Тканые ковры

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий — «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.

Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка — другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Как выбрать?

Выбор тканого ковра – задача творческая. Чтобы упростить ее, стоит взять на заметку несколько рекомендаций (исходим из того, что ковер будем класть на пол).

Выбор коврового изделия может происходить по двум сценариям:

  • в наличии уже есть готовый дизайн интерьера (или его концепция), к которому подбирается ковер;
  • вы увидели в продаже килим, который запал вам в душу, независимо от того, насколько он соответствует стилю комнаты.

Нельзя назвать однозначно правильным какой-либо способ: оба варианта имеют право на существование.

Но стоит учесть, как действовать в каждом случае:

Если вы подбираете изделие к интерьеру, возьмите во внимание цвет основных поверхностей (стен, напольного покрытия, обивки мебели, штор). Ведущий оттенок ковра не должен их повторять, иначе уникальный этнический аксессуар потеряется на общем фоне

Чем спокойнее и лаконичнее цветовая палитра комнаты, тем красочнее и насыщеннее должен быть килим. Во втором случае ковру требуется «поддержка» другими аксессуарами. Актуальнее всего для этих целей подходят подушки в восточном стиле, выбранные в той же тоновой гамме или мягкий пуф с чехлом из материала с похожей фактурой.

Производители

Ковровые изделия, создаваемые в результате ручной работы, производятся в разных странах. Однозначно сказать, где предлагается наиболее высокое качество, трудно.

Известные на весь мир персидские ковры сейчас производят на территории Ирана. Здесь развито семейное производство, существуют целые династии, в которых люди всю жизнь посвящают этой работе. Персидские ковры ткутся из овечьей шерсти, а их узоры отражают традиции местной культуры и обычаев.

В Пакистане также ткут из шерсти, украшая изделия геометрическими, флористическими узорами. Здесь изготавливают модели как одноуровневые, так и двухуровневые, отличающиеся по плотности и фактуре.

На особом счету у ценителей дизайнерских ковров изделия из Непала. Их отличает относительно светлая цветовая гамма, которая содержит богатые, благородные оттенки. Сплетенные особым тибетским узлом, они особенно прочны и долговечны. Материалом служат нити шерсти, бамбуковое волокно, шелк.

Китайские ковровые изделия для пола, изготовленные только с применением ручной работы, имеют как традиционные для этой страны узоры, так и современную стилистику. Китай одна из стран, где много веков назад зародилось ковроткачество.

Индия начала развивать ковроткачество во времена колониальной зависимости от Британии. Сначала здесь производились изделия, больше похожие на персидские, но позднее в мотивах узоров начали прослеживаться национальные особенности. Сейчас Индия стала ведущим экспортером авторских ковров в мире, уступая первенство Ирану.

Производство выполненных руками мастеров полотен с применением нитей из шерсти и других материалов развито и во многих других странах. Среди них Азербайджан, Афганистан, Турция и другие.

Варианты в интерьере

Любой интерьер преобразится, если добавить в него изготовленный вручную дизайнерский ковер. Модель большого размера овальной или прямоугольной формы сможет стать основным акцентов в помещении

Если отдать предпочтение изделию небольшому, то с его помощью удастся выделить какую-то определенную зону, привлечь к ней внимание

Особое внимание при выборе нужно уделить цветовой гамме. Поскольку изделие отличается высокой ценой и приобретается не на один год, нужно чтобы оно гармонировало с цветом стен, штор и даже мебели

Размещая ковер в комнате, необходимо думать не только о визуальном эффекте, но и предусмотреть практическую сторону. В гостиной покрытие должно располагаться таким образом, чтобы у всех сидящих на креслах и диване людей ноги без труда до него доставали. Если необходимо, можно использовать два изделия, например, в столовой зоне и зоне отдыха.

Поскольку изделия ручной работы выполняются как в классическом, так и в современном стиле, подобрать подходящую модель для каждого интерьера будет нетрудно. В некоторых случаях сочетание стилей не имеет принципиального значения, ведь эклектика выглядит не менее оригинально. Например, классический ковер с традиционными узорами отлично впишется в ультрасовременный хай-тек, а килим необычно будет смотреться в лофте.

Изготовленный вручную ковер достоин украшать не только пол. Все чаще дизайнеры используют их для стен, тем самым отдавая дань уважения изделию и автору работы.

Как определить

Существует ряд признаков, по которым можно определить ручную работу. Зная о них, удастся купить изделие высокого качества и не оказаться обманутым нечестными продавцами.

Главные отличия ковров, изготовленных вручную, от заводских моделей:

  • Бахрома по краю не пришита к изделию, а выполнена из нитей основы, то есть как бы продолжает ковер;
  • Боковая обмотка изделия, созданного руками мастера, не может быть ровной, как этого удается добиться в условиях промышленного производства;
  • Узелки нитей у основания ворса;
  • Не всегда идеальная форма;
  • У моделей без ворса лицевая и изнаночная стороны идентичны;
  • Отсутствие заводской маркировки на изнаночной стороне;
  • Авторская нашивка мастера;
  • Незначительная несимметричность узора, разные оттенки нитей одного цвета;
  • Натуральный состав без примеси синтетики.

Еще один признак, по которому можно определить ручную работу, – гибкость изделия. Заводское производство предполагает использование клеевой основы, которая делает модель тяжелее, добавляет ей упругости, затрудняет сворачивание. Ковры, созданные вручную, имеют 100% натуральную основу, которая более мягкая и податливая.

Виды

Ковры ручной работы производятся по разным технологиям и делятся на модели:

  • Ворсовые;
  • Безворсовые;
  • Войлочные.

Ковровые изделия ручной работы с ворсом наиболее трудоемкие в изготовлении. Они имеют сложную структуру, состоящую из трех нитей, бывают узелковые и тафтинговые. Первые изготавливаются с применением узлов разного типа, что сказывается на внешнем виде изделия. Их ворс не скатывается, а со временем наоборот становится более упругим и мягким. При изготовлении ковров тафтинговым методом волокна ворса вшиваются в нити основы с использованием особого инструмента, а затем с изнаночной стороны закрепляются дополнительным основанием.

Изготовление ковров без ворса менее трудоемкий процесс, в котором используется две нити – продольная и поперечная. Модели без ворса делятся на:

  • Паласы – внешне похожи на ткань, бывают однотонными или в полоску;
  • Сумахи – плетутся из трех нитей, содержат оригинальный узор, достаточно плотные по фактуре;
  • Килимы – плетутся из двух нитей, служат как в качестве напольного покрытия, так и как покрывала из шерсти для диванов или кресел.

К безворсовым относятся войлочные ковры. Они получаются методом валяния шерсти, отличаются высокой плотностью, имеют причудливые формы.

Как выбрать

Главное правило при выборе напольного покрытия ручной работы – это его приобретение у проверенного продавца. Настоящее авторское изделие не может стоить дешево или предлагаться с большой скидкой, на них не бывает акций и распродаж.

Если продавцу нечего скрывать, он сам предложит покупателю ознакомиться с сертификатами на товар и другими документами к нему.

Стоит обратить внимание на качество материала, ведь от него во многом зависят эксплуатационные характеристики товара. Ворс должен быть плотным, при надломе не видно основание

Еще один показатель – упругость. Если наступить на ковер из шерсти или сильно нажать на него, должно чувствоваться сопротивление ворса и не оставаться следа.

Натуральность материала проверяется посредством поджога нескольких нитей или волокон, предварительно собранных с поверхности полотна. Шерсть и шелк при контакте с огнем выделяют характерный запах жженых волос. Если в составе есть синтетика, то она будет плавиться.

Подделки люди часто покупают за границей во время похода на восточные базары или в антикварные лавки. Там продавцы по низкой цене могут предложить якобы авторский товар, который на самом деле является умелой подделкой.

Материалы

Тканые ковры изготавливаются из следующих материалов:

Шерсть. Тёплый, мягкий, стойкий к износу и загрязнениям материал, обладающий отличными шумоизоляционными и водоотталкивающими свойствами. Недостатками шерсти является то, что она может вызывать различные аллергические реакции и электризуется. Благодаря огромному поголовью животных самой распространённой является баранья шерсть. Использовать её при производстве ковров экономически выгодно, изделия получаются недорогими и пользуются повышенным спросом. Козья шерсть стоит дороже бараньей, ввиду выращивания животных, в основном, для мясо-молочной индустрии, но обладает лучшими эксплуатационными качествами и мягче на ощупь.

Особенности

Тканые ковры обладают рядом положительных свойств:

  • высокое качество изделий и неповторимость рисунка;
  • использование преимущественно натуральных материалов, что повышает износостойкость и прочность ковров;
  • простота в уходе. Изделия легко чистятся и долго сохраняют первоначальный вид;
  • низкая стоимость в сравнении с ворсовыми моделями.

Отмечается и ряд недостатков:

  • ввиду использования натуральных материалов возможно проявление аллергических реакций;
  • подвержены повреждению молью;
  • существует вероятность появления плесени, грибка и болезнетворных микроорганизмов.

Материалы

Ковер, появившийся в результате ручной работы мастера, имеет на 100% натуральный состав.

Чаще всего материалом служит шерсть. Используется овечья, реже верблюжья или козья. Получаемые в итоге изделия отличаются прочностью, прослужат несколько десятилетий, а при грамотном уходе и того больше.

Модели из хлопка – вариант для летнего интерьера. Мягкие, приятные на ощупь, гипоаллергенные, они подойдут для любого помещения. Хлопок часто служит основой изделия, но есть и модели, выполненные из него на 100%.

В изготовлении дизайнерских ковров также используются нити из шелка, с помощью которых получаются прочные, долговечные и элегантные напольные покрытия. Материал безопасен, не вызывает аллергии, красиво переливается на солнечном свете, служит долго, но требует деликатного отношения, грамотного ухода.

Как ухаживать?

Несколько полезных советов по уходу за коврами:

  • раскладывать ковёр нужно только на чистую и сухую поверхность;
  • нельзя допускать установку на поверхность ковра обогревателей и пользоваться открытым огнём вблизи изделия;
  • при чистке в домашних условиях не следует обильно смачивать его, лучше применить пенный способ, используя при этом мягкую щётку;

  • при выбивании ковра лучше не вешать его на верёвку, а положить на ровную поверхность, чтобы исключить нечаянное повреждение полотна. Пылесосить безворсовый ковёр нужно с обеих сторон, начиная обработку с изнаночной стороны;
  • раз в год натуральный тканый ковёр необходимо сдавать в химчистку для профилактики появления и избавления от бактерий и микроорганизмов.

О том, как сделать тканый ковер своими руками, вы можете узнать, посмотрев видео немного ниже.

История появления

Килим — тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий