Вязка арматуры под ленточный фундамент: схема и примеры вязки своими руками

Способы вязки

Арматуру можно вязать, как своими руками, так и с помощью приспособлений, предназначением которых является армирование несущих конструкций.

Сделать это вручную можно одним их трех способов:

  • сваркой;
  • проволокой;
  • нахлёст.

Сечение прутков должно быть от 10 мм.

Вначале может показаться, что самой эффективной и простой технологией вязки стержней является сварка. Но, несмотря на явные преимущества, она имеет массу недостатков.

К примеру, необходимо будет привлечь к работам сварщика, а это заметно увеличит себестоимость строительства. Второй момент, который отмечают все специалисты — это то, что места сварки подвергаются коррозии, что снижает прочность всего фундамента, а как результат-срок его эксплуатации.

К тому же, используя строительные вибраторы для уплотнения бетонного раствора, возможно допустить повреждение сварного соединения. Поэтому замена вязки сваркой малоэффективна и практически не используется.

В частном строительстве арматурный каркас, в основном, таки сваривают, что не совсем правильно, но гораздо быстрее проволочной вязки

Армирование подошвы ленточного фундамента

На грунтах с не очень высокой несущей способностью, на пучнистых почвах или под тяжелые дома, часто ленточные фундаменты делают с подошвой. Она передает нагрузку на большую площадь, что придает большую стабильность фундаменту и уменьшает величину просадок.

Чтобы подошва от давления не развалилась, ее также необходимо армировать. На рисунке представлены два варианта: один и два пояса продольной арматуры. Если грунты сложные, с сильной склонностью к зимнему печению, то можно укладывать два пояса. При нормальных и среднепучнистых грунтах — достаточно одного.

Уложенные в длину пруты арматуры являются рабочими. Их, как и для ленты, берут второго или третьего класса. Располагаются друг от друга они на расстоянии 200-300 мм. Соединяются  при помощи коротких отрезков прутка.

Два способа армирования подошвы ленточного фундамента: слева для оснований с нормальной несущей способностью, справа — для не очень надежных грунтов

Если подошва неширокая (жесткая схема), то поперечные отрезки — конструктивные, в распределении нагрузки не участвуют. Тогда их делают диаметром 6-8 мм, загибают на концах так, чтобы они охватывали крайние прутки. Привязывают ко всем при помощи вязальной проволоки.

Ели подошва широкая (гибкая схема), поперечная арматура в подошве тоже является рабочей. Она сопротивляется попыткам грунта «схлопнуть» ее. Потому в этом варианте подошвы используют ребристую арматуру того же диаметра и класса, что и продольную.

Альтернативная арматура

Сложность транспортировки стальной арматуры из-за её длины, многие проблемы в работе с металлом заставили застройщиков обратить внимание на альтернативные решения. Одним из них вполне могла бы стать арматура из стекловолокна

Одним из них вполне могла бы стать арматура из стекловолокна.

У неё много достоинств, но чтобы их оценить, стоит вспомнить о изначальном назначении армирования фундаментов. По сути, арматурный каркас должен предохранить бетонный фундамент от растяжений. Модуль упругости металлических стержней значительно ниже аналогичных пластиковых. Это значит, что низкий порог упругости пластиковых стержней гораздо быстрее приведёт к деформации, а значит и разрушению фундамента, нежели металлический. И смысл замены металла пластиковым композитом исчезает.

Второй очень неприятный недостаток касается именно индивидуальных застройщиков, не имеющих специальных условий для выравнивания свёрнутой в бухты пластиковой арматуры.

Недостатки современной пластиковой арматуры касаются только нежелательности использования её в монолитных ленточных фундаментах. Сфер применения, где эта разновидность арматуры покажет себя лучше стальной, много, – но не в фундаментах.

Варианты вязки арматуры

Формирование арматурного каркаса может производиться различными способами:

  • связывание отдельных элементов крючком, шуруповёртом либо специальным пистолетом;
  • скрепление арматуры сваркой;
  • соединением прутов пластиковыми хомутами.

