателя сгорает каждая мелкая частица «мусора».

Полезный совет: поскольку двигатель относится к реверсивному типу, то при подаче напряжения нужно менять полярность. Эта процедура проводится два раза.

После таких действий двигатель сможет снова работать, и стабилизатор будет выполнять свою основную функцию. Далее по несложной схеме можно проводить процедуру подключения стабилизатора напряжения, выпущенного компанией «Ресанта».

Эта схема предусматривает подключение входного фазного и нейтрального кабелей к входной фазной и нейтральной клеммам соответственно. Аналогичным является подключение выходных проводов. Также обязательно подключают заземляющий провод.

Принцип действия стабилизатора

Поскольку щёлкать в стабилизаторе способны только реле, значит, сделан он по релейной схеме. Каждый релейный стабилизатор имеет в своём строении автотрансформатор, повышающий или понижающий напряжение исходя из соотношения витков обмоток. При приближении значения напряжения к верхней границе диапазона схема устройства переключается на обмотку автотрансформатора с более низковольтным значением, и, как следствие, выходное напряжение становится ниже. Таким же образом это действует и в противоположном направлении: при отклонении напряжения в сети в сторону нижнего порога стабилизирующее устройство переключается на повышающую обмотку автотрансформатора.

Процесс переключения обмоток трансформатора курирует специальное устройство – контроллер стабилизатора, а переключения производятся посредством набора силовых реле. Именно эти реле в моменты подсоединения и производят те самые щелчки, которые слышит пользователь.

В стандартном стабилизаторе может находиться от четырёх до семи силовых реле. И чем больше скачков напряжения в сети электропитания, тем чаще происходят переключения и слышны щелчки. Также в эти мгновения может моргать свет и выключаться высокочувствительная техника.

Для регулярных щелчков стабилизатора может быть несколько причин:

  1. Выход из строя одного из силовых реле. Поскольку ресурс на переключение у реле ограничен, по исчерпании его начинается подгорание контактов, повышение переходного сопротивления. Это провоцирует большую просадку напряжения на выходе стабилизатора, и чем больше нагрузка – тем больше просадка. Пытаясь исправить ситуацию, контроллер начинает переключаться на следующую ступень, где напряжение на самом деле выше и контроллеру приходится снова переключаться на предыдущее реле. Таким путём образуется замкнутый круг переключений и щелчков.
  2. Плохое состояние сети электрического питания. Это могут быть плохие контакты, наличие множества скруток, линия большой протяжённости с малым количеством сечений проводников. При попытках подключения нагрузки через устройство стабилизации в момент соединения сетевое напряжение понижается. Обнаружив этот момент, стабилизатор начинает попытки повышать его посредством переключения к более высоковольтной автотрансформаторной обмотке. Но в момент соединения цепь питания потребителей на секунды разъединяется и сетевое напряжение возвращается на свой нормальный уровень. Заметив это, прибор стабилизации снова переключается на предыдущий уровень цепи. Таким образом создаётся бесконечный цикл переключений между силовыми реле.
  3. Неполадке в управляющей схеме (контроллере). Проблема индивидуальна по причине различий между схемами для каждого отдельного стабилизатора. Однако обычно контроллер должен иметь некоторый сдвиг во избежание постоянного срабатывания в пределах некоторых значений напряжения.

Непрекращающиеся щелчки способны привести к быстрому выходу прибора из строя. Поскольку реле не предназначены для такого режима работы, контакты могут быстро обгореть либо залипнуть. Залипание же приведёт либо к сгоранию предохранителя на входе либо к тому, что на выход стабилизатора будет подаваться повышенное напряжение, что чревато уже выходом из строя приборов-потребителей.

Графическое отображение основных режимов работы стабилизаторов напряжения

В одной из предыдущих статей были описаны напряжения, а также приведены к сети своими руками. В данном материале наводятся основные неполадки устройств стабилизации напряжения и возможности их самостоятельного ремонта.

Нужно помнить, что стабилизатор любого типа – это сложное электрическое или электромеханическое устройство с множеством компонентов внутри, поэтому, чтобы его починить своими руками, необходимо иметь достаточно глубокие познания в радиотехнике. Ремонт стабилизатора напряжения также требует наличия соответствующего измерительного оборудования и инструментов.

Сложное устройство стабилизатора

Недостаток устройства

Аппарат является достаточно неплохим, с невысокой стоимостью, а потому пользуется популярностью, но при этом не лишен недостатков. Основной заключается в том, что стабилизатор не отключается при повышении входного напряжения. Здесь все достаточно просто. С увеличением входящих показателей растет и выходящее напряжение. К примеру, на входе напряжение может достигнуть 270 В, а на выходе стабилизатора быть всего лишь 250 В, и при этом он не отключится.

Прекращение его работы произойдет в автоматическом режиме лишь при еще большем повышении напряжения, которое все еще будет проходить через него в сеть. В этом случае на передней панели на индикаторе появится буква «Н», а прибор наконец-то прекратит работу. Такое значение на индикаторе означает включение защиты стабилизатора от повышенного напряжения.

Ремонт релейного стабилизатора Ресанта СПН-9000

Принцип действия релейных стабилизаторов базируется на ступенчатом регулировании выходного напряжения.
Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспечивается микропроцессором.
Коммутация отводов автотрансформатора производится скачкообразно с помощью мощных электрических реле,
управляемых транзисторными ключами. Дискретность переключения различных стабилизаторов колеблется от 5 до 20 В.
Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.

Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электронных стабилизаторов, на примере СПН-9000.
Стабилизация не работает при снижении входного напряжения от ~220Vдо ~170V, либо при повышении его выше ~220 В.
При этом в обоих случаях отсутствия стабилизации выходное напряжение меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения — обгорание и залипание контактов реле.

Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 производства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный контакт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очищают все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все контакты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют транзисторы новыми.

Совсем недавно пришлось ремонтировать стабилизатор напряжения с периодическим дефектом. Внешне этот дефект проявлялся как хаотическое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил кодовое название «вьюга». Возникает из-за холодной пайки кварцового резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц.
Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (маркировка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцового резонатора плохо обслуживаются. Поэтому лучше всего его выпаять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, подпаять и установить XTA1 на место.

Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что производитель использует дешёвые конденсаторы торговой марки JAKEC крайне невысокого качества. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения можно считать законченным. Затем стабилизатор напряжения включают и проверяют его работоспособность.

Ремонт релейного стабилизатора Ресанта СПН-9000

Принцип действия релейных стабилизаторов базируется на ступенчатом регулировании выходного напряжения.
Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспечивается микропроцессором.
Коммутация отводов автотрансформатора производится скачкообразно с помощью мощных электрических реле,
управляемых транзисторными ключами. Дискретность переключения различных стабилизаторов колеблется от 5 до 20 В.
Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.
Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электронных стабилизаторов, на примере СПН-9000.
Стабилизация не работает при снижении входного напряжения от ~220Vдо ~170V, либо при повышении его выше ~220 В.
При этом в обоих случаях отсутствия стабилизации выходное напряжение меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения – обгорание и залипание контактов реле.

Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 производства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный контакт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очищают все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все контакты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют транзисторы новыми.

Совсем недавно пришлось ремонтировать стабилизатор напряжения с периодическим дефектом. Внешне этот дефект проявлялся как хаотическое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил кодовое название «вьюга». Возникает из-за холодной пайки кварцового резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц.
Понятно, что из-за этого не будет нормально работать U2 (маркировка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцового резонатора плохо обслуживаются. Поэтому лучше всего его выпаять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, подпаять и установить XTA1 на место.

Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что производитель использует дешёвые конденсаторы торговой марки JAKEC крайне невысокого качества. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения можно считать законченным. Затем стабилизатор напряжения включают и проверяют его работоспособность.

Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР

Это позволит изменять входное напряжение в больших пределах.
В качестве нагрузки можно использовать лампы накаливания ~220 В.
При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности.
При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.
Стабилизаторы напряжения требуют регулярного обслуживания для сохранения рабочего ресурса.
Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилизаторов напряжения.
Невыполнение этого правила может привести к их поломке

ВНИМАНИЕ! Наша компания НЕ производит ремонт стабилизаторов Ресанта и не дает консультации по ремонту!

Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилизатора АСН-10000/1 ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабилизатора – на фото 1.

Принцип действия электромеханических стабилизаторов основан на плавном и точном регулировании выходного напряжения.
Изменение напряжения происходит за счёт скольжения электрического контакта по обмотке автотрансформатора с помощью электропривода.
В стабилизаторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилителем мощности),
а затем оно подаётся на двигатель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону.
На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотрансформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.

Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов,
на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напряжения.

Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном состоянии.
Ощущается запах перегретых компонентов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель.
Контроллер стабилизатора постоянно отслеживает уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в постоянном вращении,
что приводит к преждевременному износу двигателя. После остановки двигателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем,
собранный на комплементарной паре транзисторов Q1 TIP42C и Q2 TIP41C. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46,
включенные в их коллекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор,
собранный на транзисторе Q3 TIP41C и стабилитроне DM4.

Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать.

Один из простых способов реанимации неисправного двигателя следующий:
• отключить двигатель от схемы;
• подать на его выводы постоянное напряжение 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.

При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя.
Нормальный ток потребления двигателя должен быть в пределах 90.. .160 мА.
Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности.
После этих нехитрых манипуляций работоспособность двигателя временно восстанавливается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий