Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф
Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:
- Гипс;
- Известняк;
- Глина;
- Полимерные соединения;
- Камень;
- Дерево;
- Декоративные и другие аналогичные составы.
Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.
Особенности создания барельефа из разных материалов
Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.
Из дерева
Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.
Из гипса
Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.
Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»
Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.
Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.
В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка
Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.
Для листьев и ягод можно изготовить формы
Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.
С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок
Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.
Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.
Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным
Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.
Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.
В конце рисунок нужно обработать защитными средствами
Этапы работ по нанесению барельефа
Рисунок для беральефа
Следует определиться с выбором рисунка, сюжет которого можно найти в интернете. В данном нашем случае, мы разберём изображение виноградной лозы вместе с листьями и гроздьями.
Перенос рисунка барельефа, делаем объем
Рисунком распечатываем и переносим его на прозрачную поверхность, здесь можно использовать обыкновенный целлофан. Далее приступаем к работе с гроздьями. Здесь можно выделить два способа, образования гроздьев винограда:
1) сделать его при помощи пластилина;
2) выполнять и создать форму с использованием силиконового материала.
Если, вы решили остановиться на втором варианте, то выполнить его следует, руководствуясь следующими правилами работы:
Используем небольшое количество пластилина для того, чтобы сформировать виноградинку, а также необходимо создать корытце, которое будет служить формой для силикона.
Слепленную ёмкость, которая была выполнена на основе пластилина, заполняем обыкновенным строительным герметикам, лучше всего использовать на силиконовой основе.
Из застывшей формы достаём пластилиновую конструкцию. На основе такой технологии, изготавливаем нужное количество виноградинок.
Из гипса образовываем смесь, по густоте схожую со сметаной. Если у вас нет гипса, то здесь можно использовать алебастр. Полученным раствором заполняем всё содержимое формы. Через короткий промежуток времени, около пары минут, готовые гроздья можно извлекать.
Грунтовка готового барельефа
Самым завершающим этапом будет являться очередная грунтовка, после которой, вы можете покрыть получившейся пейзаж водоэмульсионными красками, либо оставить так, как есть. Вся дальнейшая работа, проводится на ваше усмотрение и пожелание.
Как создать объёмное панно на стене по собственному эскизу
Для изготовления эксклюзивной композиции необходимо продумать рисунок или узор и подготовить эскиз
При этом важно учитывать общее оформление комнаты и оттеночные сочетания. Работа довольно кропотливая, но результат того стоит
Качественный барельеф будет радовать владельцев не один год.
Материалы и инструменты
Для работы нужно подготовить специальные инструменты, купить которые можно в любом торговом центре, продающем стройматериалы. Нам понадобятся:
- ёмкость для раствора;
- абразивные губки;
- мастихины, шпатели и кельмы;
- наждачка, малярный скотч и кисти;
- карандаш и трафареты.
ФОТО: stroychik.ruОсновной набор инструментов для создания барельефа
ФОТО: stroychik.ruИнструменты для более точной коррекции рисунка и создания элементов
Для создания барельефа наиболее часто используются следующие материалы:
- адаптированные штукатурные смеси с разными составами;
- акриловые шпатлёвки, в основе которых лежит кварцевый песок, улучшающий сцепление с поверхностью;
- гипс с фракцией до 0,2 мм идеально подходит для начинающих мастеров;
- алебастр с более крупной фракцией;
- глина – прекрасный материал для создания ботанического рисунка;
- полиуретан подходит для помещений с повышенной влажностью;
- камень используют профессиональные мастера.
ФОТО: vashakuhnya.comСамые красивые барельефы получаются путём заливки алебастра в формы
Этапы изготовления настенного рельефа
После подготовки поверхности, материалов и инструментов можно смело приступать к созданию барельефа своими руками.
ФОТО: strojka-gid.ruПорядок изготовления композиции следующий:
- На стену перенести рисунок будущей композиции. Для начала узор следует нарисовать на бумаге, накрыть его полиэтиленовой плёнкой и обвести контур фломастером или маркером.
- Развести небольшое количество акриловой шпаклёвки или гипса, нанести состав на поверхность по контуру.ФОТО: strojka-gid.ru
- Заполнить шпатлёвкой узоры внутри контура. Следующий слой можно наносить только после высыхания предыдущего.ФОТО: strojka-gid.ru
- Прорезать мелкие детали мастихинами, кропотливо вырисовывая каждый элемент. Крупные фрагменты желательно укрепить саморезами.ФОТО: strojka-gid.ru
- После полного высыхания композиции предельно аккуратно зачистить наждачкой выпуклые и вогнутые фрагменты, а также шероховатости и уголки.
Финишная окраска
После чистовой обработки барельеф нужно обязательно прогрунтовать. Затем приступают к тонировке, лакированию, росписи или окрашиванию. Финишная отделка увеличит сопротивляемость композиции к воздействию влажности и сделает картину более привлекательной.
ФОТО: strojka-gid.ruФОТО: strojka-gid.ru
На видео можно познакомиться с процессом создания барельефа цветка своими руками:
Watch this video on YouTube
Что можно украсить барельефом
У многих людей при мысли о барельефе сразу же всплывают в памяти фото произведений известных мастеров, украшающих фасады зданий или постаменты статуй. Однако даже в самой обычной квартире можно найти множество мест и поверхностей, на которых будет хорошо смотреться барельеф.
Барельеф небольшого размера станет прекрасным украшением поверхности различных предметов наподобие рамок для фото, зеркал, декоративных панно и шкатулок. Также такую отделку можно поместить на дверцы шкафчиков, ящики комода, письменного стола.
- Более крупные барельефы могут украшать дверные проемы и сами двери, камины, торцы крупной мебели.
- Стена – подходящее место даже для барельефа среднего и большого размера. Ромашки, скачущие кони, заснеженное дерево или льющийся водопад – невероятно красивые композиции способны гармонично смотреться на стене в любой комнате, будь то столовая или спальня.
Барельефы на стене не нуждаются в дополнительной покраске – они прекрасны сами по себе. Однако иногда после создания их покрывают лаком или росписью, чтобы подчеркнуть отдельные элементы картины или вписать в определенную стилистику интерьера.
Общая технология создания барельефа
Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.
Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе
Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий . Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.
- Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
- Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
- Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
- Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
- Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
- Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
- Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).
- Сдержанные формы, четкий рельеф
Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.
Новые материалы
Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:
Видео: лепка барельефа из шпаклевки
У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.
Красивые примеры
В последнее время настенные барельефы можно встретить практически в интерьере каждого дома, поскольку данный вид декора уникальный и необычный. Красивые композиции можно создавать не только в квартире, но и в загородном доме, применяя следующие дизайнерские идеи.
«Гипсовое» дерево. Данный элемент декора найдет достойное место как на стене в спальне, так и в гостиной. Дерево считается символом жизни и желаний, поэтому из гипса можно своими руками легко изготовить оригинальное «семейное дерево», которое будет смотреться, как будто оно растет из стены. Придать дополнительный футуристический эффект поможет светодиодная подсветка. Ствол такого дерева нужно формировать путем нанесения штукатурки в шахматном порядке короткими мазками. Чтобы создать стебли и ветви дерева, понадобится использовать проволоку. Чтобы композиция приобрела завершенный вид, можно развесить семейные фотографии в рамочках.
Украшение стен кухни. В этой комнате приходится проводить много время за готовкой, а чтобы создать приятную атмосферу в интерьере, рекомендуется создавать на стенах барельеф с объемными изображениями фруктов и овощей. Если площадь комнаты позволяет, то одну из ее стен можно задекорировать барельефом с изображением «райской» птицы. Каждое из ее пёрышек придется отдельно покрасить в контрастный цвет.
Советы начинающим мастерам по созданию барельефа смотрите в следующем видео.
Этапы создания барельефа на стене своими руками
Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.
- На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
- После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;
В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:
- Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
- Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
- Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
- После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
- При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Преимущества и недостатки барельефа на стене
Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:
- Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
- Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
- Визуально зонировать помещение;
- Возможность создания уникальных композиций;
- Индивидуальный интерьер с особым шармом;
- При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.
Среди основных недостатков:
- Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
- Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.
Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.
Как сделать своими руками?
Многие начинающие мастера считают, что настенный барельеф представляет собой сборную конструкцию, все составляющие детали которой выливаются из гипсового раствора. На самом же деле каждый выполненный своими руками барельеф – это уникальный предмет декора, который может быть создать различными способами.
Подготовка
Первым делом стоит выбрать материал, из которого планируется изготавливать композицию. Начинающим мастерам специалисты рекомендуют начинать работу с гипсом или декоративной штукатуркой. После этого нужно заняться подготовкой поверхности стены и созданием эскиза будущего «полотна» (его можно нарисовать маркером сразу на стене). Рабочую поверхность необходимо хорошо очистить и выровнять, приступать к созданию барельефа можно только на сухой и ровной поверхности, не помешает также стену дополнительно загрунтовать для лучшего сцепления с составом.
Далее готовится основа, в которой будет создаваться рельефный декор. Для этого необходимо собрать ящик из дерева с низкими бортиками, если дерева нет, то его можно заменить несколькими рейками и фанерой, которая послужит дном
Размеры ящика должны точно совпадать с габаритами будущих элементов, что важно учесть во время его сборки. Дно ящика застеливается пленкой, делать это нужно так, чтобы отсутствовали складки
Создание крупных элементов
Настенный барельеф с крупными изображениями считается сложным процессом художественной лепки из гипса или других материалов. Для его создания можно применять несколько техник (свободное гипсование, приклеивание готовых деталей). После того как поверхность стен прогрунтована не менее двух раз, ей придают рельефность, используя для этого смятый полиэтилен, бумагу, валик и шпатель. Большие композиции могут быть представлены изображениями фигур человека, абстракции, птиц, деревьев и животных. Их переносят непосредственно на ранее подготовленную поверхность стен с помощью специальных трафаретов или копирки, можно также контуры рисунков обвести спичкой или зубочисткой.
В самые утолщенные точки будущей композиции вкручивают саморезы, они в дальнейшем придадут барельефу прочности и защитят материал от осыпания. При создании таких элементов барельефа, как бутоны, листки, цветы, на поверхности стены нужно дополнительно закрепить заготовки из соленого теста, картона или пенопласта. Смеси для создания декора готовятся в соответствии с инструкцией производителя.
Помимо этого, большие декоративные фигуры можно изготовить не только по технологии лепки, но и отливания в формы. Готовые изделия фиксируются к загрунтованной поверхности, аккуратно придавливаются и выравниваются. Все швы и мелкие трещинки заделываются финишной шпаклевкой, с помощью которой создаются также прожилки и прорисовки мелких линий. Придать завершенный вид барельефу, состоящему из объемных элементов, поможет детализация изображения, которую обычно осуществляют при помощи медицинского шприца. Через несколько недель предмет декора покрывают защитным слоем грунтовки и лакируют, это позволит барельефу сохранить свой идеальный вид долгое время.
Формирование мелких деталей
Часто при оформлении интерьера комнат используют настенные барельефы, имеющие вид мелких фигур, узоров и орнаментов. Если их толщина будет превышать 10 мм, то рекомендуется готовить отдельно остов из проволоки, он защитит гипс от последующего растрескивания. Поскольку мелкие детали обладают небольшим весом, то специалисты советуют их отливать в специальных формочках, а потом уже фиксировать на стене, собирая в общую композицию по прорисованному шаблону.
Особенно красиво смотрятся в современном интерьере стены с изображением виноградных гроздей, бабочек и птичек. Они придают барельефу особый шарм и индивидуальность. Такие миниатюрные элементы лучше всего создавать из отдельных частей, а все точки соединений заделывать и сглаживать аккуратно гипсовым раствором. В итоге получится очень красивое целостное полотно.
Иногда при оформлении настенных барельефов используются мелкие детали с повторяющимся фрагментом, например, это может быть листочек, завитушка или цветочек. В данном случае специалисты рекомендуют применять специальные трафареты, благодаря им быстро выполнить работу сможет даже начинающий мастер, не имеющий опыта работы с художественной лепкой. Необходимый узор необходимо распечатать на принтере, потом из него изготовить шаблон из подходящего материала и нанести через «самодельный трафарет» гипсовую смесь. Помимо этого, готовый трафарет с красивым узором можно приобрести и в любом строительном магазине, они представлены в огромном ассортименте.