Домовладельцы
Из-за высокой стоимости жилья в крупных городах многие семьи и одиночки арендуют квартиры, а не владеют своим собственным домом. В 2003 г. менее половины единиц жилья в Токио находилась в собственности граждан. С другой стороны, в сельских районах процент владения жильём выше. Наиболее высокий показатель по стране принадлежит префектуре Тояма, где около 80% жилья принадлежит непосредственным жильцам.
Понятно, что жилая площадь в домах и кондоминиумах (которые в Японии также называются просто особняками) куда больше, чем в квартирах. Средний размер такой площади у собственников составляет 121,7 м2 и варьируется в зависимости от места расположения жилья. В Токио, к примеру, эта цифра будет составлять около 91 м2, а в префектуре Тояма – 178,4 м2.
Площадь домов, выставленных на продажу или аренду, как правило, указывается в традиционной японской манере, т.е. в цубо (tsubo, 坪), который равен примерно двум татами (3,3 м2).
В последние годы кондоминиумы и пансионы становятся всё более и более популярными. По сравнению с 1983 г., когда 64% домов были заняты только одной семьёй и только 27% являлись кондоминиумами, в настоящее время последняя категория изрядно увеличилась и теперь составляет 40%.
Когда дом изнашивается, владелец заменяет его. Общая практика такова: на том же месте ставится новый дом, а на время строительства жильцы переселяются во временные жилища. Подрядчик разрушает старое здание и ставит новое на том же месте, после чего туда возвращаются прежние жильцы. Не переезжая, они пользуются удобствами владения домом, тем же адресом, телефоном и оплачивают коммунальные платежи. Из-за деревянной конструкции и сравнительно короткого срока эксплуатации японских домов считается, что дешевле разрушить старый и построить новый дом, нежели пытаться поддерживать старую застройку.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на “человека сидящего”. Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Матия (Machiya) – городские японские дома
Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).
Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие
матия, то езжайте в Киото.
Рис. 8-9. Machiya в Киото |
Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.
В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло “магазинное пространство” дома.
Остальная часть дома это так называемое “пространство для жизни”, которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.
Рис. 10. Machiya схематическое изображение |
Рис. 11-12. Городские японские дома |
Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются как исторические памятники. На фото ниже такой дом, вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.
Рис. 13. Традиционный японский дом сегодня |
Традиционный японский дом
Традиционный японский дом (Минка) в современной Японии представлен всего несколькими музеями. Однако эти здания, хотя и принадлежат прошлому, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры страны.
Экскурсия по истории японских домов
Традиционные дома представляют собой простые одно- или двухэтажные каркасные здания из дерева, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше статус жителя страны, чем дороже материалы, тем ярче был оформлен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль архитектуры узнаваемым.
Технология каркасного строительства давно используется в Японии, подверженной землетрясениям. Возведенные на нем здания отличались повышенной устойчивостью, давали возможность выжить при падении, их можно было быстро восстановить.
Его архитектурные особенности японского трупа повлияли на климатические условия страны. На большинстве островов японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей близости к природе это определило строительство стен.
В традиционных японских домах была только одна пустая стена, где пространство между опорами было заполнено травой, покрытой глиной. Остальные — раздвижные или съемные панели с легкой деревянной рамой, покрытой рисовой бумагой. Рама не пострадала от их снятия, целостность конструкции не была нарушена. В то же время дом был хорошо освещен солнцем, граница между ним и природой была стерта.
Конструктивные особенности домов
Японские трупы, построенные десятилетия и столетия назад, сильно отличались от современных домов. Они характеризовались следующими признаками:
Структура дома представляет собой систему опор и балок, связанных без гвоздей. Вместо этого они использовали передовые технологии для резки бревен и бревен.
Центр здания — столб, устойчивый к толчкам.
Крыша имеет два или четыре склона. Предпочитает наружные стены на расстоянии одного метра. Это защищает фасад от дождя и солнечного света.
Поднялся на полметра от первого этажа . Это было сделано для обеспечения вентиляции нижнего яруса конструкции, чтобы согреться в холодное время года. Это важно для японцев, которые спят на матрасе вместо обычной кровати.
Традиционные японские дома намного опередили свое время. Основные идеи их построения являются основой современных каркасных технологий. Один из них, естественно, называется «японец».
Интерьер традиционного дома
В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно свободно трансформировать с помощью световых экранов fusuma. Таким образом, большая комната, в которой принимали гостей в течение дня, была разделена на спальни и вечером занималась с экранами.
С такой мобильностью не могло быть и речи об общей тяжелой мебели. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта:
- ниши наряженные одними и теми же экранами;
- корзины;
- комоды;
- плетеная коробка;
- низкие шкафы с выдвижными ящиками.
Кровать служила матрасом. футон , а полы были покрыты жесткими соломенными циновками — татами.
Столовая, кухня и подсобные помещения были оборудованы в непосредственной близости от большой глиняной печи.
Поддерживаются отделочные материалы: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Сумерки комнат были слегка разбавлены лампой в тени бумаги, называемой хвостом.
Японский сад
Япония – страна удивительная, и, кажется, никто до конца не поймет ее жителей, их культуры, их отношения к жизненным целям. Слишком долго эта страна была изолирована от остального мира, слишком самобытной она оказалась вдалеке от культурного котла остальных наций и народностей. Лишь только теперь у нас есть возможность задумываться над ее историей, искать связь произошедших и настоящих событий в ее исторических и современных образах, в символах.
Для нас Япония значит многое, но и не значит почти ничего. Мы видим символы, восхищаемся их глубиной и последовательностью, но не видим первопричин – для этого нужно быть коренным японцем, с детства впитать в себя весь этот «генный» набор. К примеру, многое из японской культуры мы взяли для себя в качестве моды для проектирования садового ландшафта загородных домов. Это и сады камней, и японские прудики, и бамбуковые рощи. Но что они значат для японца – непонятно. Как и японский сад. С детства каждый мог слышать это выражение, но что это означает? В чем, к примеру, отличие от «Вишневого сада» – и там, и там вишня, пусть даже и сакура. Но для нас вишня – рядовое дерево, и таким оно и останется, а сакура для японца… это сакура. Понять это нельзя, это нужно помнить.
Но перенести символы Японии в российские реалии все же можно, хотя это будет и странно. Впрочем, японцы давно уже не удивляются ассортименту тех же японских ресторанов, которые к ним никакого отношения не имеют. Так же и сад. В первую очередь, сад этот должен быть чистым. Чистым в том смысле, что среди редких деревьев там не должно быть сучьев, хвороста, кустов, пней – это отвлекает от созерцания отдельных четких объектов. Это не набор деревьев – это мир в миниатюре, где символически обозначены холмы и горы, реки и равнины. Все эти элементы делаются из песка, воды, живых и сухих трав, камней. Очень часто природные элементы сочетаются с рукотворными – фонарями в древнем стиле, башенками храмов и мостов, чайных заведений, портов. Говоря в общем, японский сад – это размышление на тему мироздания, своего места в нем.
В этой лаконичной картине каждый найдет занятие по себе. Воин в саду будет безучастно стоять и смотреть, как кружатся листья, опускаясь на землю. Старик присядет на камень и задумается о том, как проходит молодость. Молодежь будет вдыхать запах сырой сакуры и мечтать о жизни. А любитель приключений будет видеть в каждом камне застывшие изваяния чудовищ древности, ожидающих своего пробуждения. А что – в такой стране, как Япония, возможно все что угодно. Понять бы и нам, чего ожидать. И тогда его энергетика сада точно должна сработать. Как говорится, каждый сам является шаманом своего счастья. helpingjapan.ru, e-janaika.net
> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле
Жилищная статистика
Данные за 2003 г. исследования жилья и земель, которое проводило Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии, показывают, что на тот момент в стране существовало 53891000 единиц жилья. Из них 46863000 (87%) были заселены, а 7028000 (13%), соответственно, свободны. Из тех жилищ, которые были заняты, 28666000 (61,2%) находились в собственности семей и домашних хозяйств японских граждан, 45258000 (96,6%) использовались исключительно для проживания и 1605000 (3,4%) использовались как для проживания, так и в коммерческих целях.
Среднее количество комнат в расчёте на единицу жилья составляет 4,77 комнаты, а в среднем общая площадь составляет 94,85 м2. В среднем, на одну комнату приходится 0,56 человека. Из тех помещений, что используются исключительно для проживания, 10893000 (24,1%) были оснащены автоматическим детектором дыма.
По состоянию на 2003 г. 17180000 единиц жилья (36,7%) классифицируются Министерством внутренних дел и коммуникаций Японии, как расположенные в городских районах, а 27553000 единиц жилья (58,8%) расположены, соответственно, в сельской местности.
Внутреннее убранство чайного домика
Помещение для проведения традиционной церемонии не имело ничего лишнего. Его стены отделывались серой глиной, которая, отражая солнечный свет, создавала ощущение нахождения в тени и спокойствии. Пол непременно устилали татами
Самой важной частью домика служила сделанная в стене ниша (токонома). В нее помещали курильницу с благовониями, а также цветы
Здесь же находился и свиток с изречениями, которые подбирались мастером к каждому конкретному случаю. Всякие другие украшения в чайном домике отсутствовали. В самом центре комнаты устраивался бронзовый очаг, на котором и готовился ароматный напиток.
Постройка дома
Многие дома «для одной семьи» строятся такими компаниями, как «Matsushita» (ныне уже окончательно переименовавшаяся в «Panasonic»), «Misawa Home», «Mitsui» и «Sumitomo Forestry». Некоторые такие компании показывают своим потенциальным покупателям портфолио и открывают салоны, чтобы продемонстрировать свою продукцию.
Строительные материалы
Для отдельно стоящих домов очень популярны деревянные рамы. Конструкция «два на четыре» представляет собой альтернативу традиционному японскому стилю. Дома могут быть обшиты каким-либо материалом или покрыты керамической плиткой, которая может быть различных цветов и покрыта глазурью.
Стены часто воздвигаются без использования раствора, т.е. методом сухой кладки, и покрываются краской или обоями. Общим вариантом покрытия крыши является черепица, которая делается из глины или бетона.
Крупные здания, как правило, возводятся из железобетона, а их крыши заливаются битумом или покрываются синтетическими материалами.
Правила постройки жилища
Обычно допустимый максимум для деревянных домов в Японии составляет два этажа. Некоторые такие дома могут иметь чердак, но он используется только для складских помещений, спальни там никто не устраивает – в отличие от наших деревенских домов.
Здания из железобетона могут иметь большее количество этажей, но как правило, также ограничиваются двумя. Фундамент для частных домов является редкостью, но совершенно обязателен при постройке высотных зданий.
Соотношение площади застройки, включая площадь самого дома и участка земли, на котором он выстроен, регулируется в соответствии с системой, называемой кэнпэйрицу (kenpeiritsu, 建ペイ率). Например, в некоторых районах площадь застройки может составлять только 80% от общей площади земли. В зависимости от места нахождения кэнпэйрицу может варьироваться.
В стоимость дома, облагаемую налогом, включается также строительный материал, из которого было построено жилище. Деревянные дома, как считается, имеют срок службы 20 лет, но в некоторых случаях срок службы может составлять 30 лет. Их оцениваемая стоимость, соответственно, снижается с каждым годом – в отличие от рынка жилья в других странах. Большинство агентов по недвижимости руководствуются такой ценовой политикой в качестве ориентира.
Двери фусума
Фусума – это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе
Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание
Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума |
Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума |
Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком |
Рис. 33. Богато выполненные фусума |
Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.
Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan |
Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле |
Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи |
Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне |
Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.
Рис. 39. Тумба японском стиле |
Японские корзиныВ Японии корзины из разряда бытового применения перешли в |
Хибати
Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.
Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.
Рис. 54. Керамический хибати |
Рис. 55. Бронзовый хибати |
Рис. 56. Хибати в японском доме |
В англоязычном написании можно встретить такое название как хибачи (hibachi) – переносные грили. Назвали так, как следует из различных литературных источников, только по причине того, что истинное японское название подобного устройства трудно было произносить.
Рис. 57. Хибачи (hibachi) – переносной гриль |
Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для
создания интерьера в японском стиле.
Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.
Рис. 58-60. Японский хибачи |
Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме |
Японская мебельЯпонские столы и стулья. Творчество японца американского |
Коридор или генкан в японском доме
В японском доме есть что-то похожее на прихожую, которую мы понимаем. Заслуживает внимания большая разница в высоте между входом и переходом в дом. Такая капля имеет особое культурное значение и действует как «воздушный шлюз», который отделяет интерьер дома от отопления и холодного, неотапливаемого входа.
Практически у каждого генкана
есть обувной шкаф и скамья гетабако. В этом углу японцы оставляют свои туфли и надевают тапочки.
Еще несколько фотографий Генкана, но в современном варианте. Я добавляю фото, потому что тема минимализма в мебели мне интересна. Яркие цвета и много дерева напоминают скандинавский стиль.
Дома в прошлом
Разновидности квартир
Традиционные японские дома называются Минка, что означает «жилье для людей». Их населяли обычные люди, не принадлежавшие к благородным слоям населения и самураям.
Как правило, жители этих домов занимались ремеслом, рыболовством, сельским хозяйством и торговлей. Минка, как и древние, сейчас сохранилась только в сельской местности.
В зависимости от профессии виды норок различают:
- матия — для горожан;
- нока — для крестьян, крестьян и крестьян;
- гока — для рыбаков;
- гассё-зукури — для горцев в отдалённых населённых пунктах.
Матия — дом в Японии
Последние имеют особое значение и историческую ценность. Так называемые апартаменты в горных районах острова Хонсю. Владельцы гассё-дзукури занимались сельским хозяйством, поэтому им требовался просторный первый этаж для сушки продуктов и чердак для производственного процесса.
Внешний вид
Для строительства норки были использованы недорогие материалы, которые было легко найти. Каркас был изготовлен из массива дерева, балок, фасад — из дерева, глины, бамбука с использованием элементов травы и соломы.
Особое внимание уделяется кровле. Из-за отсутствия дымоходов были построены уникальные конструкции с высокими крышами с несколькими скатами и крышами, которые не позволяли сохранять влагу в виде снега и дождевой воды. Крыша крыши была черепичной, черепичной, а крыша была соломенной. Даже самые скромные семьи старались окружить себя живописным садом с зелеными растениями, декоративными элементами в виде небольших прудов и мостов. Часто были отдельные подсобные помещения. В доме была веранда — ангава, а также главный вход — один
Даже самые скромные семьи старались окружить себя живописным садом с зелеными растениями, декоративными элементами в виде небольших прудов и мостов. Часто были отдельные подсобные помещения. В доме была веранда — ангава, а также главный вход — один.
Оформление интерьера
Минка начинается с коридора — Генкан. Здесь они снимают обувь, прежде чем войти внутрь.
Типичный дом делится на две части: пол покрыт землей и высокие ниши, поднятые на 50 сантиметров с деревянными опорами. Японцы проводят почти все время на полу: отдыхают, разговаривают, едят, спят.
Маширо и татами сделаны из высококачественного бамбука на полу. Несмотря на свою простоту, они очень красивые. , удобно и практично.
Отдельных комнат как таковых нет, так как несущие стены не используются в космосе. Их роль играют подвижные перегородки и раздвижные двери седзи.
Пространство, окруженное такими экранами, превращается в комнату — Васицу. Когда ожидается сбор гостей, перегородки просто удаляются и получается одна большая гостиная.
То, что поражает японский дом, — это поразительный порядок. Частично это связано с аккуратными экономками японки, отчасти минимализмом во внутренней структуре. Есть мебель, половина из которой, например, шкафы и отсеки для хранения вещей, являются встроенными. Декор в японском стиле также довольно скромный и представлен картинами, икебана, каллиграфическими элементами и нишами из камидана, такими как алтарь.
Основным предметом мебели является котацу. Это стол с верхом, вокруг которого стоит одеяло или специальный матрас — футон. Взгляд на котацу изнутри поможет увидеть под ним очаг, который помогает согреться.
Кухня, ванная и туалет отделены от общей зоны. Ванная комната в фарше всегда была отдельной. Также известна японская баня офуро, где все члены семьи часто моются в одной воде после полоскания в специальной комнате.
Традиционный японский дом
Традиционный японский дом (минка) на территории нынешней Японии представлен лишь несколькими музеями. Однако эти постройки, хоть и ушли в прошлое фактически, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры этой страны.
Экскурс в историю японских домов
Традиционные дома – это простые одно- или двухэтажные каркасные постройки из древесины, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше был статус жителя страны, тем дороже использовали материалы, тем ярче был украшен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль в архитектуре узнаваемым.
Технология каркасного строительства издавна применялась в сейсмоопасной Японии. Возведенные по ней здания отличались повышенной устойчивостью, давали шанс на выживание при обрушении, их можно было быстро восстановить.
На архитектурные особенности японского каркасника повлияли и климатические условия страны. На большинстве островов Японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей о близости к природе, это определило конструкцию стен.
В традиционных японских домиках была лишь одна глухая стена, где пространство между опорами заполняли травой, замазывали глиной. Остальные представляли собой раздвижные или съемные панели из легкого деревянного каркаса, обтянутого рисовой бумагой. От их снятия не страдал каркас, не нарушалась целостность строения. При этом дом хорошо освещался солнцем, стиралась граница между ним и природой.
Конструктивные особенности домов
Японские каркасники, которые строили десятилетия и века назад, сильно отличались от современных домов. Для них были характерны следующие черты:
Каркас дома – система опор и балок, соединенных без гвоздей. Вместо них использовали сложную технологию врубки брусьев, бревен.
Центр строения – устойчивый к подземным толчкам столб.
Крыша двух- или четырехскатная. Выступает за наружные стены на расстояние до одного метра. Это защищает фасад от воздействия осадков и солнечного света.
Поднятый на полметра от земли уровень пола. Это делали для того, чтобы обеспечить вентиляцию нижнего яруса строения, сохранить тепло в холодное время года
Для японцев, спящих на матрасе вместо обычной кровати, это важно.
Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий. Одна из них закономерно носит название “японская”.
Интерьер традиционного дома
В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно было трансформировать по своему желанию с помощью легких ширм фусума. Так, большую комнату, где днем принимали гостей, вечером с помощью ширм разделяли на спальню и рабочий кабинет.
При такой мобильности речь о габаритной, тяжелой мебели не шла. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта использовали:
- ниши, замаскированные все теми же ширмами;
- корзины;
- сундуки;
- плетеные короба;
- низкие шкафы с ящиками.
Спальным местом служил матрас футон, а полы застилали жесткими соломенными матами – татами.
Столовая, кухня, хозяйственные помещения оборудовали в непосредственной близости от большой глиняной печи.
Отделочными материалами служили: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Полумрак комнат слегка разбавлял светильник в бумажном абажуре, который называется окиандон.