Плюсы и минусы соединений сваркой

Несмотря на то, что разработаны новые технологии соединения арматуры при выполнении фундаментных работ, традиционный метод сварки арматуры широко используется.

Преимущества сварки проявляются:

  • при значительных объемах работ;
  • при устройстве фундаментов с повышенной жесткостью пространственной конструкции;
  • при необходимости увеличения нагрузок на основание.

Сваривание арматурных прутов допускается только в случае применения специальных марок стали. Они обозначаются индексом «С» в конце маркировки, например, А400С. Марки арматурной стали без данного обозначения при сваривании резко снижают показатели прочности и устойчивости к коррозии.

Существует ряд ограничений по применению сварки для устройства фундаментных каркасов, они определены ГОСТ14098 и ГОСТ10922:

  • запрещается сваривание арматуры любого класса в местах перехлеста, если ее диаметр превышает 25 мм;
  • для электродуговой сварки должны применяться электроды диаметром не менее 4 мм;
  • не допускается применение сварки в зонах максимальных напряжений арматурных прутов и местах концентрированных нагрузок на них;
  • минимальная длина нахлеста арматурных стержней при сварке – 10 их диаметров.

Кроме того, специальные стали значительно дороже обычной арматуры. Сварочные работы требуют потребления энергии, – это также снижает рентабельность применения сварочных технологий для устройства фундаментов.В малоэтажном индивидуальном строительстве чаще применяется вязка арматуры.

Преимущества и недостатки метода вязки арматуры проволокой

Ручное механическое скрепление прутов с использованием вязальной проволоки – самый распространённый и недорогой метод. Он не применяется только лишь при очень больших объемах вязки, но оптимален для индивидуального строительства. Простейшее приспособление для связывания арматуры в единую конструкцию – крючок. Преимущества способа:

  • Крючок можно изготовить самостоятельно из проволоки или из сварочного электрода. Возможность изготовления инструмента непосредственно на стройплощадке – это уже большой плюс. Стоимость изготовления крючка практически нулевая. Крючки, изготовленные в заводских условиях и с различными дополнительными улучшениями также недороги.
  • Операция вязки быстро осваивается начинающим строителем. Скорость скрепления арматуры повышается по мере приобретения навыков. Производительность опытного вязальщика часто выше, чем при использовании сварки или специального инструмента и расходных материалов.
  • Допущенные дефекты вязки исправляются быстро и без материальных затрат.
  • Стержни можно связывать непосредственно в опалубке, на месте установки каркаса.

Недостатком способа можно назвать шаткость изготовленного каркаса, — но это лишь при сборке конструкции вне опалубки с последующим ее переносом. Производя вязку непосредственно на месте монтажа, в опалубке,- проблема недостаточной жесткости каркаса снимается.

Вязка с помощью хомутов

Высокая скорость проведения вязальных работ без специальной подготовки исполнителей, а также достаточная надёжность соединений, — главные аргументы в пользу применения хомутов при армировании фундаментов.

Основные недостатки и ограничения использования хомутов для вязки:

  • производительность труда немного ниже, а стоимость материала выше в сравнении с применением вязальной проволоки;
  • исправить дефект крепления невозможно без обрыва хомута;
  • перемещение конструкции, скрепленной хомутами, не допускается из-за возможности их обрыва;
  • при отрицательных температурах вязку хомутами проводить нельзя из-за ломкости пластика.

Для индивидуального застройщика, при решении вопроса «как вязать арматуру», оптимальным решением может стать применение пластиковых хомутов..

Тонкости работы с вязальным крючком

То того момента, как начать армировать фундамент, необходимо уточнить правила использования инструментов для вязки. Пистолет применяется на больших объемах профессиональными строителями, а вот для частной застройки вязальный крючок окажется вполне подходящим приспособлением.

Если заблаговременно подготовить соответствующие шаблоны, применение крючка значительно упрощается. Для подготовки шаблонов необходимы деревянные бруски шириной в 30 см и шириной в 50 см, длина их может достигать не более трех метров, иначе вам будет на таком верстаке неудобно работать.

В бруске сверлим пазы и отверстия, повторяющие очертания стальных стержней в каркасной основе. В подготовленные таким образом места заранее укладывается вязальная проволока, нарезанная в длину по 20 см, после этого выполняется фиксирование арматурных прутьев.

Чтобы понять, как правильно армировать фундаментное основание, а точнее – изучить тонкости вязки каркаса, предлагается рассмотреть один пример. Для строительства понадобится пара вариантов: на перекрестия (расположение элементов перпендикулярно) и под соединения внахлест. Для ленточного основания используется главным образом вторая методика, а первая больше пригодна для заливки монолитной плиты.

Пошаговая инструкция, чтобы сформировать каркас соединениями внахлест крючком, выполняется следующим образом:

соединяют арматуру в нескольких точках по всей длине стыковочного участка, проволоку располагают таким образом, чтобы она попала между арматурными рифлениями;
вязальная проволока складывается в два раза, заводится под место вязки;
крючком поддевается петля;
свободный конец подводится к крючку, накладывается сверху с легким перегибом;
выполняется вращение крючка, при котором вязальная проволока начинает закручиваться;
инструмент осторожно извлекается.

Чтобы выполнить одно соединение внахлест, придется повторить процедуру от трех до пяти раз – разового перекрестного примыкания будет недостаточно. Вязка получается надежной, так как такой способ фиксации предотвращает возможные сдвиги стальных элементов.

Чем вяжут арматуру

Поскольку в строительстве фундаментов и капитальных стен используют в основном арматуру в виде стальных стрежней, их соединение для восприятия сжимающих или растягивающих напряжений обязательно. В массовом строительстве для соединения применяется метод сварки и вязки, в индивидуальном – обычно только вязки. При этом вязка арматуры выполняется с помощью:

  • вязальной проволоки;
  • арматурных фиксаторов.

Под термином «вязальная проволока» понимается круглая проволока из низкоуглеродистой стали по ГОСТ3282-74. Она может быть обычной и термически обработанной (с маркировкой «О»), с покрытием и без. Толщина цинкового покрытия определяет класс материала.

Выбирая, какой проволокой вязать арматуру, следует обращать внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. При этом учитываются механические свойства

Так, если вязка арматуры под фундамент предполагается вручную, лучше выбирать более тонкий вариант, поскольку без специального инструмента толстая проволока для вязки арматуры требует значительных усилий.

Кроме низкоуглеродистой проволоки промышленного производства допустимо использование металлокорда из автомобильных шин. При сжигании шин металлокорд высвобождается и одновременно проходит термическую обработку, что в дальнейшем упрощает работу с ним. Такой вариант вязального материала приемлем только при малых объемах работ и индивидуальном малоответственном строительстве.

Применимы также пластиковые хомуты, обычные и со стальным сердечником. Обычно они используются для стеклопластиковой арматуры. Применение хомутов допустимо в случаях, когда жидкий бетон не будет подвергаться механическим нагрузкам в процессе застывания (по нему не будут ходить, складывать тяжелые вещи, нагружать другими строительными материалами). Этот вариант применим для малоэтажной застройки, поскольку в процессе заливки большой массы бетонной смеси крепления могут смещаться вместе с арматурой. Смещение нарушает работу каркаса и приводит к изменению расчетной прочности конструкции.

Как правильно производить работу

Как ни странно, само соединение или вязка прутов производится относительно быстро, это динамический процесс, в особенности когда видно результат практической работы.

Но вместе с тем большая скорость проведения работ во многом связана с правильной организацией процесса, что предусматривает следующие составляющие:

  • разметка арматура;
  • резка арматуры на требуемые длины горизонтальных, вертикальных прутьев и перемычек;
  • подготовка вязальной проволоки или других крепежных материалов – пластиковых хомутов, покупка достаточного количества электродов.

При необходимости соединения нескольких небольших элементов каркаса, возможно, их соединение по шаблону с последующей установкой на место.

Нелишне напомнить при подготовке к монтажным работам и о том, что правила техники безопасности во многом не только требуют, но и помогают ускорить процесс работы. А при работах с металлом как минимум необходимы перчатки и соответствующий инструмент – пассатижи, молоток, крючок для вязки арматуры.

Способы (схемы) вязки

Вначале про инструменты для вязки. Они позволят ускорить и улучшить качество. Основные:

Вязальный крючок (есть два вида). Покупайте фабричный или мастерите самодельный.

Пистолет для арматурыВязальный пистолет самостоятельно обхватывает пруток и автоматически обвязывает его. Супер! Правда, для домашней работы Вы его приобретать не станете. Если есть знакомый строитель, обратитесь за такой штукой к нему. Чтобы построить баню или дом, он нужен только один раз, так что — вложение денег нерентабельно.

Также применяют шуруповёрт с насадкой: крутить быстро, но иногда не удобно…

Ну а теперь схема, точнее схемы. Следите за руками, как говорил фокусник:

  • а) вязка в пучке без подтягивания;
  • б) вязка узлов в углах;
  • в) узел двухрядный;
  • г) узел крестовый;
  • д) узел глухой;
  • е) крепление соед. элементом:

1, 3 – стержни, 2 – соединительный элемент. I – вид спереди; II – вид сзади.

На этом всё. Надеюсь, статья была полезной и отвечает на основные поставленные вопросы.

Анекдот: — Сударь, какая необычная у вас шпага. — Это арматура, сэр…

Подписывайтесь на новости, успехов и правильных Вам «выкрутасов»!

Цитата мудрости: Лень делает всякое дело трудным.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

С точки зрения важности, укладка и вязка каркаса никак не менее ответственный этап, что и расчет. Прежде всего нужно понять, для чего все эти хлопоты по предварительному сбору каркаса

Задача тут стоит расположить в пространстве все металлические элементы и зафиксировать до заливки бетоном. И удержать на месте во время заливки. Не нарушая при этом прочностных характеристик самой арматуры – вот почему арматуру вяжут, а не сваривают.

Фото: Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Термическая обработка ослабляет отдельные участки по краям соединения и на разрыв они становятся менее прочными. Хотя в сейсмических районах сварку все же применяют. Но соединяют только вертикальные и продольные связи. А поперечные все равно вяжут. Правда, как уже говорилось, в этом случае стоит применять особую марку арматуры. Той, в маркировке которой есть буква С.

Сначала в траншее устанавливают опалубку. Иногда в качестве нижнего ограничителя использует стенки траншеи, но это не всегда удобно и возможно. Поэтому лучше все же работать с полноразмерной опалубкой.

На опалубку пускают любые доступные материалы: доски, листы РСП, металл

Важно, чтобы все элементы конструкции стыковались с щелями не более 3 мм. В противном случае возможно образование раковин

Лучше, когда схема армирования ленточного фундамента нарисована заранее – легче будет ориентироваться при закладке арматуры внутрь опалубки. Если опалубка выходит высокая, то желательно проектировать ее шириной 50 см или более, даже если требуются в теории менее массивные конструкции – просто чтобы можно было работать внутри нее и нормально соединять элементы.

Вяжут в местах пересечения любых элементов конструкции и там, где они соединяются, наращиваются. Вязки при этом идут не реже чем через 25 см, а взаимный перехлест прутьев должен быть в пределах 25 – 50 диаметров. То есть при толщине 10 мм нахлест должен составлять от 25  до 50 см. На углах частота хомутов удваивается.

Нельзя в углах просто соединять нахлестом продольные прутья и связывать их. Для крепления углов нужно использовать Г-образные или П-образные (при Т-образном примыкании стен) гнутые элементы. При этом нахлест арматуры при вязке минимум 50 диаметров. В углах увеличивают количество и поперечных элементов, пуская их с шагом 0,4 высоты элемента, но не реже чем через 25 см.

Вязка арматуры на углах

Технически это выглядит примерно так. На дно траншеи засыпают песок толщиной примерно 15 см, проливают его. Затем монтируют опалубку и заливают первый слой бетона примерно в 5 см. Чтобы выровнять основание. Потом монтируют опалубку.

Продольные связи должны проходить не ближе чем в 5 см от стен опалубки. В противном случае они заржавеют. Чтобы арматурный пояс не соприкасался с низом формы, под него подкладывают небольшие камни или кирпичи, которые потом останутся в заливке. Но можно поступить иначе. На месте поперечных арматурин по всему нижнему поясу сверлятся в опалубке отверстия, равные диаметру арматуры или чуть больше. В которые затем вставляют прутья арматуры, отрезанные с небольшим запасом. Получаются как бы небольшие кронштейны, на которые потом и опираются продольные элементы, а уж к ним прикручиваются и вертикальные.

Схема вязки на углах

Арматуру монтируют поясами. Лучше прямо в опалубке. Крутить все это снаружи, а потом переносить в опалубку много сложнее и тяжело физически. Прутья режут ножовкой по металлу, болгаркой, гидроножницами – чем удобнее, что имеется под рукой.

Соединения

Традиционный материал для фиксации арматуры – мягкая вязальная проволока, сложенная вдвое. Считается, что удобнее

Так вяжут арматуру крючком

всего в работе проволока для вязки арматуры, диаметр которой 1,2 – 1,5 мм. Правда, в пособиях по строительству часто поднимается вопрос, можно ли вязать арматуру пластиковыми хомутами. Этот способ несколько менее бюджетен, но предпочтительнее с точки зрения временных затрат.

Конечно, задача вязки – зафиксировать некую пространственную конструкцию до заливки ее бетоном. И с этой позиции применение хомутов допустимо. Но на деле метод лучше оставить для каких-то неответственных и малогабаритных элементов. Для фундамента все же лучше применять проволоку, поскольку где-то придется опираться на вязки, где-то потребуется максимально жесткое крепление, которых пластиковый хомут не в состоянии обеспечить. Тем более, что существует простое приспособление для вязки, заметно ускоряющее процесс.

Видео

Схемы и приемы

Перед тем как вязать арматуру, надо понимать, что не всегда можно использовать простые схемы вязки. Ведь фундаментные конструкции подвергаются подчас огромным нагрузкам, исчисляемым сотнями тонн. Поэтому и способы крепления надо использовать более сложные.

Посмотрите на фото ниже, где показана одна из схем вязки арматуры. Она отличается от остальных тем, что сложенная вдвое проволока как бы делает двойную петлю, с помощью которых происходит прижим одного прутка к другому. Таким способом связывать элементы каркаса не совсем удобно, но это эффективная схема, гарантирующая высокую прочность соединения. При этом надо отметить, что в поперечном направлении стержни соединены прочно, а в продольном есть свобода смещения. Таким способом обычно связывают арматуру в углах фундаментной конструкции.

К простым способам обвязки можно еще отнести и другую технологию:

  1. В двойную петлю вставляется один свободный конец проволоки.
  2. Делается два оборота крючком.
  3. Затем вставляется второй конец в петлю.
  4. Делается необходимое количество оборотов для зажима двух прутков.

Армирование углов

К армированию в углах надо подходить с особым вниманием, потому что эти участки самые нагружаемые, в них образуются разряжения высокой величины. Поэтому соединение арматуры в них производится по специальным схемам, в которых часть элементов конструкции в одной траншеи заходит в соседнюю с перехлестом сопряженных концов

Чтобы было понятно, о чем идет речь, вот несколько фотографий, на которых обозначены возможные способы соединения двух смежных участков армирующего каркаса.

Обратите внимание, что в этих двух схемах четко определены различия. Если в первой перехлест и соединение двух каркасов происходит за счет продольной арматуры, которую сгибают и направляют в соседнюю траншею, то во второй связка производится Г — образным хомутом, изготовленным из той же арматуры, что и продольные элементы армирующего каркаса

При этом необходимо понимать, что угловые элементы всегда усиливаются вертикальной и продольной арматурой или специальными П — образными хомутами из стержней, что и вертикальные элементы. Вяжется арматура для фундамента в углах конструкции хомутами или проволокой.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что ближе к углам сооружения шаг установки вертикальных и поперечных прутков уменьшается до половины основного расстояние между ними. Это в первую очередь усиливает конструкцию

Конечно, это материальные затраты, но без дополнительного упрочнения говорить о высокой надежности конструкции не приходится.

На фотографии выше показаны всего лишь две схемы вязки арматурных стержней в углах ленточного фундамента. Их намного больше, и у каждой своя специфика проведения работ, своя точная технология стыковки и вязки.

Несколько слов об особенностях ленточного фундамента

Ленточный тип фундамента можно смело назвать универсальным, наиболее распространённым, дающим возможность возведения зданий из практически любых строительных материалов. Повсеместное использование этой конструкции основания объясняется в том числе и значительной экономией средств, простотой и доступностью её самостоятельного обустройства, а также тем, что ленточный фундамент всесторонне испытан очень широкой практикой его многолетней эксплуатации.

Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий

Сам по себе такой фундамент представляет собой железобетонную ленту, которая может иметь разную ширину, толщину и высоту. Эти параметры зависят от проекта будущего здания – размеров стен и материала, из которого планируется возвести стены, общей массивности строения, состояния грунтов на участке застройки и целого ряда других важных факторов. Но в любом случае ленточный фундамент устанавливается по периметру будущего строения, имеет замкнутый контур, который и предназначается для дальнейшего возведения несущих стен. При необходимости этот вид фундамента дополняется внутренними перемычками, которые становятся основой для возведения на них внутридомовых капитальных перегородок.

Глубина залегания подошвы ленты может существенно различаться, в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, при неустойчивых верхних слоях грунта на участке ведения строительства, подошва ленточной основы полностью заглубляется ниже уровня промерзания или же исполняется в сочетании со свайным фундаментом. Если же грунт плотный, или же тогда, когда планируется строительство небольшого по общей массе здания, то вполне можно обойтись малозаглубленным ленточным фундаментом.

Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями

Как бы то ни было, требования к полноценному и качественно исполненному армированию равнозначно важны для любой разновидности ленточного фундамента. Только при таком условии основа оптимизирует нагрузку от стен дома на грунт по всему периметру строения, что минимизирует риск проседания здания, перекос и деформацию всех его составляющих строительных конструкций.

Как связать арматуру для фундамента: способы вязки

Для того чтобы соединить арматурные стержни в пространственный каркас или сетку, армирование выполняют с помощью сварки или вязки. Это делается проволокой или хомутиками из пластика.

В последнее время вязка арматуры для фундамента остается наиболее популярной по сравнению со сваркой.

Недостатки сварных соединений:

  • во время сварки происходит уменьшение прочности стали в местах крепления, и при заливке бетоном может произойти разрушение сварных соединений;
  • прочность и надежность сварного соединения напрямую зависит от опыта и квалификации работника, поэтому некачественно выполненные швы при укладке бетона от динамичной нагрузки попросту могут разрушиться;
  • к недостаткам можно отнести и то, что расценки на сварочные работы, которые может сделать только квалифицированный специалист — сварщик, достаточно высоки.

К сварочному процессу для соединения арматуры прибегают достаточно редко, несмотря на такие преимущественные показатели, как простота монтажа и высокая скорость производимых работ.

В нахлест выполняется плоская вязка арматуры фундамента из плит. Специальные инструменты для такой вязки не нужны. Недостаток такого метода состоит в том, что он имеет низкую производительность.

Вязальные работы выполняются там, где была установлена опалубка арматуры. Для этого:

  1. Не нужно тратить время на доставку и транспортировку материалов.
  2. Не нужно переносить их с места на место.
  3. Сокращается время подготовки арматурной сетки к заливке бетонным раствором.

К недостаткам вязки арматуры проволокой можно отнести и то, что качество вязки непостоянно, возможно смещение узла вязки.

Существуют несколько способов вязки арматуры фундамента, вот основные из них:

  • при помощи плоскогубцев;
  • с использованием специального крючка;
  • с применением винтового крючка;
  • при помощи шуруповерта;
  • при использовании специальных скрепок;
  • при помощи вязального пистолета.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий