Правила дозаправки фреоном R22 и его температура кипения

Запрет

Фреон R22 был разработан для замены устаревших газов R12 и R502. Его основное отличие – низкий потенциал разрушения озонового слоя. Впоследствии оказалось, что хладагент-22 имеет оказывает сильное влияние на парниковый эффект. Его потенциал глобального потепления GWP равен 1700.

С 2010 года в Европе и США запрещено производить оборудование, использующее фреон R-22. С 2013 года запрещен ввоз этого газа в РФ. Хотя собственное производство есть. Дело в том, что перевод оборудования на другой хладагент – дорогое мероприятие. Для наглядности приводим график потребления R22 в США (в процентах к 2010 году):

Диаграмма потребления фреона R22 в процентах по отношению к 2010 году.

Меры предосторожности при работе с фреоном

Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:

  1. Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.
  2. При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).
  3. При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).

Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.

Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.

Инструкция по заправке

Если после диагностики не выявлено никаких недостатков, то можно начинать заправку системы хладагентом.

Обучающее видео по диагностике, зарядке и ремонту автокондиционеров.

https://youtube.com/watch?v=es9tgFrKDb8

Инструменты и материалы

Для проверки давления в системе и дальнейшей заправки автокондиционера своими руками следует приготовить следующий инструментарий и материалы:

  • метрологическую станцию;
  • переходник с краном;
  • шланги с соответствующими наконечниками;
  • баллон фреона соответствующего типа: R-12 или R-134а.

Чтобы знать точно, какую марку использовать, надо заглянуть под капот, где обычно приклеена таблица с информацией об используемом хладагенте. При ее отсутствии информацию следует искать в инструкции автомобиля.

Этапы

Последовательность шагов, которые нужно выполнить, чтобы зарядить автокондиционер своими руками состоит из следующих этапов:

 Переходник с краном необходимо прикрутить к баллону с фреоном, на котором нанесена резьба.

Когда прикручен переходник, к нему присоединяется заправочный шланг.
Второй конец заправочного шланга соединяется с метрологической станцией. К счетчику станции также следует присоединить еще один заправочный шланг. Таким образом, конструкция для того, чтобы заправить кондиционер фреоном, собрана.
На следующем этапе нужно самостоятельно настроить параметры датчиков счетчика. С помощью регулятора калибровки нужно выставить температуру окружающего воздуха.
Далее нужно присоединить собранную конструкцию к штуцеру, который расположен на трубопроводе с низким давлением

Важно правильно выбрать штуцер. Трубопровод магистрали с высоким давлением меньше по диаметру трубопровода магистрали низкого давления.Определившись со штуцером, с него нужно снять защиту в виде колпачка и сделать тщательную чистку поверхности вокруг штуцера.
Затем заправочный шланг от счетчика нужно соединить со штуцером. Система для заправки готова

Система для заправки готова.

По инструкции заправку производят со стороны низкого давления, когда автомобиль работает. При этом обороты нужно выставить на уровне 1500.
Далее нужно дать поработать системе кондиционирования с максимальной производительностью. Затем нужно перевернуть баллон с хладагентом. В перевернутом состоянии надо открутить кран на переходнике. После этого хладагент начнет поступать в систему. Во время заправки следует отслеживать давление на датчиках станции. Нормой считается давление не больше 285 кПа.
Дозаправку хладагента нужно выполнять пока не станет поступать холодный воздух из трубопровода салона.

Правильность заправки своими руками можно определить через смотровое отверстие, находящееся на фильтре-осушителе. Через него видна жидкость, если в ней отсутствуют пузырьки, то заправка проведена правильно. Самостоятельная заправка и ремонт автокондиционеров позволяет сэкономить на техобслуживании.

Полезные советы

Чтобы заправка автокондиционера прошла успешно, а сам он продолжительно работал, рекомендуется прислушиваться к советам специалистов.

Советы по заправке и эксплуатации автомобильных кондиционеров:

  1. При заправке желательно использовать фреон с маслом. О добавке написано на баллоне с хладагентом. Тогда не придется доливать масло в кондиционер, тем более что немногие автовладельцы умеют это делать. Кроме того, велик риск передозировки, которая может вызвать поломку поршневого насоса. В баллоне же масло дозировано.
  2. Если агрегат плохо холодит, а на вентилях или теплообменнике внутреннего блока виден иней, необходима дозаправка.
  3. Чтобы кондиционер прослужил подольше, время от времени промывайте его радиатор.
  4. Зимой, заезжая в гараж, включите кондиционер примерно на 10 минут. Делайте это ежемесячно в течение холодного сезона.

Заправка фреоном требует от автовладельца определенных знаний, умений, а главное – специального оборудования и расходных материалов. Если не надо искать утечку или ремонтировать систему, ничего сложного в этом процессе нет, главное – следовать инструкции и выполнять все этапы последовательно. Если вы неуверены в своих силах, поручите техобслуживание охлаждающего агрегата работникам автосервиса.

6 Что нужно знать о хладагенте?

В качестве хладагента в современных сплит-системах обычно используют фреон. Это газообразное вещество, которое при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя по внутреннему контуру устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.

Важная часть системы – компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если фреона в контуре слишком мало, оборудование будет работать с перегрузками, что почти наверняка приведет к его скорой поломке.

Крепления наружного блока вполне способны выдержать дополнительную нагрузку, поэтому электронные весы и баллон с хладагентом удобнее всего поставить прямо на корпус

Следует отметить, что стоимость компрессора может составить больше половины цены за новую сплит-систему. Поэтому, обнаружив недостаток фреона в системе, нужно проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.

Если производительность кондиционера упала, он стал медленнее охлаждать помещение, скорее всего, пора проверить количество хладагента в контуре.

Об утечке фреона может также свидетельствовать обмерзание наружной трубы контура. Очень часто хладагент вытекает из-за разгерметизации системы. Но даже если никаких поломок нет, а монтаж кондиционера выполнен правильно, в течение года количество газа может уменьшиться на 8-10%.

Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплита проводилось в соответствии с рекомендации производителя, а потом агрегат стал охлаждать помещение недостаточно быстро, скорее всего, нужна дозаправка.

Но не всегда возможно просто долить в систему небольшую порцию хладагента. Некоторые виды этого материала нужно полностью удалять из контура, а затем заполнять его новым фреоном.

Обморожение концов медной трубки и конденсат на ней – это явный признак того, что в системе недостаточное количество хладагента

Чаще всего современные кондиционеры заправляют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний представляет собой смесь из трех разных хладагентов. Именно эту марку нельзя добавлять к остаткам вещества в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому при утечке пропорции изменяются.

Это не относится к фреону марки R-410А – более современной версии, которая применяется в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22. Он представляет собой состав прошлых лет, использование которого не рекомендуется из-за вреда для озонового слоя.

Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Но использовать ради экономии неподходящую марку фреона нельзя. Сведения о том, какой именно хладагент необходим для конкретного прибора, указаны в его техпаспорте, а также на шильде, прикрепленном к корпусу наружного блока.

Фреон R22: характеристики физические

ПараметрЗначениеЕд. Изм.
Молекулярная масса86.47г/моль
Точка кипения при 1 атм. (105 кПа)-40.8°С
Точка плавления (замерзания)-160°С
Тройная точка−157,39°C
Критическая температура96°С
Критическое давление49.77кПа
Критическая плотность525кг/м3
Плотность при −69 °C (жидкость)1,49г/см3
Плотность при −41 °C (жидкость)1,412г/см3
Плотность при −41 °C (газ)4,706кг/м3
Плотность при 15 °C (газ)3,66кг/м3
Плотность при 25 °С (жидкость)1194кг/м3
Удельный вес при 21 °C (газ)3,08воздух=1
Вязкость при 0 ° С12,56мкПа⋅с
Удельная теплота (парообразования)233.5кДж/кг
Коэффициент теплоемкости (γ) при 30 °C1,178253
Коэффициент сжимаемости (Z) при 15 °C0.9831
Плотность насыщенного пара при -25°С12.88кг/м3
Давление пара при 25°С1.04атм.
Предельная воспламеняемость в воздухе, % об.Нет
Температура самовоспламенения635°С
ОгнеопасностьНет
ВзрывоопасностьНет
Потенциал разрушения озона ODP0.05
Потенциал глобального потепления HGPW0.34
Потенциал глобального потепления GWP1700
ПДК на рабочем месте1000ppm

Заправка кондиционера фреоном r22

При длительной эксплуатации кондиционера или в случае утечки хладагента оборудование теряет мощность. Признаки недостаточного объема фреона:

  • слабый обдув холодным воздухом,
  • появление инея на теплообменнике внутреннего блока,
  • неровная работа компрессора,
  • обмерзание жидкостного порта,
  • аварийное отключение.

В такой ситуации необходима дозаправка фреоном R22 охлаждающей системы. Для выполнения процедуры требуется вакуумный насос, манометр, электронные весы, коммуникационные трубки. Оборудование должно быть предназначено для работы с маркой хладона 22.

Подготовительные мероприятия:

  1. Проверка герметичности системы путем нагнетания высокого давления. Специальной пенящейся жидкостью смазывают места соединений блоков с трубопроводом и паяные участки. Если выявлена утечка, ее устраняют до начала дозаправки.
  2. Удаление воздуха из устройства с помощью вакуума. К газовому штуцеру прикручивают манометр и шланг насоса. Вакуумный агрегат включают на 10-20 минут для полного удаления воздуха и влаги. Насос отключают при показателе давления -1 Бар. В некоторых случая процедуру заменяют продувкой системы газом азотом или фреоном.

Заправка выполняется с контролем давления или веса. В первом случае к переходнику между газовым баллоном и кондиционером подключается манометр. Допустимое давление хладона указывается в инструкции и характеристиках климатической техники. Газ частями подается в систему, периодически сравниваются показания манометра и рекомендованные данные.

Полную заправку сплит-системы осуществляют, контролируя вес фреона. При взвешивании баллона на электронных весах определяют количество газа, перешедшего в оборудование. Предварительно емкость переворачивают дном вверх. В рекомендациях по дозаправке указано, сколько хладагента приходится на 1 м трассы. По окончанию процедуры закрываются вентили на сервисных портах. Оборудование снимается и устанавливаются заглушки. Выполняется тестирование работоспособности сплит-системы.

Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве

Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом

Основные признаки утечки фреона:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
  • Подтеки масла под кранами.
  • Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
  • Появление неприятного запаха при работе кондиционера.

Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.

Альтернативы

С 2010 года разрабатываются хладагенты со свойствами и характеристиками фреона R22. Первые разработки требовали замены минерального масла на синтетическое. Так начали использоваться газы R410a, R407c. Теперь появились аналоги, совместимые с минералкой.

Замены фреона R-22, не требующие смены масла:

  • R-438a (ISCEON M099);
  • R-453a (RS-44b);
  • R-422d (ISCEON 29, Genetron 422D);
  • R-421a.

Самая дешевая альтернатива хладагента R22 – фреон R-422d. Но у него высокий потенциал глобального потепления. Поэтому с 2020 года некоторые страны вводят ограничение на его использование. В Европейском Союзе запрещено использовать этот хладагент (новый, а не регенерированный) в системах мощнее 480 000 BTU.

Диагностика системы

После того как вы вычислите сколько фреона потребуется для заправки сплит-системы и заправите необходимое количество, желательно проверить устройство на предмет отсутствия утечек и проверить работ компрессора.

Как уже говорилось выше, перебор с количеством фреона выполнять нежелательно. Если количество хладагента будет превышать норму на 10%, то это не приведет, конечно, к износу компрессора, но вызовет сбои в его работе. Если вы заметили, что компрессор работает неэффективно можно попробовать дозаправить около 10% фреона, при этом сама система должна работать исправно. Если ее работа после дозаправки не улучшилось, то, скорее всего дело не в нехватке хладагента. Возможно, произошла какая-то поломка внутри.

Если вы решили самостоятельно заправить систему, обратите внимание на тип хладагента, использованного в ней. В настоящее время в устройствах используется совершенно безопасный газ, который не только исключает возможность взрыва, но и не приносит вреда окружающей среде при его попадании в атмосферу

Первые модели кондиционеров шли с использованием фреона марки R-22. Но установлено, что он разрушает озоновый слой земли и неэффективно работает при пониженных температурах, поэтому производители отказались от его использования и перешли на более современные и полностью безопасные хладагенты.

Таким образом рассчитать необходимое количество фреона, дозаправить систему и купить необходимый хладагент можно полностью своими силами.

Схема традиционного холодильного цикла

Именно циркуляция обеспечивает качественное охлаждение не только кондиционера, но и любого другого холодильного оборудования. Кипение и конденсация фреона происходит в замкнутой системе. Эти два процесса имеют свои особенности. Тщательно изучив таблицу кипения фреона можно понять, что этот этап происходит при низком давлении, а вот конденсация — при высоком давлении и температуре. Этот этап работы принято называть холодильным циклом компрессионного типа. Равномерное движение хладагента и повышение давления до требуемых показателей просто невозможно без качественного компрессора. Мощность этого элемента должна соответствовать всем требованиям.

Тот, кто решил самостоятельно дозаправить систему используемого оборудования фреоном, должен знать поэтапную схему компрессионного цикла:

  • Когда вещество выходит из испарителя, оно переходит в состояние пара с низким давлением и такой же температурой.
  • На следующем этапе пар поступает в компрессионную установку, которая способствует повышению его давления до 24 атмосфер. Специалисты утверждают, что температура кипения фреона 410А находится в пределах -52˚С.
  • Заправленный фреон постепенно охлаждается и конденсируется (переходит в жидкое состояние). Стоит отметить, что этот процесс происходит благодаря воздушным или же водяным охладителям (всё зависит исключительно от разновидности агрегата).
  • После выхода из конденсатора хладагент попадает в специальный испаритель, где после снижения давления начинает потихоньку кипеть и переходит уже в газообразное состояние. Всё тепло из воздуха забирает фреон, который находится в испарителе.
  • В завершении цикла хладагент направляется в компрессор, где все этапы повторяются.

Специалисты отмечают тот факт, что абсолютно все холодильные цикли состоят всего из двух областей — с высоким и низким уровнем давления. Благодаря существующей разнице происходит своеобразное преобразование фреона, а также его длительная транспортировка по рабочей системе. Чем выше будет уровень давления, тем больше итоговая температура кипения.

Способы заправки кондиционера

Заправка фреона по массе

Баллон, содержащий хладагент, предварительно взвешивается, чтобы его вес можно было контролировать на протяжении заправки кондиционера. То есть заправщик вносит в систему ровно столько фреона, сколько необходимо, исходя из характеристик. Это самый простой и быстрый способ, осуществляемый в домашних условиях.

Заправка фреона по термометру

Этот метод реализуется при помощи термометра, которым измеряют разницу в температуре. Кондиционер заправляют до тех пор, пока она не достигнет 10-12 градусов по Цельсию. Если разница температур меньше оптимальной, хладагента в системе недостаточно, а если больше – переизбыток.

Заправка по давлению

Для осуществления заправки этим методом необходимо, чтобы в арсенале человека была манометрическая станция и точные сведенья о системе конденсации. Прибор подключается к баллону с фреоном, после чего заправка осуществляется небольшими подачами хладагента. После каждой порции требуется следить за манометром, сверяя его данные с необходимыми параметрами. Когда они совпадут, подачу фреона необходимо остановить.

Заправка по смотровому стеклу

На отдельных моделях сплит систем имеется смотровое окошко, при помощи которого можно наблюдать за состоянием хладагента. Заправка осуществляется, пока через стекло видно пузырьки, свидетельствующие о недостаче хладона. Когда поток пузырьков исчезает, заправку необходимо прекратить. При использовании этого метода, как и при заправке по давлению, рекомендуется вносить вещество в кондиционер небольшими порциями, чтобы не упустить нужный момент прекращения процесса.

Заправленный кондиционер необходимо проверить на качество выполнения процесса. Для этого сплит систему включают в режиме минимального охлаждения и открывают оба крана. Если на протяжении следующих пятнадцати минут на них появится лёд, иней или другие признаки заморозки, это свидетельствует о недостаче хладагента в системе кондиционирования воздуха—её нужно дозаправить. Если же никаких подобных признаков обнаружить не удалось, работа выполнена хорошо и качественно, а кондиционер готов к эксплуатации.

Неисправности кондиционеров и способы их устранения

Высокое давление нагнетания:

  • Недостаточная производительность конденсатора (грязь, масло, вода, вентилятор) Перезаправка
  • Наличие неконденсируемых газов (плохое вакуумирование) Высокая температура наружного воздуха

Неисправности ТРВ:

  • Неправильно выбран ТРВ (малое проходное сечение дюзы)
  • Неправильная настройка (ТРВ недостаточно открыт)
  • Разрушен управляющий тракт ТРВ
  • ТРВ установлен ниже по потоку от ввода трубки внешнего уравнивания
  • Термобаллон заполнен не тем хладагентом, что в установке.
  • Заклинивание штока ТРВ
  • Закупорка фильтра на входе в ТРВ
  • Не правильно установлен термобаллон ТРВ

Причины неисправности «слабый испаритель»:

  • Загрязнены ребра испарителя
  • Грязный воздушный фильтр
  • Проскальзывает ременной привод вентилятора
  • Вентилятор вращается в обратную сторону
  • Большие потери давления в воздушном тракте испарителя
  • Мала скорость вращения вентилятора
  • Колесо вентилятора или шкив проскальзывают на оси
  • Установлен испаритель заниженной производительности
  • В испарителе много масла
  • Испаритель аномально заледенел
  • Льдом застопорен вентилятор
  • Плохая циркуляция воздуха (на испаритель возвращается охлажденный воздух)

Причины предварительного вскипания хладагента в жидкостной магистрали:

  • Забит фильтр-осушитель
  • Не полностью открыты вентили (сервисный, выходной вентиль на ресивере и др.)
  • Неправильно подобраны отдельные элементы жидкостной магистрали
  • Плохо открывается электромагнитный клапан на жидкостной магистрали
  • Слишком малый диаметр жидкостной магистрали
  • Длина фреоновой магистрали или перепад по высоте больше допустимых значений
  • Жидкостная магистраль проходит проходит через сильно нагретый участок
  • Жидкостная и газовая магистрали помещены в общую теплоизоляцию

Причины неисправности «слабый компрессор»:

  • Разрушены или потеряли герметичность клапаны
  • Прокладка головки блоков негерметична
  • Прокладка головки блоков большей толщины
  • Испаритель подобран неправильно (большой)
  • Неправильно настроен ТРВ
  • Компрессор частотой 60 Гц подключен к сети 50 Гц
  • Поплавок маслоотделителя заклинило в открытом положении
  • Понизились обороты привода компрессора
  • Высокая тепловая нагрузка
  • Золотник клапана обратимости цикла застрял в среднем положении

Компрессор не включается (нет гудения):

  • Нет электропитания
  • Уставка температуры на пульте
  • Предохранители
  • Электродвигатель компрессора
  • Пускатель
  • Цепь управления

Компрессор не запускается (гудит и срабатывает защита):

  • Низкое напряжение питания
  • Обрыв одной фазы (при 3-х фазной сети)
  • Не правильная фазировка (при 3-х фазной сети)
  • Пускатель
  • Сечение проводов питания
  • Пусковой (рабочий) конденсатор
  • Заклинил компрессор
  • Не уравнялись давления (забита капиллярная трубка)
  • Жидкий хладагент в картере

Источник

Как понять, что кондиционер пора заправить

Другое название конденсатора — радиатор, и эту деталь автомобиля периодически чистят от пыли и загрязнений, что помогает избежать коррозии

Даже в исправном состоянии система кондиционирования автомобиля постепенно теряет хладагент (фреон). Согласно нормативам, потеря 15% фреона за один год считается нормальным показателем. По техническим условиям утечка 50% хладагента и более приводит к тому, что автомобильный кондиционер уже не в состоянии работать эффективно. Поэтому даже исправно работающую систему необходимо заправлять хладагентом каждые 3 года.

Однако в старых автомобилях ситуация выглядит иначе. Потеря фреона может происходить намного быстрее и в больших объёмах. Поэтому на таких машинах автокондиционер нуждается в заправке гораздо чаще.

Заправлять кондиционер также придётся, если произошла разгерметизация системы кондиционирования из-за поломки. В этом случае перед заправкой необходимо устранить причину утечки, которая обычно кроется в механических повреждениях трубок либо в коррозии конденсатора кондиционера. В первом случае нужно заделать места утечек герметиком, во втором, вероятнее всего, придётся заменить сам конденсатор.

Область I — подача жидкого фреона.

Область I условно лежит на 2 бара выше линии конденсации фреона. Именно эти условия на всасывании зачастую требуют производители насосов высокого давления.

В этой области могут работать как жидкостные насосы, так и дожимные компрессоры и насос-компрессоры Haskel.

Наиболее эффективна работа жидкостых насосов, так как фреон в процессе перекачки насосом не претерпевает фазовых переходов а находится строго в жидкой фазе — в противном случае насос качать не будет.

Дожимные компрессоры и насос-компрессоры на цикле всасывания стремятся перевести жидкость в газовую фазу, на цикле нагнетания — переводят обратно в жидкую фазу. В результате компрессоры подают мультифазную среду, что значительно снижает эффективность.

История названия[ | ]

В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс» («General Motors Research») Томасу Миджли (1889—1944) удалось выделить и синтезировать в своей лаборатории химическое соединение, получившее впоследствии название «Фреон». Через некоторое время «Химическая кинетическая ), которая занималась промышленным производством нового газа — Фреон-12, ввела обозначение хладагента буквой R

(R efrigerant — охладитель, хладагент). Такое наименование получило широкое распространение и со временем полное название хладагентов стало записываться в составном варианте — торговая марка производителя и общепринятое обозначение хладагента. Например: торговая маркаGENETRONAZ-20 соответствует хладагенту R-410A, который состоит из хладагентов R-32 (50 %) и R-125 (50 %). Существует также торговая марка с таким же названием, как и у химического соединения —FREON (Фреон), основным правообладателем которой ранее являлась американская («DuPont»), а теперь компания The Chemours Company (Chemours), созданная на базе одного из подразделений Дюпон. Это совпадение в названии до сих пор вызывает путаницу и споры — можно ли словомфреон называть произвольные хладагенты.

Применение, использование

Фреон R134a – однокомпонентный газ. При утечке не требует полной перезаправки. Оборудование, работающее на этом хладагенте можно дозаправлять без потери эффективности работы. Это большое преимущество по сравнению с системами кондиционирования и охлаждения на R410a, R407c, R404. Также хладон R134a используется компонент всех эффективных заменителей фреона R22.

Хладагент R134a не токсичен, его используют при производстве ингаляторов, аэрозолей, капсул для заморозки травм. При соблюдении элементарных правил безопасности и использования, негативного влияния на здоровье человека можно избежать.

Тетрафторэтан не горюч и не взрывоопасен в нормальных условиях. У него отсутствуют концентрационные пределы распространения пламени. Поэтому его используют как пропеллент, вспениватель для получения пенопластов.

Молярная масса тетрафторэтана 102,03 г/моль, воздуха – 29 г/моль. При утечке газ опускается вниз и скапливается на уровне пола, в подвальных помещениях. Это свойство ГФУ-134a предотвращает его попадания в легкие в обычных условиях.

134-ый фреон не совместим с минеральными маслами. При их контакте возможно вспенивание, попадание масел в систему, осаждение на ее стенках. Это приводит к образованию зауженных мест и засоров. В оборудование на этом хладагенте должно быть залито PAG или POE синтетическое масло.

Молекула R134a имеет меньшие размеры, чем молекула R12. Соответственно, может проникать в трещины, через которые утечка хладагента R-12 невозможна. Поэтому климатическое оборудование на HFC-134a более чувствительно к механическим повреждениям.

На нынешний момент этот газ не запрещен, но все может измениться. с каждым годом к хладагентам предъявляются более строгие требования. Из-за сильного влияния на парниковый эффект на его использование могут быть наложены ограничения. Поэтому активно разрабатываются аналоги и заменители фреона R134a.

Сейчас редко встречаются кондийионеры и холодильники на r134a. Их заменяет техника, работающая на изобутане (r600a). Этот хладагент дешевле, хоть имеет меньшую хладопроизводительность. Многие мастера заправляют вместо 134-го хладона 600-ый. Но рассчитать необходимое количество можно только исходя из опыта. Подробнее про разницу между этими фреонами мы описывали в статье про сравнение хладагентов R-134a и R-600a.

Классификация и номенклатура фреонов

В мире принято обозначать все хладоны буквой R (от английского refrigerant – хладагент) с цифрами, первоначально обозначавшими количество атомов того или иного вещества в молекуле. Международный стандарт ISO № 817-74 (его нормы дублированы в отечественном ГОСТ 29265-91) определяет правила маркировки хладонов так:

  • первая цифра справа – это числа атомов фтора в соединении;
  • вторая цифра справа – это число атомов водорода в соединении плюс единица;
  • третья цифра справа – это число атомов углерода в соединении минус единица (для соединений метанового ряда ноль опускается);
  • число атомов хлора в соединении находят вычитанием суммарного числа атомов фтора и водорода из общего числа атомов, которые могут соединяться с атомами углерода;
  • для циклических производных в начале определяющего номера ставится буква C;
  • в случае, когда на месте хлора находится бром, в конце определяющего номера ставится буква B и цифра, показывающая число атомов брома в молекуле.

Так, например, популярный когда-то R12 имеет два атома фтора, не содержит водорода (1-1 = 0), один атом углерода (0+1 = 1), а поскольку валентность углерода равна 4, и две связи заняты атомами фтора, остается два атома хлора. Таким образом, получаем химическую формулу R12 – CF 2 Cl 2.

По химическому составу и степени воздействия на озоновый слой хладоны классифицируются следующим образом:

ГруппаКласс соединенийРаспространенные фреоны, входящие в группуВоздействие на озоновый слой
AХлорфторуглероды (ХФУ, HFC) R11, R12, R13, R111, R112, R113, R114, R115Вызывают серьезное истощение озонового слоя,
применение запрещено Монреальским протоколом
Бромфторуглероды R12B1, R12B2, R113B2, R13B2, R13B1, R21B1, R22B1, R114B2
B Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ, HCFC) R21, R22, R31, R121, R122, R123, R124, R131, R132, R133, R141, R142, R151, R221, R222, R223, R224, R225, R231, R232, R233 Вызывают слабое истощение озонового слоя,
применение ограничено Монреальским протоколом
C Гидрофторуглероды (ГФУ, HFC) R23, R32, R41, R125, R134, R143, R152, R161,R227, R236, R245, R254 Озонобезопасные фреоны,
не попадают под Монреальский протокол

Однако экологические и химические свойства фреонов – не единственные их характеристики. Важны и их физические свойства: температура кипения, критические температура и давление и другие. Именно эти свойства определяют, подойдет хладагент для решения конкретной задачи или нет. В таблицу ниже сведены некоторые основные свойства популярных хладагентов, включая их «климатические» коэффициенты – озоноразрушающий потенциал (ОРП, ODP) и потенциал глобального потепления (ПГП, GWP). В основном в таблицу включены фреоны группы ГФУ (С), так как группы ХФУ и ГХФУ в скором времени будут выведены из обращения. Т кипения – температура кипения при атмосферном давлении, Т критическая – температура, выше которой жидкая фаза хладагента существовать не может. В столбце «горючесть» NF означает Non flammable, то есть негорючий, LF – low flammable, то есть слабогорючий.

Признаки, что нужна заправка

К неисправности кондиционера приводят следующие факторы:

  • внешние и внутренние повреждения деталей, выступающих как уплотнители;
  • развитие коррозии на трубопроводе или радиаторе;
  • уменьшение эластичности резиновых элементов;
  • использование некачественного сырья;
  • разгерметизация.

Диагностика кондиционера автомобиля

Эти неисправности приводят к проявлению ряда последствий:

  • воздух внутри салона не охлаждается;
  • на внутреннем блоке кондиционера появляется иней;
  • на внешних трубках выступают капли масла.

Если вы привыкли к нормальной работе системы автокондиционирования, то симптомы выхода ее из строя почувствуется сразу. При обнаружении неполадок есть 2 варианта: провести диагностику самостоятельно или обратиться в автосервис.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий