Создание японского сада камней на даче: пошаговая инструкция достижения гармонии

Достоинства и особенности японского сада

Сад в японском стиле отличается гармоничным сочетанием растений и архитектурных объектов. Ему не присуща искусственная симметрия, которая характерна для облагороженных участков. Здесь природа показывает всю свою естественную красоту, практически не подвергаясь изменениям. Сочетание камней, воды и растений создает самобытный дизайн, каждый элемент которого наполнен глубоким смыслом.


Японский сад с цветущими растениямиИсточник gd-home.com

При создании сада необходимо правильно обозначить все природные стихии. В японской философии камни являются скелетом ландшафта, а вода символизирует его кровь. Дополнить дизайн могут изгороди из бамбука, небольшие мосты, беседки, фонари, калитки и колокольчики. Такие элементы создают уютную атмосферу и добавляют ей особенный восточный колорит.

В умеренном климате следует высаживать растения, которые привычны к местным условиям. Водоемы имеют природные плавные очертания, без следов искусственного вмешательства. В таком ландшафте царит спокойствие и умиротворенность, характерные для восточных садов.


Японский сад с водоемомИсточник portes.ua

Фонтаны на участке лучше вовсе не использовать. Их следует заменить водопадами, которые выглядят более естественно в подобном стиле. Если сад обладает небольшими размерами, то на его территории не нужно размещать крупные валуны и широкие скамейки под огромными деревьями. Разноцветные элементы также нарушат гармонию дизайна, который предполагает максимальное сходство с нетронутой природной средой. Основной цвет территории должен быть обязательно зеленым, допускаются некоторые мелкие акценты других оттенков.


Водоем из камней в садуИсточник brd24.com

Что такое сад камней

Современные сады камней создаются в декоративных целях, они подчёркивают общий стиль японского сада и составляют спокойную альтернативу пышным разноцветным клумбам. Выглядят они как открытая ровная площадка, засыпанная песком или мелким гравием и вкопанными в грунт камнями, живописно расставленными одиночно или в группах.

История

Сады камней зародились в Японии ещё в V веке нашей эры, они имели глубокое религиозное значение, так как китайский даосизм начал развиваться в стране. Наибольшего расцвета это направление искусства достигло в XIV веке во время правления династии Муромати и с тех пор не теряет своей значимости. Садовники тогда носили название «монахи, которые располагают камни». Великий буддийский монах Мусо Сосэки выложил один из самых известных каменных садов и вывел этот вид ландшафтного дизайна на новый уровень. Сегодня это часть мирового культурного наследия, современные сэкитэи создаются по тем же принципам, что и древние.

Создавая сад камней, yужно следовать древним принципам, заложенным ещё в XIV веке

Назначение и философия

В саду камней нет пышных цветов и буйной зелени, фонтанов и бассейнов, беседок и площадок для барбекю. Это священное божественное место, спокойное и строгое, символизирующее модель устройства мира и суть природы. Для монахов в этом саду всё подчинено буддийской философии, тут они проводят время в медитации, познании себя и созерцании окружающего мира в его первоначальной простоте, стремлении к просветлению и отрешению от суеты.

Все элементы сада камней имеют конкретную символику

В Священных Писаниях есть легенды о райских островах бессмертных, где царит мир и счастье. Во время многочисленных гражданских войн и тяжёлой жизни люди создавали символ райских островов у себя дома. Камни обожествляли как образ земли. Сначала их располагали в центре небольшого искусственного пруда, а впоследствии появились сухие песчаные сады, где прочерченные бороздки и круги вокруг камней символизировали океан и волны. Позднее камни стали выкладывать в виде божественных животных. Например, журавль символизировал высоты духа, а черепаха — долголете и глубину познания, дракон — энергию и мудрость.

Монахи вкладывали в вечные камни и образы Будды или горы Сумэру — центра всего мира.

Для современных оформителей садов важнее декоративный эффект и стиль, напоминающий модный сегодня минимализм, а также атмосфера отдыха и уединения.

Самые известные сады камней

Каменный сад Рёандзи был построен на территории буддийского храма недалеко от Киото в 1499 году. С веранды храма открывается удивительный вид на прямоугольную площадку, покрытую мелкой светлой галькой, расчёсанной граблями на бороздки волн и пятнадцать чёрных камней различной формы, сгруппированных по три. Секрет этой композиции заключается в том, что один из камней всегда остаётся невидимым при наблюдении из любой точки. Только достигшие просветления увидят весь сад целиком, так гласит легенда.

Самый известный сад камней Рёандзи

Сад монастыря Тофукудзи не менее известен, чем Рёандзи, но имеет совершенно другую концепцию. Этот сэкитэй был построен в начале ХХ века, создатель заложил в него идею быстрого движения, замершего на секунду, камни выложены в форме, напоминающей дракона перед прыжком, это место обладает потрясающей энергетикой.

Сад Тофукудзи воплощает оригинальную концепцию замершего движения

Храмовый комплекс Дайтоку-Дзи содержит на своей территории целых два уникальных небольших каменных сада, один из которых был создан в 1315 году. На маленькой площадке рассыпана белая галька, с имитацией волн на воде, а в центре композиции лежит плоский камень с расходящимися от него кругами, рядом возвышаются два чёрных наклонных камня.

Минималистическая композиция с имитацией расходящихся кругами волн

Площадь второго сада побольше, галька в этом случае символизирует мировой океан, а центральная группа изо мха и камней олицетворяет удивительный остров, где живут мудрецы и просветлённые души.

Символизирует остров мудрецов в мировом океане

Устройство цукубаи в саду камней

Самым необычным и заслуживающим особого внимания является элемент цукубаи. Он представляет собой каменный сосуд, напоминающий бочку, наполненный водой. Древняя традиция велит совершать в нем омовение рук перед церемонией распития чайных напитков. Место для цукубаи древние определили возле живых изгородей или стен из каменной кладки. Рядом с этим резервуаром часто устанавливают фонарь из камней.

Цукубаи – неотъемлемая часть сада камней в японском стиле, нужная для омовения рук перед чаепитием.

Готовые цукубаи можно приобрести в специализированных магазинах, но гораздо дешевле будет изготовить самостоятельно. Главное здесь, предусмотреть несложную дренажную систему для предотвращения избыточного увлажнения вокруг объекта. Ниже опишем технологию сооружения мукаибачи – одной из разновидностей цукубаи. Для этого понадобится следующее:

  • Каменная чаша цукубаи, приобретенная в магазине, или выполненная на заказ путем выдалбливания ниши в большом валуне.
  • Штыковая лопата.
  • Длинный деревянный шест или палка.
  • Кусок дренажной трубы.
  • Цементный раствор.
  • Камни и валуны любого размера и формы на ваш вкус.
  • Мелкие камни или гравий, которым будет заполнено пространство между большими валунами.
  • Речная или карьерная галька.

Установка каменного резервуара производится в несколько этапов.

Этапы установки на участке каменной чаши

В первую очередь определяют самое оптимальное для установки цукубаи место и копают там яму глубиной не более 30 см. Из ямы делают траншею, в которую укладывают дренажную трубу. Затем ставят каменную «бочку» на место, приготовленное для нее. Она не должна перекрывать выход дренажа. Деревянный шест понадобится для установки цукубаи на место. Его используют в качестве рычага. Можно использовать и металлический лом, но это уже не та философия.

Примерная схема раскладки камней при оформлении цукубаи.

После установки самой чаши, приступают к оформлению композиции валунами. Самый большой из них ставят в центре на расстоянии 40 см от середины «каменной бочки». Оставшиеся камни в хаотичном порядке располагают вокруг этих двух предметов. Все пространство между камнями заполняют мелким гравием или осколками камешков. Цель этого – недопущение попадания в композицию почвы. Затем верхняя часть дренажа заливается раствором, так чтобы не закупорить вход в трубу. Для этого ее временно можно прикрыть камнем.

Перед центральным большим камнем кладут еще один поменьше, так чтобы он был несколько ниже. Маленькими камешками закрывают всю дренажную систему, а вход в трубу декорируют валунами побольше. Дно цукубаи укладывают красивой галькой, после чего все поливают чистой холодной водой для смывания пыли. Воду в чаше необходимо менять ежедневно. Она должна быть чистой и прозрачной, так как является священной. Чтобы сделать ее постоянно текущей, можно устроить скрытый резервуар с насосом.

Для этого под площадкой помещают в котлован любую емкость необходимого объема, в которую помещают насос для фонтана небольшой мощности. Он будет поднимать стекающую воду вновь в чашу, осуществляя ее постоянный круговорот. Чтобы вода не зацвела, можно добавить в нее специальные составы для бассейнов, а в системе установить фильтр. В качестве лотка для воды можно использовать бамбуковую трубку, что придаст еще большую схожесть с оригинальным японским стилем.

Цукубаи с принудительной циркуляцией воды электрическим насосом для фонтана.

Цукубай

Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму  знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.

Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い  переводится как склоняться, сидеть на корточках.

Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.

Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства.  Начертанное на цукубае заставляет задуматься  о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.

Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.

И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.

Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?

Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.

Ключевые моменты стилистики сада камней

Японский стиль придётся по вкусу тем, кто готов отказаться от буйной пышности европейских садов. Склонные к размышлениям любители уединенного отдыха оценят все прелести минималистского храмового сада. Желающий построить японский сад камней своими руками должен учитывать ключевые моменты его формирования изначально:

  • Пустота – первое впечатление, которое складывается при виде этого сада. Его площадь не должна быть максимально заполнена, как это принято в европейских садах. Необходимо контрастное восприятие открытого и занятого пространства.
  • Следует определить точку созерцания, относительно которой и будет ориентирован сад. Учитывая ослепляющий эффект полуденного солнца, для точки обзора предпочтительнее северная сторона. В зависимости от того времени суток (утренние или вечерние часы), которое предстоит проводить в саду, объект концентрации взгляда помещают в восточной или западной части участка.
  • Асимметрия – основной принцип всех японских садов. Не нужно подбирать похожие по размеру камни, размещать их параллельно друг другу. Традиционный сад камней строится с учетом семиугольной геометрической сети линий. При этом размер семиугольника не так уж важен. Расположение объектов должно быть таким, чтобы каждый из них был виден со всей точек обзора.
  • При наличии на участке открытых водных объектов, следует учитывать отражение в воде элементов сада. Важным считается даже очертание теней объектов.

Площадь сада камней не должна быть максимально заполнена

Очертание теней и отражение в воде – все важно в саду камней

Японской культуре в России уделяется много внимания. Наши сограждане интересуются особенностями традиций, церемоний, философией, культурой и, конечно, кухней этой страны. Система непрерывного самосовершенствования «Кайдзен», например, успешно применяется на Челябинском трубопрокатном заводе. Есть там и собственный сад камней.

Слева: семиугольная геометрическая сеть линий – основа построения сада камней; Справа: сад камней Челябинского трубопрокатного завода

Сегодня часто говорят о том, что геометрические составляющие таинственного сада камней храма Рёандзи открыты, а его гармония переведена в простые формулы. Да, кажется, это так… Вернее, так это кажется европейцам. Сад камней, как и иероглифы, навсегда останутся загадочными и непостижимыми для нас, даже если мы научимся имитировать их форму. Те, кто хочет воплотить сад камней на своём участке, должен понимать, что это будет лишь копия, воссоздающая внешнюю форму оригинала. Хотя и среди копий бывают свои шедевры.

Пятнадцатый камень сада Реандзи

Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:

И вот я в этом знаменитом саду камней!

То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы  в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?

Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.

Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.

Сад камней фото

Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.

Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?

Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку?  С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма,  да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.

Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.

Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру.   Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих  работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник  интерес западного человека к  первоисточникам.

Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы  II в храм покоящегося дракона сделал известным  и популярным сад камней храма Рёан-дзи.

Сад деревьев

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Фото: сад кустарников и деревьев

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.

Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Основные элементы и принципы устройства сэкитэя

В устройстве сада камней при кажущемся хаотичном и случайном расположении всё подчинено строгим правилам, каждый элемент ансамбля имеет сакральное значение и глубокий смысл.

Количество камней

Традиционно камни располагают группами по три, что символизирует божественное понятие триады: тело, речь, мысль. Один камень в центре может означать остров, гору, планету или священное животное. Чаще всего используется 15 камней, но в современных композициях это правило не строгое, главное, чтобы количество было нечётным, а визуально с любого ракурса был спрятан один валун. Обработка должна быть минимальной и выглядеть естественно.

Расположение и расстановка камней

Расстановка скальных глыб происходит по нескольким принципам:

  • сочетание пустых пространств и камней;
  • выбор асимметричных валунов и избегание параллельных линий и одинаковых по форме и размеру элементов;
  • количество горизонтальных камней должно превышать вертикальные для правильного баланса энергии;
  • гармония в каждой группе из трёх глыб достигается путём расположения в виде треугольника, где один элемент главенствует, а два других имеют подчинённые позиции;
  • булыжники углубляют в песок или гальку, чтобы создать иллюзию роста из земли;
  • площадку размечают так, чтобы из семи точек наблюдения открывался красивый вид и один камень был спрятан от глаз.

Песок и гравий

Мелкая галька и песок создают впечатление текучести и символизируют воду или мировой океан. На идеально ровной поверхности специальными граблями рисуют бороздки, которые имитируют волны и потоки воды, а круги вокруг камней олицетворяют расходящиеся круги от капель на воде.

Песок и мелкая галька в саду камней служат для изображения воды и её движения

Чтобы создать спокойствие водной глади, садовники используют не белые ослепительные оттенки минералов, а более нейтральные серые или коричневые. Ровные параллельные линии по всей площади сада означают умиротворение и внутренний баланс.

Волнистые линии напоминают бурную реку или ручей, показывают направление движения воды.

Допустима ли вода

В классическом понимании сад камней должен быть сухим. Даже его название в переводе с японского означает «сухой пейзаж» (сэкитэй), то есть вода недопустима. Но в ранних вариантах райские острова валунов размещали именно в небольших искусственных прудах и в современном прочтении иногда можно встретить сэкитэй на берегу водоёма или прямо в небольшом бассейне. Конечно, это нарушает традиционные принципы построения сада, но выглядит очень гармонично и красиво, вода благоприятно действует на всё живое вокруг.

По классическим канонам сад камней должен быть сухим, но в современных вариантах иногда присутствуют водоёмы

Мох

Мох используется в каменных композициях повсюду, его небольшая высота и густая текстура побегов прекрасно имитируют лесные заросли на райских островах бессмертных. Мусо Сосэки, великий мастер и создатель знаменитого сада 15 камней в Киото известен и строительством огромного парка мхов, на территории которого растут различные виды споровых растений, применяющиеся в ландшафтном дизайне. Богатство природы мастер показывает с помощью гармоничного сочетания оттенков и видов мха.

Мох великолепно дополняет и украшает сад камней

Декоративные элементы

Современные ландшафтные дизайнеры отошли от строгих канонов и стали использовать в садах камней различные декоративные элементы, выполненные в японском стиле и дополняющие пейзаж интересные детали.

В современном ландшафтном дизайне часто используются различные декоративные элементы в японском стиле

Дорожки выкладываются из плоских камней и других натуральных материалов так, чтобы между ними оставались промежутки для травы, максимально вписываясь в природный ландшафт, тому же правилу следуют при постройке мостиков, оград, расстановке скульптур и фонарей, японских каменных башенок. Мост из цельного куска породы или камня сложной формы смотрится особенно роскошно. В старинных японских садах встречаются деревянные мостики, поросшие мхом, они сливаются с окружающей природой, подчёркивая стиль парка.

Основы японской философии и ее отображение в формировании сада камней

Ландшафтный дизайн в японском стиле не имеет какой-то специальной формулы или схемы. При этом его создание включает в себя множество нюансов, которые обязательно должны быть учтены, а их игнорирование способно полностью нарушить концепцию сада. Именно она служит главным источником вдохновения, вокруг которого впоследствии происходит формирование ландшафта и выполняется его обустройство.

Одним из главных элементов японской стилистики служат камни в саду, поскольку именно они являются своеобразным центром японского романтизма как в формировании самого дизайна, так и символике в целом.

Подобная важность обусловлена отношением самих японцев к материалу, считающегося у них совершенным творением природы. Кроме того, согласно японским традициям, символ камня обозначает величие природы и ее красоту

При этом огромные валуны ассоциируются с горными хребтами, а небольшая волнистая переливающаяся поверхность символизирует водную гладь.

Каменные сады являются своеобразным эталоном японской ментальности и символизма, поскольку обуславливают духовное развитие человека, которое достигается путем созерцания природы и медитации. Поэтому подобные территории символизируют не какой-либо отдельный фрагмент, вырванный из природы, а ее целиком. При этом каменная экспозиция воспринимается как декоративная скульптура, сочетающая в себе множество качеств. Выразительность, соотношение пропорций, полнота объемов и размещение фигуры в пространстве в наибольшей степени формируют визуальную эстетичность и красочность сада. В свою очередь, все оставшиеся компоненты дизайна играют роль фона, подчеркивая общую красоту, индивидуальность и уникальность каменных изваяний.

По своей природе сады камней в Японии олицетворяют сильный и светлый мужской дух, подчеркивая положительные качества сильной половины человечества. При этом вода, подразумевающая женское темное начало, представлена не в традиционной естественной форме, а формируется исключительно при помощи гальки или песка. Однако для поддержания целостности интерьера и его гармоничности полностью отказываться от воды не следует, поскольку это нарушит общую концепцию японского восприятия мира.

Дополнительные советы и рекомендации

Занимаясь изготовлением японского настольного сада, стоит учесть ряд дополнительных рекомендаций. Простые советы помогут не допустить распространенных ошибок, сделать красивую композицию и получить максимальное удовольствие от творческого процесса:

  1. Разнообразить композицию из камней можно с помощью небольшого количества растений, в качестве которых оптимально подходят суккуленты. Такие растения не нуждаются в особых температурных условиях и частом поливе, поэтому на длительный период сохраняют надлежащий внешний вид.
  2. Использовать настольный декоративный сад можно для декора любого пространства, включая рабочее место и зону отдыха. Каресансуй будет уместно смотреться в кабинете, спальне, гостиной комнате.
  3. При создании композиции следует придерживаться принципа минимализма. Основная философия японского сада заключается в обнаружение истинной красоты путем мысленного дополнения неполного.
  4. В интерьере квартиры либо офиса можно сочетать каменную композицию с другими декоративными элементами. Классическим вариантом является комбинация с живыми растениями. Также можно дополнить сад небольшой свечой, которая придаст еще большее спокойствие и умиротворение.

Соблюдение простых рекомендаций поможет легко сделать декоративный настольный сад согласно японским традициям и философским принципам дзен-буддизма. Правильный подход к созданию Каресансуя поможет сделать символ для созерцания, расслабления, наблюдения и одновременной активации работы сознания.

Создаем храмовый сад своими руками

Определившись с местом и площадью будущего карэ-сансуй, разравниваем участок и засыпаем его крошевом гальки или чистым песком. Если следовать восточным традициям, то гальку следует брать исключительно светло-серую. Но если буквальное выполнение японских требований не является самоцелью и душа просит иного цвета, то можно взять желтую или розоватую.

С помощью граблей разравниваем гальку таким образом, чтобы на ней появились волны. Это символ океана, окружающего Японию, и в идеале волны должны расположиться концентрическими кругами.

Совет. Создавайте основу сада галькой, она дольше останется на месте, в то время как песок непременно будет разметен ветром и смыт дождями.

Располагаем на гальке камни. Это тоже символы: крупные – мужского начала, помельче – женского, а в целом камень – образ устойчивости мироздания. Их нужно разделить на пять групп:

  • основная – в нее вложен главный посыл композиции;
  • второстепенная – подчиняясь основной, усиливает ее идею;
  • гостевая – образует баланс контрастов с главной;

В саду камней должны присутствовать камни разного размера

  • связующая – прокладывает «стилистическую тропинку» к архитектурным объектам участка;
  • фоновая – задает смысловое поле всего сада.

Хорошо, если каждая группа будет представлена триадой из крупного камня (символ Будды) и двух поменьше (его сподвижники). При этом они не должны стоять как солдаты на параде, наоборот, мы обязаны стремиться к сочетанию размеров и разнонаправленных линий. Итоговое число камней должно стать нечетным.

На выбранной точке обзора располагаем плетеное кресло под притенением, ставим рядом на столике прохладную воду в керамическом кувшине, запасаемся томиком если не Конфуция, то хотя бы Мураками. Все необходимое для достижения нирваны на личном подворье готово.

Выбор камней

При обустройстве восточного сада камней принято использовать гранит, туф, базальт и другие камни вулканического происхождения

Для создания традиционного японского сада на даче подходят минералы вулканического происхождения (гранит, базальт). Одним из наиболее важных правил, которое следует учитывать при выборе валунов, является форма камней. Специалисты выделяют 5 основных видов декоративных булыжников:

  • плоские;
  • изогнутые;
  • лежачие;
  • вертикальные;
  • горизонтальные (статуи).

При выборе камней цветоводу также понадобится учитывать следующие нюансы:

  1. Единая цветовая гамма. Не существует строгих ограничений по цвету камней, но при этом нежелательно размещать яркие валуны. Необходимо, чтобы все булыжники были выдержаны в определённой цветовой гамме, поскольку для японского сада характерна монохромность. Более светлого оттенка в такой композиции может быть только галька, символизирующая воду.
  2. Естественный вид. Стоит отдавать предпочтение булыжникам со следами воздействия природы (мох, вымывание).
  3. Фактура. Следует выбирать экземпляры, которые будут хорошо гармонировать друг с другом.
  4. Твёрдость и структура. Эти качества определяют долговечность композиции.

Если отыскать самостоятельно подходящие валуны не удалось, то их можно приобрести в специализированных магазинах. Некоторые цветоводы предпочитают пользоваться услугами мастеров по изготовлению искусственных булыжников. Внешне такие экземпляры не отличаются от натуральных камней, но стоят достаточно дорого. Они проходят дополнительную обработку, во время которой мастера создают на их поверхности сколы и трещины. В отличие от таких экземпляров, натуральные камни обрабатывать перед посадкой не требуется.

Сад камней Реандзи, история создания

История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна,  умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.

Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами –  каварамоно (переводится как работники берега реки, низший  социальный класс в период Камакура и Муромати).

Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.

И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий