Фасадное освещение частного дома — требования и типы

Виды архитектурной подсветки фасадов зданий

Раньше архитектурная подсветка использовалась только для освещения памятников и архитектурных сооружений. В наше время такая подсветка пользуется большой популярностью, тем более что появилось огромное количество разнообразных осветительных приборов, которые могут эффектно подчеркнуть любое здание.

Архитектурная подсветка зданий, как правило, разрабатывается дизайнером, но если вы решили самостоятельно взяться за это дело, тогда нужно быть в курсе некоторых особенностей и моментов в оформлении цветовых композиций.

  • Заливающая архитектурная подсветка – это освещение с помощью мощных прожекторов, которые полностью освещают объект. Это может быть равномерное или тонированное освещение, которое выделит некоторые детали архитектурного сооружения.
  • Контурная архитектурная подсветка фасада — с помощью подсветки выделяют контуры здания – это окна, крыша, балконы. Такая подсветка делается с помощью светодиодной ленты или световой трубы. Эти ленты могут менять цвет сияния.
  • Локальная архитектурная подсветка фасадов зданий — такая подсветка выделяет отдельные части здания, например: окна, двери, крышу, балкон. Освещение производится с помощью маломощных прожекторов, которые создают рассеивающий свет. Такой дом производит впечатление лёгкости и воздушности.
  • Фоновая архитектурная подсветка зданий — для этого освещения необходимы мощные лампы с рассеянным светом. Такие лампы размещают за зданием. Создаётся впечатление, что дом появился с темноты и никаких других объектов больше не видно.
  • Динамичная подсветка — такая подсветка содержит много цветов и оттенков, которые меняются и мигают на здании.
  • Новогодняя иллюминация — в США и Европе традиция освещать фасад здания на Рождественские праздники существует уже много лет, у нас уже тоже много домов зимой сияют разноцветными огоньками. Для освещения используют светодиодные шнуры и гирлянды. Они являются водонепроницаемыми, гибкими, прочными, а также выдерживают низкие температуры.

Новогодняя иллюминация даёт яркий свет, безопасна для украшения дома, не нагревается и долго служит.

В магазине можно купить необычные подсветки для домов: светодиодные водопады, занавеси, дождики, сетки, звёздочки, колокольчики, декор в форме снежинок.

Если вы хотите создать шедевр на фасаде своего дома, тогда к гирляндам подключите специальные реле и контроллеры, собранные по блочной схеме, которые будут изменять цвет светодиодов под музыку или по установленному алгоритму.

Такое освещение может быть настоящим представлением для гостей и соседей: на фасаде будут высвечены различные сюжеты и фигуры (снежинки, сцены из кинофильмов). Такое «живое» представление заставит окунуться в сказочную атмосферу.

Смотрите ещё по этой теме на нашем сайте:

Как использовать фасадные светильники для декора фасада Люди, как правило, тщательно подходят к выбору материалов для отделки фасадов, но совершенно забывают, что внешний вид фронтальной части дома во многом зависит и от…
Прожекторы для наружного освещения — светодиодные варианты подсветки фасада Фасадная подсветка загородного дома — это возможность подчеркнуть удачные архитектурные решения, придать дому особое очарование, отразить собственную индивидуальность, включить в художественный световой ансамбль с придомовой…
Как правильно смонтировать пенопласт на фасаде дома Решили утеплить и отделать фасад своего дома? Хотите узнать, как штукатурить фасад из пенопласта и производить монтаж пенопласта на фасад? Это значит, что вы решили…
Разные стили фасадов домов – выбираем свой Современные тенденции таковы, что при обустройстве дома огромное внимание уделяется его дизайну и внешнему оформлению. Речь идет как о внутреннем оформлении здания, так и об…
Применяем жидкие гвозди для ПВХ панелей на фасаде частного дома В середине 90-х годов на смену привычным гвоздям и шурупам пришло новое средство — жидкие гвозди

Одной капли этого средства достаточно для того, чтобы закрепить…

Одной капли этого средства достаточно для того, чтобы закрепить…

Типы светильников и оборудования, используемых во фронтальном освещении

Для архитектурной подсветки используются привычные типы источников света. Но они характеризуются совершенно другими параметрами, не похожими на домашние.

  • Возможность работы в разных климатических условиях.
  • Герметичность корпуса, высокая степень пылезащиты, влагозащиты: IP не ниже 65.
  • Электро- и пожаробезопасность.

Корпус светильников лучше выбирать из устойчивых к коррозии материалов: нержавеющая сталь, алюминий, сталь с хорошим гальваническим покрытием.

Внешний вид осветительных приборов должен быть не привлекающим внимания, незаметным. Цвет лучше подбирать в тон фасаду, чтобы днем светильники не бросались в глаза. Многое зависит от материала облицовки стен. Если стены блестящие или зеркальные, то можно использовать менее мощные лампы: стены будут отражать свет.

Поскольку подсветка работает всю ночь, то обратите внимание на экономичность источников света: лучше устанавливать лампы с минимальным потреблением энергии. Также стоит выбирать светильники одной марки, модели

У разных моделей даже при одинаковых характеристиках могут быть различия в свечении, что будет заметно на фасаде

Также стоит выбирать светильники одной марки, модели. У разных моделей даже при одинаковых характеристиках могут быть различия в свечении, что будет заметно на фасаде.

Лампы можно использовать люминесцентные, галогенные, светодиодные, неоновые. Галогенные хороши своей отличной цветопередачей, используются для подсветки архитектурных памятников. Светодиодные – хороший вариант для дома, офисных зданий. Они работают от -40⁰С до +40⁰С, быстро запускаются, светят разными цветами, тонами.

Led-светильники для наружного отличаются прочностью, надежностью. Служат не менее 50000 часов (при правильном монтаже и надлежащем уходе за осветительной системой). Стоит проследить за надежностью драйвера – тогда светильнику не страшны перепады напряжения.

Светодиодные источники света выпускаются в разных формах: линейные, точечные, прожекторы, ленты, шнуры. Это позволяет без проблем создавать различные эффекты при архитектурной подсветке.

Организация подсветки невозможна без дополнительного оборудования. Оно также должно быть приспособлено к уличным условиям эксплуатации. К дополнительному оборудованию относятся: датчики движения, светочувствительные сенсоры, автоматика, элементы управления.

Для эстетичности проводку лучше делать скрытую, незаметную глазу. Места соединений проводов с оборудованием стоит защитить специальными гермовводами для защиты от влаги, пыли.

Гермовводы

Какие светильники используются для архитектурной подсветки

Осветительные приборы, применяемые для светового архитектурного дизайна, могут быть как традиционной формы, так и совершенно специализированной, предназначенной для конкретного применения. При этом даже традиционные светильники могут использоваться нестандартно.

Выполнение крупных светотехнических архитектурных проектов связано обычно с большими затратами как на оборудование, так и на текущие расходы при эксплуатации.

В декоративной подсветке фасадов зданий используются следующие светильники:

  • Уличные на столбах. Светильники для освещения автодорог и площадей. Подробнее о требованиях к ним читайте тут.
  • Фонари для подсветки фасадов. Применяются для освещения пешеходных пространств: тротуаров, бульваров, скверов. Могут также использоваться в качестве самостоятельных элементов декора.
  • Подвесные на тросах и растяжках. Применяются для создания праздничной, парадной и рекламной иллюминации автодорог и парковых территорий.
  • Настенные. В зависимости от направления создают яркие вертикальные, горизонтальные или диагональные световые пятна на фасаде. Применяются для подсветки архитектурных элементов фасадов: фризов, капителей, барельефов, карнизов и др.
  • Настенные поворотные светильники для подсветки фасада. Позволяют оперативно менять световую картину. Сейчас всё шире используются поворотные светильники с компьютерным управлением.
  • Бра, дающие локальную подсветку как снизу вверх, так и сверху вниз в зависимости от способа установки.
  • Садовые. Применяются для ограждения и выделения парковых аллей и дорожек, окружения и ограничения определённых садовых, площадок, цветников и клумб, подсветки скульптурных групп и зон отдыха, беседок и т. п.
  • Прожектора для подсветки фасадов. Имеют наибольшее применение в архитектурном освещении. Установленные на удалении от объекта широкоугольные галогенные светильники применяются для общего заливающего, узконаправленные — для локального освещения отдельных зон, а расположенные на стене служат для создания различных эффектов: вертикальных световых столбов, необычной подсветки элементов декора, создания контрастных теней и т. п.

Прожекторы в архитектурном освещении

  • Встроенные грунтовые светильники архитектурной подсветки. Заглубленные в грунт точечные светильники используются для нижней подсветки фасадов и цокольных этажей.
  • Светодиодные ленты. Наибольшее применение находят для создания эффектов контурно‑силуэтной подсветки. Читайте о них тут.

Помимо всех вышеназванных типов светильников для создания специальных эффектов могут также использоваться лазерные источники света, устройства создания голографических образов, трёхмерные световые картины, цветомузыкальные установки и многие другие.

Световое декорирование ландшафта

Идеальный вариант – это использование единого стиля всех видов освещения, выбранных для архитектурной и ландшафтной световой композиции. Только при таком раскладе все будет красиво и гармонично. По функциональности выделяют два вида архитектурного освещения – фасадное и ландшафтное.

Фасадное освещение загородного дома

Фасадное архитектурное освещение

Фасадное освещение – это архитектурное освещение зданий, позволяющее выгодно подчеркнуть конструктивные особенности здания, те или иные архитектурные композиции или отдельные их элементы. Выделяют несколько способов организовать архитектурное освещение зданий: заливающее, контурное, фоновое, локальное, динамичное освещение фасадов, скрытая подсветка или комбинированная подсветка знаний. Пользуется популярность и такой прием светового дизайна, как «световые фасады».

Фасадное освещение дачи

  1. При заливающем освещении используются мощные прожекторы, которые благодаря широкому углу излучения позволяют осветить все здание. Выбранная цветовая гамма придает неповторимый колорит всему сооружению.
  2. Контурное архитектурное светодиодное освещение используется для подсветки граней здания при помощи светодиодной ленты или трубки.
  3. Локальное освещение осуществляется при помощи прожекторов средней мощности и светильников с небольшим углом рассеивания. Цель его — выделить определенные архитектурные детали здания. Это могут быть оконные проемы и балконы, своды и карнизы. Локальная подсветка создает эффект легкости строения, его невесомости.
  4. Фоновое или силуэтное освещение предполагает создание светящегося заднего плана, на котором темным силуэтом выделяется здание.
  5. Динамическое освещение – это своего рода цветомузыка в световом дизайне здания: синтез различных цветов и оттенков, изменение яркости света.
  6. «Световые фасады» — это прием, который применяется для организации подсветки зданий со стеклянным фасадом. В этом случае осветительные приборы устанавливаются за стеклом, а направленный на стекло свет создает разнообразные световые эффекты. Оно наиболее эффективно в оранжереях и зимних садах.

Праздничная подсветка участка

Ландшафтное освещение

Ландшафтное освещение – это архитектурное наружное освещение, позволяющее осветить и декорировать ландшафт усадьбы. Одним из вариантов ландшафтного освещения являются декоративные фонари, осветительные опоры. Последним веянием моды на сегодня считается установка светильников на маленький кирпичный фундамент или непосредственно в грунт. В вопросах подсветки ландшафта существует множество возможностей. Не стоит упускать возможность оформить подсветку садовых и огородных культур грунтовыми светильниками. Если умело и с фантазией сделать освещение ландшафта, можно создать в своей загородной усадьбе неповторимую сказку.

Ландшафтное освещение загородной усадьбы

Расчетные характеристики отделочных материалов фасадов зданий, сооружений, монументов и зеленых насаждений, применяемые при проектировании наружного архитектурного освещения

Материалы
поверхности или цвет фасада

Средневзвешенный
коэффициент отражения материала
поверхности

Белый:атмосферостойкие фасадные краски,
гипс, керамическая плитка, кирпич,
матовые алюминий, нержавеющая сталь
и т.п.

0,7

Светлый:краски, мрамор, белый камень
(известняк, доломит, песчаник), бетон
и декоративные штукатурки
на белом
цементе и светлых заполнителях,
керамические плитки, силикатный
кирпич, латунь матовая, травертин,
ракушечник и т.п.

0,6

Средне-светлый:
краски, мрамор, камень (туф, песчаник,
известняк), бетон, цветные штукатурки,
керамический кирпич, блоки, плитка,
дерево (доски) и т.п.

0,5

Темный:краски, мрамор, гранит, глиняный кирпич,
декоративные штукатурки и керамические
плитки, потемневшее дерево, медь,
листва деревьев и т.п.

0,3

Черный:краски, камень (габбро, лабрадорит,
диорит, базальт, гранит), чугун,
платинированная бронза, декоративные
штукатурки, хвоя деревьев и т.п.

0,15

7.59При равномерном
заливающем освещении фасада отношение
максимальной освещенности к минимальной
должно быть не более 3:1, а на рельефных
и многоцветных фасадах до 5:1. При этом
максимальная освещенность должна
создаваться на основных
композиционно-пластических элементах.

7.60При
неравномерном заливающем освещении
фасада соотношение максимальной и
минимальной освещенности в пределах
освещаемой зоны принимается не менее
10:1 и не более 30:1, при этом максимальная
освещенность создается на акцентируемом
светом элементе.

7.61 При
проектировании световых архитектурных
ансамблей по табл. 20 выбирается яркость
главного фасада доминирующего объекта.
Средние яркости освещаемых фасадов
соподчиненных объектов единого ансамбля
должны быть, как правило, снижены не
менее, чем на две ступени.

7.62Объемные
монументы, памятники, малые архитектурные
формы
, имеющие многосторонний обзор,
следует освещать с двух-трех сторон с
четко выраженным основным направлением
светового потока, определяющим расчетную
плоскость, которая композиционно должна
быть связана с главным направлением
восприятия объекта.

7.63В установках
архитектурного освещения следует
использовать разрядные источники света.
При локальной подсветке допустимо
использование ламп накаливания,
преимущественно галогенных, а так же
источников хроматического излучения
или цветных светофильтров.

7.64Для освещения
объектов, имеющих «холодные» цветовые
оттенки поверхностей, и зеленых насаждений
следует применять разрядные источники
света с цветовой температурой выше 4000
К. Для освещения объектов, окрашенных
в «теплые» цвета, применяются источники
света с цветовой температурой до 3500 К.
При освещении полихромных объектов, в
особенности декоративноизобразительных
элементов на фасадах (мозаичные и
живописные панно и фризы, изразцы,
цветные рельефы и скульптуры, сграффито
и т.п.) следует применять источники
белого света с общим индексом цветопередачиRaне менее
80. При художественно-декоративном
освещении объектов ландшафтной
архитектуры допускается применение
источников цветного света.

7.65Приборы
архитектурного освещения должны
располагаться таким образом, чтобы их
выходные отверстия не могли оказаться
в поле центрального зрения водителей
и пешеходов в главных направлениях
движения или экранировались светозащитными
устройствами.

7.66Коэффициент
запаса при проектировании установок
архитектурного освещения должен
приниматься в зависимости от ориентации
светового отверстия осветительного
прибора и используемого в нем источника
света: при разрядных лампахKз= 1,5, если стекло прибора ориентировано
вертикально или в нижнюю полусферу (в
пределах угла 90-270)
иKз= 1,7 при
ориентации стекла в верхнюю полусферу,
при лампах накаливания соответственноKз= 1,3 и 1,5.

Типы архитектурной подсветки

Способ размещения фасадного освещения здания зависит от цели архитектурного проекта, его особенностей и стилевого решения. Проектирование архитектурного освещения — сложная задача, с которой могут справиться только профессионалы

При расчетах во внимание принимаются самые разные факторы: тип объекта, его назначение, площадь, а также то то, какие детали экстерьера должны быть выделены. Учитывая особенности отделки, локацию и планировку сооружения, можно подобрать подходящий тип декоративной подсветки

Виды архитектурного освещения:

1. Локальное

Этот вид светового решения используют при подсветке памятников архитектуры, спортивных площадок и торгово-развлекательных центров

Выбирая локальное освещение, важно грамотно подобрать мощность светильников, чтобы не допустить ослепления людей. Конструкция может включать светильники разного типа, дополняющие друг друга. 2

Фоновое обрамление фасада

2. Фоновое обрамление фасада

Подсветка подчеркивает отдельные архитектурные элементы — колонны, лепнину, статуи, подпирающие основание конструкции, — придавая им более декоративный вид. Как правило, в этом случае используются одиночные световые приборы — светодиодные прожекторы, точечные фасадные светильники.

3. Контурный свет

Метод контурного подсвечивания стен и торцов зданий давно получил признание у декораторов. За счет светового перелива такая художественная подсветка эффектно и гармонично смотрится как в дневное, так и в вечерне-ночное время. Подходит для оформления праздников, проведения массовых мероприятий.

4. Единый световой поток

Торговые комплексы, фитнес-клубы и другие здания с большими панорамными окнами могут приобретать разные очертания благодаря внутренней подсветке. Светильники устанавливают возле оконных проемов, создавая эффект «аквариумного» дизайна.

5. Художественное архитектурное освещение

Смешение стилей и дизайнов бывает не только в интерьере, но и в освещении фасадов. Креативная художественная подсветка, объединяющая в себе несколько стилей, чаще всего используется для визуального оформления исторических и культурных объектов.

6. Динамика в деталях

Выделить отдельные зоны здания позволяют RBG-светильники. За счет переключения разных режимов света, декораций и цвета они создают мощное визуальное сопровождение. Вот уж где можно разгуляться в плане дизайна и эстетики при отделке фасада!

7. Сплошная заливка светом

С помощью такого архитектурного освещения можно выигрышно подчеркнуть очертания дома, не делая на нем акцент. При отделке фасада чаще всего используют гибкий неон, светильники с пластичным основанием, который легко монтируется на каркас сооружений. Если стены объекта имеют малозаметные дефекты, при установке подсветки эти дефекты не будут видны.

Световое оборудование должно органично вписываться в архитектуру здания, подчеркивая его сильные стороны. Поэтому проект архитектурного освещения разрабатывается командой специалистов, среди которых есть и инженеры, и дизайнеры.

Архитектурный светодизайн фасадов зданий: концептуальные принципы

Архитектурный светодинамический дизайн является одним из наиболее эффективных и часто применяемых способов преображения строительных объектов, исторических памятников и частных домов, а также ведущим средством формирования позитивного имиджа компаний, что в значительной степени способствует акцентуации художественно ценных фрагментов сооружения и созданию узнаваемого лица города в более глобальном смысле. Резкий импульс декоративно-эстетическая подсветка фасадов зданий получила с появлением и развитием полупроводниковых технологий.

Светодиодные устройства различных конструкций, типов и технических характеристик объединяют общие достоинства, к которым, несомненно, следует причислить относительно малый вес, стилевую гибкость, универсальность, низкое электропотребление, экологическую безопасность, высокий индекс цветопередачи, визуально привлекательно свечение и пр. Появление на рынке подобных осветительных приборов существенно расширило границы дизайнерских возможностей в сфере декорирования разнообразных архитектурных объектов, частных владений, общественных зданий и монументальных комплексов.

Современные способы декоративного освещения фасадов зданий

В отличии от обычного уличного освещения, архитектурная подсветка обладает более обширными возможностями и специфическими технологическими моментами, наличие которых обусловлено необходимостью добиться максимально выразительных художественно-оптических эффектов. Грамотно подобранный и надлежащим образом размещенный в освещаемом пространстве состав светодиодного оборудования позволяет не только правильно расставить акценты, но и выделить сооружение из окружающей местности, тем самым повысив его архитектурно-художественную ценность, туристическую привлекательность или стоимость объекта недвижимости.

Сегодня существуют различные способы декоративной подсветки фасадов зданий. Одним из наиболее часто используемых дизайнерами экстерьеров является общее освещение заливающего типа. Это еще и самый простой способ повышения визуальной привлекательности объекта в темное время суток, поскольку мягкое светодиодное излучение позволяет выделить здание на фоне других элементов городской застройки. Зонально-локальная подсветка подчеркивает отдельные эстетически удачные фрагменты или его уникальные особенности и оригинальные дизайнерские решения. Кроме того, применяются силуэтно-контурные способы визуализации, фоновые и динамические акценты. К наиболее инновационным трендам относится проецируемые графические изображения, фото- и мультимедийные LED-фасады, а также комбинированные решения.

Используемое оборудование

В настоящее время номенклатура полупроводниковых устройств, предназначенных для светодинамического дизайна фасадов зданий или оптимально подходящих для него чрезвычайно разнообразна. Для реализации каждого из вышеприведенных способов визуализации строительно-архитектурных объектов применяются различные виды оборудования или их сочетание

Учитывая то, что фасадное освещение в большинстве случаев носит камерный характер и выступает эффективным инструментом подчеркивания фактурных особенностей поверхности или выделения ее отдельных фрагментов, например, барельефа или лепного орнамента, важно правильно выбрать тип светильников, способных наиболее полно раскрыть эти моменты

В зависимости от стоящих перед дизайнером задач используются точечные источники светодиодного излучения, встраиваемые приборы, устройства направленного света на поворотных кронштейнах, гибкие ленты и многое другое. Для достижения максимального художественного эффекта такое оборудование часто оснащается специальными оптическими элементами, изменяющими физические и визуальные характеристики генерируемого электромагнитного излучения.

Нормирование подсветки и выбор источников света

Под нормированием освещения понимается определение параметров. Так, при слабом освещении объекта он будет теряться на фоне других сооружений, а при слишком сильном — выглядеть аляповато, создавая проблему для водителей транспортных средств, жителей соседних зданий, да и просто прохожих.

Избежать этого поможет грамотное определение яркости фасада в целом и его акцентируемых элементов. Все это регламентируется стандартами и правилами при разработке проектов архитектурного освещения, действующими на территории РФ.

Отталкиваясь от указанных стандартов светодизайнеры производят выбор источников света. Основными критериями здесь являются мощность, размеры, светоотдача, цветопередача, дополнительные возможности (регулировка, работа при сложных климатических условиях) и цена. Нужно отметить, что даже высокая стоимость современных осветительных приборов с лихвой компенсируется их эксплуатационными параметрами и долговечностью.

Большой популярностью сейчас пользуются диодные осветительные приборы. Они отличаются универсальностью: могут применяться как при создании подсветки локальных элементов, так и для «заливки» всего объекта.

Серьезную конкуренцию диодным приборам составляют разрядные источники света. Данная группа представлена сразу несколькими видами ламп:

  • натриевые — характеризуются хорошей светоотдачей, долговечностью, при этом невысокий показатель цветопередачи и красноватый оттенок немного сужают их сферу использования;
  • люминесцентные. В первую очередь они славятся повышенной цветопередачей, светоотдачей, чувствительностью потока в плане регулировки. Отдельного внимания заслуживают варианты трубчатого типа, часто применяемые для линейных светильников заливающего света;
  • ртутные. Сравнительно недорогие устройства, отлично подходящие для освещения элементов ландшафтного дизайна и вспомогательной подсветки;
  • металлогалогенные. Популярный вариант, который помимо других свойств выгодно отличается диапазоном мощностей.

Возможность выбрать конкретный тип лампы для решения определенной задачи очень ценится светодизайнерами  и делает разрядные источники лидерами в данном сегменте рынка.

Когда делать проект? Что для этого нужно?

Сроки подготовки проекта подсветки при правильной организации и компетентности исполнителя занимает как правило не более недели. И основное время это корректировки и правки на основе предложенной визуализации — это отправная часть для всего проекта, так как на основе визуализации происходит выбор оборудования с необходимыми характеристиками и места его расположения на фасаде.

В идеале, проект должен быть готов до того, как сделаны внутренняя и внешняя отделка, и до того, как разведены инженерные коммуникации по зданию. Это не значит, что опоздав или запамятовав об этом, нельзя что-либо исправить добавить учесть выполненное, но это влечёт дополнительные расходы, потому что решение будет приниматься не столько оптимальное, сколько возможное.

Как правило, заказывают проект подсветки сразу после того, как готов утверждённый архитектурный проект. И этого проекта вполне достаточно, чтобы на его основе разработать концепцию подсветки и запроектировать это в документ. Соответственно, должны быть планы фасадов, поэтажные планы, если есть эскизы и визуализации дома в 3D это только приветствуется и позволит более точно оценить пропорции и показать концепцию наружного освещения коттеджа максимально наглядно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий