Немного истории
История связанная со станком, таким как пилорама, уходит в глубину веков и начинается она с обычных пил. Первые пилы появились в Бронзовом веке. Уже в начале I тысячелетия до н. э. в государстве Финикия была изобретена двуручная пила. Благодаря этой пиле стала возможна выработка бруса, который в свою очередь использовался в кораблестроении. Чуть позже, для привода пилы в движение догадались использовать водяное колесо. Данная конструкция долгие годы была основной, вплоть до изобретения парового двигателя.
И вот, наконец, появилась первая лесопилка в России. А точнее в 1690 году по приказу Петра Первого купец Осип Баженин поставил под Архангельском «пильную мельницу с немецкого образца» на тот момент это была первая в России пилорама. Хотя само продольное пиление древесины вошло в широкий обиход русских ремесленников сравнительно поздно
Стоит обратить внимание, что лучковая пила появилась в России только в XIX веке
Лучшие ленточные модели
Рассмотрим несколько лучших моделей ленточных пилорам.
Тайга Т1
Модель отечественного производства. Один из самых дешевых вариантов в своем классе. Благодаря этому отлично подходит для бытового использования на приусадебном участке. Стоимость модели находится в диапазоне от 110 000 до 125 000 рублей. На вторичном рынке станок можно найти по более низкой цене – 55 000 – 75 000 рублей.
Отличительная особенность агрегата – низкий вес. Благодаря этому его легко можно перевозить с места на место. Также станок отличается низкими энергозатратами. Правда, это повлияло на производительность – она несколько ниже, чем у аналогов.
Параметры станка | |
Диаметр и длина обрабатываемого бревна | 650/6500 мм |
Мощность электродвигателя | 7,5 КВт |
Рабочий вольтаж | 380 В |
Размер | 850х1420х1760 мм |
Масса | 550 кг |
Производительность | 8 м3 за смену |
Управление рамкой | ручной |
Кедр-М
Относительно недорогая ленточная пилорама отечественного производства. По характеристикам близка к Тайга Т1, но имеет более высокую производительность – 10 м3 за смену. При этом у агрегата меньшие габариты.
Стоит Кедр М от 140 000 рублей. Это делает его менее доступным для тех, кто использует станок в личных целях. Тем не менее, модель остается очень привлекательной для небольших деревообрабатывающих предприятий с маленькими объемами производства.
Параметры станка | |
Диаметр и длина обрабатываемого бревна | 710/7650 мм |
Мощность электродвигателя | 7,5 КВт |
Рабочий вольтаж | 380 В |
Размер | 765х1600х1400 мм |
Масса | 600 кг |
Производительность | 10 м3 за смену |
Управление рамкой | Ручной |
Алтай 700
Производительная малогабаритная ленточная пилорама российского производства.
Отличительная особенность агрегата – возможность работы с самостоятельно изготовленными станинами. Благодаря этому можно регулировать длину обрабатываемой заготовки.
Новый станок стоит 160 000 – 170 000 рублей. На вторичном рынке агрегат можно найти за 100 000 – 120 000 рублей.
Параметры станка | |
Диаметр и длина обрабатываемого бревна | 700 мм/произвольная |
Мощность электродвигателя | 7,5 КВт |
Рабочий вольтаж | 380 В |
Размер | 1150х1640х1300 мм |
Масса | 650 кг |
Производительность | 11 м3 за смену |
Управление рамкой | Ручной |
Типы и устройство
Ленточная
Наиболее распространенная разновидность. Отличается не слишком высокой производительностью, безопасностью, несложным устройством. Благодаря этому широко используется в подсобном хозяйстве.
Состоит из:
- станины;
- направляющих;
- рамы;
- колес;
- полотна;
- двигателя.
Колеса расположены на подвижной раме и вращаются в одном направлении за счет энергии двигателя. На них натянуто полотно пилы, которое движется вместе с ними в горизонтальной плоскости. На станине закреплены направляющие, на которых располагается бревно.
Чтобы срезать часть бревна и получить доску, колеса с полотном опускают на нужную высоту и начинают двигать раму, пока механизм не срежет нужное количество дерева.
Дисковая
Конструкция этого типа пилорамы напоминает устройство ленточной. Разница в том, что для резки дерева используется диск. Он также закреплен на раме.
Дисковая пилорама может обладать высокой производительностью, которой добиваются благодаря установке нескольких дисков одновременно. На устройствах, которые используются в профессиональной деревообработке, их количество может достигать 5 – 6. Это позволяет нарезать бревно на доски за один проход рамы вдоль него.
Модели с несколькими дисками имеют один существенный недостаток. На них сложно регулировать расстояние между режущими частями и, как следствие, устанавливать нужную толщину доски.
Среди дисковых пилорам выделяют угловые. Их используют для распилки толстых бревен, которые диск не в состоянии пройти насквозь. Также устройства применяют для получения пиломатериалов небольшой ширины. Принцип работы угловой пилорамы состоит в том, что она делает несколько надрезов на заготовке, но не распиливает ее до конца. Затем эти надрезы срезают, получая доски необходимой ширины.
Угловые станки обычно имеют 2 и более дисков, причем часть из них работает в вертикальной плоскости, а часть – в горизонтальной.
Рамная
Состоит из:
- станины;
- направляющих;
- рамы;
- колес;
- нескольких пил;
- двигателя.
При этом пилы в раме расположены в вертикальной плоскости и совершают возвратно-поступательные движения. Сама рамка едет вдоль станины с помощью колес, приводимых в движение двигателем.
Механизм работы следующий:
- Бревно твердо закрепляют на станине с помощью имеющихся там струбцин.
- Запускают двигатель.
- Рамка начинает ехать по станине, а пилы – совершать возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
На выходе получается несколько досок. Их количество зависит от числа полотен. Их может быть от 4 до 6.
Мнение эксперта
Левин Дмитрий Константинович
Рамная пилорама – достаточно сложное и дорогое устройство, поэтому мало подходит для личного использования на приусадебном участке. Агрегаты этого типа применяют на деревообрабатывающем производстве.
Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата
Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс
Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов — досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.
Устройство пильной рамы
Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.
Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.
С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки
Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.
Работа зажимного приспособления
Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.
Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.
Сборка
Закончив собирать раму и колёсную базу, устанавливают винтовой механизм парного типа для движения кареточной части. Он обладает ручным вращателем и цепной трансмиссией. Гайки фиксируют на подвижной части внизу, а упоры винта прикрепляют к поперечине рамы сверху. Винты поворачиваются без затруднений, когда они посажены на соразмерные их габаритам подшипниковые комплекты. К приводу полагается натяжитель цепи, а гайка подъёмника фиксируется на кареточной втулке. Верхняя перекладина потребует посадить винт на подшипниковый комплект.
Для бесперебойной работы поднимающего механизма валы нуждаются в одинаковых звёздочках. Поставив их, цепь натягивается посредством ролика. Механизм плавной передачи оснащён шестернями разного размера: одна вращается синхронно с винтом, вторая – закреплена на другом валу. Использование главной звёздочки, имеющей больший размер, даст возможность быстро двигать кареткой по рельсам, а фиксирующая механика может быть изготовлена из штифта с пружиной. После калибровки штифта он занимает место между цепными роликами и зафиксированными на месте кронштейнами. По окончании монтажа основных деталей привод оснащают длинной ручкой, за которую его можно крутить вручную.
Механизмы пилорамы не смогут в полной мере работать без шкивов. Эффективными в этом случае окажутся половинки оси от легковушки с задним приводом. Для закрепления данных полуосей на нижней перекладине кареточной части используют узлы с подшипниками. Эти комплектующие дешевле заказать на ближайшем ремзаводе у токарей, что позволит их впоследствии подстраивать при появлении малейшего люфта, а также отклонить колёсные оси немного вбок.
Элементы регулировки – куски трубопровода, в одном из которых установлен второй. Между ними имеется воздушная прослойка до 0,5 см. Муфта, помещённая внутрь, послужит защитным кожухом для полуосевых шарикоподшипников. Правильно отцентрованная муфта регулируется посредством винтов на расположенной снаружи цанге.
Первое из колёс фиксируется на кареточной части стационарно. Хвостовая часть его половины оси обладает шкивом. Второе – размещается на динамичном элементе, предварительно натягивающем резак. Монтаж шкивов ведётся не строго по горизонту, а с оттяжкой в сторону в среднем на 3 мм по вертикали. Калибровка ленточного пильного полотна осуществляется из-за оттягивания опорного узла резака. Как и ролики пилорамы, узел поддержки резака изготавливается на основе трёх шарикоподшипниковых коронок.
Заключительным этапом сборки считается размещение двигателя. Вращающий момент передаётся с вала двигателя по клиноременной трансмиссии. Мотор, применяемый в качестве источника крутящего момента, предусматривает дополнительное натягивание ременной передачи посредством ролика с пружиной. Этот вариант применяют при работе пилорамы от двигателя на жидком топливе. Вокруг дисковой пилы размещается так называемый стружечный отвод (защитный кожух), благодаря которому опилки и древесная стружка не летят по всей территории или гаражу. Дополнительно ставится омыватель, в котором смывающая и смазывающая субстанции доставляются к месту работы одной из пил.
Мобильная шинная пилорама своими руками
Самодельная и мобильная шинная пилорама позволяет распиливать бревна диаметром 35 см в диаметре на доски и брус , самостоятельно для своих хозяйственных нужд. Простота конструкции и мобильность цепной пилорамы собранной своими руками по образу «PORTAMILL» решат проблему дорогостоящих пиломатериалов, потому что распускать бревна на доски и брус самому намного выгоднее. Для изготовления мобильной пилорамы понадобится проф труба 40 х 20 х 2 мм в количестве 2 шт длинною по 6 метров каждая, для направляющей лестницы. Ручка толкателя сделана из проф трубы с сечением 30 х 30 длинна составляет 1500 мм. Тележка на которой установлены ролики и крепление подъемного механизма пилы и сам толкатель, сварена из профиля и отделана листовым металлом толщиной 3 мм. Подъемник сделан из проф трубы 40 х 40 мм длинной 700 мм и дополнительно 450 мм для фиксации толкателя из трубы 30 х 30 мм , шпилька М-18 длинна 700 мм, все остальные материалы, уголок, труба и прочее, вообщем что было под рукой-то и пошло в дело)
Три верхних ролика для тележки заказывались у токаря, в качестве роликов фиксирующих тележку в нижней части стоят подшипники на болтах М-10.
Пилорама предназначена для бытовых нужд по хозяйству. Бензопилу рекомендуется брать с объемом двигателя не менее 50 см³ у меня установлена «Stihl 660» цепь под углом 10° . Длинна направляющей лестницы составляет 4700 мм.
Основные преимущества самодельной пилорамы-это конечно же мобильность, а именно направляющая лестница с легкостью размещается на багажнике легкового автомобиля, тележка с подъемным механизмом располагаются в багажнике, тоесть такую пилораму легко транспортировать на дальние расстояния и производить распиловку древесины непосредственно в выделенной делянке (лесу) предварительно расчистив и выровняв площадку под установку направляющей лестницы. На втором месте естественно удобство использования, потому как нет необходимости поднимать бревно как на стандартных пилорамах логосоль и удобно регулировать толщину доски. Линейка еще не установлена, потому как не хватило времени.
Оригинал пилорамы попался на просторах интернета (Цепная пилорама Portamill) Собирал без чертежей по картинке (на глаз) по месту как счел нужным внес свои коррективы. Себестоимость пилорамы (без цепной пилы) составляет порядка 5 тысяч трублей
- сварочный аппарат
- дрель
- УШМ(болгарка)
- набор гаечных ключей
- напильник
- слесарный и измерительный инструмент
- уровень
Материалы
- проф труба для направляющей лестницы 40 х 20 х 2 мм 2 шт длинной по 6 метров каждая
- труба 30 х 30 мм для ручки толкателя, длинна 1500 мм
- листовое железо толщина 3 мм
- подъемник 40 х 40 мм длинна 70 см
- фиксатор толкателя (труба) 30 х 30 мм длинна 45 см
- шпилька М-18 длинна 70 см
- подшипники
- ролики
- болты М-10
- краска
- тросик
Мини
Дальнейшее развитие идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. справа. Вместо направляющей используется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в пределах бревна выдерживается. На каретке в таком случае остается кроме шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.
Пионерный запил делается по шаблону (ровная доска, вверху справа на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Последующие горизонтальные – по предыдущему, в центре справа. Если необходим вертикальный запил, подкладывают швеллер (внизу справа), т.к. в данном случае нужна ровная боковая опорная поверхность. Однако все это не устраняет последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.
Мини-пилорама без станины и порядок пользования ею
Конструкция пилорамы
В основе организации работы лежит блочный принцип.
Он предполагает различные вариации устройства, начиная с базового, где подача пилы осуществляется вручную, заканчивая наиболее сложными узлами, когда пила подается автоматически, толщина резания выставляется, электронная система программируется и пр.
Составляющие узлы конструкции:
- для организации движения распилочной ленты используется рама с двумя направляющими;
- винтовой механизм подъема ленты;
- гидравлический или пружинный узел для натяжения ленты;
- ведущее и ведомое колеса (шкивы);
- кожух для ограждения колес;
- держатель ленты;
- клиноремная передача;
- электродвигатель;
- рельс для осуществления движения ленточной пилы;
- эксцентриковые зажимы для удерживания бруска (бревна);
- упор;
- бак с жидкостью для смачивания.
Для создания ровного надежного изделия необходимо сделать чертежи, по которым будет проходить сборка всей конструкции.
При этом чертеж должен быть изучен и понятен, иначе можно попросту потерять не только время, но и деньги.
Сначала изготавливается станина (неподвижная часть) станка, имеющая П-образную форму.
Сделать ее можно из двух швеллеров, которые можно заменить двумя рельсами (за неимением первых материалов). Если использовать рельсы, то их нужно установить так, чтобы подошва оказалась сверху.
Станину также можно сделать из уголков (50х100 мм).
Высота швеллера должна быть не меньше 14 см, длина должна быть около 8 метров.
По всей длине материалов с шагом в 1-1,5 м нужно просверлить отверстия. После этого при помощи труб, длина которых равна 25 см, швеллеры нужно стянуть между собой.
Используются при этом резьбовые шпильки или болты.
Далее необходимо сделать стойки швеллеров или труб, на которые устанавливается конструкция. Количество стоек зависит от длины пилорамы, так на восьмиметровую длину достаточно сделать 4 стойки.
При этом конструкция дополнительно укрепляется с помощью раскосов, поскольку необходимо добиться жесткости изделия. См. чертеж. Далее собирается мобильная тележка, размеры которой выставляются в зависимости от ширины станины, при этом тележка с обеих сторон должна быть несколько больше (примерно на 8 см) станины.
Длина передвижной конструкции должна быть примерно 60 см. Чаще всего тележка изготавливается из стальной плиты, толщина которой 46 мм.
Далее, смотря на чертеж, необходимо установить электрический двигатель для обеспечения движения тележки. Дисковая пила также крепится к ней.
На корпусе конструкции сбоку устанавливается специальный штурвал, обеспечивающий управление тележки.
Направляющие по бокам должны быть оснащены звездочками, с которыми соединяется штурвал управления.
Вся конструкция перемещается при помощи натянутой цепи, которая исключает свободное хождение штурвала.
Чтобы при работе пилорамы бревно не выскакивало, необходимо сделать фиксаторы, которые выполняются из труб.
Удобнее использовать трубы, внутренний диаметр которых не превышает 35-40 мм, поскольку внутри будут установлены подвижные штанги.
На трубы сверху необходимо поставить прижимы. Металлический уголок является материалом, из которого сооружают прижимы. Также подлежат установке зажимные кулачковые механизмы.
Если прижимные элементы будут менее 15 мм, то о надежности конструкции речи идти не может.
Далее устанавливаются электрический двигатель и пила. Можно сделать это и в начале работ, можно и в конце. Главное, смотреть на чертежи, согласно которых производится установка.
Если заняться двигателем в конце работ, то необходимо заранее его приобрести, чтобы пропорции всей конструкции были правильными.
Для рассматриваемого примера (длина станины равна 8 м) мощность двигателя должна быть не менее 10 кВт, а диаметр пилы не должен быть меньше 1 м.
В противном случае, размеры всей конструкции необходимо пересмотреть на меньшие.
Порядок изготовления самодельной ленточной пилорамы
Есть определенные рекомендации, касающиеся вопроса того, как сделать ленточную пилораму своими руками. К ним можно отнести следующее:
Важно правильно подобрать место установки оборудования. Если в качестве движущего элемента используется электродвигатель, то рекомендуется исключить вероятность повышения влажности окружающей среды для предотвращения возникновения короткого замыкания
Для удобства обработки бревен площадь мастерской или навеса должна составлять не менее 18 квадратных метров.
Работ ленточной пилорамы связана с осуществлением ручной подачи бревна, вес которого достаточно большой. Именно поэтому работу по созданию рассматриваемой конструкции начинают с изготовления рамы. Она должна быть устойчивой, имеет удлиненную форму. Одна часть станка рассчитана на размещение основных элементов конструкции, вторая для подачи заготовки. Удлиненная часть, где располагается бревно до обработки, имеет рельсы, которые помогают передвигать заготовку. При изготовлении используется профиль площадью поперечного сечения не менее 5-ти сантиметров
Особое внимание уделяется на ровность и горизонтально направляющих.
Самоделка проводит распиливание заготовки в горизонтальной плоскости. Именно поэтому следует рассмотреть то, как будет изменяться высота размещения пилы
Могут использоваться различные механизмы.
В нашем случае используется электродвигатель для передачи вращения основным элементам конструкции. При выборе электродвигателя учитывается то, от какого напряжения он должен питаться (220 или 380 Вольт), какова необходима мощность, а также размещение основных элементов крепления. Рекомендуется выбирать двигатель, который питается от сети 220 Вольт и имеет мощность не менее 2 кВт. От мощность электродвигателя зависит то, насколько будет производительным созданный станок. Если неправильно подобрать электродвигатель, то он будет перегреваться во время работы.
Крепление электродвигателя должно проходит с противоположной стороны от места подачи заготовок. При этом важно обратить внимание на прочность крепления – при работе на электродвигатель будет оказываться большое воздействие. В большинстве случае размещают электрический двигатель под рамой, создавая защитный кожух (от воды и механического воздействия).
Следующим важным моментом можно назвать тип используемого привода для передачи вращения. На протяжении многих лет прямую установку, когда выходной вал электродвигателя имеет жесткое соединение с режущим элементом ленточной пилорамы, не используют. Причина заключается в том, что нагрузка на электродвигатель будет меняться в большом диапазоне, и предохраняющего механизма от остановки пилы нет. Поэтому используемый привод представлен сочетанием шкивов и ремня. Если нагрузка большая, то ремень будет проскальзывать. Путем изменения диаметров шкива можно уменьшить или увеличить скорость вращения режущего элемента станка. Однако мощность от этого остается неизменной (применения ременной передачи определяет потерю несколько процентов КПД). Кроме вышеприведенных моментов следует учитывать то, что со временем ремень изнашивается, движение шкивов приводит к появлению звука.
Важным элементом конструкции можно назвать ролики, на которых крепится режущее полотно. Один из роликов ведущий, второй натяжной. Отметим тот момент, что самодельные варианты исполнения зачастую создаются при использовании обычных колес вместо роликов. При создании этого элемента конструкции следует учитывать то, что лента должна иметь хорошее натяжения, для чего один из роликов подпружинивают. При создании конструкции следует уделять внимание прочности крепления всех элементов, так как во время пиления может возникать сильная поперечная нагрузка на полотно – при допущении ошибки оно может слететь.
Вышеприведенные моменты указывают на основные моменты по производству самодельной пилорамы. Сделать ленточную пилораму можно самостоятельно при минимальный затратах. Ведь нужно купить или найти только двигатель, шкивы и ролики, найти металлопрофиль для рамы и полотно для пиления. Надежность конструкции зависит от технического состояния всех узлов и качества их соединения. Поэтому перед использованием пилорамы следует тщательно ее проверить.
Самодельная дисковая пилорама
Наибольшее кустарное применение получили дисковые пилорамы благодаря своей универсальности и простоте изготовления. Будем делать дисковую пилораму своими руками. Самое главное — нам понадобится дисковая пила – диск более 500 мм (чем больше — тем лучше). Движителем обычно служит электродвигатель, через повышающий обороты шкив.
1 — шпала основная (стальная труба 80x80x3, 5 шт ); 2 — подкладка (стальной лист, 40x10x1.22 шт.); 3 — полотно-направляющая (стальной швеллер № 8, L1750, 4 шт.); 4 — тележка (каретка тельфера); 5 — кронштейн нижний (стальной швеллер № 18, 2 шт); 6 — плита — основание (стильной лист s5); 7 — болт М20) (4 шт.); 8 — шайба Гровера (4 шт.); 9 — гайка М20 (4 шт.); 10 — электродвигатель асинхронный трехфазный (220 В, 5 кВт, 930 об/мин); 11 — кронштейн верхний (стальной уголок 45×45); 12 — полотно дисковой пилы; 13 — кожух защитный (стальной лист s2); 14 — штифт стальной (8 шт.); 15 — ступица дисковой пилы (Ст5); 16 — рукоять упорная (водогазопроводная труба 3/4″); 17 — горбыль отрезной; 18 — косынка упорная (стальной лист s5); 19 — гребенка (стальной уголок 45×45, L400); 20 — бревно; 21 — болт М30; 22- шайба разрезная; 23 — шайба-фиксатор (стальной лист sЗ); 24 — перекладина упорная (стальной уголок 45×45); 25 — шпала укороченная (стальная труба 80x40x3, 6 шт.); 26 — накладка для удлинения полотна (стальной лист 250x180x10, 2 шт.).
Готовится сварная рама, на раму ставится металлическая (реже деревянная) плита с прорезью под диск. Зазоры между диском и плитой – минимальные. К плите снизу крепится вал пилы на подшипниках и шкивом. Шкив электродвигателя и пилы соединяются ремнями (перестраховка при заклинивании пилы) – самодельная дисковая пилорама может работать!
один из вариантов самодельной дисковой пилорамы
Для натяжения ремня используйте вес двигателя с добавлением утяжелителей. Опорную площадку электродвигателя сделайте подвижной соосно валу пилы, с отклонением под тяжестью в противоположную сторону. В качестве движителя часто применяют колесо работающего трактора с приводом на шкив пилы без ремней.
Принципы резания те же, что и в ленточном резе – подаем бревно к режущему диску. После дискового реза поверхность пиломатериала более высокого качества за счет скорости обработки. Дисковые пилорамы бывают вертикальные и горизонтальные – их проще применять в мобильных установках.