Строительство автомобильных дорог

Значение дорог

Качественно построенные автомобильные дороги – верный признак благосостояния любого города, будь то большой мегаполис или небольшой провинциальный городок. На сегодняшний день состояние дорог в России нельзя назвать отличным. Если в Москве или Санкт – Петербурге проезжая часть радует глаз, то этого нельзя сказать о дорогах в дальнем Подмосковье или дорогах, которые расположены в пригородах Питера.

Основной тому причиной является нехватка денег. Финансирование на строительство и ремонт дорог в первую очередь, выделяется на большие города, в которых развита инфраструктура и экономика, ибо качественные автомобильные дороги напрямую отвечают за внешний вид города и за скорость передвижения автотранспорта по нему. По дороге без рытвин и выбоин в город охотно приезжают туристы, беспрепятственно происходит перевозка грузов и товаров. В, общем, ровная, гладкая, хорошо заасфальтированная дорога – это залог экономической состоятельности города или района.

Основные этапы строительства дороги

1. Любое строительство дорог начинается с выполнения проектирования. Это дает возможность обеспечения индивидуального подхода к возведению дороги и повышения ее долговечности и качества. Проектировщики собирают полную информацию о местности, в которой планируется дорога, включая геодезические и геотехнические исследования.

Во внимание принимаются пожелания заказчика. Необходимы сведения о планируемой нагрузке на дорогу и ее загруженности.

На основании данных геологии проектировщики точно определяют уровень грунтовых вод. Проект дороги — это все спецификации и чертежи, определяющие требования к способам строительства, материалам и другая необходимая для строительства информация.

2. Земляные работы. Призваны подготовить нужный участок земли для дальнейших работ. Земляные работы включают в себя вырубку леса, очистку территории от корней деревьев и пней, обработку земляного покрытия, вывоз старого грунта, завоз нового, насыпку грунта.

3. Создание «подушки» — основания дороги с использованием ПГС (песчано-гравийной смеси) или по отдельности щебня и песка. «Подушка» необходима для долгого и качественного срока службы дороги. Материалы укладываются слоями, тщательно разравниваются и, при помощи специальной техники, утрамбовываются.

4. Укладка покрытия из асфальта. Трудно переоценить роль, которую играет качество материалов для изготовления смесей. В зависимости от бюджета на строительство дороги и климатических условий выбирается технология укладки: холодный, теплый или горячий асфальт.

Немаловажное значение имеет профессионализм рабочих дорожно-строительной компании.

5. Заключительный этап – благоустройство прилегающей территории, позволяющее пешеходам и водителям наиболее безопасно пользоваться дорогой. Неоценимую пользу окружающей среде приносит озеленение прилегающей территории.

Все этапы строительства наша компания выполняет высококачественно и в указанные сроки, рабочими, имеющими опыт и соответствующее образование, с использованием специальной техники.

Техника для строительства дорог представлена множеством моделей, усовершенствуется каждый год с целью почти полностью или полностью автоматизировать процесс строительства.

Наиболее часто применяют:

— колесные и гусеничные асфальтоукладчики для обеспечения точной, бесперебойной и ровной подачи асфальтовой смеси на поверхность дороги;

— гудронаторы позволяют равномерно и точно распределить битум по поверхности дороги;

— бульдозеры уплотняют и разравнивают слои из щебня и песка;

— автогрейдеры выполняют все самые первые земляные работы;

— катки выравнивают и уплотняют дорожное полотно.

Качественно построенная дорога с соблюдением всех норм и стандартов – залог комфорта и безопасности не только для водителей автомобилей, но и для пешеходов, так как включает в себя кроме проезжей части и тротуар.

Сооружение нового основания автомобильной дороги

Сооружение дорожной подушки должно опираться на проектную документацию, перед подготовкой которой проводятся геодезические исследования. Возможно, потребуется усилить типовую конструкцию дорожной одежды, во избежание повторного разрушения сооружения, чтобы не пришлось заново проводить капитальный ремонт автомобильной дороги. Какие конструктивные слои находятся в дорожной подушке (от более глубоких к менее глубоким):

  • Грунтовое основание;
  • Геотекстиль;
  • Песчаный слой;
  • Геосетка;
  • Щебеночный слой.
Конструктивный слойОписание
Грунтовое основаниеУстраивается и уплотняется в процессе грунтовых работ.
ГеотекстильРулонный материал (тканый или нетканый), изготавливаемый из прочных синтетических нитей и волокон. В дорожном строительстве чаще всего применяется геотекстиль из полипропиленовых и полиэфирных нитей. Обладает достаточно высокой прочностью и эластичностью, а также длительным сроком службы. Функции геотекстиля:

  • Армирование (увеличение прочности);
  • Разделение технологических слоев;
  • Водоотведение;
  • Предотвращение прорастания растений.
Песчаный слойСлой мелкозернистого песка необходим для стабилизации конструкции, выступая в роли своеобразной подушки-амортизатора, а также для улучшения работы дренажной системы. После укладки песчаный слой требует обязательного уплотнения дорожными катками. Толщина слоя после уплотнения – не менее 40 сантиметров.
Геосетка или георешеткаМатериал сетчатой структуры, изготавливаемый из прочных синтетических нитей и волокон, места сцепления которых образуют ячейки. Укладывается под щебнем. Характеризуется высокой прочностью, различными уровнями гибкости, а также длительным сроком службы. Функции георешеток:

  • Армирование (увеличение прочности);
  • Разделение конструктивных слоев;
  • Прием и преобразование вертикальной нагрузки.

Использование георешетки позволяет на 40% сократить расход щебня, а также препятствует вдавливанию щебня в песок.

Щебеночный слойЯвляется непосредственным основанием для укладки асфальтобетона, повышая прочность и жесткость конструкции. В первую очередь укладываются более крупные фракции щебня, а затем более мелкие, чтобы заполнить пустоты (или же используется щебень смешанных фракций). После укладки щебень требует уплотнения дорожными катками. Чем выше качество щебня, тем выше будут физико-механические характеристики дороги. Также после уплотнения щебеночный слой проливается битумными эмульсиями, чтобы обеспечить достаточную адгезию. Кроме того, сегодня существует так называемый «черный щебень», который представляет собой сбалансированную смесь прочного щебня с битумом, имеющую высокие эксплуатационные характеристики.

Рекламно-маркетинговая кампания

Основой успешного ведения дорожно-строительного бизнеса является налаживание контактов с основными потребителями услуг, к числу которых относятся:

  • органы местной власти;
  • жилищно-коммунальные управления;
  • гаражные кооперативы;
  • частные застройщики.

Наиболее эффективный метод получения заказов – личные встречи с представителями указанных организаций и предложение выгодных условий сотрудничества.

Для расширения клиентской базы необходимо создать сайт своей компании и продвигать его с помощью всех доступных видов онлайн-рекламы. Весьма действенной на региональном уровне будет реклама в местных СМИ, включая периодические издания и телевидение.

Главный признак цивилизации

В первую очередь дорога является военным объектом. Сейчас сложно поверить, однако полторы тысячи лет тому назад можно было без особого труда путешествовать с комфортом по всему Средиземноморью по дорогам с твердым покрытием. За семь веков своей истории римляне протянули мощеных дорог общей длиной почти в два земных экватора. Высококачественная дорожная сеть была одним из величайших достижений их цивилизации. Удивительно, но паутина современных европейских шоссе достаточно сильно совпадает с античной паутиной римских дорог.

Интересный факт: питать особых иллюзий по поводу «секретов предков» не стоит. Как и сегодняшние дороги, римские магистрали приходилось регулярно чинить. Об этом свидетельствуют финансовые документы римлян, дошедшие до наших дней. Конечно, технология римского строительства действительно была во многом передовой. А еще у них не было многотонных фур, несущихся на скорости в 100 км/ч под падающим мокрым снегом!

Конечно, в Риме были не только мощеные дороги. Присутствовали также грунтовые и грунтовые дороги, засыпанные гравием. Однако, именно мощеные были одним из символов мощи государства. В первую очередь дорога считалась важным стратегическим сооружением, так как благодаря ей становилась возможным максимально быстрая переброска пеших войск. Интенсивный марш пехоты колоннами со скоростью 4-5 км/ч возможен только по хорошему пути с ровным покрытием. Именно по этой причине во все времена римские дороги строились преимущественно легионерами.

Примечание: на самом деле строительство дорог в провинции, где был расквартирован легион, считалось нормой солдатской рутины. Легионеры выполняли земельные и строительные работы с поразительной скоростью.

Местные к возведению важного инженерного сооружения почти не допускались. Римляне боялись вредительства на важном объекте.

Сравнение основных материалов для строительства временных дорог

МатериалУдобство эксплуатацииСкорость и простота укладкиВозможность повторного использования
Бетонные плиты10910
Полимерные плиты101010
Полипропиленовые плиты101010
Асфальтовая крошка998
Щебень999
Кирпичный и бетонный бой573
Дерево472
Грунт27

0 – минимальная оценка, 10 – максимальная оценка.

Бетонные, полимерные и полипропиленовые плиты удобны в укладке, а также легко демонтируются, позволяя изменять направление дороги или использовать материал повторно. Также для плиточных материалов не требуется обустраивать основание, укладка разрешается на подготовленный грунт. Такое покрытие получается ровным и прочным, имеет длительный срок службы.

Асфальтовая крошка по большей части используется для устройства временного объездного пути. Качественная крошка способа обеспечить высокие характеристики покрытия, однако для этого требуется подготовить дорожное основание из нескольких технологических слоев. Кроме того, асфальтовая крошка должна быть качественно уплотнена, чтобы обеспечить достаточную жесткость.

Щебень широко используется в дорожном строительстве как один из материалов основания, однако устройство временных дорог подразумевает применение щебня в качестве материала покрытия. Такая дорога получается достаточно качественной, и вполне подходит для движения транспорта, несмотря на зернистую структуру. Как производится устройство временных дорог с помощью щебня:

  • Снимается слой грунта (примерно 30 см);
  • Почва очищается от мусора и посторонних предметов, корней и растений, после чего просушивается;
  • Грунтовое основание уплотняется дорожными катками;
  • Укладывается слой геотекстиля;
  • Отсыпается и уплотняется песчаный слой (примерно 40 см);
  • Укладывается геосетка;
  • Отсыпается и уплотняется крупнозернистый щебень (диаметр фракций 40-70 мм);
  • Отсыпается и уплотняется мелкозернистый щебень (диаметр фракций 20-40 мм).

Устройство временных дорог из щебня по данной технологии позволяет в будущем использовать конструкцию в качестве основания для укладки асфальтобетона. Поэтому, если на месте временной планируется строительство капитальной дороги, данный способ будет наиболее предпочтительным. Кирпичный и бетонный бой, а также дерево являются бюджетными вариантами, однако такая временная дорога будет уступать по качеству покрытию из плит, щебня или асфальтовой крошки. Грунтовое покрытие наименее привлекательный и качественный вариант устройства временной дороги.

Как поставить дорогу на кадастровый учет?

Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации.

Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:

  • Техплан сооружения.
  • Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
  • Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.

Чтобы поставить дорогу, как и другой объект, на кадастровый учет, делаются следующие шаги:

  • Обращаемся в местный регистрационный орган.
  • Оформляем и передаем заявку с учетом установленной формы и прикладываем необходимый пакет бумаг. Перечень документации лучше уточнить заранее применительно к оформляемому объекту недвижимости.
  • Получаем расписку о принятии заявки и документации.
  • Принимаем ответ (уведомление) о возможности регистрации сооружения или об отказе в предоставлении услуги.
  • Получаем кадастровый паспорт (выписку).

В определенных случаях уполномоченный орган вправе отказать в услуге. Такое возможно при наличии противоречий в информации об объекте в различных документах (тех, что переданы для изучения). Также уполномоченный орган может отказать при отсутствии каких-либо бумаг в пакете, ошибочно заполненном заявлении, неактуальности регистрации и так далее. Отказ также случается, если лицо, которое обращается с заявлением, не имеет необходимых полномочий на выполнение такой работы.

Передача заявления и документации осуществляется следующими способами:

  • Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
  • Передача заявки и документов в кадастровую палату.
  • Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
  • Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
  • Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.

При личной передаче бумаг важно требовать расписку от сотрудника о получении документации с датой, должностью, ФИО и подписью. Если бумаги передаются в дистанционном режиме, такое уведомление должно отправляться не позднее чем через 24 часа.

Юридическое оформление

Дорожно-строительную деятельность можно осуществлять в статусе ООО, АО. ИП не следует выбирать по причине возможности возникновения высоких финансовых рисков. Выбор зависит от масштабов предприятия и количества владельцев бизнеса. При регистрации в заявлении нужно указать 2 кода ОКВЭД:

  • основной – 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей»;
  • дополнительный – 42.99 «Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки».

Приобретение лицензий и разрешений не требуется. Но на используемое сырье и материалы должны быть сертификаты или декларации. При этом следует учитывать, что обязательной сертификации подлежат такие дорожные элементы:

  • знаки, предусмотренные нормативами;
  • обязательные ограждения;
  • сигнальные столбики;
  • защитные тумбы;
  • светоотражатели;
  • возводимые неровности;
  • опоры для необходимых инженерных сетей;
  • камни бортовые;
  • водоотводные трубы;
  • плиты из железобетона;
  • водоотводные лотки.

Декларации необходимы на используемые в дорожном строительстве материалы, включая:

  • все виды песка, щебня и гравия;
  • минеральный порошок;
  • цемент;
  • битум;
  • битумные мастики, герметики
  • дорожную разметку.

Само дорожное покрытие должно соответствовать требованиям следующих нормативных актов:

  • ГОСТ:
    • 30413-96 – «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием».
    • 32703-2014 – «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования».
    • 32704-2014 – «Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Метод определения гидрофобности».
    • Р 54400-2011 – «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний».
    • Р 54401-2011 – «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования».
    • Р 55029-2012 – «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования».
  • СП 78.13330.2012 – «Автомобильные дороги – правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги».
  • ТР ТС 014/2011 – «Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
  • ТР 145-03 – «Технические рекомендации по производству земляных работ в дорожном строительстве, при устройстве подземных инженерных сетей, при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух».

Дорожное строительство предусматривает выполнение работ, осуществление которых требует получение допуска СРО, для чего необходимо стать ее членом. Дорожно-строительные организации, не являющиеся членами СРО, могут выполнять работы только по договору подряда, сумма которого не превышает 3000000 рублей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий